Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 23
с углубленным изучением отдельных предметов»
Тема урока: Деепричастия и причастия в тексте.
Класс: 6
Разработала: учитель
русского языка
и литературы
Михайлова А. А
Тема урока: Деепричастия и причастия в тексте.
Класс: 6
УМК: М.М.Разумовская
Тип урока: урок комплексного применения знаний и развития речи.
Цель:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к обобщению.
Образовательная цель: расширение понятийной базы.
Задачи:
образовательные: обобщить знания учащихся о причастии и деепричастии как особых формах глагола; формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях деепричастия и причастия; тренировать учащихся в проведении синтаксического разбора и пунктуационного анализа простых осложнённых предложений; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся;
воспитательные: воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова
Планируемые результаты:
Личностные: формировать интерес к учению.
Метапредметные:
Познавательные УУД: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; эффективно сотрудничать в совместном решении задачи; устанавливать и сравнивать разные точки зрения
Регулятивные УУД: уметь формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
Предметные: закрепить умения написания гласных в суффиксах и окончаниях причастий; формировать умение образовывать и правильно писать причастия в краткой форме; повторить орфографию и пунктуацию.
Этап |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся |
Деятельность учеников |
УУД |
1. Этап мотивации Цель: создание эмоционального настроя на урок, самоопределение к учебной деятельности |
Приветствие, проверка готовности к уроку |
Посмотри, дружок, Можешь ли ты начать урок? Всё ли у тебя в порядке Ручка, книжки и тетрадка? Проверили? Садитесь! С прилежанием трудитесь! Присаживайтесь, запишите число, классная работа. |
Настраивается на обучение, выполняет действия для создания положительных эмоций |
Личностные: формирование положительного настроя Коммуникативные: умение работать в классном коллективе Регулятивные: самостоятельная организация своего рабочего места |
2. Актуализация знаний Цель: актуализация опорных знаний теме причастия и деепричастия |
Ведет беседу, ставит познавательную задачу |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Задание: записать текст, вставить пропущенные буквы и знаки препинания и выписать слова, обозначающие основное действие и добавочное. (на слайде 1) Лось выб.жал на опушку заросшую кустарником и, не останавливаясь, (на)правился к реке блестевш.. в лучах зах.дящ.. солнца. Вода сл.пила глаза озаряя всё вокруг своим ярк.. блеском. |
Отвечает на вопросы, вспоминает правило, работает самостоятельно, строит монологическое доказательное высказывание |
Личностные: формирование познавательного интереса Коммуникативные: оформление своих мыслей в виде монологического высказывания Познавательные: ориентирование в системе знаний Регулятивные: оценивание правильности выполнения действия; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; внесение необходимых коррективов Предметные: закрепление изученных понятий. |
3. Постановка учебной задачи Определение темы урока, целеполагание. Цель: сформулировать тему, цель урока, создать проблемную ситуацию, найти выход из нее, приобрести новое знание |
Создает проблемную ситуацию, направляет деятельность учащихся по открытию нового знания |
Подумайте, чему вы хотите научиться на этом уроке? Узнать, какую роль играют причастия и деепричастия в тексте. Научиться правильно употреблять их в тексте.
Запишем тему урока: Деепричастия и причастия в тексте. (На слайде 2) Поставьте цели, дополнив предложения (обратная сторона доски) Я хочу… Мне надо научиться… Сегодня на уроке я смогу… Итак, использование причастия и деепричастия в нашей речи, несомненно, очень важно. На прошлом уроке мы знакомились с ролью этих глагольных форм в словосочетании и предложении, а сегодня нам предстоит рассмотреть их значение уже в более широком смысле. |
Определяет тему урока, ставит цель |
Личностные: формирование познавательного интереса Коммуникативные: оформляет мысли в устной форме Познавательные:добывает новые знания, находит ответы на вопросы, используя собственный опыт, помощь учителя. Регулятивные: формулирует цель, анализирует. Предметные: узнает о текстах разных типов. |
4. Первичное закрепление Цель:организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; организовать самопроверку учащимися своих решений по Эталону и взаимопроверку. |
Контролирует и координирует деятельность учащихся, дозируя задания |
Выполнение учащимися разноуровневых заданий. (На слайде картина Николая Никаноровича Дубовского). Начальный уровеньВ простое предложение введите причастный оборот или деепричастный оборот. Образец. Листья ложатся на землю пышным ковром. — Листья, осыпающиеся с деревьев, ложатся на землю пышным ковром. Листья, кружась в воздухе, ложатся на землю пышным ковром. 1. Волны набегают одна на другую. 2. Тучи совсем заволокли небо. 3. Море крепко спит. 4.Небо все ниже наклоняется над морем. 5. Сонные волны выползают на берег. 6. От всей картины веет тихим спокойствием. (весело играя, проплывающие на север, уставшее за день, голубеющее от яркого солнца, усыпанный галькой, нарисованной природой) Средний уровень — В простое предложение введите причастный оборот или деепричастный оборот. Образец. Листья ложатся на землю пышным ковром. — Листья, осыпающиеся с деревьев, ложатся на землю пышным ковром. Листья, кружась в воздухе, ложатся на землю пышным ковром. 1. Волны набегают одна на другую. 2. Тучи совсем заволокли небо. 3. Море крепко спит. 4.Небо все ниже наклоняется над морем. 5. Сонные волны выползают на берег. 6. От всей картины веет тихим спокойствием. Достаточный и высокий уровни 1) Составленные предложения (задания начального и среднего уровней) введите в текст сочинения-миниатюры «У моря», «Наедине с природой», «Гармония» (конкретную тему может самостоятельно выбрать ученик). Что изменилось в тексте с появлением причастий? Что вы можете сказать о морфемном составе причастий? Дайте характеристику нескольким причастиям из этого текста (устно по очереди)
|
Выполняют разные по уровню задания, самопроверка, работа в паре, взаимопроверка |
Личностные: удержание личностно значимой цели Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание, сотрудничество в совместном решении задачи. Познавательные:усвоение учащимися нового способа действия Регулятивные: умение давать самооценку, осознание качества и уровня усвоения материалаумение осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера Предметные: учится работать с текстами разных типов, привлекая опорный материал, записанный в обобщающей таблице |
5. Цель: разгрузка, снятие эмоционального напряжения |
Проговаривает слова и показывает движения |
Динамическая пауза Типы речи изучали И немного мы устали. Встанем, ручки разведём, Ножки тоже потрясём. Корпус дружно повернём, Сядем, рассуждать начнём! |
Выполняют действия |
|
6. Обобщение, систематизация, применение Цель: выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала. |
Координирует работу, фиксирует основные затруднения. |
Анализ поэтического текста Ф. Тютчева «Сияет солнце, воды блещут» (на слайде 3) с употреблением причастий и деепричастий. Сияет солнце, воды блещут. Поют деревья, блещут воды, Но и в избытке упоенья Задания к тексту. 1. Выразительно прочитать текст. 2. Выписать все причастия и деепричастия. 3. Образовать выписанные слова от глагола. Выделить суффиксы. 4. Переписать первую строфу, расставить недостающие знаки препинания, сделать синтаксический разбор первого предложения и составить схему. 5. Определить стихотворный размер. Найти метафору, олицетворение. На оценку «3» -1-3 задание. На «4» -1-4 задание. На «5»- выполнение всех заданий.
|
Находят деепричастия и причастия среди слов, образуют деепричастия и причастия от глаголов и определяют их суффиксы. Анализируют стихотворный текст и особенности употребления деепричастий и причастий. |
Личностные: положительное отношение к учению. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание Познавательные: закрепление нового способа действия. Регулятивные: контроль своих знаний. Предметные: обобщение знаний о причастиях и деепричастиях как особых формах глагола. |
7. Повторение и закрепление Цель: включение нового знания в систему знаний и повторение |
Организует беседу по проговариванию правила и его закреплению в игровой форме |
Вывод о роли деепричастия и причастия в тексте. Итак, подводя итог нашей сегодняшней работе, давайте проверим, выполнили мы цели, которые поставили в начале урока. Результаты. |
Отвечают на вопросы, новое знание используют вместе с изученными ранее |
Личностные: положительное отношение к учению. Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание Познавательные: закрепление нового способа действия. Регулятивные: контроль своих знаний. Предметные: обобщение знаний о причастиях и деепричастиях как особых формах глагола. |
8. Рефлексия. Цель:совместно с детьми соотнести запланированные и достигнутые результаты. |
Организует рефлексию. |
Оцените свою работу на уроке и работу своих товарищей. Продолжите предложение: Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил….. -Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят? |
Подводит итог работы, проговаривает новый материал, осуществляет самоконтроль. Анализирует свою работу и работу товарищей. |
Личностные: положительное отношение к учению. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; умение слушать и понимать речь других Познавательные: умение логически рассуждать, делать выводы. Регулятивные:осознания качества и уровня усвоения. Предметные: усвоение алгоритма новой работы. |
9. Домашнее задание. |
Объясняет домашнее задание |
Задание на дом по уровням сложности: 1 уровень: привести примеры из литературы, иллюстрирующие правила выделения на письме причастных оборотов. 2 уровень: составить и записать несколько предложений с деепричастиями и причастиями, описывая то, что видите на картине И. И. Левитана «Лесистый берег» (с.13). Причастия и деепричастия разобрать по составу. 3 уровень: подготовить сообщение об изобразительной роли причастий и деепричастий в речи. |
Записывают домашнее задание. |
|
Список литературы
Научно-методические статьи.
1. Бараусова Т.Г. Дифференцированный подход к обучению учащихся как средство активизации познавательной деятельности. – М., 2004.
2. Ващенко А.А. Дифференцированный подход к учащимся. – М., 2000.
3. Калшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. - М., 1984.
4. Кульневич С.В. Современный урок. Ростов н/Д: Учитель, 2006.
Электронные ресурсы
1. Коммуникативная культура. От коммуникативной компетентности к социальной ответственности http://lib.rus.es/b/166285/download
2. Концепция модернизации российского образования http://www.ksu.ru/news/base/concept3.htm
3. Словари и справочники http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx#find
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/p1/1287/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.