ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: Окружающий мир
Класс:4 “В”
Учитель: Калимуллина Роза Амерзяновна
Тема урока: Растениеводство в нашем крае.
Цель урока: создание благоприятных условий для ознакомления и осмысления информации о растениеводстве в нашем крае, как отрасли сельского хозяйства.
Задачи:
1.Дидактические: познакомить с отраслями растениеводства, с профессиями людей;
2.Развивающие: расширить знания о растениях; обогащать словарный запас, развивать устную речь и познавательный интерес;
3.Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, продуктам растениеводства, труду и результатам трудовой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
-развить кругозор учащихся; научить различать культурные растения.
-выполнять задания творческого и поискового характера, научиться устанавливать взаимозависимость;
-осознавать необходимость бережного отношения к природе; овладеть общеучебными умениями (в рамках изученного); -обучать практическому применению полученных знаний: учиться анализировать, обобщать, проводить классификацию растений по отраслям.
Метапредметные:
1.Личностные: формировать умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила, понятия; 2.Регулятивные: формировать способность формулировать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умение контролировать и оценивать собственную учебную деятельность;
3.Познавательные: формировать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, извлекать информацию из иллюстраций, текста; умение представлять информацию в виде таблицы; умение на основе анализа объектов делать выводы; умение обобщать и классифицировать по признакам;
4.Коммуникативные: формировать умение работать в группах, внимательно
слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои
мысли.
ХОД УРОКА
1.Самоопределение, мотивация |
– Ребята, я рада видеть вас на уроке окружающего мира. Проверьте ,все ли у вас готово к уроку. Сегодня на уроке мне понадобится ваша поддержка, помощь и внимательность. О чудесном нашем крае, Где все вместе мы живем, О прекрасном милом крае Поведем наш разговор. |
2.Актуализация знаний |
– Ребята, мы с вами несколько уроков изучали тему Пермского края. (Мы говорили о поверхности и подземных богатствах, водных богатствах, о лесе и луге.) – О чем мы будем говорить сегодня? |
3.Постановка учебной проблемы |
– Чтобы это узнать, вам нужно разгадать ребус – Ребята, что у вас получилось? (растениеводство) – О чем мы сегодня будем говорить? ( о растениеводстве в нашем крае) – Сформулируйте тему нашу урока(Тема урока «Растениеводство в нашем крае».) – Для чего нам нужны растения? (ответы детей) – Зачем люди занимаются растениеводством? (ответы детей) |
|
– На какие группы можно поделить растения? (культурные и дикорастущие) – Какие же задачи мы поставим перед собой?(Узнать, что такое растениеводство и накакие отрасли делится; познакомиться с отраслями растениеводства, их особенностями в нашем крае; расширить знания о культурных растениях нашего края) – Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений? Почему? – А можем ли мы ваши ответы выдвинуть как гипотезу “может ли человек прожить безрастений” ?(ребята уже знакомы с термином гипотеза) |
4.Построение проекта выхода из затруднений |
– Как вы понимаете значение слова растениеводство? (предположения детей). – Давайте поработаем с термином растениеводство. – Обратимся к словарю Ожегова. «Растениеводство-наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение».(один из учеников читает термин из словаря) – Состав слова растениеводства – Сегодня я вам предлагаю работать в группах. Но сначала мы должны вспомнить правила работы в группе. Правила работы в группе: -распределите обязанности в группе -умейте договариваться друг с другом -знакомьтесь с информацией внимательно -прислушивайтесь к мнению других -участвуйте в выступлении группы – Растениеводство делится на 4 отрасли, но чтобы узнать их названия , каждая группадолжна выполнить задание 1 Подберите к каждой цифре соответствующую букву и расшифруйте слово: – Что у вас получилось? – У вас на партах листы с заданиями и информационный материал. Вам необходимовнимательно прочитать информационный материал, провести исследования, обобщить материал, записать результат исследования в таблицу, представить итог исследования. Дети работают в группах, учитель выступает в роли помощника |
|
Выступления детей по группам. 1 группа - полеводство 2 группа овощеводство 3 группа - плодоводство 4 группа - цветоводство [После выступления групп] – Ребята мы можем ответить на главный вопрос- что такое растениеводство,какие растение можно вырастить в нашем крае и для чего? -Ребята, давайте выставим себе оценку за работу в группе. Критерии оценки: 5 правильно выполненных вопросов – отметка “5” 4 правильно выполненных вопросов – отметка “4” 3 правильно выполненных вопросов – отметка “3” 1-2 правильных выполненных вопросов – отметка “2” |
Физминутка |
Тарара – тарара Из колхозного двора Выезжают трактора, Чтобы землю вспахать, Чтоб её бороновать, Чтоб дышала земля, Наши зёрнышки ждала. |
5.Первичное закрепление во внешней речи |
Ребята, а сейчас вам нужно отгадать растение и назвать отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием. 1. За кудрявый хохолокЛису из норки поволок. На ощупь очень гладкая, На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство). 2. На ветках сидят шары, |
|
Посинели от жары (Слива, плодоводство). 3. В поле - метелкой, В мешке – жемчугом (Рожь, полеводство). 4.Расселась барышня на грядке, Одета в шумные шелка. Мы для нее готовим кадки И крупной соли полмешка. (Капуста, овощеводство) 5.Низок да колюч, Сладок да не пахуч. Ягоды сорвешь- Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство) 6.Удивительное солнце, В этом солнце сто оконцев. Из оконцев тех глядят Сотня маленьких галчат (Подсолнечник, полеводство) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Критерии оценки: Нет ошибок – 5 баллов 1- 3 ошибки – 4 балла 4 ошибки – 3 балла 5-6 ошибок – 2 балла 7-8 ошибок – 1 балл |
|
Критерии оценки: Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4 ошибки – 1 балл |
7.Включение в систему знаний и повторений |
Тест 1)Какое растение даёт нам белый хлеб? а) Рожь б) Овёс в) Пшеница 2)В какой строчке правильно указаны плодовые культуры? а) картофель, тыква, арбуз б) яблоня, груша, малина, вишня в) лук, чеснок, перец, апельсин 3)В какой строчке правильно указаны главные зерновые культуры? а) картофель, подсолнечник, лён, б) кабачок, огурец, капуста в) пшеница, рожь, ячмень, пшеница 4)В какой строчке правильно указаны основные отрасли растениеводства ? а) полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство |
|
б) полеводство, овцеводство, кактусоводство в) овощеводство, оленеводство, цветоводство 5) Какая отрасль растениеводства занимается выращиванием культур, о котором говорится в стихотворении? Прекрасен наш осенний сад. В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. (Плодоводство) Критерии оценки: Нет ошибок – 5 баллов 1 ошибка – 4 балла 2 ошибки – 3 балла 3 ошибки – 2 балла 4-5 ошибок – 1 балл |
8.Рефлексия деятельности |
– Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? – О каких отраслях растениеводства вы узнали? – Ребята, давайте выясним, была ли выдвинутая нами гипотеза в начале урока верной. – Можно ли обойтись без растений? Почему? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – Выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Кого из ребят вашей группы вы могли бы назвать лучшими исследователями? – Кто из ребят работал недостаточно активно или мешал работе группы? – Итак, ребята, Растения - это и пища, и кислород. Растения - источник кислорода внашей атмосфере. Они производят кислород, и поглощают углекислый газ, то есть играют роль планетарных легких.Без растений не может быть жизнь на земле |
|
Критерии оценки по всем заданиям: 15 баллов – отметка «5» 10-14 баллов – отметка «4» 5-9 баллов – отметка «3» Менее 5 баллов– отметка «2» ДЗ на выбор 1)подготовь сообщение об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края. 2)Расспроси родителей или бабушку с дедушкой, какие растения они выращивают в своем огороде. Подготовь рассказ с рисунком. |
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Полеводство — выращивание полевых культур. Главные полевые культуры - зерновые. К ним относятся пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо,кукуруза,гречиха.
Из пшеничной муки пекут белый хлеб, из ржаной – черный. Из зёрен овса делают овсяные хлопья. Ячмень дает перловую крупу, просо – просяную крупу (пшено), гречиха – гречневую крупу.
Кукурузу на зерно выращивают в южных районах (это теплолюбивая культура). В более северных районах зерно кукурузы не вызревает, поэтому здесь из нее получают силос.
Другие полевые культуры – картофель, подсолнечник, лён.
Клубни картофеля люди используют в пищу. Идут они и на корм домашним животным. А на заводах их клубней картофеля получают крахмал. Из семян подсолнечника получают подсолнечное масло, а из льна – льняное волокно для изготовления тканей.
Среди зерновых культур первое место по посевам в Пермском крае занимает озимая рожь. Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.
Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.
В северных районах выращивают также ячмень и овёс. На юге края -
просо.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Овощеводство — выращивание овощных культур. Их много: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук…
Выращивают овощи в поле, в огороде, в теплицах. Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы - защищенным грунтом. В открытом грунте могут расти свёкла, редис, репа, редька, лук, капуста и т.д. В защищенном грунте человек выращивает помидоры, баклажаны, сладкий перец, огурцы и т.д.
Овощи играют очень большую роль в питании человека. В них много витаминов, различных солей и других, полезных для здоровья веществ. Некоторые овощи - лук, чеснок - содержат фитонциды (это вещества, от которых погибают бактерии)
В Пермском крае выращивают: белокочанную капусту, лук,
свеклу,помидоры, зеленые огурцы, морковь, редис.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Плодоводство — выращивание фруктов и ягод. Из-за холодных и продолжительных зим плодоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу,
яблоню и др.
В них много витаминов, различных солей, много микроэлементов и других, полезных для здоровья веществ. Именно фрукты и ягоды человек использует в пищу с давних времён, изготавливая компоты, желе, варенья, начинки для пирогов, в лекарственных целях. Кроме того, они ещё и очень вкусные.
Плодоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ
Цветоводство — выращивание цветочных культур. Одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, оранжереях, комнатах. А зависит это от многих факторов: есть морозоустойчивые, а есть теплолюбивые, есть засухоустойчивые, а есть влаголюбивые, есть растения, которые приспособились к нашим климатическим условиям, а есть растения, которые прибыли к нам из тёплых стран. В пермском крае весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарциссы, красные и желтые тюльпаны,
фиолетовые ирисы.
Позднее зацветают пионы. Затем появляются красные и белые гвоздики, лилии. Зацветают высокие и стройные флоксы: сиреневые, фиолетовые, розовые и белые. Они цветут все лето. Во второй половине лета распускаются прекрасные георгины различной окраски и формы и удивительно нарядные гладиолусы.
В скверах, парках и на улицах цветут в основном однолетники: астры, космеи, петуньи, бархатцы, колендулы и многие другие.
Огромна сила воздействия цветов на чувства людей. Они нас лечат, вдохновляют и улучшают настроение. Ими украшают жилища, улицы, парки и сады. Их вручают на торжественных мероприятиях, дарят на праздники, возлагают на могилы умерших, у обелисков. В День Победы 9 Мая их дарят ветеранам войны.
Озимая рожь |
|
Редис |
|
Пшеница |
|
Лук |
|
Ячмень |
Картофель |
||
Просо |
Садовая земляника |
||
Овёс |
Вишня |
Белокочанн ая капуста |
Малина |
||
Помидоры |
Слива |
||
Зеленые огурцы |
Облепиха |
||
Морковь |
Крыжовник |
||
Свекла |
Яблоня |
||
Смородина |
Тюльпаны |
||
Нарциссы |
Гвоздики |
Ирисы |
Лилии |
||
Пионы |
Флоксы |
||
Астры |
Космея |
||
Гладиолусы |
Календула |
||
Бархатцы |
Розы |
Подберите к каждой цифре соответствующую букву и расшифруйте слово:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|||||||||||
Е |
Д |
В |
Т |
Щ |
П |
С |
Л |
0 |
Ц |
|||||||||||
6 |
9 |
8 |
1 |
3 |
9 |
2 |
7 |
4 |
3 |
9 |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
10 |
3 |
1 |
4 |
9 |
3 |
9 |
2 |
7 |
4 |
3 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Е |
Д |
В |
Т |
Щ |
П |
С |
Л |
0 |
Ц |
Подберите к каждой цифре соответствующую букву и расшифруйте слово:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||||
Е |
Д |
В |
Т |
Щ |
П |
С |
Л |
0 |
Ц |
||||||||||||
9 |
3 |
9 |
5 |
1 |
3 |
9 |
2 |
7 |
4 |
3 |
9 |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Подберите к каждой цифре соответствующую букву и расшифруйте слово:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
||||||||||||
Е |
Д |
В |
Т |
Щ |
П |
С |
Л |
0 |
Ц |
||||||||||||
6 |
8 |
9 |
2 |
9 |
3 |
9 |
2 |
7 |
4 |
3 |
9 |
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Подберите к каждой цифре соответствующую букву и расшифруйте слово:
Группа “Цветоводство”
1.Найдите определение термина «цветоводство». |
|
2.Прочитайте информацию и попробуй ответить, на какие группы можно разделить растения этой отрасли? |
|
3.Какую роль играют цветы в жизни человека? |
|
4.Какие цветы выращивают в нашем крае? |
|
5.Соедините слово “цветы” с корнем слова “разводить”. Запишите получившуюся профессию. |
|
Группа “Овощеводство”
1.Найдите определение термина «овощеводство».
|
|
2.Подумайте и напишите какие овощные культуры выращивают на полях (открытом грунте) нашего края. |
|
3.Выясните, какое значение для человека имеют овощи. |
|
5.Соедините слово “овощи” с корнем слова “разводить”. Запишите получившуюся профессию. |
|
Группа “Полеводство”
1.Найди определение термина «полеводство». |
|
2.Прочитайте информацию и попробуйте ответить на вопрос: «На какие группы делятся полевые культуры?» |
|
3.Для чего нужны зерновые культуры? |
|
4.Какие зерновые культуры растут в нашем крае? |
|
5.Соедините слово “поле” с корнем слова “разводить”. Запишите получившуюся профессию. |
|
Группа “Плодоводство”
1.Найдите определение термина «плодоводство».
|
|
2.Прочитайте информацию и определи, на какие группы можно разделить растения этой отрасли? |
|
3.Выбери из предложенных фруктов только те, какие можно увидеть в садах нашего края и запиши их. |
|
4.Почему человеку необходимо в свой рацион питания включить фрукты? |
|
5.Соедините слово “сад” с корнем слова “разводить”. Запишите получившуюся профессию. |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.