Технологическая карта урока окружающего мира по ФГОС НОО 28.02
Основные этапы и время организации учебной деятельности |
Цель этапа |
Содержание педагогического взаимодействия
|
||||
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Учебная ситуация, учебная задача, которая приведёт к достижению запланированных результатов |
Ценностная нагрузка этапа урока |
На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие |
Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме |
Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся |
||
Создание учебно- познавательных мотивов |
Смотивировать обучающихся к учебной деятельности. Актуализировать личностный опыт обучающихся, вывести на затруднение. |
Фронтальный опрос – Какую большую тему мы изучаем? (Экономика) - Что относится к 3 китам экономики? (капитал, природные богатства, труд) Игра «Верно ли утверждение?» (работа с сигнальными карточками) · Главная задача экономики - это улучшение благосостояния, удовлетворение потребности людей; (да) · К природным богатствам относится: фабрики и заводы; (нет), а что относится к природным богатствам? (вода, воздух, полезные ископаемые, растения, животные…) · Капитал это всё, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг, всё, что приносит прибыль) (да) · Труд необходим, для того чтобы добывать природные богатства, создавать капитал, для производства товаров и услуг (да) · Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики (да) - Растениеводство занимается разведением крупного рогатого скота (нет), а чем? (разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…) - животноводство занимается выращиванием культурных растений (нет), а чем? (разведением животных) Проверка домашнего задания - Начните выполнение работы. Работа с тестом «Животноводство» 1. Что даёт животноводство людям? а) мясо, шерсть, пух, кожу; б) фрукты, овощи, злаковые культуры; в) хлопок, лён, кормовые травы; 2. Домашние сельскохозяйственные животные – это . а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые; б) звери, птицы, земноводные, рыбы; в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы; 3. Домашние птицы – это … а) фазаны, куропатки, страусы; б) павлины, орлы, беркуты; в) индейки, куры, гуси, утки; 4. Пчёл разводят на … а) ферме; б) пасеке; в) птицефабрике; 5. Для корма домашних животных заготавливают … а) зерно, кормовые травы; б) арбузы, дыни, тыквы; в) василёк, подснежник, – Ребята, проверьте свою работу. – У кого такие же ответы, как на экране? - На какие вопросы было сложнее всего отвечать? - К какой отрасли экономики относятся животноводство и растениеводство? (Сельское хозяйство) |
Значимость знаний; целеустремленность |
Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний - моделирование. Регулятивные: - коррекция; - саморегуляция |
Прогностическое оценивание. |
Учащиеся настроены добывать новые знания. Актуализируют полученные знания, работая индивидуально |
Действие целеполагания |
Зафиксировать цель и тему урока.
|
Отгадайте загадки: · Летом папа наш привез В белом ящике мороз. И теперь мороз седой Дома летом зимой. Бережет продукты Мясо, рыбу, фрукты. (холодильник) · Всегда шагаем мы вдвоем, Похожие, как братья. Мы за обедом – под столом, А ночью – под кроватью. (ботинки · Полотно, а не дорожка, Конь не конь – сороконожка. По дороге той ползет, Весь обоз один везет. (поезд) · Ускользает, как живое, Но не выпущу его я. Белой пеной пенится, Руки мыть не ленится. (Мыло) - Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это товары) -Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ. - Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались «Где и когда была сделана эта парта или стул?». - Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов? -Правильно. Они были произведены на заводах и предприятиях. - По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия. -А какие промышленные предприятия есть в нашем городе? - В больших городах есть другие промышленные предприятия. - А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью. - Так о чём пойдёт речь на нашем уроке? – На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность? - Какие задачи поставим? |
Целеустремленность, творчество и содержание. |
Познавательные: - уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: - уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
В результате подводящего диалога ученики определяют тему урока, ставят цель на урок. |
Обучающиеся определили тему и цель урока |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели |
Обеспечить осмысление способов деятельности, с помощью которых будут получены новые знания. Тренировать способности к самоконтролю и к самооценке. |
- Что такое промышленность? -Промышленность, промышлять, промысел. Как вы думаете, эти слова близкие по значению или нет. - Можно сказать, одним словом добывать. - А что может добывать промышленность? - А из полезных ископаемых что делают? -Какие товары? - Вот какое определение промышленности в словарь Ожегова Сергея Ивановича. Промышленность – отрасль производства, охватывающая переработку сырья, разработку недр, создание средств производства и предметов потребления. Недра - то, что находится под земной поверхностью. По – другому добыча полезных ископаемых. - Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…) - Давайте сейчас разберёмся, что это, и в процессе вы ответите мне на несколько интересующих меня вопросов. - Как вы думаете, где производят мыло? - Где готовят хлеб? (хлебозавод) -Из чего сделана тетрадь? (дерево – деревоперерабатывающий завод – бумажный комбинат) - Из каких материалов она сделана? (металл, пластмасса), значит для изготовлении одного предмета, нужно несколько промышленных предприятий… -Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность. - Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном. Я приглашаю вас на экскурсию по разным отраслям помышленности… -Добывающая промышленность (разгадай анаграмму: ДБЫАЯВАОЮЩ) -Откройте тетрадь и запишите название…. – Что делают люди, работающие в этой отрасли? (добывают полезные ископаемые) - Назовите твёрдое горючее полезное ископаемое? (каменный уголь) - Где его добывают? (в шахтах) - Отгадайте загадку. Без нее не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета. Отгадайте: что же это? (Нефть.) - При помощи чего добывают нефть? (буровых установок) - Какие полезные ископаемые добывают в карьерах в нашей местности? (песок, глина) - Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник) - Наша планета богата полезными ископаемыми, но как бы она не была богата природными ресурсами, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях Электроэнергетика (Название этой отрасли можно собрать из 2 слов: электричество и энергетика, какое слово получится?) Напишите… – У кого из вас в доме нет электричества?(есть у всех) -Для чего оно нужно? (работают электрические приборы) -Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать. - Чтобы у нас с вами было в доме электричество существуют электростанции. – Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы, подчёркивают карандашом) Электростанция Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные: маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу. У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о э л е к т р о с т а н ц и е й (ГЭС). На т е п л о в о й э л е к т р о с т а н ц и и (ТЭС) турбину вращает пар. По книге «Что такое? Кто такой?» - Как называется машина, вырабатывающая электричество? . - О каких видах электростанций вы узнали? - Найдите в тексте информацию об (ГЭС, ТЭС, АЭС) Как называют людей, которые работают с электричеством? (электрик, энергетик) Металлургия (В этом названии встречается удвоенная согласная ЛЛ, в конце слова последняя буква русского алфавита, а начинается это слово так же как тот предмет, которым мы пишем на доске) Напишите… - Что могут производить металлурги? (металлы) Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла. Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы. Учитель показывает градусник. - Где здесь металл? Это ртуть.. Пары ртути очень вредны для здоровья. Если вы дома случайно разобьёте ртутный градусник, необходимо аккуратно спринцовкой собрать шарики ртути и сдать их в ближайшее медучреждение. - В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик - железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода. Машиностроение (если вы возьмёте корень из слов машина и строить, то получите название ещё одной отрасли) Запишите… - Как вы думаете, чем занимается машиностроение? - Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины. - Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию. - А какие машины есть у вас дома? Химическая промышленность (от слова химия) – Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 62 – Какие вещества химической промышленности вам известны? – Химическая промышленность дает нам разные минеральные удобрения. - Какие вещества химической промышленности у вас есть дома? Профессии: химики , технологи Легкая промышленность Напиши… – Что выпускает легкая промышленность? – Приведите примеры продукции легкой промышленности. – Какие виды тканей вам известны? – Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок) – Ткани животного происхождения (Шерсть, шелк) – Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ) Профессии: швея, закройщик, модельер… Пищевая промышленность (как называется промышленность, которая занимается производством продуктов питания?) – Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? - Посмотрите на фотографию на экране. Почему мы так одеты? - Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности? - Какие правила соблюдают работники этой отрасли? - Не случайно нас так одели. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным. - Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? (кондитеры, технологи, упаковщики…) - Существуют ещё и другие отрасли промышленности: медицинская промышленность, полиграфическая промышленность, микробиологическая промышленность, мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, промышленность строительных материалов, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, топливная промышленность - Связаны ли между собой различные отрасли промышленности? - Вам нравится этот автобус? - Автобус производится какой промышленностью (машиностроение) - А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т. е. какие материалы нужны для его производства? - Производством металла занимается…(металлургия) - Производством резины и краски…(химическая) - Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности. Работа по группам «Деловая игра» (выбрать предметы для своей промышленности и назвать, с какой отраслью промышленности вы будете сотрудничать, чтобы производить эти товары.) . Игра «Доскажи словечко» : - Пальто и шляпы выпускает… - металлические батареи выпускает… - пряники производит… - электричество подает в дом благодаря … - шампунь для волос выпускает… - комбайны, танки выпускает…-О каких отраслях промышленности вы узнали? - Почему добывающая промышленность стоит первой? - Что вырабатывает электроэнергетика? О каких видах электростанций вы узнали? - Чем обеспечивает металлургия? -Что производит машиностроение? -Какая промышленность изготавливает компьютеры, телевизоры, видеокамеры? - Какая промышленность производит множество веществ? -Кто нас обувает и одевает, изготавливает ткани? -Чем занимается пищевая промышленность? Рассмотрите фотографии на страницах учебника 60, 61, 62. Назовите отрасли промышленности. – Какие отрасли промышленности есть в нашем городе? Что они выпускают? – Работают ли ваши родители на таких предприятиях? – Какие отрасли промышленности связаны между собой для изготовления: а) автобуса; б) тетради; в) мороженого? |
Трудолюбие, ценность знания, стремление к истине. |
Регулятивные: - уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: - уметь находить ответы на вопросы в тексте; - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
Рефлексивное оценивание. |
Решение практической задачи (работа в группе и представление своих результатов). Выполнение задания в рабочей тетради, проверка в группе |
Рефлексивно оценочные действия |
Организовать осмысление способов достижения цели. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. оценить свою работу на уроке. |
-Какие учебные задачи мы ставили на уроке? - Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились. - А теперь продолжите мою фразу: - Урок интересный, потому что … - Я могу похвалить себя … - Знания, полученные на уроке, мне пригодятся … - Мне было трудно, потому что …
Домашнее задание: с. 60-63 (символ к каждой промышленности)
|
Нравственный выбор, внимательность по отношению к другим, ценность знаний |
Познавательные: - уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте. Регулятивные: - уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей. Личностные: самооценка. |
Ретроспективное оценивание. |
Самостоятельная работа с последующей проверкой по образцу. Оценка правильности выполнения работы. Оценка работы группы и собственной деятельности каждого ученика на уроке, анализ полученных знаний |
Какая бывает промышленность?
Добывающая
Электроэнергетика
Металлургия
Машиностроение
Электронная
Химическая
Лёгкая
Пищевая
Холодильник
Ботинки
Поезд
Мыло
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.