Разработка урока окружающего мира в 3 классе веб – квест «В царстве грибов»
Пояснительная записка
Школа: МБОУ «Ларинская средняя общеобразовательная школа».
Учитель: Приданникова Елена Владимировна
Предмет: окружающий мир.
Класс: 3
Тема урока: «В царстве грибов»
Тип урока:урок «открытия» нового знания
Форма урока: веб - квест
На муниципальный конкурс «Мой лучший урок» представлен урок по теме: «В царстве грибов». Данная методическая разработка представляет собой дистанционный медиа-проект, выполненный в форме образовательного веб-квеста. Для подготовки и реализации проекта используются информационно- коммуникативные технологии на платформе Конструктор сайтовWiX.com. При использовании технологии веб-квеста учащимся предлагается самостоятельное изучение необходимой информации, предлагаются все необходимые и соответствующих тематике проекта и уровню знаний Интернет-ресурсы.
Актуальность:
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение данными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому младших школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в свой деятельности, способствуя тем самым формированию у них ИКТ-компетентности. Одним из основных положений нового Федерального образовательного стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации стандарта. Формирование ИКТ-компетентности учащихся реализует системно-деятельностный подход и происходит в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.
Современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы, учащихся с ним находится на различных веб-сайтах.
Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это интересный иперспективный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли,учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся втаком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразитучебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опытпринесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектомразвивается целый ряд компетенций.Данная технология направлена на достижение личностных,предметных и метапредметных результатов учащимися.
Описание информационных технологий:
Сайт веб-квеста создан с использованием возможностей конструктора сайтовWiX.com. Это сервис для создания и редактирования сайтов с достаточно большим количеством удобных функций. Без труда можно поместить изображения, сделать ссылки на другие источники, вставить видео, таблицы. Результаты своих исследований, учащиеся размещали на сайте. Этот инструмент позволяет эффективно организовывать среду коллективного взаимодействия.
Характеристика класса:В классе 22 человека, из них 5 обучающихся 7 вида обучения, 10 ударников, отстающих нет. Имеют компьютер дома и умеют работать – 19 обучающихся. Трое обучающихся были распределены в группы, где учащиеся уже владеют компьютерной грамотностью. Психологическая обстановка в классе удовлетворительная. По результатам тестирования на сплочение коллектива, коллектив 3 класса сформирован. Уровень учебной мотивации средний. В начале учебного года была проведена диагностика «Лесенка приоритетов предмета», в диаграмме ранжирования предметов (любимые), только 30 % обучающихся отметили окружающий мир, как любимый предмет. Мной поставлена задача повышение мотивации в изучении предмета окружающий мир. При проведении урока в форме веб - квест с использованием информационных и коммуникационных технологий, обучающиеся научились добывать знания самостоятельно и творчески применять их для получения новых знаний. Все учащиеся активно работали на уроке. Во время проведения урока микроклимат в классе был доброжелательный и комфортный.
Методическая цель урока:
показать коллегам методику проведения урока «открытия» нового знания в форме веб –квеста с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Технологическая карта урока
Класс: 3
Учитель: Приданникова Елена Владимировна
Предмет: окружающий мир
Программа: «Школа России»
Тема: «В царстве грибов»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель: Создать условия для учебной деятельности по формированию первичного представления о грибах как отдельном царстве живой природы на основе системно-деятельностного подхода с использованием технологии WEB-квест.
Задачи:
Образовательная: (соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей) расширить и систематизировать знания о грибах, как особом царстве живой природы.
Воспитательная: воспитывать у детей чувства ответственности в ходе выполнения индивидуальных и групповых заданий. Воспитывать бережное отношение детей к природе, своему здоровью;
Развивающая (развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных УУД). Развивать умение перерабатывать полученную информацию, систематизировать её и делать выводы. Развивать умение работать в группе, оценивать свою и чужую работу, слушать и понимать речь других, вступать в беседу, планировать свою работу. Развивать логическое мышление, воображение, наблюдательность, творческие способности.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Предметные:
Знать строение грибов; уметь различать съедобные и несъедобные грибы; уметь объяснять значение грибов в природе и жизни людей; уметь правильно собирать грибы.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и искать средства её осуществления;
контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение. (Регулятивные УУД)
Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. (Коммуникативные УУД)
Уметь использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесение к известным понятиям; находить ответы на вопросы в тексте; преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Познавательные УУД)
Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый, практический
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая
Педагогические технологии: мультимедиа-технологии, здоровьесберегающие, проблемные.
Методическое назначение средств ИКТ: Демонстрационные, обучающие, контролирующие.
Аппаратное и программное обеспечение: Компьютеры с установленной операционной системой Windows и программой просмотра web-страниц - браузером, проектор, принтер.
Межпредметные связи: русский язык, информатика, литературное чтение (работа с текстом), изобразительное искусство.
Основные понятия, повторяемые на уроке: Гриб, шляпка, ножка, грибница, споры, съедобные, несъедобные.
№ |
Этапы урока |
Содержание учебного материала Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формирование УУД (универсальные учебные действия) |
1 |
Организационный Цель: настроить детей на работу (1 минута) |
- приветствие; - проверка явки учащихся; - проверка готовности учащихся к уроку; - настрой учащихся на работу |
-приветствуют учителя, -визуально контролируют свою готовность к уроку -рассаживаются на рабочие места.
|
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
2 |
Актуализация знаний Постановка цели и задач урока. Цель:воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, необходимых для «открытия» нового знания (5 минут) |
Организует ситуацию формулирования цели и темы для изучения посредством постановки «проблемного вопроса» Фиксирует учебную задачу. - На доске схема: Царства природы:
Мы уже многое узнали об окружающем мире. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. Какие царства природы мы знаем? (царства растений и животных) На доске появляются карточки с названиями царств. На доске представлены животные, растения и грибы. - Что вы видите на доске? (растения, животные, грибы) -Это представители, какой природы? (живой) - Распределите представителей по названиям. - Почему грибы остались? - Как вы думаете, какова тема нашего урока? - Сформулируйте цель урока. - А что вы хотите узнать об этом царстве? |
Отвечают на вопросы учителя.
Распределяют по группам растения и животные. С помощью учителя формулируют цель и тему для изучения и фиксируют учебную задачу. |
Личностные: умение рассуждать, излагать свои мысли, делать вывод. Коммуникативные: взаимодействовать с учителем. Познавательные: умение анализировать, классифицировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание.
|
3
|
Организация познавательной деятельности Цель: Организовать работу с сайтом с целью систематизировать знания о грибах. (7 минут)
|
Организует учебную деятельность, направленную на работу с сайтом. - Проведем урок в форме веб-квеста. - Что такое веб – квест(webquest)? - Попробуйте сами определить значение этого слова, в этом вам поможет ответ загадки. Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В нее входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно ж … (Интернет) - А теперь, я прошу вас разбиться на группы, по 4-5 человек. - Садитесь группой за компьютер, на котором написано название вашей роли. -Вспомните правила работы в группе. - Ребята, вспомним правила работы за компьютером. 1. Расстояние от глаз до монитора равно? 2.Осанка должна быть? 3. Какое должно быть расположение рук и ног?
- Включите компьютер, запустите браузер и перейдите по заданной ссылке. https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite Этапы выполнения веб-квеста: 1. Откройте страницу «Главная страница», ознакомьтесь с содержанием страницы. https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite 2.Перейдите на страницу «Центральное задание», ознакомьтесь с содержанием страницы (главные вопросы, на которые необходимо будет ответить, структура работы в веб – квесте) https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/centralnoe-zadanie 3.Откройте страницу «Роли», ознакомьтесь с содержанием страницы. https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/roli 3.1 В разделах «Миколог», «Эколог», «Естествовед», «Грибник» ознакомьтесь с заданиями каждой роли и приведенными ссылками на интернет – ресурсы, необходимые для выполнения заданий. Вам нужно проанализировать полученную информацию и найти ответы на вопросы.
4.Откройте страницу «Критерии оценивания». https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/kriterii-ocenok 4.1 В разделах «Буклет», «Плакат», «Кроссворд» ознакомьтесь с критериями оценки буклета, плаката, кроссворда, также можно познакомиться с планированием действия по составлению плаката, буклета или кроссворда и требованиям к содержанию продукта.
5. И последним этапом вашей работы является обобщение и представление материала. Желаю удачи! |
Интернет - международная (всемирная) компьютерная сеть. Слово СЕТЬ в переводе на английский язык означает – веб. А английское слово Quest означает «вызов, поиск, приключение». Таким образом, веб-квест - путешествие по интернету.
Учащиеся садятся за выделенные места.
По одному отвечают на вопросы учителя
- расстоянию вытянутой руки - спина прямой - руки на клавиатуре, согнутые на 90 градусов, а ноги стопой на полу
Учащиеся знакомятся с сайтом: 1.Изучение содержания страницы «Главная страница»
2.Знакомство с проблемным вопросом на странице «Центральное задание»
3.Знакомство с содержанием страницы «Роли»: - «Миколог» https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/mikolog - «Эколог» https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/ekolog - «Естествовед» https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/dietolog - «Грибник» https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/gribnik 4.Знакомство с содержанием страницы «Критерии оценивания» 5.Знакомятся с планированием действий по составлению плаката и т. д., требованиями к творческой работе. -Плакат https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/kopiya-buklet - Буклет https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/kopiya-kriterii-ocenok - Кроссворд https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/kopiya-plakat |
Личностные: ответственное отношение к выполнению заданий. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своих мнений Регулятивные: планирование последовательных действий и получение результата. |
Физкультурная пауза (2 минуты) |
Игра съедобные - несъедобные грибы (съедобные грибы кладём в корзину, за несъедобными не наклоняемся) Заяц шёл, шёл, боровик нашёл (ходьба на месте). Поднял грибок. Положил в кузовок (Наклоны) и т.д. |
Обучающиеся выполнят физминутку. |
Регулятивные: формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни; самоконтроль. |
|
4 |
Работа на страницах сайта веб –квеста Цель: Организовать самостоятельную работу с сайтом с целью систематизировать знания о грибах (15 минут) |
Обучающиеся выступят в роли Миколога, Эколога, Естествоведа, Грибника и выполнят задания на страницах сайта веб-квеста. Для каждой роли прописан план действий и задания. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с сетью Интернет.
|
Самостоятельная работа с компьютером Выполняют задания страниц веб - квеста: 1.Микологи: https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/mikolog Изучают интернет ресурсы, представленные на странице. Готовят отчет о проделанной работе в виде кроссворда. 2.«Эколог»https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/ekolog Изучают интернет ресурсы. Создают плакат «Грибы из Красной книги России» 3 «Естествовед» https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/dietolog Изучают интернет ресурсы. На основе анализа источников выявляют сходства и различия грибов – двойников. Результаты исследования вносят в таблицу. 4.«Грибники»https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/gribnik Изучают интернет ресурсы. Проверяют себя и отвечают на вопросы. Создают буклет «Азбука «Тихой охоты». |
Познавательные: внимательное чтение научного текста и вычитывание необходимой информации; построение логических рассуждений; использование информации для достижения цели; анализ и синтез. Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности; создание эффективного взаимодействия в команде. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. Регулятивные: планирование последовательных действий и получение результата. |
Физкультурная пауза (1 минута) |
По истечении 15 минут работы за компьютером выполняется физминутка (гимнастика для глаз). Ребята, давайте сделаем гимнастику для глаз. |
Обучающиеся выполнят физминутку для глаз. |
Регулятивные: самоконтроль. |
|
5 |
Первичная проверка понимания Итог работы над веб –квестом Цель: сделать выводы по теме урока, организовать самооценку по «Критериям оценки» деятельности детей на уроке. (6 минут) |
1.Защита проектов группой. Знакомство с работами других команд, представление собственной работы. 2.Оценка результатов творческих работ. Предполагается обсуждение результатов работы своей группы и других групп. Оценка защиты проекта происходит по следующим критериям: - содержание (понимание задания, полнота раскрытия темы, логика изложения информации); - самостоятельная работа группы (слаженная работа в группе, распределение ролей в группе, степень самостоятельности работы группы); - оформление работы (грамматика, подходящий словарь, отсутствие ошибок правописания и опечаток; наглядность); - защита проекта (качество доклада, объем и глубина знаний по теме, ответы на вопросы). |
Публичная презентация команд. Участники проекта оценивают по «Критериям оценки» творческую работу своей группы и проекты других групп.
|
Личностные: участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: оценивать достигнутые результаты Предметные: использовать приобретенные знания в практической деятельности |
6 |
Первичное закрепление (5 минут) |
- Давайте проверим, как вы запомнили информацию о грибах, и выполните тест «Царство грибов». - Пройдите на страницу: https://elenkapridannikova.wixsite.com/mysite/gribnaya-viktorina
|
Все участники проекта должны проверить свои знания по теме на сайте, ответив на вопросы теста «Царство грибов» |
Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату. Предметные: систематизировать знание понятий по изучаемой теме «В царстве грибов» |
7 |
Рефлексия (3 минут)
|
Организует рефлексию деятельности на уроке. - Как ваше настроение после прохождения веб-квеста? - Понравилась ли вам подобная форма, проведения урока? - Что не получилось? - Что было трудно? - На моем столе картинки с грибами, вам необходимо выбрать картинку, если урок понравился и все получилось, выбираете картинку со съедобным грибком, если у вас плохое настроение - несъедобным и крепите на полянку. - Посмотрите, на нашей полянке выросли только съедобные грибы. Значит, вам понравился урок и у вас все получилось. |
Отвечают на вопросы.
Выбирают грибок (съедобный – хорошее настроение, все получилось, несъедобный – плохое настроение, урок не понравился). Прикрепляют на полянку (доска).
|
Регулятивные: фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), позитивно относиться к своим успехам/неуспехам.
|
8 |
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Цель: - обеспечивать понимание содержания и способов выполнения домашнего задания. (1 минута) |
Знакомство с выполнением Д/З на страницах сайта веб-квеста. - Выполнить кроссворд, буклет, плакат, таблицу и разместить на сайте веб - квеста (по выбору и желанию обучающихся). Спасибо за урок! |
- получают инструкции от учителя к выполнению домашнего задания. Выполненную работу обучающийся, размешает на сайте веб-квеста или распечатывает. |
Личностные: развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.