Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера".
Оценка 4.6

Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера".

Оценка 4.6
docx
музыка
06.12.2021
Технологическая карта урока музыки в 5 классе "Волшебная палочка дирижера".
— формирование представлений о роли дирижера в оркестре. — познакомить с понятиями дирижер, дирижирование, оркестр; — познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; — развивать интерес к музыкальному искусству, творческие способности; — воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки.
Технол карта урока Волшебная палочка дирижера КУРСЫ.docx

                                                                                    Технологическая карта урока

Предмет

Музыка

Класс

5

Тема

«Волшебная палочка дирижера»

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Бубнова С.Е     учитель музыки.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Время реализации урока

   40 минут

Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные)

— формирование представлений о роли дирижера в оркестре. 

— познакомить с понятиями дирижер, дирижирование,  оркестр; 

— познакомить с историей возникновения дирижерской палочки;

— развивать интерес к музыкальному искусству, творческие способности; 

— воспитывать  слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки. 

Планируемые результаты

Планируемые результаты:

Предметные УУД: — формировать представление о роли дирижёра,  видах оркестра, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки;

— расширить представления о дирижёрских навыках и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра.

Личностные УУД: — выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений;

— владеть навыками самооценки музыкально- творческой деятельности;

— формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности..

Метапредметные УУД:

Познавательные: — осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе;

— извлекать информацию, представленную в разных формах;

— перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека;

— проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника;

— применять полученные знания в исполнительской деятельности.

Регулятивные: — выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу;

— выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам; развитие навыков самооценки и самоанализа

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Метод. комментарии

Формируемые универсальные учебные действия 

1.Организационный момент  

Цель: включить учащихся в учебную деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний.

Повторение пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Формулирование темы и цели урока.

Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Открытие новых знаний.

Цель: формирование представления о роли  дирижера, истории возникновения палочки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Физминутка (первичное закрепление)

 

Цель: обеспечить эмоциональную и мышечную разгрузку учащихся.

 

 

 

 

 

 

6. Этап включения новых знаний и закрепление

Цель: организовать самостоятельную деятельность по применению новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Рефлексия учебной деятельности

Цель: давать качественную оценку работы  класса и отдельных учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Дифференцированное домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие в форме вокальной попевки

 

- Какое здание изображено на фотографии? Где оно находится?

- Каждый из вас, хотя бы раз был в музыкальном театре

- Вы знакомы с правилами поведения в театре, в концертном зале? Давайте их вспомним

 

 

 

 

 

 

 

 

Вот мы в зрительном зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты.

- Что такое оркестр? - Какие бывают оркестры?

 

-Сейчас мы попробуем представить себя в роли музыкантов шумового оркестра. Достаньте карандаши- это будут наши импровизированные барабанные палочки. Когда зазвучит музыка- украсьте ее своей игрой.

- Понравился вам результат выступления?  Почему не получилось слаженной игры?

 

-Закончите стихотворение

-Взмахнёт волшебной палочкой, И музыка звучит,

 Палочка застынет,

И весь оркестр молчит.

 Палочка подскажет, кому пора вступать,

 Палочка укажет, 

Как музыке звучать.

 Палочка волшебная Оркестром управляет,

 А как назвать волшебника,

 Кто, ребята, знает?...

 

- О какой профессии мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке?

- Кому принадлежит «волшебная палочка» из стихотворения?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (слова-подсказки на доске- ДИРИЖЕР, ПАЛОЧКА, ВОЛШЕБНАЯ)

 

- Сформулируйте вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока?

Проблемный вопрос урока: Почему палочка дирижера называется волшебной? 

 -Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на главный  вопрос урока?

 

В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором,
ему подчинялись и музыканты.
Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.

 

- Прочитайте дополнительный материал, который лежит у вас на столе.  Расставьте в хронологическом порядке информацию и расскажите, как развивалась профессия дирижера с течением времени

(Учитель выводит на экран полученную информацию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Подумайте, почему от того, что дирижер развернулся  лицом к музыкантам, все только выиграли?

-Предлагаю понаблюдать за работой профессионального дирижера, мастера своего дела-Валерия Гергиева

-Подумайте, какие функции выполняет  дирижер в оркестре?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель знакомит учащихся с сеткой дирижирования

Игра «Дирижер»

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером?

- Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...”

- Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

- Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра.

- Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок?

- Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.

 

ИГРА « КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ»

 

 

 

- Дирижер- это руководитель не только оркестра, но и хорового коллектива.

Виктор Попов- музыкант, педагог, создатель Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения, воспитавший целое поколение юных музыкантов.

Каждую свою репетицию начинал с подготовки голоса к пению- артикуляционной зарядки и распевания.

РАСПЕВАНИЕ

Песня, с которой мы с вами сегодня познакомимся написана Б. Окуджавой, известным бардом нашей страны. Он, как и многие мужчины его поколения, прошел всю Вов. И размышления о том, сто помогало людям выжить- в этой песне.

Учитель исполняет песню «Надежды маленький оркестрик»

-Какое чувство, по мнению автора, давало людям надежду на лучшее в тяжелые военные и послевоенные годы?

-Опишите характер мелодии, особенности звуковедения

Именно о ЛЮБВИ  Окуджава говорит как о дирижере, руководителе человеческих чувств.

РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ «НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК»

Молодцы.

-У каждого из вас на столе лежит Лист самопроверки (заполняем его самостоятельно)

-Какие вопросы вызвали затруднение?

— Для чего нужен дирижер в оркестре? (чтобы оркестр играл в едином темпе, с определенной динамикой и показывал характер музыки) 

Чтобы стать дирижерам, какими музыкальными способностями должен обладать музыкант (память, слух, музыкальный  вкус).

Давайте ответим на главный вопрос урока: Почему палочка дирижера называется волшебной? 

Учитель: Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться

1.Выполнить рисунок по теме урока.

2.Составить кроссворд.

3.Подготовить сообщение  на тему «Выдающиеся дирижеры России». 

 

Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!

 

 

 

Приветствие учителя

 

 

Ответы учащихся

1.Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается.

2.Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям.

3.Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда артистам.

 

(ответы учащихся) Оркестр- это…

-струнный

-духовой

-симфонический

-народных инструментов (поясняют, почему имеют такое название

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Шумовой оркестр»

 

 

 

 

 

 

 

многим не понравился, игра невпопад, не вместе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дирижер- руководитель муз. колектива.

- Он главный в оркестре.

 

- Дирижеру

 

 

-Волшебная палочка дирижера

 

Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.

 

 

Вступают в диалог совместно с учителем.

— Почему палочка волшебная? 

 

Ответы учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети самостоятельно работают с предлагаемым текстом, анализируют, расставляют факты в ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ порядке и зачитывают полученный текст:

 

1)-А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами.

2)-В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком» потому, что в руках у него была палка
из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее «батута».
 Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии.
Такое дирижирование
называлось «громким».

3)-С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук.

4)- В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился,

стало просто невозможно одновременно играть

на инструменте и дирижировать.

 И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером.

5)- Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон.

6)- А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор

 

7)- Однако все дирижеры стояли  всегда  лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.

Первым традицию нарушил

 Рихард Вагнер.

 

 

(ответы учащихся)

 

 

 

Просмотр видеофрагмента Валерий Гергиев «Увертюра» к опере «Садко» Н. А. Римского- Корсакова.

Учащиеся приходят к выводу, что

 

Дирижер выполняет несколько функций:

1.        задает темп и указывает размер

2.        указывает порядок вступления отдельных групп музыкантов

3.         определяет динамику муз. произведения

 

 

 

Учащиеся под предлагаемую музыку («Полька», «Вальс», «Марш» С Прокофьева) «дирижируют», стараются передать не только муз. размер, но и характер, и динамику музыки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают определение понятия симф. оркестр

(СИМФОНИЧ ОРКЕСТР- это…), называют  Группы инструментов симф. оркестра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся работают у доски, распределяют карточки по схеме, ориентируясь на месторасположение в оркестре и принадлежность к группе инструментов.

(коллективная проверка решений)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик (по желанию) проводит с классом дыхательную гимнастику и артикуляционную разминку.

 

Распевание (под руководством учителя)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушание муз. произведения, анализ текста и особенностей мелодии

 

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вокально- хоровая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа учащихся с Листами самопроверки

 

Ответы учащихся.

Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. 

Оценивают себя, выставляя отметки, делают выводы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание.

 

 При необходимости задают вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1 (фото Театра оперы и балета в Саранске)

Метапредметные УУД

Коммуникативные:

учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом

Регулятивные:

адекватное восприятие информации учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные УУД.

Познавательные: формулировка темы, цели.

Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу.

Регулятивные: учится планировать учебную деятельность на уроке.

Личностные: культура общения и поведения на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МетапредметныеУУД

Познавательные: добывать информацию, представленную в разных формах;

знать о роли дирижера в оркестр, названия музыкальных инструментов, виды оркестров.

Регулятивные: целеполагание, оценка, самооценка;

вносить коррективы в свою работу.

Коммуникативные:

умение слушать, участвовать в обсуждении, умение вести дискуссию.

Личностные: продолжение формирование межличностных отношений;

демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные УУД

Познавательные:  фиксируют и анализируют результаты своей деятельности.

 Коммуникативные: договариваются, проявляют активность во взаимодействии.

Регулятивные: планируют действия, выполняют музыкально- творческое задание по заданным правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные УУД

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии., приходят к общему мнению  в совместной деятельности.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные УУД

Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии., приходят к общему мнению  в 

совместной деятельности.

Регулятивные: осуществляют итоговый контроль.

Личностные: формирование личностного самоопределения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Познавательные: — осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе; — извлекать информацию, представленную в разных формах; — перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Познавательные: — осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе; — извлекать информацию, представленную в разных формах; — перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы

Актуализация знаний. Повторение пройденного 3

Актуализация знаний. Повторение пройденного 3

Формулирование темы и цели урока

Формулирование темы и цели урока

Формулирование темы и цели урока

Формулирование темы и цели урока

Физминутка (первичное закрепление)

Физминутка (первичное закрепление)

Этап включения новых знаний и закрепление

Этап включения новых знаний и закрепление

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Рефлексия учебной деятельности

Организационный момент Цель: включить учащихся в учебную деятельность

Организационный момент Цель: включить учащихся в учебную деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.12.2021