технологическая карта урока обучение грамоте Буква Ю,ю-показатель мягкости согласных

  • docx
  • 09.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала технологическая карта урока обучение грамоте 1 класс Буква Ю- показатель мягкости согласного.docx

                                                  Технологическая карта урока.

 

1

Предмет

Литературное чтение ( обучение грамоте)

2

Класс

1 в

3

Тема урока

 Звук [‘у] . Буква Ю – показатель мягкости согласного звука

4

Тип урока.

Обобщение и повторение пройденного материала.

5

Оборудование

карточки-модели звуков (гласный, согласный);  ;  пропись

Цели: создать условия для знакомства с  функцией буквы «ю» обозначать один звук [у] в определенных позициях: после согласных в слове,; упражнять в чтении слов с буквой «ю»; закреплять знание условного обозначения  твердого и мягкого согласных звуков; учить акцентированному произнесению согласных звуков на основе одноуровневых моделей слов; формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы;  развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения;  воспитывать уважение друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: знать  и  объяснять функцию буквы "ю" обозначать один звук после согласных ,выполнять слоговое и орфоэпическое чтение звуковой и буквенной схем слова.

Личностные УУД: развитие познавательного интереса, формирование определённых познавательных потребностей  и учебных мотивов.

Регулятивные УУД: различать способ и результат действия; принятие практической задачи.

Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

Коммуникативные УУД: уметь обмениваться мнениями, слушать партнёра по коммуникации и учителя.

 

Дидактическая структура урока*

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты.

 Формируемые УУД

Самоопределение к деятельности.

 

 

 

Организационный момент

 

(1 мин)

 

 

 -Включение в деловой ритм  Эмоциональный настрой на урок.

Проверка готовности к уроку.

 

Прозвенел и смолк звонок начинается урок.

 Девочки за парты сели , Мальчики за парты сели . На меня все посмотрели. Быстренько проверь, дружок, ты готов начать урок?

Работать нужно дружно , чтобы всё успеть.

 Эмоционально

настраиваются на урок.

Контролируют готовность к уроку.

Личностные:

самоопределение к деятельности.

Регулятивные:

:контроль

Коммуникативные

:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Постановка учебной задачи.

Актуализация знаний.

(6 мин)

Создаёт проблемную ситуацию. Показывает противоречие.

 

Угадайте , что в этом мешочке.

 

Отвечает на вопросы детей кратко: « Да! Нет!»

 

Какие?

 

Не зря они здесь, сегодня на уроке ,мы будем говорить об одной из них. Выясним о какой.

Показывает карточку с буквой У. В какой из этих гласных слышится звук у?

 

Мы выяснили, о какой букве будем сегодня говорить.

С ней мы уже знакомились. Что вы помните о ней примеры слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О какой же из перечисленных особенностей буквы Ю , мы будем с вами сегодня говорить , подскажут слова.

Л. К-на доске.

Если между этими согласными поставить букву У. Какое слово получится?

А если гласную у поменять на гласную ю?

В чем отличие?

 

 

 

Проговаривают противоречие. Определяют область знания или незнания.

 

 

 

 

 

 

Хитрые гласные. Ё, Е, Я, Ю.

 

Когда произносим букву Ю.

 

 

Может обозначать два звука,; если стоит в начале слова. после гласной, после мягкого знака.( Юбка, вьюга, каюта)

Один звук обозначает, если стоит после согласного, обозначает мягкость согласного звука. (клюква)

 

 

 

ЛУК

ЛЮК

В слове лук, согласный нужно прочитать- твёрдо, в слове люк- мягко.

Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, определять область знания и незнания, способы действия.

Познавательные:

умение структурировать знание.

Логические:

анализ с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

Инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками при определению противоречий.

Формулирование учебной задачи.

Целеполагание.

( 2  мин)

 

 

 

 

О какой же особенности буквы Ю мы сегодня будем говорить на уроке?

 

Для чего необходимо знать эту особенность буквы ю?

Открывает тему урока и цели.

Ю-показатель мягкости согласного. (формулируют тему урока)

 

Чтобы правильно читать слова с этой буквой и не путать её с буквой у.

Р: Умение сотрудничать., вступать в дискуссию, умение  ставить цели , планировать свою работу.

П: анализировать, доказывать, отстаивать своё мнение.

Открытие новых знаний.

(10  мин)

 

 

 

 

 

Читаем слоги с гласной у и ю . Сравним.

Делаем вывод: если перед согласной стоит буква ю , согласный читают мягко.

Запись слогов в прописи

Подписать картинки.

Нюша, Хрюша.

Что общего в этих словах?

Какую работу играет гласная ю?

Сколько звуков обозначает?

Поработаем со схемами.

Работа в парах

 

 

Делаем вывод:

Выходят к доске , распределяют слоги в нужную группу по твёрдости- мягкости.

 

 

Они состоят из двух слогов ( две гласные Ю, А)

Смягчает согласный.

 

Один

Выбирают правильную схему к слову Нюша..

Составляют схему к слову:

Хрюша.

Слоги с гласной ю в схемах раскрашивают в зелёный и красный цвет. Так как ю- смягчает согласный.

П:Формирование навыков поисковой деятельности.

Л: Развитие учебно- познавательной мотивации.

К: Формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.

 

Физ. минутка.

 4 мин

Выполняют физминутку

Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.

 

 

Первичное закрепление.

( 5 мин)

Работа с деформированным предложением.

 

На доске в школе написаны слова: ИЗУМ,

ЛУБА, ЛУБИТ.

Что заметили?

Что посоветовали бы ученикам?

.

 

 

 

 

В словах ошибки.

 

Исправить букву У В словах на Ю. Согласные в этих словах читать нужно мягко. А буква у обозначает твёрдость.

Формирование умения вычленять проблему.

анализировать выполненную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Какие слова получатся?

Можно ли из этих слов составить предложение?

Что такое предложение?

Какое первое слово? О ком говорится в предложении?

Что говорится? Что любит Люба?

Открывает  правильный ответ, сравнивают своё решение.

ИЗЮМ. Люба, Любит.

Да.

Предложение состоит из слов связанных по смыслу.

Люба любит изюм.

 

 

Самостоятельная работа.

Работа с прописью.

(5 мин)

Прочитать  задание с.38.

Прочитайте слова.

Какие слова надо положить в сумку? Почему?

Запишите слова.

Какие слова надо положить в рюкзак?

Почему?

Запишите слова с новой строки.

Читают, отмечают слова, выписывают

П: Умение ориентироваться в содержании предмета.

К: Формирование навыков речевой деятельности.

Л: Уточнение собственных возможностей.

Повторение

(5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрите рисунки  внизу страницы.

Выпишите названия одежды.

В каком слове звуков больше, чем букв?

Почему?

Какую работу выполняет буква –у ? -ю?

Читают, выбирают, записывают.

 

П: умение

Систематизировать

и обобщать изученное. Соединять части в целое.

К: высказывать суждение по результатам сравнения.

Л: Реализация личностного потенциала.

Рефлексия.

Итог урока

(2 мин)

О какой особенности буквы Ю говорили на уроке?

Достигли поставленных целей?

 

Научились правильно читать слова с гласной ю.

 

Умение анализировать деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также