Тема: «Как изображают Землю. Глобус» |
Тип «открытия» нового знания |
|||||
Цель урока: способствовать формированию представления о глобусе |
||||||
Задачи: образовательные: познакомить с глобусом, географическими объектами на глобусе и их расположением, с условными точками и линиями глобуса воспитательные: воспитывать желание применять знания в практической работе развивающие: развивать представления о том, как происходили накопление, обобщение, фиксация географических знаний в истории человечества |
||||||
Планируемые результаты |
||||||
Предметные: уметь находить на глобусе Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария, параллели, меридианы, экватор, материки, города, реки, океаны |
Метапредметные: регулятивные: уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников; сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения; действовать по плану; понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; коммуникативные: уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; познавательные: извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; давать определение понятиям; анализировать материал, определять причинно- следственные связи. |
Личностные: принимать социальную роль обучающегося; оценивать свои достижения на уроке; определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки; проявлять навыки сотрудничества со взрослыми сверстниками в разных социальных ситуациях;
|
||||
Ресурсы урока: учебник по окружающему миру, презентация, раздаточный материал, глобус |
||||||
Ход урока |
||||||
Этапы |
Содержание деятельности учителя: |
Содержание деятельности обучающихся: |
УУД |
|||
I.Органи-зационный этап
|
- приветствие, знакомство; Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алия Рамилевна и сегодня урок окружающего мира у Вас проведу я |
Приветствуют учителя |
ЛУУД принимать социальную роль обучающегося; |
|||
- эмоциональный настрой к уроку; Так интересен окружающий мир. Все тайны его хотим мы познать. Загадки Вселенной нас увлекают. И мы их готовы сейчас разгадать. |
Настраиваются к уроку |
|||||
- проверка готовности к уроку. Все готовы к уроку? |
Организуют рабочее место |
|||||
III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности. |
1. Выявление уровня знаний с последующей фиксацией индивидуального затруднения в учебном действии (т.е. создание проблемной ситуации) Ребята, посмотрите, что вы видите у меня в руках? (Игрушечная машинка, поезд) Наверное, каждый из Вас видел настоящую машину или поезд?(Да) Чем похожи игрушки и настоящие предметы?( Похожи – формой) Чем они отличаются от настоящих предметов? (Отличаются – размером) А как мы можем назвать образец какого-нибудь изделия? (Модель) Как вы понимаете слово «модель»? (Модель - это уменьшенное изображение предмета) Модель - это образец какого-нибудь изделия, а также предмет, с которого воспроизводится изображение Ребята, а существует ли модель нашей планеты? (Да, это глобус) Правильно, модель Земли – это глобус Ребята, сейчас я Вам предлагаю задание, которые вы будете выполнять в парах. (Правила работы в парах). Вам нужно будет рассмотреть рисунок (глобус) и подписать названия на нём. (Раздаточный материал)
Получается ли у вас выполнить задание?(Нет) Можете ли рассказать все о глобусе (рассказать что такое параллели, меридианы, экватор, масштаб и т.д)? |
Проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, отвечают на вопросы, обмениваются позитивными репликами
|
ЛУУД определять мотивы учебной деятельности; проявлять самостоятельность в информационной деятельности; |
|||
2. Целеполагание (т.е. формулировка цели и темы урока совместно с учащимися). Значит, о чём мы должны узнать сегодня на уроке? (О глобусе) Сформулируйте тему урока Тема урока «Как изображают Землю. Глобус» Какую цель поставим на уроке? Что мы должны узнать? (Познакомиться с глобусом, узнать, что на нём изображено) |
Формулируют тему и цели урока
|
РУУД понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; |
||||
IV. Организация познавательной деятельности |
1. Определение последовательности действий на уроке ( т.е. вовлечение учащихся в организацию урока с целью решения проблемной ситуации). Построим план работы на уроке 1. Познакомимся с глобусом 2. Проведём опыт 3. Будем выполнять задания, применяя свои знания |
Составляют план решения проблемной ситуации, планируют с учителем необходимые действия |
РУУД действовать по плану; |
|||
3. Поиск решения («открытие» нового знания) Ребята, что такое глобус? (Глобус – это уменьшенная модель земного шара или другой планеты) А как изображали или представляли Землю люди в древности? (Дети высказывают свои предположения) Рассмотрим изображения Земли Рис. 1. Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов. Так представляли Землю в старину на Руси. Рис. 2. Древние греки не сомневались, что Земля – диск, омываемый рекой – океаном. Рис.3. Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе – по представлению древних индусов. Рис. 4. В Средневековье в Западной Европе ученые думали, что Земля накрыта стеклянным колпаком, на котором укреплены звезды. Рис. 5. Индейцы Северной Америки были уверены, что мироздание подобно этой статуэтке: Земля – это кит, плывущий среди нескончаемых вод, фигурки мужчины и женщины олицетворяют человечество, а парящий над ними могучий орел – небо. Это были лишь догадки людей, а какую форму имеет Земля на самом деле? (форма шара) После открытия Аристотелем шарообразности земли люди стали создавать ее модели – глобусы. Ребята, а какие бывают глобусы? Чтобы узнать это, попробуйте прочитать виды глобусов и соотнести их с описаниями 1. «Глобусы-моряки». Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. 2. Глобусы-сувениры, которые украшены золотом, серебром, драгоценными металлами. 3. Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль. 4. «Глобус звёздного неба» Много разных глобусов есть и теперь. Есть «глобус звездного неба». На нем изображены созвездия и млечный путь. 5. Глобус стран мира. Глобусы с неровной поверхностью: все горы, все возвышенности на них выпуклые. (Выключение экрана) Как мы уже сказали, что модели похожи формой. Рассмотрим глобус. Обратите внимание, какую форму имеет планета Земля? (Она шарообразная) Она шарообразная, немного сплюснута у полюсов А как расположен глобус? (Немного наклонен) Почему глобус наклонили? (В таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца) Что изображено на глобусе? ( Материки, океаны, реки, моря, горы, города) Чем покрыта большая часть поверхности Земли? (
Водой) Как называются участки суши? ( Материки)
А действительно ли такая маленькая наша планета? (Конечно, нет, наша планета во много раз больше глобуса) Поэтому материки, города, реки, озёра, моря, океаны, горы как они показаны на глобусе?(Они показаны в уменьшенном виде) Конечно, моря, горы, реки такие большие, что в натуральную величину их нельзя показать на глобусе или на карте. При изображении земной поверхности на глобусе используют масштаб. Что же такое масштаб? ( Масштаб показывает, во сколько раз каждая линия, меньше или больше её действительных размеров) Масштаб показывает во сколько раз уменьшен объект Предположим, на глобусе все объекты уменьшены в 50 миллионов раз. Какой масштаб будет?( 1 : 50 000 000) Такая запись означает, что одному сантиметру на глобусе соответствует 50 миллионов сантиметров (500 км) на поверхности Земли. Посмотрите, посередине глобус пересекает горизонтальная линия. Кто-то знает, как она называется? (Она называется экватором) Что такое экватор? (Делит земной шар на две части) Экватор (от позднелат. aequator - уравнитель), линия сечения земной поверхности плоскостью, проходящей через центр Земли, перпендикулярно оси ее вращения. Как же называются эти две части? (Их называют полушариями) Экватор делит Землю на Северное и Южное полушария. Если мы посмотрим на глобус - сверху, что мы увидим? (Северный полюс и Северное полушарие) Если мы посмотрим на глобус снизу, что увидим? (Южный полюс и южное полушарие) Обратите внимание на тончайшую сеть линий, которые покрывают глобус. Для чего же они нужны? (Они нужны для того, чтобы описать положение любой точки на земной поверхности, то есть назвать географический «адрес» этой точки) Одни круговые линии соединяют Северный и Южный полюсы. Как называют эти вертикальные линии? (Эти линии называются меридианами. Они указывают направление север-юг. Мысленно путешествуя по любому меридиану мы окажемся либо на Северном полюсе, либо на Южном.) А как называются горизонтальные линии? (Линии, которые пересекают меридианы, называют параллелями. Они указывают направление запад-восток ) Можем ли мы увидеть параллели и меридианы на самой Земле? (нет, это воображаемые линии) Ребята, что же находится внутри глобуса? (Возможно пустота) Ребята, посмотрите если мы возьмём мяч и покрутим его в любую сторону, что вы наблюдаете? (Мяч вращается) А вокруг чего он вращается? (Вокруг своей оси) Земля вращается не только вокруг солнца, но и вокруг своей оси. Но видим ли мы эту ось? (нет) Если мы точно также попробуем покрутить наш глобус, что вы заметили? (Он тоже вращается) Что же ему в этом помогает? Оказывается, внутри нашего глобуса находится стержень, который воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля. Можно потрогать или увидеть земную ось?(Нет) На самой Земле нет, и нельзя увидеть и пощупать земную ось. Их можно только вычислить математически Физкультминутка На ноге стоит одной, Крутит - вертит головой. Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. Ты как глобус покрутись, А теперь остановись! |
Извлекают нужную информацию, дают определения новым понятиям, самостоятельно находят информацию в материалах учебнике и рабочей тетради, работают в парах, группе
|
КУУД РУУД ПУУД сравнивать и обобщать, делать выводы, высказывать и отстаивать свою точку зрения; уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; извлекать нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; давать определение понятиям; |
||||
4. Первичное закрепление. Теперь, я предлагаю Вам вернуться к заданию, которое Вы затруднились выполнить в начале урока. Выполните его вместе с соседом по парте. Проверка на слайде. Рассмотрите глобус и подпишите названия на нем. |
Задают вопросы, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения, работают в парах, группе |
КУУД уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу; |
||||
5. Включение нового знания в систему знаний (применение полученных знаний: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение упражнений) Сейчас откройте учебники на странице 40. Найдите опыт. Устройство глобуса. Для проведения этого опыта нам понадобится глобус, нитка и линейка. Работать вы будете в группах( 5 групп - по 6 человек, в одной 5 человек). Рассмотрите глобус и ответьте на следующие вопросы, разделите вопросы, чтобы каждый ответил на один вопрос. Прочитаем задание. 1. Найдём и покажем Северный и Южный полюса. 2. Найдём и покажем меридианы 3. Найдём и покажем параллели Какая параллель самая длинная? Какие самые короткие параллели? (Самая длинная параллель – экватор. Самые короткие-Северный и Южный полюс) 4. Найдём и покажем самую длинную параллель. 5. Возьмём нитку и измерим несколько меридианов и несколько параллелей. Какая параллель самая длинная? (Самая длинная параллель – экватор) Какие самые короткие параллели? ( Самые короткие-Северный и Южный полюс) 6. Найдём и покажем город, в котором мы живём. В каком полушарии мы живём? (В северном полушарии) Ребята, подведём итоги выполненной работы. Что мы узнали? Какие линии называются меридианами? (Это вертикальные линии, они указывают направление север-юг) Какие линии называются параллелями? (Это горизонтальные линии, они указывают направление запад-восток) Какая параллель самая длинная? (Самая длинная параллель – экватор) Какие самые короткие параллели? (Самые короткие-Северный и Южный полюс) Где находится Северный полюс? (Наверху) Где находится Южный полюс? (Внизу) В каком полушарии мы живём? (В северном полушарии) |
Сравнивают, обобщают, делают выводы, высказывают и отстаивают свою точку зрения, работают в парах, группе
|
КУУД вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
|
||||
5. Самостоятельная работа с самопроверкой или взаимопроверкой по эталону. Сейчас мы поиграем в игру «Да-нет» и узнаем, запомнили ли вы все необходимое. Я раздала Вам листочки. Вам нужно ответить «да» или «нет» 1. На глобусе можно увидеть тончайшие линии, покрывающие поверхность глобуса. (да) 2. Эти линии воображаемые, на самом деле на земной поверхности их нет. (да) 3. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют параллелями. (нет) 4. Линии, которые соединяют Северный и Южный полюса, называют меридианами. (да) 5. Все меридианы пересекаются на Северном и Южном полюсах (да) 6. Самый длинный меридиан- это экватор. (нет) 7. Экватор- это самая длинная параллель. (да) 8. Экватор делит земной шар на два полушария – Северное и Южное(да). 9. Экватор- это линия, которая делит все меридианы пополам. (да) 10. Самые маленькие параллели- это Северный и Южный полюса Земли. (да) 11. Все меридианы Земли имеют разную длину (нет) 12. Все меридианы Земли имеют одинаковую длину. (да) Теперь обменяйтесь листочками и выполните проверку по эталону. (Ответы на слайде) |
Оценивают свою деятельность и деятельность одноклассников |
КУУД уметь работать в парах, в группе, самостоятельно планируя свою работу; |
||||
V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке. |
Соотнесение результатов урока с поставленной целью. Подведём итоги. Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке? Что нового узнали? (Узнали больше о глобусе) Какую цель поставили в начале урока? (Познакомиться с глобусом) Достигли мы её? |
Отвечают на итоговые вопросы
|
КУУД формулировать собственные мысли,высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
|||
Самооценка учениками собственной учебной деятельности (что я делал, как я это делал, в какой последовательности, что получилось, не получилось, что было сложно, интересно, что из этого я уже умел, что было нового и т.п.). Чтобы оценить свою работу на уроке я предлагаю Вам карточки. Если Вам все понравилось, вы всё поняли - зелёную, красную – если были трудности, не до конца поняли, нужно будет повторить. Как вы оцениваете свою работу на уроке? |
Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности |
ЛУУД оценивать свои достижения на уроке; |
||||
Выставление отметок. Оценки можно поставить …. «4», так как были недочёты при ответах и …. «5»- т.к. активно участвовал(а) на уроке и отвечала правильно |
|
|
||||
VI. Домашнее задание |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении |
Фиксируют домашнее задание |
|
|||
|
Вашим домашним заданием выполнить задание в РТ на стр. 13 задание 30. |
|
|
|||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.