Технологическая карта урока
Предмет |
Музыка |
Класс |
5 |
Тема |
«Волшебная палочка дирижера» |
Автор/ы урока (ФИО, должность) |
Бубнова С.Е учитель музыки. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тип урока |
Урок открытия новых знаний. |
Время реализации урока |
40 минут |
Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные) |
— формирование представлений о роли дирижера в оркестре. — познакомить с понятиями дирижер, дирижирование, оркестр; — познакомить с историей возникновения дирижерской палочки; — развивать интерес к музыкальному искусству, творческие способности; — воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость на восприятие музыки. |
Планируемые результаты |
Планируемые результаты: Предметные УУД: — формировать представление о роли дирижёра, видах оркестра, о группах инструментов, об истории возникновения дирижёрской палочки; — расширить представления о дирижёрских навыках и в игровой форме попробовать себя в роли дирижёра. Личностные УУД: — выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения и слушания музыкальных произведений; — владеть навыками самооценки музыкально- творческой деятельности; — формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.. Метапредметные УУД: Познавательные: — осуществлять поиск необходимой информации в дополнительной литературе; — извлекать информацию, представленную в разных формах; — перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные: — формулировать собственное мнение и позицию, стремиться к пониманию позиции другого человека; — проявлять активность во взаимодействии, вести диалог, слушать собеседника; — применять полученные знания в исполнительской деятельности. Регулятивные: — выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя, понимать цель выполняемых действий, вносить коррективы в свою работу; — выполнять музыкально- творческие задания по заданным правилам; развитие навыков самооценки и самоанализа |
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Метод. комментарии |
Формируемые универсальные учебные действия |
||
1.Организационный момент Цель: включить учащихся в учебную деятельность.
2. Актуализация знаний. Повторение пройденного
3.
6. Этап включения новых знаний и закрепление Цель: организовать самостоятельную деятельность по применению новых знаний.
7. Рефлексия учебной деятельности Цель: давать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
8. Дифференцированное домашнее задание.
|
Приветствие в форме вокальной попевки
- Какое здание изображено на фотографии? Где оно находится? - Каждый из вас, хотя бы раз был в музыкальном театре - Вы знакомы с правилами поведения в театре, в концертном зале? Давайте их вспомним
Вот мы в зрительном зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. - Что такое оркестр? - Какие бывают оркестры?
-Сейчас мы попробуем представить себя в роли музыкантов шумового оркестра. Достаньте карандаши- это будут наши импровизированные барабанные палочки. Когда зазвучит музыка- украсьте ее своей игрой. - Понравился вам результат выступления? Почему не получилось слаженной игры?
-Закончите стихотворение -Взмахнёт волшебной палочкой, И музыка звучит, Палочка застынет, И весь оркестр молчит. Палочка подскажет, кому пора вступать, Палочка укажет, Как музыке звучать. Палочка волшебная Оркестром управляет, А как назвать волшебника, Кто, ребята, знает?...
- О какой профессии мы будем вести разговор на сегодняшнем уроке? - Кому принадлежит «волшебная палочка» из стихотворения? Сформулируйте тему сегодняшнего урока (слова-подсказки на доске- ДИРИЖЕР, ПАЛОЧКА, ВОЛШЕБНАЯ)
- Сформулируйте вопрос, ответ на который мы узнаем в конце урока? Проблемный вопрос урока: Почему палочка дирижера называется волшебной? -Как вы думаете, какие знания нам сегодня понадобятся, чтобы ответить на главный вопрос урока?
В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он
дирижировал хором,
- Прочитайте дополнительный материал, который лежит у вас на столе. Расставьте в хронологическом порядке информацию и расскажите, как развивалась профессия дирижера с течением времени (Учитель выводит на экран полученную информацию)
-Подумайте, почему от того, что дирижер развернулся лицом к музыкантам, все только выиграли? -Предлагаю понаблюдать за работой профессионального дирижера, мастера своего дела-Валерия Гергиева -Подумайте, какие функции выполняет дирижер в оркестре?
Учитель знакомит учащихся с сеткой дирижирования Игра «Дирижер»
- Ребята, как вы думаете, трудно быть дирижером? - Какими способностями, качествами должен обладать дирижер? Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно...” - Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”. - Взгляните, какой большой оркестр, как много разных инструментов. Давайте вспомним группы инструментов, которые входят в состав симфонического оркестра. - Посмотрите на слайд, как вы думаете, эти исполнители сидят, кто где захочет или есть определенный порядок? - Есть порядок, одинаковые инструменты находятся рядом, для того, чтобы инструменты одной группы слышали своих соседей.
ИГРА « КАЖДЫЙ НА СВОЕМ МЕСТЕ»
- Дирижер- это руководитель не только оркестра, но и хорового коллектива. Виктор Попов- музыкант, педагог, создатель Большого детского хора Всесоюзного радио и телевидения, воспитавший целое поколение юных музыкантов. Каждую свою репетицию начинал с подготовки голоса к пению- артикуляционной зарядки и распевания. РАСПЕВАНИЕ Песня, с которой мы с вами сегодня познакомимся написана Б. Окуджавой, известным бардом нашей страны. Он, как и многие мужчины его поколения, прошел всю Вов. И размышления о том, сто помогало людям выжить- в этой песне. Учитель исполняет песню «Надежды маленький оркестрик» -Какое чувство, по мнению автора, давало людям надежду на лучшее в тяжелые военные и послевоенные годы? -Опишите характер мелодии, особенности звуковедения Именно о ЛЮБВИ Окуджава говорит как о дирижере, руководителе человеческих чувств. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ «НАДЕЖДЫ МАЛЕНЬКИЙ ОРКЕСТРИК» Молодцы. -У каждого из вас на столе лежит Лист самопроверки (заполняем его самостоятельно) -Какие вопросы вызвали затруднение? — Для чего нужен дирижер в оркестре? (чтобы оркестр играл в едином темпе, с определенной динамикой и показывал характер музыки) Чтобы стать дирижерам, какими музыкальными способностями должен обладать музыкант (память, слух, музыкальный вкус). Давайте ответим на главный вопрос урока: Почему палочка дирижера называется волшебной? Учитель: Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки может заставить людей плакать или смеяться 1.Выполнить рисунок по теме урока. 2.Составить кроссворд. 3.Подготовить сообщение на тему «Выдающиеся дирижеры России».
Спасибо всем за урок!!! До свидания!!!
|
Приветствие учителя
Ответы учащихся 1.Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти на 15-20 минут и настроиться на встречу с искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. 2.Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям. 3.Аплодисменты, вызов на сцену в заключение концерта - лучшая награда артистам.
(ответы учащихся) Оркестр- это… -струнный -духовой -симфонический -народных инструментов (поясняют, почему имеют такое название
Игра «Шумовой оркестр»
многим не понравился, игра невпопад, не вместе)
Дирижер- руководитель муз. колектива. - Он главный в оркестре.
- Дирижеру
-Волшебная палочка дирижера
Учащиеся формулируют тему урока и записывают ее в тетрадь.
Вступают в диалог совместно с учителем. — Почему палочка волшебная?
Ответы учащихся.
Дети самостоятельно работают с предлагаемым текстом, анализируют, расставляют факты в ХРОНОЛОГИЧЕСКОМ порядке и зачитывают полученный текст:
1)-А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. 2)-В 18 веке в опере дирижера называли «дровосеком»
потому, что в руках у него была палка 3)-С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло «тихое дирижирование» жестами рук. 4)- В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером. 5)- Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. 6)- А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор
7)- Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Первым традицию нарушил Рихард Вагнер.
(ответы учащихся)
Просмотр видеофрагмента Валерий Гергиев «Увертюра» к опере «Садко» Н. А. Римского- Корсакова. Учащиеся приходят к выводу, что
Дирижер выполняет несколько функций: 1. задает темп и указывает размер 2. указывает порядок вступления отдельных групп музыкантов 3. определяет динамику муз. произведения
Учащиеся под предлагаемую музыку («Полька», «Вальс», «Марш» С Прокофьева) «дирижируют», стараются передать не только муз. размер, но и характер, и динамику музыки
Ответы учащихся
Учащиеся дают определение понятия симф. оркестр (СИМФОНИЧ ОРКЕСТР- это…), называют Группы инструментов симф. оркестра
Учащиеся работают у доски, распределяют карточки по схеме, ориентируясь на месторасположение в оркестре и принадлежность к группе инструментов. (коллективная проверка решений)
Один ученик (по желанию) проводит с классом дыхательную гимнастику и артикуляционную разминку.
Распевание (под руководством учителя)
Слушание муз. произведения, анализ текста и особенностей мелодии
Ответы учащихся
Вокально- хоровая работа
Самостоятельная работа учащихся с Листами самопроверки
Ответы учащихся. Словно волшебник, дирижер с помощью маленькой палочки заставляет звучать огромный коллектив музыкантов. Оценивают себя, выставляя отметки, делают выводы.
Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание.
При необходимости задают вопросы.
|
Слайд 1 (фото Театра оперы и балета в Саранске) |
Метапредметные УУД Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Исполнение всем классом Регулятивные: адекватное восприятие информации учителя
Метапредметные УУД. Познавательные: формулировка темы, цели. Коммуникативные: обсуждая проблему со сверстниками, высказывают собственное мнение, оказывают помощь друг другу. Регулятивные: учится планировать учебную деятельность на уроке. Личностные: культура общения и поведения на уроке.
МетапредметныеУУД Познавательные: добывать информацию, представленную в разных формах; знать о роли дирижера в оркестр, названия музыкальных инструментов, виды оркестров. Регулятивные: целеполагание, оценка, самооценка; вносить коррективы в свою работу. Коммуникативные: умение слушать, участвовать в обсуждении, умение вести дискуссию. Личностные: продолжение формирование межличностных отношений; демонстрировать позицию активного слушателя и исполнителя.
Метапредметные УУД Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии., приходят к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения.
Метапредметные УУД Познавательные: учатся правильно строить свои высказывания. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии., приходят к общему мнению в совместной деятельности. Регулятивные: осуществляют итоговый контроль. Личностные: формирование личностного самоопределения.
|
||
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.