Технологическая карта урока музыки по теме "В музыкальном театре. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова."
Оценка 4.6

Технологическая карта урока музыки по теме "В музыкальном театре. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова."

Оценка 4.6
docx
25.10.2023
Технологическая карта урока музыки по теме "В музыкальном театре. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова."
Сам.раб.25..docx

Дата: 13.04.

УМК: Музыка Т.И. Бакланова «Планета знаний».

Класс: 3 «Б»

Тема урока: В музыкальном театре. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова.

Цель: формирование представления об опере «Снегурочка» как о музыкально-вокальном спектакле.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить с оперой Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»; 
- Расширить представление о средствах музыкальной выразительности;
- Совершенствовать вокально-хоровых навыков пения. 

Развивающие:
- Развить исполнительские навыки и умения; 
- Развивать творческие способности и мышление учащихся; 
- Развивать позитивное отношение к классической музыке. 

Воспитательные:

- Воспитать патриотические чувства: через слушание классической музыки. 
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств у учеников, через знакомство с фрагментами оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
- Воспитать уважение к творчеству композитора Н.А. Римского-Корсакова.

 

Раздел: «Где живёт музыка?»

Вид урока: Урок - путешествие

Тип урока: открытие новых знаний

Жанр: Интегрированный

Методы обучения: словесные (беседа); наглядные (демонстрация презентации); практические (упражнения, задания в учебнике, самостоятельные задания)

Оборудование: учебник музыки УМК «Планета знаний» Т.И. Бакланова 3 класс; мультимедийная аппаратура, презентация; интерактивная доска.

Музыкальный материал: Увертюра к опере «Снегурочка», «Третья песня Леля», Ария Снегурочки «С подружками по ягоды ходить…», «Песня и пляска птиц» (Хор птиц), Каватина Берендея. …….

Новые слова и термины: берендейки, бирючи.

Планируемые результаты:

·         Личностные результаты:

Ученик научится:

  1. проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  2. проявлять личностное отношение при восприятии музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  3. проявлять интерес к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  4. получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

·         Метапредметные результаты:

·         Познавательные УУД:

Ученик научится:

  1. овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

·         Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

  1. сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;
  2. продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
  3. слушать и слышать собеседника, размышлять вслух, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

·         Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  1. определять и формулировать тему и цель урока;
  2. определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова;
  3. в процессе рефлексии проводить самооценку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структурные компоненты

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

        I.            Организационный момент

Вход в класс под «Песню и пляску птиц» (Хор птиц)» Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка» (пролог)

3 м.

- Учитель строит детей около входа в класс. Звучит «Песня и пляска птиц» (Хор птиц)» Н.А. Римского-Корсакова.

 

- Выполняем движения, которые подсказывает нам музыка.

Учитель настраивает детей на восприятие музыки. (Слайд 1, видеоролик).

 

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодняшний урок музыки проведу у вас я.

 

-Что было удобно делать под эту музыку?

-Как вы думаете, почему наш урок начался с этой музыки?

- Где может звучать эта музыка?

 

Ребята строятся, выполняют движения под музыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- танцевать

 

 

- в опере сказке «Снегурочка»

Личностные:

формирование цели к обучению.

Познавательные : формирование умений выполнять движения в соответствии с характером музыки.

    II.            Организация учебной мотивации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.             Актуализация

знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 IV.            Открытие новых знаний

 

 

 

 

 

 

 

 4 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15 м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся где?

-Посмотрите на экран. (Слайд 2, фрагмент арии Снегурочки «С подружками по ягоды ходить...»

 

-Скажите, в каких сказках встречается Снегурочка? (Слайд 3)

 

 

-Значит, мы с вами попадем в сказку «Снегурочка», но только музыкальную. (Слайд 4)

- На уроке мы продолжим открывать новое, выявлять особенности развития музыкальных образов и познакомимся с оперой «Снегурочка»

 

-Каких персонажей из сказки Островского вы знаете?

 

 

 

Музыкальная сказка-опера имеет тот же сюжет.

 

- Как вы думаете, кто написал оперу «Снегурочка»?

- Что знаете о Николае Андреевиче Римском-Корсакове? (Слайд 5)

 

-Родился в городе Тихвине Новгородской губернии. В дворянской семье, известной своими традициями службы на флоте. В 6 лет началось его домашнее обучение, в том числе игре на фортепиано. Однако в сравнении с книгами, музыка производила на него меньшее впечатление. В 11 лет он начал сочинять свои первые музыкальные произведения. Отец хотел, чтобы мальчик окончил Морской кадетский корпус, Николай выполнил это желание, но тяга к музыке пересилила. Он очень любил русские народные сказки и особенно «Снегурочку».

 

 

Чтобы узнать содержание оперы «Снегурочка», мы должны прочитать либретто на 132-133 странице учебника.

 

-Кто главные герои в опере?

 

 

 

 

 

 

 

Ария «Снегурочки» - слушание

Слушание

-Послушаем тему Снегурочки в опере. (слайд 6)

 

Анализ

-Как звучала музыка?

 

-Каким голосом передаётся настроение Снегурочки?

- Молодцы, верно, это сопрано.

-Какую картину вы представили, что делает Снегурочка?

 

- Посмотрите на 70 страницу.

- Как одета Снегурочка?

-Какой взгляд у Снегурочки?

-Как думаете, почему?

 

 

-Какой вывод можно сделать?

 

-Какие инструменты симфонического оркестра вы услышали?

 

 

 

-Как звучат инструменты симфонического оркестра?

«Третья песня Леля» - слушание

Слушание

(Слайд 7)

-Послушаем фрагмент оперы «Третья песня Леля»

(Слайд 8)

 

-И узнаем героев сказки

 

-Как музыка изображает персонажей?

 

Беседа

 

-Как музыканты в оркестре изобразили следующего героя оперы «Снегурочка»?

-Кто догадался, что за герой сказки появился перед нами?

 

-Какие средства музыкальной выразительности использует композитор?

 

В каком темпе исполнялась «Песня Леля»?

 

-Что услышали в начале песни?

 

-Кто сопровождает Леля?

 

-Как думаете, в какое время года поёт Лель свою песню?

_Рассмотрите рисунок на 70 странице.

-Как изображён Лель?

Вывод

- Сравним эти два музыкальных фрагмента.

-Как композитор показывает музыкой Снегурочку и Леля?

-Что предрекает Лель?                    

 

 

 

 

 

-В опере кроме Снегурочки и Леля, присутствуют Берендейки и Бирючи, рассмотрите их на 71 странице.

-Кто догадался, как они помогают царю Берендею?

 

-Снегурочка попадает в царство Берендея, Берендей взглянул на Снегурочку. Она поразила его красотой.

Каватина Берендея – слушание

(слайд 9)

-Какими музыкальными красками композитор изобразил Берендея?

 

Анализ

-Каков характер звучания этой песни?

-Какую картину вы представили?

-Попробуем с вами проследить мелодические линии звучания песни и покажем рукой.

Повторное слушание

 

-Какой вывод можем сделать?

 

-Какими красками изображён этот персонаж в оркестре?

 

Слушают учителя.

 

- в музыкальном театре

 

 

 

 

 

- в народных сказках, в сказке Островского

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Снегурочка, Дед-Мороз. Весна-Красна. Леший.

Бобыль Бакула. Супруга Бакулы. Лель (Лелюшко). Берендеи

 

 

 

Отвечают на вопросы

- Н.А. Римский-Корсаков

 

 

 

 

Внимательно слушают учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают либретто

 

 

 

-Весна-Красна, Дед Мороз, Снегурочка, Леший, Масленица, Бобыль Бакула, Бобылиха, царь Берендей, Лель, Купава, Мизгирь.

 

 

 

 

 

Ответы.

 

 

- Нежно, мягко, высоко

 

 

- сопрано

 

 

-Гуляет по лесу…

 

 

- в летний наряд

-грустный, задумчивый

-пригревает солнце и скоро Снегурочка растает

 

- Что музыка звучит нежно с оттенком грусти

 

 

-скрипки, флейты, деревянно-духовые инструменты (гобой, кларнет)

 

 

 

 

 

 

Слушают фрагмент

 

 

 

Ответы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Тема Леля

 

 

-он является олицетворением весны

 

-Медленно, напевно, игриво.

 

-игру на дудочке

 

-Скоморохи-шуты

 

 

-весной

 

 

-мальчик с посохом

 

 

 

 

 

-наступает весна, Снегурочка скоро растает, но не смотря на это, она всё равно поёт, хотя в её мелодии чувствуется грусть

 

 

 

 

Ответы

 

 

- провожают Масленицу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

- Берендей - хозяин леса, владыка, охраняет его.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты:

Ученик научится:

проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;

проявлять личностное отношение при восприятии музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Формирование целостного взгляда на мир, отношения к  Добру и Злу;

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные :

Умение слышать ,слушать и понимать окружающих;

 

 

 

 

Познавательные:

Учатся понимать особенности музыкального театра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивная УУД:

определять и формулировать тему и цель урока;

определять по характерным интонациям принадлежность звучащей музыки композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова;

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные УУД:

Ученик научится:

овладеет отдельными специальными терминами в пределах изучаемого курса.

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования;

продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

 

     V.            Закрепление

11м.

- Сейчас проверим, как вы работали на уроке, выполним тест устно.

 

Вопрос 1.         Назовите автора оперы «Снегурочка»?

1. М.И. Глинка
2. Н.А. Римский-Корсаков
3. П. И. Чайковский

 

Вопрос 2.                                      

 По какому литературному произведению создана опера «Снегурочка»?

1. по русской народной сказке
2. по сказке А. Островского
3. по сказке А.С. Пушкина

 

Вопрос 3.                                    

 Что такое опера?
1. крупное музыкальное произведение в нескольких частях, исполняемое симфоническим оркестром;
2. вокальное произведение сложного характера в сопровождении симфонического оркестра;
3. музыкально-драматический спектакль, где артисты передают мысли, чувства, настроение через пение.

 

Вопрос 4.
Как называется драматическое произведение, по которому создаётся опера?

1. сказка
2. либретто
3. Монолог

 

Вопрос 5.
Что такое ария?

1. музыкальный диалог героев;
2. сцена из оперы, в которой участвуют несколько героев;
3. музыкальный монолог одного из героев оперы.

 

Вопрос 6.
Как называется высокий женский голос?

1. сопрано
2. тенор
3. Альт

 

Вопрос 7.
Какой инструмент симфонического оркестра имитирует звучание пастушьего рожка Леля в опере?

1. флейта
2. кларнет
3. Труба

 

 

- Молодцы, я вижу что вы хорошо усвоили материал.

 

-Сейчас познакомимся с новой песней

 

 «Дружба» Автор и композитор: Залужная Татьяна Георгиевна - разучивание

·        Показ песни

-Послушайте новую песню, определите ее содержание и характер

 

·        Анализ

-Если бы вы были композиторами, как назвали песню?

 

- О чем песня?

-Как мы ее должны исполнять? Быстро или медленно?

 

·        Разучивание

-Послушайте первый куплет:

 

Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,

Ты включи ему звёзды - это просто!

Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,

Все грустинки и слёзы, это просто!

 

Припев

Воскресенье, суббота,

Дружба – это не работа,

Дружба – это не работа!

 

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

Есть друзья, а для них

У друзей нет выходных!

 

Если свалится счастье,

Подели его на части

И раздай всем друзьям, это просто.

А когда будет надо,

Все друзья будут рядом,

Чтоб включить тебе солнце

Или звёзды.

 

Припев.

 

Если каждый друг по кругу

Другу протянет руку,

То будет видно в иллюминатор:

Дружба – это экватор.

Если каждый друг планеты

Другу ромашкой помашет,

То станет ясно: дружба – это

Планета ромашек.

 

Припев.

 

-Слушайте первую фразу:

«Если друг не смеётся, ты включи ему солнце,

Ты включи ему звёзды - это просто!»

-Кто запомнил, подпевайте за мной

-Поют со мной одни девочки.

-Исполняем вместе с мальчиками.

-Исполняем все вместе.

-Слушаем вторую фразу:

«Ты исправь ошибку, превращая в улыбку,»

-Поем все вместе.

-Поет первый ряд со мной.

 

- Слушаем третью фразу:

«Все грустинки и слёзы, это просто!»

-Поет второй ряд,

-Поем все вместе.

-Исполняем обе фразы вместе.

-Исполняем весь первый куплет.

- Встали, как на концерте. 

Исполнение песни.

-Инсценируем песню, показываем движение под музыку.

 

-Как называется песня?

- Кто композитор?

 

 

 

 

Отвечают на вопросы:

 

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

 

-3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

 

 

-3

 

 

 

 

 

 

 

 

-1

 

 

 

 

 

 

 

-2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают песню

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

- О дружбе

 

 

 

 

 

 

 

Разучивают песню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают фразу

 

 

Исполняют первый куплет

 

 

 

 

Поют

 

 

Слушают фразу

 

 

 

 

Исполняют песню

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

Участвовать в коллективном исполнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные:

Развитие образно-ассоциативного мышления детей на основе активного, прочувственного восприятия музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Личностные результаты:

Ученик научится:

1.      проявлять эмоциональную отзывчивость при слушании музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;

2.      проявлять личностное отношение при восприятии музыки Николая Андреевича Римского-Корсакова;

3.      проявлять интерес к творчеству Николая Андреевича Римского-Корсакова;

4.      получит возможность для формирования устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению.

 

 

 

 

 VI.            Контроль и оценка знаний

 

3 м.

Пришло время оценить работу

-Понравился ли урок?

-Что понравилось?

-Что расскажете дома родителям?

-Споёте ли вы песню родителям?

- Кто запомнил, кто композитор оперы «Снегурочка»?

-Что запомнили про композитора?

-Как называется песня, которую мы сейчас исполняли?

 

- Я хочу поставить оценку 5-…, 4-…

 

-Исполняем на оценку песню «Добрые сказки» Е. Птичкина, М. Пляцковского

 

 

Отвечают на вопросы

 

VII.Рефлексия

 

2 м.

-Что знали?

-Что узнали (слайд)

Отвечают на вопросы

 

Домашнее задание

2 м.

Открываем дневники и записываем, домашнее задание: Узнай где живёт Снегурочка.

 

Записывают домашнее задание

 

VII. Организационный

момент


Выход из класса под
«Песню и пляску птиц» (Хор птиц)» Н.А. Римского-Корсакова из оперы «Снегурочка» (пролог)

1 м.

-Все встали из-за парт, и парами выходим под музыку, танцуя.

 

-На этом урок окончен

 

Строятся, под музыку, выходят из класса.

 

 


 

Дата: 13.04. УМК: Музыка Т

Дата: 13.04. УМК: Музыка Т

Вид урока: Урок - путешествие

Вид урока: Урок - путешествие

Коммуникативные УУД : Ученик научится: сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования; продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при…

Коммуникативные УУД : Ученик научится: сотворчеству в процессе восприятия музыки, коллективного, группового или индивидуального музицирования; продуктивному сотрудничеству (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при…

Структурные компонентыВремяДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

Структурные компонентыВремяДеятельность учителяДеятельность учащихсяФормируемые

I. Актуализация знаний

I. Актуализация знаний

I. Открытие новых знаний 4 м

I. Открытие новых знаний 4 м

Ария «Снегурочки» - слушание

Ария «Снегурочки» - слушание

Третья песня Леля» - слушание

Третья песня Леля» - слушание

Как думаете, в какое время года поёт

Как думаете, в какое время года поёт

Какими музыкальными красками композитор изобразил

Какими музыкальными красками композитор изобразил

По какому литературному произведению создана опера «Снегурочка»? 1

По какому литературному произведению создана опера «Снегурочка»? 1

Монолог Вопрос 5. Что такое ария? 1

Монолог Вопрос 5. Что такое ария? 1

Молодцы, я вижу что вы хорошо усвоили материал

Молодцы, я вижу что вы хорошо усвоили материал

О чем песня? -Как мы ее должны исполнять?

О чем песня? -Как мы ее должны исполнять?

И раздай всем друзьям, это просто

И раздай всем друзьям, это просто

Исполняем вместе с мальчиками

Исполняем вместе с мальчиками

I. Контроль и оценка знаний 3 м

I. Контроль и оценка знаний 3 м
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2023