Технологическая карта
Урок литературы 8 класс
Тема: Д. И. Фонвизин – «сатиры смелый властелин» (А. С. Пушкин).Комедия «Недоросль»
Проблема воспитания и образования в комедии.
Предмет |
Литература |
Класс |
8 |
Тип урока |
Урок формирования новых знаний и умений |
Цели
|
Дать краткие сведения о Д. И. Фонвизине, его роли в развитии русской литературы и театрального искусства, о работе над комедией, о философской и нравственной основе произведения. Показать, как решается эта проблема в комедии, помочь увидеть многомерность изображения характеров, великодушие и справедливость авторского отношения к главному герою. Раскрыть гуманистический пафос комедии, показать благородство фонвизинских идеалов в положительных персонажах комедии. Развить понятие о драматическом конфликте, раскрыть смысл антитезы в изображении характеров. Формировать читательскую культуру учащихся. |
Задачи
|
обучающая: помочь обучающимся осознать идейно-художественную ценность произведения, сформировать представление о положительном авторском идеале в вопросе воспитания молодого поколения; развивающая: создание условий для формирования умений и навыков аналитического характера, развивать умение выражать свою точку зрения, сопоставлять её с авторской; воспитательная: содействовать воспитанию нравственных и гражданских качеств у обучающихся, воспитывать интерес к литературе.
|
Планируемые результаты |
Личностные умения Проявлять интерес к изучаемой теме. Осознавать успешность собственной учебной деятельности. Развивать свои творческие способности, работать над культурой речи Межпредметные умения Уметь работать с тестовым материалом. Выполнять учебное задание в соответствии с целями, соотносить собственные учебные действия с известным алгоритмом работы. Уметь формулировать собственные мысли; обобщать и делать выводы; адекватно использовать речевые средства для представления результата. Предметные умения Знать содержание и проблематику произведения, уметь анализировать текст, пересказывать текст. Читать выразительно
|
Оборудование урока |
Информационные: учебник, рабочая тетрадь, карточки-задания на печатной основе, тесты Демонстрационные: иллюстрации Интегративные: презентация Power Point, аудио-, видеозапись
|
Методы, приёмы и формы работы |
Фронтальная. Индивидуальная. Анализ и синтез, «Микрофон» литературное исследование, беседа, проблемный вопрос,
дискуссия
|
|
|
Организационная структура урока
Этапы |
Формы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности |
Фронтальная |
Приветствует учащихся, поверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность.
|
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место. |
Р: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; Л: понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету. |
2. Актуализация знаний
3.Целеполагание |
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная |
Предлагает вспомнить литературоведческие термины, затем даёт слово заранее подготовленному ученику.
Задаёт вопросы: - По сюжету «Недоросль» - пьеса о том, как воспитывали и обучали молодого дворянина. Какова главная проблема произведения? Какие ещё проблемы поднимает Фонвизин в своём произведении? Какие сатирические приёмы использует автор, изображая помещиков?
|
Участвуют в беседе, выражают свое мнение. Ученик демонстрирует презентацию и объясняет понятия: Классицизм , Драматическое произведение, Сатира, Драма, Комедия, Трагедия, Реплика, Ремарка, Недоросль.
Намечают план работы: - рассмотреть проблематику комедии; - проанализировать образы комедии; - определить главную мысль.
|
К: формирование коммуникативной компетенции в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; П: умение правильно и лаконично объяснять, отвечать на вопросы; Л: самостоятельность и личная ответственность в решении общих задач
Р: умение определять цель своей работы на уроке, формулировать для себя задание, проводить аналогии, делать выводы. К: умение проявлять активность для решения коммуникативных и познавательных задач; П: знание текста пьесы, умение анализировать текст;
|
4. Этап усвоения новых знаний |
Работа в парах |
1. Организовывает работу по исследованию текста. Каждая группа получает карточки с заданиями |
1. Работают в парах, исследуют текст, принимают участие в обсуждении, выражают своё мнение. После окончания работы каждая пара выдаёт результаты для итоговой таблицы. |
К: формулируют собственное мнение, аргументируют его и координируют с позицией партнёров; П: умение работать с текстом, давать развёрнутые ответы на вопросы; Р: умение организовать сотрудничество с учителем и одноклассниками. Л: личная ответственность за свою работу и за общий результат |
5. Этап закрепления новых знаний |
Фронтальная |
1. Организовывает работу |
Обучающиеся под руководством учителя работают с общей таблицей.(Презентация) |
П: определяют проблематику произведения; умеют использовать речевые приёмы в соответствии с заданием. Р: сравнивать результаты своей деятельности с ожидаемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов. Л: уважительное отношение к чужому мнению, ответственность.
|
6. 1. Подведение итогов
6..2 Диагностика достижений |
|
Проводит беседу.
Подводит итоги работы обучающихся на каждом этапе и в целом на уроке |
Зачитывают
поставленные в начале урока вопросы и отвечают на них,
Проводят самоанализ и самооценку |
Л: формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию; формирование нравственных качеств и нравственного поведения; Р: умение оценивать правильность выполнения учебных задач, собственные возможности их решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; К: умение свободно излагать собственное мнение по поставленному вопросу, с уважением относиться к чужому мнению.
|
7.Домашнее задание |
Фронтальная |
Объясняет домашнее задание: -найти в комедии крылатые выражения и выписать их в тетрадь |
Записывают в дневники, слушают комментарий по выполнению. |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.