Технологическая карта урока обобщения и систематизации знаний по физики в 7 классе на тему «Архимедова сила. Условие плавания тел».
Учебный предмет: физика
Класс: 8
УМК: Пёрышкин А. В.
Тема урока: "Архимедова сила. Плавание тел. Проявление физических законов в природе".
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Архимедова сила. Условия плавания тел”. Сформировать представление о проявлении физических законов в живой природе.
Задачи урока:
1. Образовательные:
Актуализировать и систематизировать знания учащихся по данной теме.
1. 2. Выявить проявление физических законов в приспособлении живых организмов к различным средам обитания.
1. 3. Подготовиться к контрольной работе по теме: “Архимедова сила. Условия плавания тел”.
2. Воспитательные:
2. 1 Способствовать воспитанию таких качеств, как самостоятельность, умение анализировать и делать выводы.
2. 2 Способствовать формированию умений использовать знания, полученные на других предметах (биологии).
3. Развивающие:
3. 1 Способствовать развитию интереса учащихся к предмету и творческих способностей учащихся.
3. 2 Способствовать развитию логического мышления.
Методы обучения: проблемный, репродуктивный, , эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Средства обучения: учебник, компьютер, проектор, карточки с заданиями, лабораторное оборудование.
Этапы урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|
Предметные |
УУД |
||||
I. Мотивация к учебной деятельности. Цели: подготовить учащихся к работе на уроке.
|
Слушают учителя.
|
Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
|
|
|
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.
|
II. Актуализа-ция знаний. Цель: вспомнить понятие «плотность», формулу и единицы измерения физических величин, входящих в формулу. |
Выполняют у интерактивной доски тест. Вспоминают определение и формулу закона Архимеда, физические величины, входящие в формулу и их единицы измерения. Разгадывают ключевое слово. |
Следит за правильностью ответов. |
Ответить на наводящие вопросы: · Обозначение силы Архимеда · Единицы измерения силы Архимеда. · Сила Архимеда зависит от… Сила Архимеда направлена… · Формула для вычисления силы тяжести. · Тело тонет, если… · В один сосуд сливают керосин и воду. · Как жидкости разместятся в сосуде? · Какова грузоподъемность одного и того же судна в речной и морской воде? · В сосуд с водой опускают металлический шарик. · Какая из физических величин при погружении шарика в воду увеличивается? |
Понимание смысла понятия сила Архимеда. |
Познавательные: навык работы с формулой, выделения различий, поиск и выделение необходимой информации. Коммуникативные: навык сотрудничества.
|
III. Обобщение и система-тизация знаний и умений. Цель: углубить и закрепить знания. |
Ответы на вопросы, просмотр и анализ презентации, работа с текстом учебника.
|
Закрепление материала через проблемные вопросы с использованием презентации, учебника.
|
Ответить на проблемные вопросы: Вопрос №1. Укажите, от каких факторов выталкивающая сила в жидкостях и газ, действующая на целиком погруженное в них тело, не зависит: от рода жидкости; от объема погруженного тела; от формы погруженного тела. Вопрос № 2. Закончите предложение: Архимедова сила, действующая на тело, целиком погруженное в жидкость и плавающее в ней,.. больше силы тяжести жидкости в объеме тела; равна силе тяжести в объеме тела. Вопрос № 3. По мере поднятия воздушного шара вверх архимедова сила, действующая на него ..увеличится; уменьшится; не измениться.. Вопрос № 4. Это связано… с уменьшением плотности верхних слоев атмосферы; с уменьшением силы тяжести, действующей на воздушный шар. Вопрос № 5. На каком рисунке правильно
показан уровень воды в чайнике? Вопрос № 6. В каком случае давление, оказываемое кубиками на
поверхность стола будет больше? Задание № 1 Один неглубокий сосуд пригласил в гости сразу три несмешивающиеся жидкости разной плотности и предложил им располагаться со всеми удобствами. Как расположились жидкости в гостеприимном сосуде? Задание №2 Почему в недосоленном супе ощипанная курица тонет, а в пересоленном спасается вплавь? Задание № 3 Где больший вес имеют солидные караси, в родном озере или на чужой сковородке? Задание № 4 Подумайте почему основная часть костей скелета птиц являются полыми? Задание №5 А.Р.Беляев «Человек-амфибия» «Дельфины на суше гораздо тяжелее, чем в воде. Вообще у вас тут все тяжелее. Даже собственное тело». Прав ли автор романа? Объясните.
|
Закрепление знаний. |
Коммуникативные: навык сотрудничества. Познавательные: умение структурировать знания, смысловое чтение. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия.
|
IV. Применение ЗУН в новой ситуации. Цель: применить знания при выполнении эксперимента. |
Решение задания теоретически и проверка на пратике Выполнение эксперимента.
|
Координация деятельности учащихся при проведении эксперимента.
|
Задание №1. Определить изменится ли равновесие весов, если груз на одной из тарелок поместить в воду.
Задание №2. Определить выталкивающую силу.
|
Умение измерять выталкивающую силу. Умение работать с мензуркой и рычажными весами. Умение применять на практике знания. |
Познавательные: умение решать поставленные задачи теоретически и практически. Личностные: выбор уровня задания, анализ своих способностей. |
V.Контроль усвоения и их коррекция. |
Отгадывают загадки по теме урока.
|
Проверяет правильность ответов, координирует и направлят.
|
Загадки На стене висит тарелка, По тарелке ходит стрелка. Эта стрелка наперед Нам погоду узнает. (Барометр) Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. (Воздух.) Скажи, какой великий
человек (Архимед) Поднимаемся мы в гору, Стало трудно нам дышать, А какие есть приборы, Чтоб давленье измерять? (барометр – анероид)
|
Умение использовать полученные знания на практике.
|
Познавательные: Построение по предложенному алгоритму речевого высказывания в устной форме Регулятивные: алгоритмизация действий при решении задач. Личностные: формирование желания выполнять учебные действия, личного отношения к себе и окружению.
|
VI Домашнее задание. |
Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Учащиеся получают индивидуальные карточки, с задачами разного уровня сложности, для выполнения дома. |
|
Познавательные: Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные: Слушание учителя Взаимодействуют с учителем Регулятивные: Регуляция учебной деятельности. |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: подвести итоги урока. |
Заполнить бланк. |
Раздать бланк. Оценивание работы учащихся с анализом их бланков. |
Учащимся предлагается бланк, на котором изображены три аквариума заполненные водой. Необходимо нарисовать, шарик на той глубине, которая соответствовала бы глубине погружения в сегодняшний урок. Как я себя чувствовал на уроке? Как мы себя чувствовали на уроке? Насколько мне понравилось дело, которым я занимался?
|
|
Коммуникативные: при диалоге с учителем, формирование умения объяснять свой выбор. Регулятивные: определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Личностные: смыслообразование. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.