5 класс. Урок 4. По программе «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского
Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А Горяева, О.В. Островская; под редакцией Б.М. Неменского; Москва: издательство «Просвещение», 2005 г.
Рабочая тетрадь «Твоя мастерская» и методическое пособие, автор Н.А. Горяева.
Тема
|
«Конструкция и декор предметов народного быта».
|
Цель урока: |
Создать декоративный образ русской народной прялки |
Педагогическая цель:
Задачи урока: |
Создать условия для формирования навыков создания единого художественного образа в конструкции и декоративном оформлении предмета (русская прялка)
|
Тип урока |
Урок изучения новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные ПР) |
Понимать специфику образного языка ДПИ. Использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции. Выполнять эскизы росписи русской народной прялки. Уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
Личностные (ЛР)
|
- Уважительно относиться к культуре народного искусства; - понимать роли культуры и искусства в жизни человека; - уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; - уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения |
УУД Метапредметные (МПР) |
Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Коммуникативные УУД: - овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи. Регулятивные УУД: - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, - находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность, - уметь организовать место занятий.
|
Основное содержание темы, понятия, термины. |
Единство конструкции и декора в предметах народного быта. Разновидности утвари и разнохарактерности украшений |
Образовательные ресурсы. |
В/ф «Народные промыслы» Презентация «Конструкция и декор предметов народного быта». Иллюстрации с изображениями русских народных бытовых предметов Формы и типы росписей предметов народного быта. Бумага, цветные карандаши |
ХОД УРОКА
Этап урока / учебная ситуация |
Результат этапа |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Действия педагога |
Действия обучающихся |
|||
1.Самоопределение к деятельности. Орг. момент. |
Готовность к уроку. (Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль. Оценка, самооценка). |
Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. |
Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. |
Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
2. Актуализация знаний, мотивация. |
Осознание необходимости получения новых знаний. |
Определение границ знания и незнания. |
Изучив интерьер, внутренний мир русской избы, интересно было бы узнать, какие предметы наполняли крестьянский дом? Зачем они были нужны? |
Объясняют значение предметов быта в крестьянской семье
|
3. Постановка учебной задачи. |
Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся. |
Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. |
-О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания нам не хватает для изображения предметов народного быта? |
Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия. |
4. Решение учебной задачи. |
Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы. |
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания. |
Знакомство с основными предметами народного быта: ковши, прялки, солоница, хлебница, рубель. Знакомство с произведениями народного искусства, которые жили вместе с человеком, помогали в быту, труде, были участниками праздников. (Презентация. Рассматривание иллюстраций.) Рассказ о каждом из них: предназначение и украшение. Разбор конструкции прялки, ее украшение |
Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения крестьянской утвари. Рассуждают о значении предметов народного быта, их конструкции и декоре, выявляют характерные особенности. Анализируют как строится композиция росписи, как связывается она с конструкцией прялки, как согласуются цвета. |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. |
Умение применять новые знания в самостоятельной деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к закреплению знаний и способов действий. |
- При помощи цветных карандашей изобразить прялку. Сделайте украшения прялки затейливыми, нарядными, вплетая в узор знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию. |
Используя шаблон изображение прялки, применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе |
6. Оценка. |
Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к самооценке знаний и способов действий. |
-Оцените результаты своей работы, способы их достижения. (с комментированием) Лист оценки: 1. Аккуратность 2. Правильное изображение формы лопасти прялки и компоновка в формате 3. Уместный выбор символики росписи, декора, 4. Правильная компоновка декора 5. Творческий подход к выполнению задания |
Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
7. Итог. Рефлексия деятельности. |
Умение соотносить результаты собственной деятельности. |
Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. |
Беседа по вопросам: - Для чего люди наполняли своё жилище различными образами? - Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома? |
Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение. |
8. Домашнее задание. |
Использование нового знания в выполнении творческого задания. |
Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторение раннеусвоенных ЗУНов |
-Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением предметов народного быта |
Запись д/з в дневник. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.