ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
ФИО автора: Шляпникова Екатерина Алексеевна
Тема урока: Для чего нужна экономика
Класс 3 УМК «Школа России»
Цель урока – создание условий для знакомства с понятием «экономика», с ее значением в жизни людей; формирования представления о потребностях, товарах, услугах.
Задачи урока:
1. Познакомить с понятиями «потребность», «экономика», «товар», «услуга»; научить различать данные понятия; познакомить со значением экономики в жизни человека.
2.Развивать способность к осуществлению сотрудничества, мышление, связную речь, сообразительность; расширять представления об окружающем мире; формировать умение договариваться, распределять работу, умение высказывать своё мнение и принимать мнения других.
3. Содействовать воспитанию положительного отношения к урокам окружающего мира, любви и бережного отношения к природе.
Учебник: Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2, с. 38 – 41
Рабочая тетрадь: Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс. Часть 2, с. 23 - 25
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник, рабочая тетрадь на печатной основе
Наглядный материал: мультимедийная презентация, карточки со словами (приложение 1,2,3), таблица с группами потребностей (приложение 4), рабочие листы с заданием на соотнесение (приложение 5), разноцветные круги на каждого ученика – красный и зеленый (приложение 6)
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап фрагмента урока |
Образовательная задача этапа урока |
Методы и приемы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Форма организации учебной деятельности |
Дидактические средства, интерактивное оборудование |
Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||
Предметные |
Метапредметные) П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникативные) |
Личностные |
|
||||||||||||||||||||
Организационный (1 минута) |
Настроить на урок |
Беседа |
- Долгожданный дан звонок – Начинаем наш урок! - Проверим всё ли у вас готово к работе. - Тетрадка? - Карандаш? - Отлично, а как мы сидим ровно, покажите мне. Руки положите на парту, чтобы я увидела вашу готовность. - Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. - Сегодня мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшний урок принесёт вам новые знания, а значит и новые радости. |
Проверяют свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
|
Устный контроль |
|
|
|
|
||||||||||||
Мотивационно-целевой этап (5 минут)
|
Создание проблемной ситуации
|
Беседа |
– Ребята, обратите внимание на слайд. - Вам необходимо найти лишнее слово в каждой строке. - Прочитайте первую строчку.
- Какое слово в данной строке будет лишним и почему, как вы думаете?
- Отлично! Следующая группа слов. Прочитайте.
- Что будет являться лишним здесь?
- Верно, и последняя группа слов. Прочитаем все вместе. - Что можете сказать про данную группу слов? Что лишнее?
- Вы молодцы, ребята. - Догадались ли вы, о чем сегодня мы будем разговаривать? Предположите.
- Совершенно верно, сегодня наш урок посвящен экономике. - Знаете ли вы, для чего нам нужна экономика? - Хотели бы узнать? - Как будет звучать тема урока? |
- Вода, потребность, воздух, солнце. - Слово «потребность» будет лишним, так как вода, солнце, воздух – неживая природа.
- Платье, экономика, костюм, шапка, куртка. - Слово «экономика», так как остальные слова – одежда. - Мясо, молоко, товар, сахар, хлеб. - В данной группе слов лишнее слово «товар», потому что все остальные слова относятся к продуктам питания.
- Мы будем говорить об экономике, потребностях и товарах.
- Нет.
- Да. - Для чего нужна экономика. |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 1 Слайд 2
|
Устный контроль |
- умение находить лишнее слово в группе слов; - умение перечислять отличительные признаки каждой группы;
|
К – умение высказывать и обосновывать свою точку зрения; - умение отвечать на вопросы учителя Р – волевая саморегуляция П – умение сравнивать информацию - умение обобщать и классифицировать по признакам |
|
|
||||||||||||
Мотивация к учебной деятельности
|
Беседа |
- Ребята, предположите, для чего нам нужно изучать эту тему? |
- Чтобы узнать как можно больше информации об окружающем нас мире, чтобы знать, что такое экономика, для чего она нужна, что от нее зависит, какова ее роль в нашей жизни. - Чтобы узнать, что называют «потребностями», какие бывают потребности, что такое «товар» и «услуги». |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация |
Устный контроль |
|
К - умение отвечать на вопросы учителя; - умение слушать других П – умение анализировать информацию |
- формирование положительного отношения к уроку окружающего мира |
|
|||||||||||||
Формулировка учебной задачи |
Беседа |
– Предположите, какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
– Проверим наши предположения. Откроем учебники на странице 38. Прочитайте, пожалуйста, что говорит нам Муравьишка. - Сегодня на уроке я помогу вам узнать, какова роль экономики в нашей жизни, помогу научиться различать потребности и товар. А также сегодня мы вспомним про отрасли экономики и узнаем, какая между ними связь. - Подтвердились ли ваши предположения? |
- Цель – узнать, что такое экономика и потребности. Научиться различать потребности и товары, вспомнить отрасли экономики. Дети работают с учебниками.
|
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 3 |
Устный контроль |
|
Р – умение определять и формулировать цель урока |
|
|
|||||||||||||
Ориентировочный этап (1 минута)
|
Планирование учебной задачи |
Беседа |
- Составим план урока.
- Что нужно сделать, чтобы решить пункты нашего плана? |
План 1. Узнаем, что такое «потребности», какие бывают потребности. 2. Познакомимся с понятием «экономика» и узнаем, для чего нужна экономика. 3. Узнаем, что такое «товары» и «услуги». 4. Выполним задания в рабочей тетради. - Необходимо быть активными, внимательными, быстрыми. - Нужно отвечать на вопросы учителя, выполнять все задания, находить необходимую информацию в учебнике. - Нужно не лениться, не отвлекаться, проявлять любознательность и интерес. |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 4 |
Устный контроль |
|
Р - умение планировать собственную деятельность, определять средства для ее осуществления |
|
|
||||||||||||
Поисково-исследовательский этап (8 минут) 1) |
Организовать поиск решения проблемы |
Беседа
Работа с учебником и рабочей тетрадью
Групповая работа
|
- Приступим к выполнению первого пункта нашего плана. - Ребята, попробуйте дать определение слову «потребность». Как вы понимаете значение этого слова? - Проверим ваши предположения. Обратимся к учебнику на странице 39, прочитайте, что называют потребностями. - Что называют потребностями?
- Верно. Скажите, пожалуйста, а какие у вас потребности. Что для жизни нужно вам? - Все перечисленные вами потребности можно разделить на группы, а на какие вы узнаете, если внимательно прочитаете стихотворение в рабочей тетради на странице 23. - Откроем наши рабочие тетради, пожалуйста, на странице 23. - Как называется стихотворение? - Прочитаем стихотворение. Я начну. - Итак, ребята, чего нельзя купить?
- Какие это потребности?
- Верно, это потребности, которые нам может дать только природа. - Есть предположения, как называется эта группа потребностей? - Они называются естественные. Учитель вывешивает на доску слово «естественные» - Какие еще потребности мы с вами не сможем купить? Назовите. - Это потребности, которые нам дает общение между людьми. - Как будет называться эта группа? - Общественные потребности. Учитель вывешивает на доску слово «общественные» - Осталась последняя группа. - Теперь назовите те потребности, пожалуйста, которые мы можем купить.
- Верно, это потребности материальные. - А группа как будет называться, предположите. - Это потребности экономические. Учитель вывешивает на доску слово «экономические» - Итак, мы разделили все потребности на три группы. - Сейчас я предлагаю вам выполнить работу в группах по 4 человека. На ваших столах находятся зеленые конверты. - Внутри конверта вы найдете пустую таблицу с тремя группами потребностей и сами потребности. Ваша задача – распределить потребности в нужные группы и при помощи клея прикрепить в нужную колонку. - Перед тем как приступить к работе в группах, вспомним правила работы в группе. Обратите внимание на слайд.
- Также повторим правила безопасной работы с клеем.
- Время на выполнение работы 2 минуты. - Время вышло. Проверим, что у вас получилось.
- Первая группа прочитайте, что у вас получилось в первой колонке. - Вторая группа, что занесли во вторую колонку? - Что получилось в последней колонке?
- Все верно. Вы молодцы! - Замечательно. Подведем небольшой итог. - Что такое потребности? Какие они бывают? |
- Узнаем, что такое потребности, какие бывают потребности. - Потребность – нужда человека.
Дети работают с учебником.
- Всё, что нужно людям для жизни, называют потребностями. - Одежда, воздух, свет солнца, любовь близких, вода, продукты питания и др. Дети открывают рабочие тетради, находят стихотворение.
- Чего нельзя купить? Читают стихотворение. - Нельзя купить росу, лес, птичье пение в лесу, родник. - Потребности, которые нам дает природа.
Предположения детей
- Мы не сможем купить любовь, заботу, внимание и дружбу.
Предположения детей
- Продукты питания, одежда, обувь, дома, автомобили и другое.
Предположения детей
- Работать с клеем нужно аккуратно. При попадании клея на кожу или в глаза необходимо промыть их водой. По окончании обязательно нужно закрыть клей и тщательно вымыть руки с мылом. Дети выполняют работу в группах
Проверяют выполненное задание
- Естественные потребности: воздух, вода, солнце. - Общественные потребности: семья, друзья, любовь. - К экономическим потребностям относятся телефон, машина, одежда.
- Всё то, что нужно людям для жизни называют потребностями. Потребности бывают естественные, общественные и экономические. |
Фронтальная
Групповая |
Учебник Рабочая тетрадь
Карточки с названиями потребностей на доске
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 5
Конверт с таблицей
|
Устный контроль Самоконтроль |
- умение читать и извлекать полезную информацию - умение находить информацию в учебнике самостоятельно - умение заполнять таблицу - умение делить потребности на группы |
П – умение анализировать информацию; - умение сравнивать информацию
К - умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других; - умение работать в группе; - умение контролировать друг друга, работая в группах; - умение планировать и согласованно выполнять действия Р – умение работать по плану - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний - умение осуществлять контроль результатов под руководством учителя; - умение вносить необходимые дополнения, корректировать работу П – умение извлекать информацию из разных источников; - умение делать вывод |
- выражение познавательного интереса к теме урока
|
|
||||||||||||
2) (5 минут) |
Организовать открытие нового знания |
Беседа
Работа с учебником
Парная работа
|
- Приступим к выполнению второго пункта плана.
- Ребята, откуда берутся хлеб, сахар, одежда, машины и многое другое, чего нет в природе? - Все потребности, которые мы с вами разобрали, даёт нам экономика. - Что такое экономика? - Экономика – хозяйственная деятельность людей. - Слово «экономика» произошло от двух греческих слов: «экос» - дом, домашнее хозяйство и «номос» - правило, закон. - Получается, что экономика – правила и законы ведения домашнего хозяйства. - Ребята, а в чем же заключается задача экономики? Предположите. - Давайте проверим ваши предположения. Откройте страницу 40 в учебнике. Найдите в тексте главную задачу экономики. - Что является главной задачей экономики?
- Совершенно верно, задачей экономики является удовлетворение наших с вами потребностей, а каких именно вы уже знаете. - Дети, знаете ли вы, как называются части экономики? - Совершенно верно. Можете ли вы, перечислить мне из каких отраслей состоит экономика? - Здорово. Сейчас вам нужно будет поработать в парах. Я раздам вам рабочие листы. - Вам необходимо соотнести название отрасли с ее функцией. - Время на выполнение задания – 1 минута. - Закончили. Предлагаю проверить. Обратите внимание на слайд.
- Молодцы, все верно. - Ребята, у меня возник вопрос. Взаимосвязаны ли отрасли экономики между собой? - Верно. Более того, отрасли не смогут существовать друг без друга. Согласны? Почему, не могут? - Расскажите мне, как связаны между собой, например, строительство и транспорт.
- Совершенно верно, подобные связи мы сможем обнаружить и между другими отраслями экономики. - Ребята, как мы должны относиться к природе? - Почему?
- Дети, что можете сделать вы, чтобы помочь природе?
- Совершенно верно, каждый из нас может помочь природе. - Я надеюсь, что вы никогда не забудете, что природа – наш друг, который нуждается в бережном и уважительном отношении. - Сделаем вывод. Что такое экономика? Назовите главную задачу экономики. |
- Познакомимся с понятием «экономика» и узнаем, для чего нужна экономика.
Предположения детей
Работают с учебником.
- Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей.
- Отрасли.
- Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля, строительство и образование.
Дети выполняют задание в парах
Проверяют выполненное задание
- Да, взаимосвязаны.
- Чтобы что – то построить нужен транспорт: привезти материалы для строительства (песок, кирпичи, доски и др). Также и транспорт зависит от строительства. Чтобы машина не заржавела нужен гараж.
- Мы должны бережно к ней относиться. - Потому что мы сами во многом зависим от природы. - Мы несем ответственность за окружающую среду, от наших поступков зависит состояние природы. - Мы можем собирать мусор, высаживать деревья и цветы. При помощи взрослых можем заниматься очисткой рек, а также учить людей бережно обращаться к природе.
- Экономика – хозяйственная деятельность людей. Главная задача экономики – удовлетворение разнообразных потребностей людей. |
Фронтальная
Парная
|
Компьютер, интерактивная панель, презентация
Учебник
Рабочие листы
Слайд 6 |
Устный контроль Самоконтроль |
- умение самостоятельно работать с текстом - умение выделять основное в тексте - умение называть отрасли экономики - умение соотносить отрасль экономики с ее функцией - умение рассказывать о взаимосвязи отраслей экономики |
П - выбирать наиболее эффективные способы выполнения задания К - умение высказывать свою точку зрения, пытаться её обосновать, приводя аргументы; - умение работать в парах; - умение участвовать в диалоге Р - умение контролировать, корректировать работу П – умение делать вывод |
- выражение бережного отношения к природе |
|
||||||||||||
Физкультминутка (1 минута) |
Снять усталость и напряжение |
Игра «Какая это потребность?» |
- Ребята, предлагаю вам отдохнуть и заодно проверить, как вы запомнили группы потребностей. - Если я назову естественную потребность, то вы поднимаете руки вверх, если общественную – руки на пояс, если экономическую – руки вытягиваете вперед. Воздух, семья, пища, вода, одежда, забота, лес, дом, друзья. |
Выполняют физкультминутку |
Фронтальная |
|
|
- умение различать группы потребностей |
|
|
|
||||||||||||
3) (6 минут) |
Организовать открытие нового знания |
Беседа
Работа с учебником
Игра «Товар – услуга» |
- Приступим к выполнению третьего пункта плана. - Ребята, отгадайте загадку. - Продукт труда, что можно обменять, Купить и самому продать, Свезти на ярмарку, на рынок, на базар, Что это за продукт? - Верно, люди производят товары и услуги. - Скажите мне, что такое товар? Как вы думаете?
- Давайте проверим, верное ли определение у нас получилось. - Откройте учебник на странице 40. Найдите определение. Прочитайте. - Что такое товары?
- Что относится к товарам? Прочитайте ниже.
- Все ли товары мы можем ощутить, потрогать? Как вы думаете? - Ребята, вот представьте, вы сходили в парикмахерскую, сделали прическу. Чем она будет являться? - Верно, прическа будет являться товаром, а люди, которые ее сделали, оказали вам услугу. - Оказывается, есть такие виды деятельности людей, с помощью которых мы удовлетворяем свои потребности. Это называется услугами. - Прочитайте, пожалуйста, определение на странице 40. - Что называют услугами?
- Перечислите примеры услуг.
- Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Товар – услуга». - У каждого из вас на столах находятся два круга – красный и зеленый. - Я буду читать предложение, если была названа услуга, вы поднимаете зеленый круг, если товар – красный. Готовы? - Вы лекарство купили в аптеке. - Вас обслужили в магазине при покупке конфет. - Вам доставили почту. - Вам вылечили больной зуб. - Мама купила вам школьные принадлежности. - Вам отремонтировали машину. - Здорово, вы выполнили все верно. - Подведем итог. Что такое товары? Что такое услуги? |
- Узнаем, что такое товары и услуги.
- Товар.
- Это вещи или предметы, которые люди производят, а затем продают или обменивают.
Работают с учебником.
- Товары – это вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. - К товарам относятся продукты питания, одежда, мебель, посуда, автомобили, дома и многое другое - Нет, не все.
- Товаром.
Работают с учебником.
- Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. - Ремонт автомобиля в мастерской, стрижка в парикмахерской, проведение экскурсии в музее.
- Зеленый круг. - Зеленый круг.
- Красный круг. - Красный круг. - Зеленый круг.
- Красный круг.
- Товары – это вещи и предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. Услуги – это работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. |
Фронтальная |
Учебник
Разноцветные круги из бумаги |
Устный контроль |
- умение отгадывать загадки - умение различать понятия «товары» и «услуги» - умение выстраивать логическую связь между изученными понятиями - умение самостоятельно работать с текстом учебника |
К – умение слушать и вступать в диалог - умение грамотно излагать свои мысли - умение отвечать на вопросы учителя П – умение делать вывод |
|
|
||||||||||||
Практический (10 минут) |
Обеспечить применение полученных знаний |
Самостоятельная работа по теме |
- Приступим к выполнению последнего пункта плана. - Рабочая тетрадь страница 24, номер 5. - Задание будете выполнять самостоятельно. - Я предлагаю вам привести по два примера товаров и услуг. - Время на выполнение задания 1 минута. - Закончили. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работу друг друга. - У всех все верно? Все выполнили без ошибок? - Выполним номер 6 на странице 25. - Вам нужно соединить товар с услугой. Закрасить кружок товара – красным карандашом, а услугу – зеленым карандашом. - Время на выполнение - 1 минута. - Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось. Сейчас каждый сам проверяет свою работу. - Молодцы. Поднимите руки, кто выполнил все задания верно. Вы большие молодцы, отлично усвоили тему урока. - У кого возникли трудности? Вам нужно постараться, у вас обязательно все получится. |
- Выполним задания в рабочей тетради.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Проверяют работы друг друга.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Проверяют выполненное задание. |
Фронтальная
Индивидуальная |
Рабочая тетрадь |
Устный контроль Взаимоконтроль Самоконтроль |
- умение приводить примеры товаров и услуг - умение различать товары и услуги |
Р – умение корректировать работу; - саморегуляция при выполнении заданий; - умение осуществлять контроль, взаимоконтроль К – умение отвечать на вопросы учителя; - умение выслушивать других П - умение закреплять полученную информацию |
- формирование самостоятельности и личной ответственности за выполняемую работу
|
|
||||||||||||
Рефлексивно – оценочный (2 минуты) |
Рефлексивный анализ. Оценка |
Облако "тегов" |
- Ребята, как звучала тема нашего сегодняшнего урока? - Какой была цель урока?
- Достигли ли мы ее? - Продолжите фразы: «Я узнал…» «Я понял, что…» «Было интересно…» «Было трудно…» «Я захотел(а)…»
- Вашу работу на сегодняшнем уроке я оцениваю положительно. Вы хорошо потрудились, были очень активными и любознательными. Благодаря вам мы всё выполнили. - Особенно хочу отметить …. Он(а) справились со всеми заданиями без ошибок (были активными и т.п.) |
- Для чего нужна экономика.
- Цель – узнать, что такое экономика и потребности. Научиться различать потребности и товары, вспомнить отрасли экономики. - Да, достигли. - Я узнал, что такое экономика и для чего она нужна.. - Было интересно находить информацию в учебнике про услуги. - Я понял, чем отличаются «товары» от «услуг».
|
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Слайд 7 Слайд 8 |
Устный контроль
|
- умение делать вывод по теме урока |
П - умение обобщать полученные знания
К - умение высказывать своё мнение и выслушивать мнение других |
Рефлексивный анализ. Оценка |
|
||||||||||||
Рефлексивный анализ. Самооценка. |
Покажи изображение |
- Оцените свою
работу на уроке. - Спасибо вам за урок. |
Оценивают свою работу на уроке. |
Фронтальная |
Компьютер, интерактивная доска, презентация Изображения дома, человека и дерева |
Устный контроль
|
|
Р – умение оценивать свою деятельность |
-рефлексия своего отношения к содержанию темы
|
|
|||||||||||||
Домашнее задание (1 минута) |
|
|
- Запишите домашнее задание. Выполнить задания 1,2,3,4 в рабочей тетради на страницах 23 - 24. Читать учебник на странице 38 - 41. - Подошёл к концу урок! Прозвенит сейчас звонок, Вам девчонки и мальчишки – Всем спасибо за урок! Вам
спасибо за внимание, |
Записывают домашнее задание. |
Фронтальная |
|
Устный контроль |
|
|
|
|
Естественные |
Общественные |
Экономические |
Воздух Вода Солнце |
Семья Друзья Любовь |
Телефон Машина Одежда |
Промышленность |
Дает знания |
Транспорт |
Помогает приобрести все продукты и вещи |
Сельское хозяйство |
Дает людям одежду, мебель, машины |
Торговля |
Возводит различные постройки |
Строительство |
Доставляет все продукты и товары |
Образование |
Дает людям мясо, хлеб, молоко, яйца |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.