Технологическая карта урока окружающего мира «Какая бывает промышленность» с. 60-63

  • Работа в классе
  • docx
  • 16.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели: знакомство с отраслями промышленности; учить различать продукцию каждой отрасли.
Иконка файла материала окр 28.02.docx

Технологическая карта урока окружающего мира по ФГОС НОО 28.02

  • Класс:
  • Тема урока: «Какая бывает промышленность» с. 60-63
  • Цели: знакомство с отраслями промышленности; учить различать продукцию каждой отрасли.
  • Планируемые результаты:
  • Предметные: характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве товаров; выявлять взаимосвязь отраслей производства; соотносить продукцию и отрасли промышленности, характеризовать труд работников отраслей промышленности.
  • Метапредметные:
  • Регулятивные – понимать учебную задачу и стремиться выполнить её; осуществлять самоконтроль и оценку своих действий;
  • Познавательные – ориентироваться в материале учебника, находить нужную информацию; работать с терминологическим со словариком;
  • Коммуникативные – работать в группе; работать со взрослыми: выяснить у взрослых членов семьи, какие отрасли промышленности, какие крупные предприятия есть в регионе.
  • Личностные – формирование понимания значения отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.
  • Тип урока: урок освоения новых знаний и способов действий

Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Учебная ситуация, учебная задача,  которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме

Результат (продукт) каждого этапа учебной  деятельности учащихся

Создание учебно-  познавательных мотивов

Смотивировать обучающихся к учебной деятельности. Актуализировать личностный опыт обучающихся, вывести на затруднение.

Фронтальный опрос

– Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)

- Что относится к 3 китам экономики? (капитал, природные богатства, труд)

Игра «Верно ли утверждение?» (работа с сигнальными карточками)

·         Главная задача экономики - это улучшение благосостояния, удовлетворение потребности людей; (да)

·         К природным богатствам относится: фабрики и заводы; (нет), а что относится к природным богатствам? (вода, воздух, полезные ископаемые, растения, животные…)

·         Капитал это всё, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг, всё, что приносит прибыль) (да)

·         Труд необходим, для того чтобы добывать природные богатства, создавать капитал, для производства товаров и услуг (да)

·         Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики (да)

- Растениеводство занимается разведением крупного рогатого скота (нет), а чем? (разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…)

- животноводство занимается выращиванием культурных растений (нет), а чем? (разведением животных)

Проверка домашнего задания

- Начните выполнение работы. Работа с тестом «Животноводство»

1. Что даёт животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лён, кормовые травы;

2. Домашние сельскохозяйственные животные – это .

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;

3. Домашние птицы – это …

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) павлины, орлы, беркуты;

в) индейки, куры, гуси, утки;

4. Пчёл разводят на …

а) ферме;

б) пасеке;

в) птицефабрике;

5. Для корма домашних животных заготавливают …

а)  зерно, кормовые травы;

б) арбузы, дыни, тыквы;

в) василёк, подснежник,

– Ребята, проверьте свою работу.

– У кого такие же ответы, как на экране?

- На какие вопросы было сложнее всего отвечать?

- К какой отрасли экономики относятся животноводство и растениеводство? (Сельское хозяйство)

Значимость знаний; целеустремленность

Регулятивные:

- уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний

- моделирование.

Регулятивные:

- коррекция;

- саморегуляция

Прогностическое оценивание.

Учащиеся настроены добывать новые знания. Актуализируют полученные знания, работая индивидуально

Действие целеполагания

Зафиксировать цель и тему урока.

 

Отгадайте загадки:

·         Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом зимой.

Бережет продукты

Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник)

·         Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью. (ботинки

·         Полотно, а не дорожка,

Конь не конь – сороконожка.

По дороге той ползет,

Весь обоз один везет. (поезд)

·         Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится. (Мыло)

- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это товары)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ.

- Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались «Где и когда была сделана эта парта или стул?».

- Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов?

-Правильно. Они были произведены на заводах и предприятиях.

- По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия.

-А какие промышленные предприятия есть в нашем городе?

- В больших городах есть другие промышленные предприятия.

- А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью.

- Так о чём пойдёт речь на нашем уроке?

– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность?

- Какие задачи поставим?

Целеустремленность, творчество и содержание.

Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной форме.

В результате подводящего диалога ученики определяют тему урока, ставят цель на урок.

Обучающиеся определили тему и цель урока

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели

Обеспечить осмысление способов деятельности, с помощью которых будут получены новые знания. Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке.

- Что такое промышленность?

-Промышленность, промышлять, промысел. Как вы думаете, эти слова близкие по значению или нет.

- Можно сказать, одним словом добывать.

- А что может добывать промышленность?

- А из полезных ископаемых что делают?

-Какие товары?

- Вот какое определение промышленности в словарь Ожегова Сергея Ивановича.

Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления.

Недра - то, что находится под земной поверхностью. По – другому добыча полезных ископаемых.

- Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…)

- Давайте сейчас разберёмся, что это, и в процессе вы ответите мне на несколько интересующих меня вопросов.

- Как вы думаете, где производят мыло?

- Где готовят хлеб? (хлебозавод)

-Из чего сделана тетрадь? (дерево – деревоперерабатывающий завод – бумажный комбинат)

- Из каких материалов она сделана? (металл, пластмасса), значит для изготовлении одного предмета, нужно несколько промышленных предприятий…

-Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность.

- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном.

Я приглашаю вас на экскурсию по разным отраслям помышленности…

-Добывающая промышленность (разгадай анаграмму: ДБЫАЯВАОЮЩ)

-Откройте тетрадь и запишите название….

– Что делают люди, работающие в этой отрасли? (добывают полезные ископаемые)

- Назовите твёрдое горючее полезное ископаемое? (каменный уголь)

- Где его добывают? (в шахтах)

- Отгадайте загадку.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (Нефть.)

- При помощи чего добывают нефть? (буровых установок)

- Какие полезные ископаемые добывают в карьерах в нашей местности? (песок, глина)

- Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник)

- Наша планета богата полезными ископаемыми, но как бы она не была богата природными ресурсами, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях

Электроэнергетика (Название этой отрасли можно собрать из 2 слов: электричество и энергетика, какое слово получится?)

Напишите…

– У кого из вас в доме нет электричества?(есть у всех)

-Для чего оно нужно? (работают электрические приборы)

-Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать.

- Чтобы у нас с вами было в доме электричество существуют электростанции.

– Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы, подчёркивают карандашом)

Электростанция

Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные:

маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется –  г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о э л е к т р о с т а н ц и е й   (ГЭС).

На    т е п л о в о й  э л е к т р о с т а н ц и и   (ТЭС)  турбину вращает пар.

По книге «Что такое? Кто такой?»

- Как называется машина, вырабатывающая электричество? .

- О каких видах электростанций вы узнали?

- Найдите в тексте информацию об (ГЭС, ТЭС, АЭС)

Как называют людей, которые работают с электричеством? (электрик, энергетик)

Металлургия (В этом названии встречается удвоенная согласная ЛЛ, в конце слова последняя буква русского алфавита, а начинается это слово так же как тот предмет, которым мы пишем на доске)

Напишите…

- Что могут производить металлурги? (металлы)

Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла.

Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы.

Учитель показывает градусник.

- Где здесь металл?

Это ртуть.. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение.

- В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик - железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода.

Машиностроение (если вы возьмёте корень из слов машина и строить, то получите название ещё одной отрасли)

Запишите…

- Как вы думаете, чем занимается машиностроение?

- Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины.

- Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины

Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию.

- А какие машины есть у вас дома?

Химическая промышленность (от слова химия)

– Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 62

– Какие вещества химической промышленности вам известны?

– Химическая  промышленность дает нам разные минеральные удобрения.

- Какие вещества химической промышленности у вас есть дома?

Профессии: химики , технологи

Легкая промышленность Напиши…

– Что выпускает легкая промышленность?

– Приведите примеры продукции легкой промышленности.

– Какие виды тканей вам известны?

– Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)

– Ткани животного  происхождения (Шерсть, шелк)

– Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ)

Профессии: швея, закройщик, модельер…

Пищевая промышленность (как называется промышленность, которая занимается производством продуктов питания?)

– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?

- Посмотрите на фотографию на экране. Почему мы так одеты?

- Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности?

- Какие правила соблюдают работники этой отрасли?

- Не случайно нас так одели. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным.

- Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? (кондитеры, технологи, упаковщики…)

- Существуют ещё и другие отрасли промышленности: медицинская промышленность, полиграфическая промышленность, микробиологическая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, топливная промышленность

- Связаны ли между собой различные отрасли промышленности?

- Вам нравится этот автобус?

- Автобус производится какой промышленностью (машиностроение)

- А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т. е. какие материалы нужны для его производства?

- Производством металла занимается…(металлургия)

- Производством резины и краски…(химическая)

- Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

Работа по группам «Деловая игра» (выбрать предметы для своей промышленности и назвать, с какой отраслью промышленности вы будете сотрудничать, чтобы производить эти товары.)

. Игра «Доскажи словечко» :

- Пальто и шляпы выпускает…

- металлические батареи выпускает…

- пряники производит…

- электричество подает в дом благодаря …

- шампунь для волос выпускает…

- комбайны, танки выпускает…-О каких отраслях промышленности вы узнали?

- Почему добывающая промышленность стоит первой?

- Что вырабатывает электроэнергетика? О каких видах электростанций вы узнали?

- Чем обеспечивает металлургия?

-Что производит машиностроение?

-Какая промышленность изготавливает компьютеры, телевизоры, видеокамеры?

- Какая промышленность производит множество веществ?

-Кто нас обувает и одевает, изготавливает ткани?

-Чем занимается пищевая промышленность?

Рассмотрите фотографии на страницах учебника 60, 61, 62. Назовите отрасли промышленности.

– Какие отрасли промышленности есть в нашем городе? Что они выпускают?

– Работают ли ваши родители на таких предприятиях?

– Какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления: а) автобуса; б) тетради; в) мороженого?

Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине.

Регулятивные:

- уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

- уметь находить ответы на вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Рефлексивное оценивание.

Решение практической задачи (работа в группе и представление своих результатов).

Выполнение задания в рабочей тетради, проверка в группе

Рефлексивно оценочные действия

Организовать осмысление способов достижения цели. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.

оценить свою работу на уроке.

-Какие учебные задачи мы ставили на уроке?

- Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.

- А теперь продолжите мою фразу:

- Урок интересный, потому что …

- Я могу похвалить себя …

- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся …

- Мне было трудно, потому что …

 

Домашнее задание: с. 60-63 (символ к каждой промышленности)

 

 

Нравственный выбор, внимательность по отношению к другим, ценность знаний

Познавательные:

- уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Регулятивные:

- уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.

Личностные:

самооценка.

Ретроспективное оценивание.

Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу.

Оценка правильности выполнения работы.

Оценка работы группы и собственной деятельности каждого ученика на уроке, анализ полученных знаний


Какая бывает промышленность?

Добывающая

Электроэнергетика

Металлургия

Машиностроение

Электронная

Химическая

Лёгкая

Пищевая

Холодильник

Ботинки

Поезд

Мыло