Технологическая карта урока математики, с применением здоровьесберегающих технологий.
Разработчик: учитель математики и информатики МБОУ Озерищенская СОШ Карцева Н.А.
Учебный предмет: математика
Класс: 5
Тема урока: Среднее арифметическое.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом и систематизации знаний и умений учащихся.
Планируемые результаты:
предметные: формирование понятия о «среднем арифметическом», решение упражнений по теме «Среднее арифметическое».
метапредметные:
- формирование комплекса умений учащихся, необходимых для решения упражнений по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД);
- определение готовности учащихся к самостоятельному выполнению заданий на решение задач различного вида по теме «Среднее арифметическое» (познавательные УУД);
- развитие у учащихся УУД (регулятивного) самоопределения в целях учебной деятельности (на основе установления сходства и различия между освоенным ранее и осваиваемым на данном уроке);
- развитие у учащихся УУД (познавательного) поиска и распознавания полезной информации (на основе наблюдения и оценки выявленных закономерностей);
- развитие у учащихся УУД (регулятивного) самоконтроля учебной деятельности (на основе сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном).
- развитие у учащихся УУД (коммуникативного) оценивания ситуаций взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики.
Личностные:
- развитие у учащихся УУД (личностного) осознания осваиваемого на уроке приема учебной деятельности, как ценности;
- развитие у учащихся УУД (личностного) осознания важности и необходимости здорового образа жизни.
Методы и формы обучения: Фронтальная, парная, дифференцированная, индивидуальная.
Образовательные ресурсы: Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2016.
Оборудование: Интерактивная доска, доска, задания для рефлексии и самооценивания.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации взаимодействия на уроке |
Формируемые умения (универсальные учебные действия) |
Промежуточный контроль |
1. Орг. момент урока |
Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся. |
Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности Включаются в деловой ритм урока. |
Фронтальная |
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности.
|
|
2. Актуализация знаний |
«Чтобы переваривать
- Знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, как всегда начнем урок с устного счета. Нужно найти значения данных выражений
Игра «Поле чудес»
Ум да здоровье всего дороже. - Получилась поговорка о здоровье, а какие вы знаете пословицы и поговорки о здоровье?
- Как вы поняли, сегодня на уроке мы поговорим о здоровье.
Решение задачи на нахождение частного от деления суммы чисел на количество слагаемых |
Участвуют в работе по повторению. Каждый учащийся получает карточку (дифференцированные задания 3 уровней сложностей), задание необходимо решить, найти ответ на карточках, развешанных по кабинету, снять карточку, перевернуть её (на обратной стороне находится часть слова или символ) и повесить на доску в нужной ячейке. Таким образом, на доске составляется выражение.
Вспоминают действия с десятичными дробями.
Примеры пословиц и поговорок о здоровье: В здоровом теле - здоровый дух. Здоров будешь - все добудешь. Курить - здоровью вредить. Чистота - залог здоровья. Здоровье -- первое богатство Витамин С - румянец на лице Здоровье – не всё, но без здоровья, всё – ничто.
|
Фронтальная, дифференцированная, индивидуальная |
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, Познавательные: структурирование собственных знаний. Поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Выделение и осознание того, что уже пройдено. Формулировка темы. Постановка цели урока. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог. |
Устные и письменные ответы |
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
-Ребята, что мы только что сделали? (Нашли общее количество выпиваемой человеком воды, разделили на количество слагаемых), другими словами, мы нашли «среднее арифметическое» Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока. -Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока? -Каких целей мы должны достичь в конце урока? Чему новому мы должны научиться? Тема нашего урока: Среднее арифметическое Наша цель на уроке – сформировать понятие“среднее арифметическое”; научиться его вычислять; определить где и для чего применяется среднее арифметическое, а также мы сегодня поговорим о том, что такое здоровье. |
-Это частное суммы нескольких чисел на их количество - при решении задач ( вычислить средний рост, средний вес, среднюю оценку за выступление и т.д.)
- Мы будем решать задачи, связанные со средним арифметическим. -Совершенствовать умение решать задачи, связанные с понятием среднее арифметическое Учащиеся формулируют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока |
Фронтальная, индивидуальная |
Познавательные: извлекают необходимую информацию из высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания. |
|
4. Применение знаний и умений в новой ситуации |
Итак, приступаем к решению заданий, которые очень часто нам приходится решать в жизни. 1 задача: - Ребята, при проведении контрольной работы в 5-х классах получились следующие результаты: -А как узнать какой класс лучше справился с контрольной работой? В 5 классе за контрольную работу «5»- 9 человек, «4» - 12 человек, «3» - 3 человека (102:24=4,25) В 5Ф классе за контрольную работу «5»- 8 человек, «4» - 11 человек, «3» - 5человека (99:24=4,125) В 5Г классе за контрольную работу «5»- 5 человек, «4» - 12 человек, «3» - 5 человек. (88:22=4) Критерии оценивания: верно найден средний балл в каждом классе и сделан правильный вывод – «5» -верно найдены средние баллы в 2-х классах «4» -верно найден средний балл в одном классе- «3» -остальное –«2» А как вы находили средний балл?
|
-посчитать средний балл по каждому классу.
Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради
Отрабатывают алгоритм и формулу нахождения среднего арифметического при решении задач Алгоритм: «Найти сумму всех чисел» «Найти количество слагаемых» «Разделить сумму чисел на количество»
|
Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. |
Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
Письменная работа |
5. Физ. минутка |
- Я предлагаю вам немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений. Видео-ролик - Но не забываем о теме нашего урока. Подключите свои знания, смекалку, сообразительность, чувство юмора и попытайтесь отыскать «среднее арифметическое» не чисел, а предметов, которые нас окружают. - Обратите внимание на доску, я разместила здесь стихи о здоровье, давайте прочтём. - По определению Всемирной организации здравоохранения: Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. - Обратите внимание на диаграмму «Факторы обуславливающие состояние здоровья человека», назовите количество процентов - Давайте посчитаем среднее число символов в строках данных стихов.
|
Среднее арифметическое: -Женщина и рыба (Русалка) Мужчины и коня (Кентавр.) -Змеи и ежа (Колючая проволока.) -Холодильника и вентилятора. (Кондиционер.) Учащиеся сменили вид деятельности (отдохнули) и готовы продолжать работу.
Читают стихи о здоровье.
Анализ диаграммы: 50% - образ жизни человека; 25% - влияние экологии; 20% - наследственность; 10% - медицина и организация здравоохранения.
Подсчет среднего арифметического.
|
Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. |
Познавательные: формирование интереса к данной теме; рефлексия способов и условий действия. Анализ объектов и синтез.
Личностные: самоопределение
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
|
Диффе-ная работа |
6. Контроль усвоения знаний |
2 Задача Выполнение заданий из учебника: № 1509 Одно число больше другого в 1,5 раза, среднее арифметическое этих двух чисел равно 30. Найдите эти числа. (24 и 36)
3 Вычислительный пример Находить среднее арифметическое нескольких чисел немыслимо без умения быстро и правильно считать. Найти значение данного выражения: 3,8*1,75:0,95 - 1,02 = 5,98 1)1,75*3,8=6,65 2) 6,65:0,95=7 3)7-1,02=5,98 Выставляем оценку в лист самооценивания Дополнительно (при наличии времени) Из цифр 0, 5, 9, 3, 2 составляются всевозможные трёхзначные числа без повтора цифр. Сколько чисел составили? (4*4*3=48) - Ребята, попытайтесь вместе с соседом по парте решить эту задачу. -Ребята, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, возьмите в руки карандаши. Посмотрите внимательно, на доске представлены ответы. Проверьте своего одноклассника и выставите оценку карандашом в тетрадь. Итак, в листах оценивания у вас три оценки, а четвертую поставьте сами себе, учитывая то, как вы работали сегодня на уроке. Постарайтесь быть объективными и честными по отношению к себе и правильно оценить свою работу на уроке. У вас получилось четыре оценки, а теперь найдите средний балл этих четырех оценок и округлите до целых по правилам округления.
|
Учащиеся самостоятельно решают предложенные задачи и записывают ответ в тетради. Критерии оценивания: Верно найдены и записаны в ответ оба числа-«5» Верно составлено уравнение, решено , но не найдено другое число-«4» Только составлено уравнение, но допущены ошибки при его решении-«3» Неверно составлено уравнение «2»
-Учащиеся самостоятельно высчитывают средний балл и ставят оценку за урок, на листе оценивания |
Учащиеся самостоятельно и индивидуально выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над задачами, обмениваются тетрадями и оценивают результат своей деятельности на листах оценивания. Работа в парах; осуществляют взаимопроверку |
Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы, саморегуляция. Коммуникативные Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. |
Письменная работа |
7. Итоги урока. Рефлексия |
– Вот и подошёл к концу наш урок. Что вы узнали на нём? Вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не столько много, как встречаются в жизни. Но вы с каждым днем взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. - Что же такое, на ваш взгляд, здоровый образ жизни? Собираются карточки самооценивания. |
Отвечают на вопросы, обосновывают своё мнение, сдают карточки самооценивания
Формируют показатели,, ЗОЖ: Отказ от вредных привычек; Оптимальный двигательный режим; Рациональное питание; Закаливание; Личная гигиена; Положительные эмоции.
|
Фронтальная |
Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. Коммуникативные Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценка |
Устные ответы |
8. Информация о домашнем задании |
Учитель: Сегодня мы говорили о среднем арифметическом нескольких чисел. На следующем уроке будем решать более сложные задачи. Чтобы вам было проще разобраться в условиях задач, прочитайте п.38 и решите № 1524 а, №1501. По желанию №1512
А еще я предлагаю вам побыть в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: узнать среднюю стоимость 1 пакета молока, а на следующем уроке мы выясним, где выгоднее покупать молоко. Спасибо за работу на уроке! |
Учащиеся записывают домашнее задание в зависимости от уровня освоения темы урока. Учащиеся внимательно слушают. Всем: п.38, с 226, выучить определение. По желанию: А еще я предлагаю вам побыть в роли статистика, собрать и обработать некоторую информацию: узнать среднюю стоимость 1 пакета молока
|
|
|
|
Приложение 1
Игра «Поле чудес»
Задание |
Ответ |
Уровень задания |
Вычислить: |
|
|
№1. 0,14 + 0,06 = |
0,2 |
В |
№2. 2 – 0,7 = |
1,3 |
В |
№3. 100 * 0,012 = |
1,2 |
В |
№4. 0,42 : 7 = |
0,06 |
В |
№5. 3,18 – 1,08 = |
2,1 |
В |
№6. 5,7 + 0,13 = |
5,83 |
В |
№7. 0,05² = |
0,0025 |
Б |
№8. 0,01³ = |
0,000001 |
Б |
№9. (7 – 5,38) * 2,5 = |
4,05 |
Б |
№10. (8 – 6,46) * 1,5 = |
2,31 |
Б |
Решить уравнение: |
|
|
№11. 3,5x – (2,3x + 3,8) = 4,6 |
x = 7 |
А |
№12. 4,7у – (2,5у + 12,4) = 1,9 |
y = 6,5 |
А |
№13. (8,3 – k) * 4,7 = 5,64 |
k = 7,1 |
А |
№14. (9,2 – m) * 3,2 = 16 |
m = 4,2 |
А |
Упростите выражение: |
|
|
№15. 3,4х + 5,7х + 6,6х – 4,7х = |
11х |
Б |
№16. 3,8m – (2,8m + 0,7m) = |
0,3m |
Б |
№17. 16,75y – (4,75y + 10,8y) = |
1,2y |
Б |
Запись на доске:
1,3 |
0,2 |
2,31 |
4,05 |
5,83 |
0,06 |
x = 7 |
k = 7,1 |
1,2y |
0,0025 |
m = 4,2 |
1,2 |
11х |
0,3m |
y = 6,5 |
2,1 |
0,000001 |
У |
м |
да |
зд |
о |
ро |
вье |
в |
се |
г |
о |
д |
о |
р |
о |
же |
. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.