ФГОС
|
|
Рабочая тетрадь Для учащихся общеобразовательных учрежДений 4-е изДание, Доработанное Москва Издательский центр «Вентана-Граф» 2015 |
|
Н. Ф. ВинограДова Г. С. Калинова Окружающий мир
ББК2О/6Зя71
В49
Руководитель проекта — чл.-корр. РАО, проф. П. Ф. ВинорраДова
Виноградова 11.4).
В49 Окружающий мир : 4 класс : рабочая тетрадь N9 2 для учащихся общеобразовательных организаций / НФ. Виноградова, Г.С. Калинова. — 4-е изд., дораб- — М. : Вентана-Граф, 2015. — 48 С. : ИЛ.
ISBN 978-5460-05847-2
Рабочая тетрадь входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» и предназначена для работы школьников в классе и дома в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Задания разной степени сложности систематизируют и уточняют полученные учащимися знания, развивают у детей логическое мышление, связную речь разного вида (описание, рассуждение, повествование). Ряд заданий предназначен для совместной парной и групповой работы, для развития проектной деятельности.
Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).
Учебное и.зДание
Виноградова Наталья Фёдоровна
Калинова Галина Серафимовна
Окружающий мир
4 класс
Рабочая тетрадь NQ 2 для учащихся общеобразовательных организаций
Редактор ТЛ. Степанова. Художественный редактор II.A. Морозова
Макет В.А. АнДрианока, Е.В. Становой. Внешнее оформление В.“). Стеблевой
Художники ВЛ. АнДрианов, СЮ. Гавритова, МЛ Тамазова, ВЛ. Цепилова, А.В.
Компьютерная вёрстка И.В. Шатровой. Технический редактор ЛМЗ. Коновалова
Корректоры О. Ч. Кагановская, Е.В. Плеханова
Подписано в печать 22.12.14. Формат 84х 108/16. Гарнитура JournalC
Печать офсетная. Бумага офсетная ЭФ 1. Печ- л 3,0. Тираж 60 000 экз. Заказ 14
ООО Издательский центр «Вентана-Граф». 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, стр. З Тел./факс: (499) 641-55-29, (495) 234-07-53. E-mail: info@vgf.ru, http://www.vgf.ru
Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография». Филиал «Чеховский Печатный Двор»
142300, Московская обл., г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1. www.chpd.ru
Виноградова Н.Ф., Калинова ГС., 2009
(О Издательский центр «Вентана-Граф», 2009
© Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С., 201 З, с изменениями
ISBN 978-5-360-05847-2 (О Издательский центр «Вентана-Граф», 2013, с изменениями
Подсказка
Наблюдай, делай опыты
Работа в группах
Работа
в парах
1. Рассмотри географическую карту европейской части России. Ответь на вопрос: с какими государствами граничит Россия на западе?
БАРЕНЦЕВО Мурманёк Калин ад -И ОРЕ емлФ МОРЕ ОЛЬША) Пет за одск Санкт R 690PYCCb4R.—— УАрхангельск .-..$ Смоленск Воркута Яро КВА Нижний Новгород язань о9имферополь Х. Саратов Ростов-надон рол град Екатеринбур€ Оренбург Челябинс Владикавказ Астраха А х с |
МОСКВА Столица Российской Федерации Граница Российской Федерации о Города Российской Федерации Границы других государств |
2. Поработай с контурной картой.
Отметь главные реки, моря, города России. Подпиши названия государств, с
которыми Россия граничит на западе.
о Города Российской Федерации Граница Российской Федерации Границы других государств |
4. Поработай с контурной картой.
Отметь главные реки, моря, города. Подпиши названия государств, с которыми
Россия граничит на востоке.
5. Поработай с картой природных зон России.
Ича-1100
БАРЕНЦЕВО ков Мурма ск
МОРЕ Земля— !Калини гра
$ уток о Е мор
ф7-п9еНр;рг Арх гед»с
Воркута
27*М СКВА
В оград Екатеринбур
Астрахань
Арктическая зона Зона пустыни
Зона тундры Субтропическая
Зона тайги зона
Зона смешанных лесов Горы
Зона степей
Белка Бобр Волк Заяц
Белый Бурундук Глухарь Кабан медведь
Благородный Бурый Кукушка олень медведь Дятел
Рассмотри карту природных зон России. Изучи условные знаки. Определи, какие животные обитают в каждой природной зоне.
Л Е Д О В И мора 4орильск 75ьндска Ангар Красноярск Иркутс |
Т Ы Й аз. Байкал |
О вос Якутск |
о. Врангеля агадан Петропавловск-Камчатски О Х О ТСК О Е МО РЕ о. Сахалин Влади±осток ЯПОНСКОЕ) |
|
Лиса лось Морж |
А Морской котик Песец Полярная сова |
Рысь Сайгак Северный олень |
Соболь Суслик Тушканчик |
А
б. Выберите любую природную зону и составьте плау её оп ИСаН ия.
7. Отметь правильные высказывания. Обоснуй свор выбор.
О Особенности природной зоны определяются распределением на Земле тепла и света.
О В каждой природной зоне обитают определённые животные и растения.
О В тундре произрастают только травянистые растения.
8. Запиши названия растений и животных, обитающи» в таиге.
Растения Животные
9. Соедини линией название животного и название зо ны его обитания.
Впиши отсутствующее название природной зоны.
Тюлень
Кайра Соболь
Арктика Тайга |
ГагараРосомаха
Кедровка Лемминг
Морской котик
Подготовь рассказ об острове Врангеля по плану.
1. Почему остров так называется?
2. К какой природной зоне он относится?
З. Какие события в мире животных связаны с этим островом?
4. Почему остров стал заповедником?
10. Подготовьте ответ на вопрос: почему создаются заповедники?
11. Отметь правильные высказывания. Обсуди с сс седом по парте результат выполнения задания.
О Тайга самая большая природная зона Россир
О Почвы тайги плодородные, и поэтому лес в те местах непроходимый.
О Животный мир тайги богат и разнообразен.
О Почвы тайги бедны перегноем, сильно увлаж нены.
О Хозяином тайги называют рысь.
О Тайга похожа на тундру это ровное про странство с бедной растительностью.
Правильных высказываний три.
12. Закончи предложения. Землепроходцы это
Ясак это
Челобитная это
Город Хабаровск назван в честь
Присоединение Сибири к России началось во време правления
13. О каких краях России рассказывает путешественн XVll (17) века? Обоснуй свой ответ.
«Обитают здесь разные народы. Оленей разводя охотятся, рыбу ловят. Живут в юртах, крыть шкурами или древесной корой. Ежели не обижа их, не грабить, уживаются с нашим братом, с ру скими, мирно...»
14. Рассмотрите карту Приморского края. Почему эт край так называется? Какие города здесь располож ны? Найдите на карте город Арсеньев. В честь ко он назван? Проанализируйте цвета карты. О чём о говорят?
15. Найди на карте (с. 8—9) зону степей. Где она находится? Какие животные и растения здесь обитают?
1. Составь план рассказа «Влажные субтропики».
2. Как ты думаешь, о какой природной зоне пишет писатель Н.И. Сладков?
«Унылый скрип обомшелых стволов. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы... Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой
Хвое...»
16. Выскажите предположения.
Выберите правильное утверждение, отметив его
Какая почва лучше удерживает влагу?
О Почва, в которой больше песка.
О Почва, в которой больше глины.
* Есть ли почва на других планетах Солнечной системы? Есть ли почва на Луне? Обоснуйте своё мнение.
17. Дополни схему.
|
Состав почвы |
|
Вода
18.
(Ф 19. Объясните смысл пословиц и поговорок.
«Земля кормилица»; «Земля матушка» ; «Земля не уродит никто не наградит»; «Земля семя хранит человека кормит».
1. Если у твоей семьи есть дачный участок, выясни, какая на нём почва. Как нужно ухаживать за растениями, которые растут на этой почве?
2. Объясни смысл слова «плодородие». Сделай рисунок. 1.
2.
Рельеф России
21. Поработай с контурной картой на с. 18-19. Перенеси на неё основные условные обозначения. Подпиши Восточно-Европейскую равнину, ЗападноСибирскую низменность, Уральские и Кавказские горы. Подпиши города.
22 Подумайте, как бы вы обозначили на карте моря, реки, озёра, горы, равнины. Придумайте свои условные обозначения и зарисуйте их.
•л•ранца. Мурманск «зеуу.ля Заль«инђрад д._ СаНкт- $тербург ПетрозаводсК Архангећьсю Великии овћ0род т о 31 н- о Нарьян- ар 0 воло+да ОСКБА Ярославле ыкты±ка Нор Нижний Новгород йощкар-0л? 4 ПА ДНО- о Симферополь Лазань Ижевск ермь Б с КА Я— Самар Екате нбург гоград Уфа страхань «—-[овоси и к |
МОСКВА Столица Российской Федерации Граница Российской Федерации Города Российской Федерации Границы других государств |
Озёра Горы Реки Низменности |
23. Почему русские города строились на высоких берегах рек? Перечисли причины.
24. Рассмотри карту города Москвы на с. 21. Найди Кремль. Почему его построили на берегу реки?
Найдите на карте (с. 16—17) Хабаровск и Камчатский край.
Найди на карте (с. 16—17) Великий Новгород. Вспомни почему его называли «Господин Великий Новгород» Удобно ли расположение города для жизни в нём торговли, защиты от врагов?
Прочитай строки стихотворения русского поэта (19) века Э.И. Губера. Объясни, как ты понимаеш слова «город... тихо опочил»,
Время пролетело, слава прожита, Вече онемело сила отнята.
Город воли дикой, город буйных сил Новгород ВеЛИКИЙ тихо опочил... 20
Северн й 9 Нацирна ьныйп к
«Лосины ост в»
.69«ое коа 04 з+асзоъ
Фоссе
00.
узу зоъск$$
ЖНЫЙ
портш
Рост территории Москвы
Кремль |
|
Достопри- |
Китай-город |
4 |
мечатель- |
Белый город |
|
ности |
Земляной |
|
Парки, сады, |
город |
|
бульвары |
Территория в границах |
|
Вокзалы |
окружной |
|
Речные |
железной дороги |
|
порты |
Современная территория Москвы
Достопримечательности
1. Речной вокзал. 2. Стадион «Лужники». З. МГУ на Воробьёвых горах. 4. Большой московский цирк. 5. Храм Христа Спасителя. 6. Третьяковская галерея. 7. Кремль.
8. Большой театр. 9. Останкинская телебашня
26. Напиши, какие «кремлёвские» города ты знаешь.
27. Подготовь рассказ на тему «Почему так назван улицы и переулки?». Используй следующие названия.
Улица Гагарина, Кривой тупик, улица Левобереж ная, Рябиновый переулок, улица Кирпичная, Теат ральная площадь, Сыромятнический проезд.
Поработаем над проектом Тема проекта
«Улицы нашего города (села, посёлка): история на званий».
28. Объясни смысл этих пословиц. Можно ли с их пс мощью рассказать об отношениях России с другим странами?
«Друг за друга держаться ничего не бояться; «Друга ищи, а найдёшь береги»; «Дружб что стекло: сломаешь не починишь».
29. Закончи предложения. Восточные соседи России
Японию называют
Китай одна из самых
22
Северные соседи России
Финляндию называют
Запиши самые интересные, по твоему бенности этих стран.
Япония
Китай
Дания
30. Рассмотри иллюстрации к сказкам. Кто их автор и как они называются?
31. Найди ошибки в рассказе о Финляндии.
Финляндия восточный сосед России, страна озёр, болот и тёплого, южного климата. Финны называют свою страну Страной восходящего солнца. В Финляндии живёт Санта-Клаус (Дед Мороз). В этой стране создано много технических изобретений. Здесь зародились спортивные единоборства: дзюдо, карате, айкидо.
риведите доказательства того, что летопись литературный исторический памятник.
• «В то лето была метель сильная по земле, и п воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Тог же лета на осень побил мороз всю рожь, и был го лод всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны». • «В лето 1218-е тишина бысть».
• «Да сущим по нас оставим, да не до конца заб венно будет».
Придумай «рисунчатое письмо» на любую тему: СООбЩ что-нибудь своему другу.
34 Закончи предложения.
Славянскую азбуку создали
Сначала она состояла из
Создание славянской азбуки было
35. Объясни, как ты понимаешь пословицы: «Ученье тьма»; «Ученья корень горек, да плод сладок».
Поучение сыну
Сыну мой, прислони ухо твоё,
И послушай словес мудрых,
И приложи сердце твоё К научению моему, Понеже украсит.
Подготовь рассказ «Берестяные грамоты».
37. Прочитай в учебнике текст: «О первых школах книгах» (с. 76 учебника). Предложи названия к каж му абзацу этого текста.
1. 2.
з.
38. Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустоди «Школа в Московской Руси» (с. 79 учебника). Выбе те героя и расскажите о нём по плану.
1. Как его зовут?
2. Как он одет? З. Что он делает?
4. Нравится ли ему учиться?
5. Прилежно ли он учится?
39.
Буки
Веди
Живете
Мыслете Рцы ферт Червь
40 Географические карты были известны в Росс уже в начале (17) века. Этот факт опис А.С. Пушкин в своём произведении «Борис Годуно Царь Борис разговаривает со своим сыном, котор чертит географическую карту. Найди на карте (см. с.
26
рабочей тетради) те места, которые изображал царский сын. Объясни, как ты понимаешь выражение «сладкий плод ученья».
Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что?
ФёДор. Чертёж земли московской; наше царство
Из края в край. Вот видишь: тут Москва,
Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, Вот пермские дремучие леса, А вот Сибирь.
Царь. А это что такое
Узором тут виётся?
ФёДор. Это Волга.
Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!
Как с облаков ты можешь обозреть
Всё царство вдруг: границы, грады, реки...
1.
2. З.
Подготовь рассказ о МВ. Ломоносове по плану.
1. Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит?
2. Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать великим человеком?
42 Выскажите свои мнения.
• Справедливы ли слова о том, что более талантливого учёного, чем М.В. Ломоносов, в России XVIII (18) века не было?
• Почему АС. Пушкин называл М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?
43 Ответь, сколько лет прожил МВ. Ломоносов, он родился в 1711 году, а умер в 1765-м. Застал он время правления Петра 1, если этот царь пра с 1689 по 1725 год?
44 Переведи (устно) на современный язык сл МВ. Ломоносова о том, что «Грамматика» М. Смотр кого учила не только «благо глаголити и писати, на стихи слагати».
45. 1. Прочитайте и проанализируйте текст. Подгон те ответы на вопросы.
• Могли ли учиться в школе все, кто хочет?
• Почему среди крестьян и рабочих в нач ХХ (20) века было много неграмотных людей?
Годовая плата за обучение в государствен} (казённых) гимназиях и училищах была от 40
2. Используя текст учебника, подготовьте коллекти рассказ на тему «Образование в России (19) ве
46 Закончи предложения.
Слово «икона» означает
Самый знаменитый древнерусский иконописе
Белый цвет в иконописи означает чёрный красный
28
47. Отметь события, с которыми были связаны обрядовые праздники. О Рождение ребёнка.
О Свадьба.
О Встреча весны.
О Заход солнца.
О Строительство дома.
О Начало учебного года в школе.
48 Запиши качества, которые, по твоему должны быть у скомороха.
49. Запиши современные слова, которые могут заменить слово «скоморох».
50 * • Напиши, какие черты характерны для этих песен.
Колыбельная
Трудовая (артельная)
Рекрутская
Свадебная
Хороводная
Игровая
Календарная
51. Разыграйте сценку, которая была популярна в ском театре (18) века. Постарайтесь передать рактер и настроение героев.
Царь. Каково крестьяне поживают?
Максимко (мужик). Хорошо.
Царь. Чем они занимаются?
МтССИМКО. Хлеб пашут.
Царь. Каков у вас хлеб родится?
Максимко. Хорош, царь... борозда от борозды будет в день езды; колос от колосу голосу. А сноп от снопа цельная верста.
Царь. Каково у вас струменту?
Максимко. Много, у 77 крестьян один топор...
Царь. Каково у вас рогатого скота?
Максимко. В хлевы не помещаются: петух курица...
Царь. А куда делся хлеб?
Максимко. А вам, господин, на пиво пошло...
1. Как выглядят гусляры?
2. Как они одеты? З. Какого они возраста?
4. Кем друг другу приходятся?
5. Для кого (предположительно) поют?
6. Нравится ли слушателям их пение (предполо тельно)?
Запиши два-три события из истории русского искусс до XVll (17) века, которые тебе особенно запомнил
1.
2.
з.
зо
53. Соедини линией названия архитектурных сооружений с именами их авторов.
Зимний дворец МФ. Казаков
Петровский путевой дворец Нестор
Кижи ВВ. Растрелли
Поработаем над проектом
1. Что такое «парадный портрет».
2. Жизнь простых людей в творчестве художников XVIII (18) века.
54. Отметь эпоху, которую называли золотым веком русской культуры.
О XVII век
О XVIII век
О XIX век
О ХХ век
55. Закончи предложения.
АС. Пушкин родился в году. Поэт учился в Одна из поэм, написанных АС. Пушкиным, называется
Она начинается такими словами:
56. Соедини линией иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина с её названием.
«Сказка о царе Салтане...» |
|
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» |
|
«Сказка о золотом петушке» |
Подготовь пересказ любого рассказа для детей, написанного Л.Н. Толстым.
58. Подготовь рассказ «Школа в Ясной Поляне», используя план.
1. Школа, не похожая на другие.
2. Как школьники проводили своё свободное время.
З. Как они относились к своему учителю.
59. Рассмотрите репродукцию картины И.Н. Крамского «Л.Н. Толстой». Согласны ли вы со словесным портретом писателя, который составила Оля? Составьте свой словесный портрет писателя.
«Лев Николаевич одет очень просто, небогато, а ведь он был графом. А глаза задумчивые, смотрят прямо на тебя. Так и кажется, что он сейчас начнёт что-то рассказывать...»
60 Прочитай отрывок из поэмы АС. Пушкина «Руслан и Людмила». Прослушай «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Подходит ли эта музыка к стихотворным строкам?
Мгновенно дверь отворена;
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идёт
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несёт;
И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода...
61. В каком году М.И. Глинка написал музыку на стихи поэмы АС. Пушкина «Руслан и Людмила»?
62 Составь рассказ о М.И. Глинке, используя ключевые слова:
• нянька Авдотья;
• концерты;
• «Глиночка»;
• «Руслан и Людмила».
63. Определи, в каком году родился П.И. Чайковский, если он прожил 53 года и умер в 1893 году.
64. Отметь кто является автором музыки балета «Щелкунчик».
О М.И. Глинка
О П.И. Чайковский
65.
Напиши фамилии художников XlX века.
Как выполнены задания 66—68? Отметь только одно высказывание.
Быстро, правильно и самостоятельно. Е] Правильно, но медленно.
Без ошибок, но с помощью других. Неправильно.
Какие ошибки были тобой допущены и как их можно исправить?
Пейзажисты |
Портретисты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69. Напиши фамилии людей, прославивших век.
Архитекторы
Поэты
Художники
70. Отметь какие картины писал Левитан. О Портреты
О Пейзажи
71. Обведи фамилии известных людей, живших в (19) веке.
АС. Пушкин, М.И. Глинка, Дмитрий Донской, В.А. Жуковский, Александр Невский, И.И. Левитан, Иван Грозный, П.И. Чайковский
72. Найди ошибку.
СА. Есенин, АС. Пушкин, ВВ. Маяковский поэты XIX века.
73.
дения:
о природе о детях о животных сказочные
75. Поработай с картой. Найди на ней Чудское озеро, Ладожское озеро, Псков, Новгород. Отметь на контурной карте места, где произошли Невская битва и Ледовое побоище.
и Онежское -/7Qr) озеро Неба S я Е С Т В ЧуДское озеро Новгород озеро Псков Ярославль волга о Ростов о Сузд ь |
Места сражений |
76. Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.
Х век XI век ХП век XIII век xrv век XV век
77. Закончи предложения.
Русское войско в борьбе с половцами возглавил
После победы над шведскими рыцарями князя Алек-
Невская битва произошла в году.
78. Отметь век, в котором монголо-татарское войско пришло на Русь, и век, в котором произошла Куликов-
ская битва.
О |
О |
О |
О |
О |
XI век |
ХП век |
век |
xrv век |
XV век |
79. Отметь правильное высказывание.
Бородинская битва произошла
81.
Отступление Районы действия французской армии партизанских отрядов х МалоярослаВец Места крупных сражений |
82. Подготовьте коллективный ответ на вопрос: почему люди воюют?
83. Закончите предложения.
Городами первого салюта были
Акт о капитуляции Германии был подписан
ворки.
Смелость |
пуля боится. |
Смелого |
молодцу краса. |
Смелые глаза |
и пенёк волк. |
Трусливому зайцу |
города берёт. |
85 Найди на карте времён Великой Отечественной войны 1941—1945 годов города, в районе которых происходили основные сражения этой войны. Отметь их на контурной карте.
(ВАР БУДА |
в |
нград С Мин к Брест Киев шин • в од ЧЁРНОЕ |
Волга СКВА лен к Бр нск Курск о арьков р Севастопб МОРЕ |
Сталинград ийск |
|
|
|
|
Как выполнены задания 75—85?
Быстро, правильно и самостоятельно.
Правильно, но медленно.
Без ошибок, но с помощью других. С]
Неправильно. Е]
Подготовь текст для рубрики «Обрати внимание» разделу «Человек защитник своего Отечества».
86. Отметь правильное высказывание.
О На флаге России две полосы красная и голубая.
О Флаг России красный.
О На флаге России три полосы белая, синяя, красная.
87. Закончи предложения.
Я живу в
Государственный язык России
Глава нашего государства
88.
Закончи предложения.
Во главе древнерусских княжеств стоял
Первым русским царём был
Первым императором России был
Последним русским царём был
Первым президентом России был
Президентом России в 2012 году избран
Древняя и Московская Русь
1. Отметь в той ли последовательности приведены названия нашего государства в разные времена.
Россия Древняя Русь Советская Россия да О нет О
Отметь события, которые происходили в Древнеи Руси.
О Возведение «потешных хоромин» для театраль ных представлений.
О Война с армией Наполеона.
О Открытие первого университета.
О Борьба славян с половцами.
О Правление царя Петра 1.
О Борьба славян с войском Золотой Орды.
З. Отметь правильное высказывание. Объясни свой выбор.
О В Древней Руси возводились только каменные постройки.
О В Древней Руси были только деревянные строения.
О В Древней Руси возводились и каменные, и деревянные строения.
4. Отметь верно ли высказывание.
В Древней Руси строились церкви, дворцы, крепости, боярские палаты, крестьянские избы. да О нет О
5. Разгадай кроссворд.
2
|
1. Так в Древней Руси называлось здание театра.
2. Украшение соборов и церквей, сделанное из стеклянной массы.
З. Книга-наставление Владимира Мономаха для моЛОДёЖИ.
б. Обведи имена людей, живших в Древней Руси.
Император Пётр 1, летописец Нестор, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, полководец М.И. Кутузов, АС. Пушкин, княгиня Ольга
7. Соедини линией имена и события или предметы, с ними связанные.
Иван Фёдоров |
Победа над Золотой Ордой |
Владимир Мономах |
Первая книга-наставление |
Юрий Долгорукий |
Первая печатная русская книга |
Дмитрий Донской |
Основание Москвы |
8. Закончи предложения.
Первыми артистами на Руси были
Главный герой кукольного театра
9. Отметь, верны ли высказывания.
Первым царём на Руси был Иван Грозный. да О нет О
Первые школы в Древней Руси открывались при монастырях и церквях. да О нет О
В Древней Руси театров не было. да О нет О
10. Напиши имена князей, которые связаны с этими событиями.
Куликовская битва
Борьба с половцами
Невская битва
11.
1. Открытие первой русской типографии.
2. Куликовская битва.
З. Открытие Большого театра.
4. Основание Москвы.
45
12. Соедини линией слово и рисунок, который его ил-
Архитектура Живопись Наука Музыка
2. Отметь, верно ли высказывание.
При крепостном праве крестьяне были собственностью дворян-помещиков. да О нет О
€3
З. Напиши, с какими памятниками архитектуры связано имя Растрелли.
4 Отметь век, который называют золотым веком русской культуры.
ХШП век хтх век ХХ век
5. Отметь в какой группе все события относятся к XlX (19) веку.
О Открытие Большого театра; война с армией Наполеона; отмена крепостного права.
О Правление Петра 1; открытие публичной библиотеки; война с немецкими рыцарями.
О Бородинское сражение; открытие первого университета; правление Екатерины Великой.
б. Отметь то, что относится к XVlll—XlX (18—19) векам.
О Жил и творил АС. Пушкин.
О Отмена крепостного права.
О Выход первой русской печатной книги.
О Открытие первого университета в Москве.
О Правление Екатерины Великой.
О Жили и работали художники И.И. Левитан, АЖ. Саврасов, И.И. Шишкин, К.П. Брюллов.
О Жил и работал П.И. Чайковский. О Невская битва.
Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, ответь на вопрос: какие достижения русских учёных ХХ (20) века являются наиболее важными для общества? Запиши своё мнение.
47
8. Соедини линией фамилию человека и его занятие.
Растрелли |
Живопись |
Некрасов |
Архитектура |
Левитан |
Поэзия |
Глинка |
Музыка |
9 * • Запиши названия картин и фамилии художников XlX-XX (19-20) веков, которые писали:
10. Подчеркни те события, которые произошли в ХХ (20) веке.
Началась Великая Отечественная война.
Родился АС. Пушкин.
Образовался Советский Союз.
Правил Пётр 1.
В России избран Президент.
11. Напиши, какое событие в истории России ты считаешь самым главным. Какая тема предмета «Окружающий мир» понравилась тебе больше других? Почему?
ISBN
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.