Предмет: литературное чтение
Тема: Б.В. Заходер «Что такое стихи?"
Цели:
1. Познакомить учащихся с творчеством писателя, со стихотворением «Что такое стихи?»
2. Развивать навыки выразительного чтения, умение размышлять над прочитанным и отвечать на вопросы; делать выводы,
3. Воспитывать умение слышать и слушать друг друга.
Ход урока
I. Эмоциональный настрой учащихся
– Предлагаю наш урок начать с рукопожатий.
– Возьмите друг друга за руки. Пожелайте своим друзьям интересной работы и успехов на уроке. Не забывайте: тот, кто с товарищем дружен, вдвойне умней и сильней!
II. Подготовка к восприятию
Учитель читает стихотворение:
Добрые стихи помню я с детства.
Хочу, чтобы эти стихи прочитали и вы.
Пусть подкрадется к самому сердцу
И зародит в нем зерно доброты.
– Все дети с раннего детства любят слушать стихотворения. Читая стихотворения, вы проникаете в загадочный, чудесный, таинственный мир.
- Какие стихотворения вы знаете наизусть? Назовите автора и название стихотворения (2-3 ученика у доски рассказывают стихи)
- Ребята, скажите тему нашего урока. (Знакомство с новым стихотворением.)
III. Работа с темой урока
1.Знакомство с биографией Б. Заходера.
– Скажите, ребята, кто-нибудь из вас был знаком до нашего урока с творчеством писателя Б. Заходера?
– А хотите узнать интересные сведения о его жизни?
Чтение эпиграфа урока учителем.
На доске запись:
Ты –
Вдохновенный,
Ты, мой читатель,
Душой одаренный, –
Ты мне нужнее, чем
Сердце в груди
Жду. Приходи.
Б.Заходер.
– Возьмите лист с информацией “Биография Б. Заходера” и самостоятельно прочитайте сведения о писателе.
Борис Владимирович Заходер.
(9 сентября 1918 – 7 ноября 2000 гг.)
В детстве самым главным увлечением Заходера были животные.
Он очень сильно любил читать и рано начал придумывать сказки, стихи, загадки.
Борис Заходер не только поэт, но еще и сказочник. Героями его сказок становятся “братья наши меньшие” – птицы, звери, рыбы.
Борис Заходер еще и переводчик. С его помощью переведены на русский язык известные произведения, такие как: А. Мильне “Винни-Пух и Все-Все-Все”, А. Линдгрен “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”, Л. Кэрролл “Алиса в Стране Чудес”, П. Треверс “Мэри Поппинс”.
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден почетным дипломом Андерсена. Это лучшая награда для любого писателя.
Многие композиторы писали песни на стихи Б. Заходера. Самые известные из них – это песенки Винни–Пуха, Мэри Поппинс, Алисы из Страны Чудес.
А знаете ли вы, что в доме Заходера очень много книг – 60 полок!
Юные читатели!
Читайте книги Бориса Заходера. Это полезное и увлекательное занятие.
– Что вас особенно заинтересовало из прочитанного?
– Остановимся на стихотворении Б. Заходера “Что такое стихи?” (чтение стихотворения учителем)
2. Беседа по содержанию прочитанного.
-Когда мы слышим музыку сердца?
- Когда поёт разум?
-Может ли разум петь?
3. Физкультминутка. Упражнение для глаз.
На указке прикреплена бабочка (объемное изображение предмета). Учитель держит указку и говорит слова:
Прилетела бабочка.
Села на указку.
Глазками ее поймай –
И за ней понаблюдай.
Далее учитель перемещает указку вправо–влево, вверх–вниз, выполняет круговые вращения, а учащиеся наблюдают глазами за предметом.
4. Чтение стихотворения детьми и продолжение беседы по содержанию прочитанного.
-Что такое вдохновение?
-Когда нас посещает вдохновение?
-Что такое творчество читателя и поэта?
-Как по-другому можно назвать стихотворение?
IY. Творческие задания
1. Работа в парах.
Прочитай. Поставь + , если утверждение верно и – ,если оно неверно.
1. Борис Заходер писал только стихи.
2. Борис Заходер родился 9 сентября 1918.
3. Стихотворение-это музыка нашего сердцебиения.
4. Стихотворения-это бессмысленная болтовня.
5. Борис Заходер-переводчик.
2. Работа в группах.
Ответить на вопросы теста:
За перевод книги Л. Кэрролла “Алиса в Стане Чудес” Борис Заходер был награжден:
а) почетной грамотой;
б) почетным дипломом;
в) денежной премией
В детстве самым главным увлечением Заходера были:
а) животные;
б) птицы;
в) насекомые
Когда нас посещает вдохновение?
а) во время сна;
б) когда мы читаем стихи;
в) когда мы слушаем музыку
Y. Итог урока. Рефлексия.
– Спасибо, ребята, за работу на уроке.
- Оцените свою работу на уроке (дети оценивают свою работу на уроке с помощью листа самооценки)
YI. Домашнее задание.
С.139,выразительное чтение стихотворения.
Конспект
урока чтения «Что такое стихи»
Составитель Ивахина А. Е.
Место проведения: 3 класс, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с
углублённым изучением отдельных предметов» г.Котовска Тамбовской области
Дата проведения: 12.04.17
Тип урока: открытие нового знания
Тема: «Что такое стихи»
Цель: понимание особенностей поэтического жанра, анализ образных языковых
средств.
УУД
Познавательные:
Ориентация в материале учебника;
Знание особенностей и отличительных черт стихотворений;
Умение воспринимать информацию из различных источников.
Личностные
Серьезное отношение к роли ученика;
Уважение классом каждого ученика в отдельности и уважение учеником класса,
осознания себя частью коллектива;
Понимание смысла обучение и значение урока;
Регулятивные
Постановка цели урока;
Способность самооценки деятельности;
Умение направлять свою деятельность на получение результата
Умение предвидеть результат, разумно оценивать силы.
Коммуникативные
Осознание важности правильной, красивой речи;
Стремление в повседневной жизни правильно говорить, следя за голосом;
Построение правильных высказываний с точки зрения правил русского языка и
правил литературного звучания звуков;
Умение взаимодействовать с классом, учителем, посредством общения;
Этап Ход урока
Мотивация к познавательной деятельности
Здравствуйте,
ребята. Красота и звучность речи очень важна, чего стоит пример с греческим
философом и оратором Демосфеном. С детства он страдал дефектом речи и стать
оратором, человеком произносящим публично речь он не мог. Но его упорство и
желание вести толпу помогли ему оставить след в истории. Тренируя силу голоса,
он говорил с камнями во рту, пытался перекричать море и делал многие другие
вещи. Так Демосфен остался в истории оратором, двигателем толпы, поборником
свободы и независимость Афин.
Актуализация
знаний
Что вы
запомнили из предыдущего урока? Какие виды сказок бывают?
Что характерно для жанра сказки?
Как отличить народную сказку от литературной?
На ваш взгляд нужно ли ораторское искусство, умение красиво говорить при чтении
сказки? Почему?
Давайте потренируем собственную речь, одним из критериев речи служит: устойчивость дыхания,
звучность голоса и правильное произношение звуков. Я предлагаю поработать
над первым критерием – устойчивостью дыхания. Выпрямите спину, наберите воздух
в легкие, при этом мысленно направляя его вниз живота, попробуйте.
Задача проста, мы должны голосом «подняться» на лифте, надо говорить чётко
ясно, на одном дыхании, у кого-то получится забраться на 7 этаж, а кому-то
выше.
Набрали воздух
И! Первый этаж, второй этаж, третий…. (и так далее)
Выявление затруднений Вы когда-либо слышали, как читают стихи профессионалы?
Опишите как это делают.
А что же такое для вас стихи?
Построение
проекта выхода из затруднения
Ребята, что
вы хотели бы узнать о стихах?
Какой будет тема урока?
Какую цель поставим?
Реализация
построенного проекта
Итак, давайте
приступим у осуществлению нашей цели, откройте учебники на стр 138. Прочитайте
диалог Ани и Вани.
В тексте вы столкнулись с понятием ритм что это такое?
Верно, ритм - это внутренняя пульсация в стихотворении, логические ударения в
нем, благодаря нему стихотворения очень певучие.
Давайте прочитаем стихотворение Бориса Заходера «Что такое стихи?».
Ребята, о чем говорится в стихотворении?
Какие средства выразительности есть в тексте, прочтите их.
Какое определение стихотворению дал Заходер?
( Музыка
сердцебиения, разума и тайное пение, танец.)
Вы согласитесь, что автор обращается к стихотворению, как к живому, прочитайте
строки доказывающие это?
Какое условие, указанное в стихотворении необходимо стихотворению, чтобы не
быть «пустой болтовнёй»?
Первичное
проговаривание во внешней речи
Ребята, что есть в стихотворении, благодаря чему оно певуче?
Ритм,
рифма)
Как найти средство выразительности в стихотворении?
Самостоятельная
работа
Ребята, я
предлагаю вам самостоятельно выполнить несколько заданий:
Подчеркни во фрагменте стихотворения С. Есенина «Доброе утро» средства
выразительности.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят
зеленые сережки,И горят серебряные росы
Что есть в стихотворении, чего нет в других жанрах?
Проверка
фронтальная.
Включение в систему знания
Ребята,
предлагаю провести выразительное чтение стихотворения Заходера.
Прочтем стихотворение по предложению и выделим в каждой строчке слово, на какое
нужно сделать акцент.
(Разбор
стихотворения)
Кто прочтет стихотворение у доски с чувством, ведя как будто ты диалог? (Остальные
ребята дают советы и рекомендации. Читают 2-3 человека)
Рефлексия
Какой из
вопросов, затронутых на уроке показался вам злободневным, актуальным сегодня?
С какими знаниями вы уйдете с этого урока?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.