Дата: |
11.05.2020 г. |
|||
Класс: |
3 «б» |
|||
Учитель: |
Людмила Алексеевна |
|||
Практикант: |
Ярославкина Кристина Сергеевна |
|||
Методист: |
Замятина Л.Н. |
|||
Оценка: |
|
|||
Предмет: |
Литературное чтение |
|||
УМК: |
Школа России |
|||
Тема урока: |
«Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки» |
|||
Тип урока |
Открытие новых знаний. |
|||
Цель деятельности педагога: |
Создать условия для ознакомления учащихся со стилем «джаз», историей возникновения этого музыкального направления, а также с характерными особенностями стиля и со знаменитыми исполнителями джазовой музыки. |
|||
Задачи: |
Образовательная: выделить средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др. Развивающая: развивать умение слышать различное эмоциональное настроение в музыке, откликаться на него произведений. Развивать образно – ассоциативное мышление, музыкальный слух. Воспитательная: воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус. |
|||
Планируемые результаты: |
Метапредметные: Регулятивные: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Личностные: Умение «наблюдать» за музыкой, анализировать ее, умение проявлять творческое отношение к музыкальной деятельности; развивать творческое воображение; умение выделять нравственную сущность жизненных явлений; умение проявлять эстетическое отношение к действительности. |
|||
Межпредметные связи: |
Окружающий мир, ИЗО, история |
|||
Средства обучения: |
учебник, доска, проектор, наглядно-демонстрационный материал, презентация. |
|||
Этап урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
ФОУД |
Формируемые УУД |
Организационный момент Мотивационная установка Цель: проверка готовности обучающихся к уроку, создать позитивный мотивационный настрой на работу |
1 мин |
-Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Вот книжки на столе, тетрадки Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный!
|
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку |
Ф |
Метапредметные: Регулятивные: Учатся воспринимать. |
Подготовка к восприятию (Актуализация знаний …) Цель: создать нужную эмоциональную атмосферу, настроить детей на восприятие изучаемого произведения; актуализация знаний и представлений, необходимых для восприятия нового материала |
3 мин |
-Сегодня на урок я пришла не одна. Со мной – таинственный господин, имени которого мы не знаем. Кто он? Откуда явился к нам? Каков его характер? Для нас это пока загадка. Но я предлагаю по музыкальному письму, которое он адресовал Вам, определить его имя (Звучит ярко выраженный джазовый музыкальный фрагмент) «Хелло, Долли» Луи Армстронг (видео) -Помогите отгадать имя таинственного незнакомца. -Что натолкнуло Вас на эту мысль? С помощью, каких средств музыкальной выразительности Вы определили, что этот господин Джаз, а не народная песня?
|
Отвечают на вопросы Слушают музыкальное произведение
- Джаз. - Характерный острый, резкий, неровный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов.
|
Ф И |
Познавательные: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
Постановка учебной задачи Цель: подвести учащихся к определению темы урока и формулированию учебных задач/ читательских действий |
1 мин |
- Как вы думаете какая тема нашего урока? -Тема нашего урока « Чудо музыка. Острый ритм - джаза звуки» -Как вы думаете, о чём мы должны узнать в течение этого урока?
|
- О истории Джаза, инструментах Джаза, известных исполнителях джазовой музыки |
Ф |
Регулятивные: формирование умения планировать, контролировать |
Открытие нового знания Цель: направление учащихся на самостоятельное разъяснение новых знаний
|
18 мин |
-Но чтобы лучше представить образ Джаза, попробуем проследить историю его жизни.
Перенесёмся в 20-е г.г. XX столетия. Тогда Новый и Старый Свет (так тогда любили называть Америку и Европу) бурлил разговорами о какой-то джаз-банде. - Какое странное имя? - Кличка какая-то? - Кто он? – возмущались одни. - Кто он!!! – восхищались другие. - Этот дикарь с бандитским именем не знает правил приличия! – кипятились первые. - Вы слышали, какой шум от него? - Вы видели, как он развязан в движениях? - И потом, он же неуч, читать по нотам не умеет!!! - Он парень что надо! – больше первых горячились другие. – А ведёт себя так потому, что притворяться не умеет! Зато говорит, что чувствует. И уж поинтереснее иных грамотеев! Друзья и враги Джаза сходились в одном: все знать хотели, откуда взялась эта скандальная личность. -Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур разных народов и национальных традиций. Первоначально он прибыл из африканских земель. -Истоки Джаза следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры и европейской происходили, начиная с XVIII века, и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. -Когда Джаз сделался совсем знаменитым, все вокруг стали спрашивать, откуда он свои таланты унаследовал. И убедились – от серьёзного дядюшки Спиричуэлса, грустного дядюшки Блюза, весёлого дядюшки Регтайма. - Спиричуэлс – песни северо-американских негров религиозного содержания. Их пели хором ещё рабы плантаций, подражая духовным гимнам белых переселенцев. - Блюз – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. -Регтайм – танцевальная музыка особого ритмического склада. -Джаз повзрослел. Надоела ему слава неугомонного весельчака и танцора. Он хотел, чтобы к нему относились внимательно и серьёзно, чтобы любили его не только в минуты шумных развлечений. Характер его становился переменчивым. Прежде его хвалили за горячий нрав, теперь его видели чересчур уж спокойным, порой даже холодным. -Но Джаз оставался Джазом. -Джаз – ровесник XX века и одна из самых больших его знаменитостей. Ему уже более 100лет. А по музыкальным, его возраст – сущий пустяк. Ведь очень многое в музыке живет столетиями и даже тысячелетиями. -Особенности джаза в том, что исполнители сочиняют музыку во время самого выступления, импровезируют на самых разных инструментах: трубе, саксафоне, фортепиано, кларнете, а также входят в состав ударные инструменты – барабаны и тарелки. - Сейчас мы с вами послушаем два музыкальных фрагмента, а потом вы мне скажете, в каком музыкальном фрагменте звучал джаз? - Какова главная отличительная особенность джаза? -А теперь мы с вами послушаем и посмотрим известных исполнителей джаза. -Джон Гиллеспи. -ГЕРШВИН Джордж Вершина творчества — опера «Порги и Бесс», первая национальная опера, отмеченная глубоким проникновением в духовный мир и музыкальный фольклор негритянского народа.
-Прослушайте колыбельную Клары из оперы «Порги и Бесс»(видеофрагмент) -Как звучала мелодия? Схожа ли она с другими колыбельными? |
Слушают историю про джаз Отвечают на вопросы Узнают известных авторов джазовой музыки Слушают музыкальные произведения |
Ф И |
Метапредметные: Регулятивные: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство, выбирать действия в соответствии с поставленными задачами. Учатся внимательно слушать вопросы и отвечать на них конкретно. Развитие умения осмысливать полученную информацию. Познавательные: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства, выявлять их принадлежность к разным жанрам. Учатся использовать специальную музыкальную терминологию. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока и условиями коммуникации; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность, взаимный контроль; выполнять практические упражнения; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
|
Физминутка |
1 мин |
ВИДЕО |
|||
Первичное закрепление Цель: первичное закрепление с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимся нового знания. |
5 мин |
ИГРА “Выбери инструменты” На карточках перечислены музыкальные инструменты, вам нужно подчеркнуть инструменты, характерные лишь для джаза. Вывод: излюбленные инструменты Джаза: труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара, ударные – барабаны, тарелки. - Итак, попробуем нарисовать музыкальный портрет Джаза. Какими чертами характера он обладает?
- Когда и где появился джаз? - Назовите имена джазовых музыкантов.
|
Выполняют задание, отвечают на вопросы
- Синкопированный ритм, акцент не на сильную, а на слабую долю, преобладание ударных и духовых музыкальных инструментов |
Ф И |
Метапредметные: Регулятивные: Учатся воспринимать и сравнивать музыку и изобразительное искусство. Познавательные: Учатся сравнивать музыкальные произведения и произведения изобразительного искусства. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами урока . |
Рефлексия Цель: дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль |
1 мин |
- Что нового узнали на уроке? - За что вы похвалили бы себя? - Что особенно получилось? -А теперь вы оцените сами себя, каждый из вас по поднятой руке! -Называем отметку и почему вы себе именно эту отметку ставите? |
Оценивают свою работу на уроке |
Ф |
Личностные: уметь оценивать себя. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.