Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс
Оценка 4.6

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Оценка 4.6
Рабочие тетради
pdf
окружающий мир
4 кл
02.05.2018
Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс
Рабочая тетрадь по окружающему миру №2. Авторы: Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова по образовательной системе "Начальная школа XXI века". Учебное пособие предназначено для организации текущего и итогового контроля для учащихся 4 класса. Задания разного типа проверяют самостоятельность, коммуникативность, регулятивность.
Окружающий мир 4 класс тетрадь 2.pdf


                                                                                                                                      ФГОС

ФГОС

 

 

Рабочая тетрадь

Для учащихся общеобразовательных учрежДений

4-е изДание, Доработанное

Москва

Издательский центр

«Вентана-Граф»

2015

 

Н. Ф. ВинограДова Г. С. Калинова Окружающий мир

класс

ББК2О/6Зя71

В49

Руководитель проекта — чл.-корр. РАО, проф. П. Ф. ВинорраДова

Виноградова 11.4).

В49 Окружающий мир : 4 класс : рабочая тетрадь N9 2 для учащихся общеобразовательных организаций / НФ. Виноградова, Г.С. Калинова. — 4-е изд., дораб- — М. : Вентана-Граф, 2015. — 48 С. : ИЛ.

ISBN 978-5460-05847-2

Рабочая тетрадь входит в систему учебно-методических комплектов «Алгоритм успеха» и предназначена для работы школьников в классе и дома в процессе изучения предмета «Окружающий мир». Задания разной степени сложности систематизируют и уточняют полученные учащимися знания, развивают у детей логическое мышление, связную речь разного вида (описание, рассуждение, повествование). Ряд заданий предназначен для совместной парной и групповой работы, для развития проектной деятельности.

Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).


ББК 20/63я71

Учебное и.зДание

Виноградова Наталья Фёдоровна

Калинова Галина Серафимовна

Окружающий мир

4 класс

Рабочая тетрадь NQ 2 для учащихся общеобразовательных организаций

Редактор ТЛ. Степанова. Художественный редактор II.A. Морозова

Макет В.А. АнДрианока, Е.В. Становой. Внешнее оформление В.“). Стеблевой

Художники ВЛ. АнДрианов, СЮ. Гавритова, МЛ Тамазова, ВЛ. Цепилова, А.В.

Компьютерная вёрстка И.В. Шатровой. Технический редактор ЛМЗ. Коновалова

Корректоры О. Ч. Кагановская, Е.В. Плеханова

Подписано в печать 22.12.14. Формат 84х 108/16. Гарнитура JournalC

Печать офсетная. Бумага офсетная ЭФ 1. Печ- л 3,0. Тираж 60 000 экз. Заказ 14

ООО Издательский центр «Вентана-Граф». 127422, г. Москва, ул. Тимирязевская, д. 1, стр. З Тел./факс: (499) 641-55-29, (495) 234-07-53. E-mail: [email protected], http://www.vgf.ru

Отпечатано в ОАО «Первая Образцовая типография». Филиал «Чеховский Печатный Двор»

142300, Московская обл., г. Чехов, ул. Полиграфистов, д. 1. www.chpd.ru


Виноградова Н.Ф., Калинова ГС., 2009

(О Издательский центр «Вентана-Граф», 2009

© Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С., 201 З, с изменениями

             ISBN 978-5-360-05847-2                                          (О Издательский центр «Вентана-Граф», 2013, с изменениями

Условные обозначения

Подсказка


Домашнее задание

Наблюдай, делай опыты

Работа в группах

Работа в парах

Введение

1. Рассмотри географическую карту европейской части России. Ответь на вопрос: с какими государствами граничит Россия на западе?

БАРЕНЦЕВО

Мурманёк

Калин         ад                                                                                                        -И ОРЕ                     емлФ

МОРЕ

ОЛЬША)                          Пет за одск

Санкт

        R 690PYCCb4R.——                              УАрхангельск

                                 .-..$ Смоленск                                                                              Воркута

Яро

КВА

Нижний Новгород язань

о9имферополь Х.

Саратов

           Ростов-надон рол град                             Екатеринбур€

Оренбург Челябинс Владикавказ

Астраха

А х с

МОСКВА Столица Российской Федерации  Граница Российской Федерации о Города Российской Федерации         Границы других государств

2. Поработай с контурной картой. Отметь главные реки, моря, города России. Подпиши названия государств, с которыми Россия граничит на западе.


З. Рассмотри карту азиатской части России. С какими государствами граничит Россия на востоке?

о Города Российской Федерации

Граница Российской Федерации

Границы других государств

4. Поработай с контурной картой. Отметь главные реки, моря, города. Подпиши названия государств, с которыми Россия граничит на востоке.

Природные зоны России

5. Поработай с картой природных зон России.


Ича-1100

БАРЕНЦЕВО ков        Мурма ск

МОРЕ   Земля— !Калини гра

$ уток о Е мор

                                                                             ф7-п9еНр;рг                         Арх гед»с

Воркута

27*М СКВА

                                                                                                               В оград                                      Екатеринбур

Астрахань

                                                        Арктическая зона                                          Зона пустыни

                                                        Зона тундры                                                  Субтропическая

                                                        Зона тайги                                                     зона

                                                        Зона смешанных лесов                                Горы

Зона степей

                                                        Белка                                    Бобр                            Волк                          Заяц

Белый     Бурундук       Глухарь          Кабан медведь

Благородный Бурый Кукушка олень медведь Дятел

Рассмотри карту природных зон России. Изучи условные знаки. Определи, какие животные обитают в каждой природной зоне.

Л Е Д О В И

мора

4орильск

75ьндска

Ангар

Красноярск

Иркутс

Т Ы Й

аз. Байкал

О

вос

Якутск

о. Врангеля

агадан

Петропавловск-Камчатски

О Х О ТСК О Е

МО РЕ

о. Сахалин

Влади±осток ЯПОНСКОЕ)

Лиса

лось

Морж

А         Морской

котик

Песец

Полярная сова

Рысь

Сайгак

Северный олень

Соболь

Суслик

Тушканчик

А


б. Выберите любую природную зону и составьте плау её оп ИСаН ия.

7.  Отметь правильные высказывания. Обоснуй свор выбор.

О Особенности природной зоны определяются распределением на Земле тепла и света.

О В каждой природной зоне обитают определённые животные и растения.


О В тундре произрастают мхи, лишайники, карликовые деревья.

О В тундре произрастают только травянистые растения.

8.  Запиши названия растений и животных, обитающи» в таиге.

                             Растения                                       Животные

9.  Соедини линией название животного и название зо ны его обитания.

Впиши отсутствующее название природной зоны.

                           Тюлень                      

Кайра                                                                         Соболь

Арктика

Тайга

ГагараРосомаха

Кедровка                                      Лемминг

Морской котик


Подготовь рассказ об острове Врангеля по плану.

1.       Почему остров так называется?

2.       К какой природной зоне он относится?

З. Какие события в мире животных связаны с этим островом?

4. Почему остров стал заповедником?

10.                   Подготовьте ответ на вопрос: почему создаются заповедники?

11.                   Отметь      правильные высказывания. Обсуди с сс седом по парте результат выполнения задания.

                 О Тайга             самая большая природная зона Россир

О Почвы тайги плодородные, и поэтому лес в те местах непроходимый.

О Животный мир тайги богат и разнообразен.

О Почвы тайги бедны перегноем, сильно увлаж нены.

О Хозяином тайги называют рысь.

О Тайга похожа на тундру это ровное про странство с бедной растительностью.

                   Правильных высказываний           три.

12.                   Закончи предложения. Землепроходцы       это

        Ясак         это

       Челобитная             это

Город Хабаровск назван в честь

Присоединение Сибири к России началось во време правления

13.                   О каких краях России рассказывает путешественн XVll (17) века? Обоснуй свой ответ.

«Обитают здесь разные народы. Оленей разводя охотятся, рыбу ловят. Живут в юртах, крыть шкурами или древесной корой. Ежели не обижа их, не грабить, уживаются с нашим братом, с ру скими, мирно...»

 14. Рассмотрите карту Приморского края. Почему эт край так называется? Какие города здесь располож ны? Найдите на карте город Арсеньев. В честь ко он назван? Проанализируйте цвета карты. О чём о говорят?

15. Найди на карте (с. 8—9) зону степей. Где она находится? Какие животные и растения здесь обитают?

1.        Составь план рассказа «Влажные субтропики».

2.        Как ты думаешь, о какой природной зоне пишет писатель Н.И. Сладков?

«Унылый скрип обомшелых стволов. Пахнет прелью и стоялой водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы... Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят по упругой

Хвое...»

Почвы России

16.            Выскажите предположения.

Выберите правильное утверждение, отметив его                 

Какая почва лучше удерживает влагу?

О Почва, в которой больше песка.

О Почва, в которой больше глины.

* Есть ли почва на других планетах Солнечной системы? Есть ли почва на Луне? Обоснуйте своё мнение.

17.            Дополни схему.

 

Состав почвы

 

Вода

18.           



Запиши названия животных, которые обитают в почве.

(Ф 19. Объясните смысл пословиц и поговорок.

«Земля кормилица»; «Земля матушка» ; «Земля не уродит никто не наградит»; «Земля семя хранит человека кормит».

1.          Если у твоей семьи есть дачный участок, выясни, какая на нём почва. Как нужно ухаживать за растениями, которые растут на этой почве?

2.          Объясни смысл слова «плодородие». Сделай рисунок. 1.

2.

Рельеф России


20. Рассмотри географическую карту России на с. 16— 17. Найди Восточно-Европейскую равнину. Что разделяет Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнины? Найди Кавказские горы. Между какими морями они расположены? Какой цвет преобладает на карте? О чём это говорит?

21. Поработай с контурной картой на с. 18-19. Перенеси на неё основные условные обозначения. Подпиши Восточно-Европейскую равнину, ЗападноСибирскую низменность, Уральские и Кавказские горы. Подпиши города.

22 Подумайте, как бы вы обозначили на карте моря, реки, озёра, горы, равнины. Придумайте свои условные обозначения и зарисуйте их.

•л•ранца.

                                                                                                           Мурманск                                    «зеуу.ля

Заль«инђрад

                       д._ СаНкт- $тербург              ПетрозаводсК

Архангећьсю

Великии овћ0род т о 31 н- о Нарьян- ар

0 воло+да

                              ОСКБА        Ярославле                 ыкты±ка

Нор

                                 Нижний Новгород йощкар-0л?                                       4 ПА ДНО-

о Симферополь Лазань Ижевск ермь Б с КА Я—

Самар Екате нбург гоград               Уфа

страхань

«—-[овоси и к

МОСКВА Столица Российской Федерации      Граница Российской Федерации Города Российской Федерации          Границы других государств


 

                       Озёра                       Горы

                       Реки                         Низменности






Как возводили города

23.      Почему русские города строились на высоких берегах рек? Перечисли причины.

24.      Рассмотри карту города Москвы на с. 21. Найди Кремль. Почему его построили на берегу реки?


25 Рассмотрите гербы города Хабаровска и Камчатского края. Объясните, что на них изображено. Как эти изображения связаны с особенностями природы и жизни людей?

Найдите на карте (с. 16—17) Хабаровск и Камчатский край.

Найди на карте (с. 16—17) Великий Новгород. Вспомни почему его называли «Господин Великий Новгород» Удобно ли расположение города для жизни в нём торговли, защиты от врагов?

Прочитай строки стихотворения русского поэта (19) века Э.И. Губера. Объясни, как ты понимаеш слова «город... тихо опочил»,

Время пролетело, слава прожита, Вече онемело сила отнята.

Город воли дикой, город буйных сил Новгород ВеЛИКИЙ тихо опочил... 20

Северн й 9                                                                               Нацирна ьныйп к

«Лосины ост в»

                                                    .69«ое коа 04                                             з+асзоъ

Фоссе

00.

узу зоъск$$

ЖНЫЙ

портш

Рост территории Москвы

Кремль

 

Достопри-

Китай-город

4

мечатель-

Белый город

 

ности

Земляной

 

Парки, сады,

город

 

бульвары

Территория в границах

 

Вокзалы

окружной

 

Речные

железной дороги

 

порты

Современная территория Москвы

Достопримечательности

1. Речной вокзал. 2. Стадион «Лужники». З. МГУ на Воробьёвых горах. 4. Большой московский цирк. 5. Храм Христа Спасителя. 6. Третьяковская галерея. 7. Кремль.

8. Большой театр. 9. Останкинская телебашня

26.     Напиши, какие «кремлёвские» города ты знаешь.

27.     Подготовь рассказ на тему «Почему так назван улицы и переулки?». Используй следующие названия.

Улица Гагарина, Кривой тупик, улица Левобереж ная, Рябиновый переулок, улица Кирпичная, Теат ральная площадь, Сыромятнический проезд.

Поработаем над проектом Тема проекта

«Улицы нашего города (села, посёлка): история на званий».


Выберите улицы, названия которых вас интересуют. По сетите библиотеку и краеведческий музей. Подготовь рассказ о происхождении названия и об историь улицы. Подберите иллюстрации. Поделитесь своими от крытиями с одноклассниками.

Россия и её соседи

28.     Объясни смысл этих пословиц. Можно ли с их пс мощью рассказать об отношениях России с другим странами?

«Друг за друга держаться ничего не бояться; «Друга ищи, а найдёшь береги»; «Дружб что стекло: сломаешь не починишь».

29.     Закончи предложения. Восточные соседи России

Японию называют

Китай           одна из самых

22

Северные соседи России

Финляндию называют

Запиши самые интересные, по твоему бенности этих стран.

Япония

Китай

Дания

30.     Рассмотри иллюстрации к сказкам. Кто их автор и как они называются?

31.     Найди ошибки в рассказе о Финляндии.

Финляндия восточный сосед России, страна озёр, болот и тёплого, южного климата. Финны называют свою страну Страной восходящего солнца. В Финляндии живёт Санта-Клаус (Дед Мороз). В этой стране создано много технических изобретений. Здесь зародились спортивные единоборства: дзюдо, карате, айкидо.

Из истории письменности

 риведите доказательства того, что летопись литературный исторический памятник.


33. Выбери любой отрывок из летописи. Переведи еп на современный язык. Поработай со словарём: узна значение слов «осьминка», «гривна», «полгривны», <<хс ромы».

                 «В то лето была метель сильная по земле, и п воде, и по хоромам две ночи и четыре дня. Тог же лета на осень побил мороз всю рожь, и был го лод всю зиму. Ржи осьминка стоила по полгривны». • «В лето 1218-е тишина бысть».

                 «Да сущим по нас оставим, да не до конца заб венно будет».

Придумай «рисунчатое письмо» на любую тему: СООбЩ что-нибудь своему другу.

34 Закончи предложения.

Славянскую азбуку создали

Сначала она состояла из

Создание славянской азбуки было

Образование — часть культуры общества

35. Объясни, как ты понимаешь пословицы: «Ученье тьма»; «Ученья корень горек, да плод сладок».


36 Переведи на современный язык слова из первой русской «Азбуки» Ивана Фёдорова.

Поучение сыну

Сыну мой, прислони ухо твоё,

И послушай словес мудрых,

И приложи сердце твоё К научению моему, Понеже украсит.

Подготовь рассказ «Берестяные грамоты».

37. Прочитай в учебнике текст: «О первых школах книгах» (с. 76 учебника). Предложи названия к каж му абзацу этого текста.

1. 2.

з.

38.      Рассмотрите репродукцию картины Б.М. Кустоди «Школа в Московской Руси» (с. 79 учебника). Выбе те героя и расскажите о нём по плану.

1.                Как его зовут?

2.                Как он одет? З. Что он делает?

4.       Нравится ли ему учиться?

5.       Прилежно ли он учится?

39.     


Напиши рядом с названием буквы старославянс азбуки её современное начертание.

Буки

Веди

Живете

Земля

Мыслете Рцы ферт Червь

40 Географические карты были известны в Росс уже в начале (17) века. Этот факт опис А.С. Пушкин в своём произведении «Борис Годуно Царь Борис разговаривает со своим сыном, котор чертит географическую карту. Найди на карте (см. с.

26

рабочей тетради) те места, которые изображал царский сын. Объясни, как ты понимаешь выражение «сладкий плод ученья».

Царь. А ты, мой сын, чем занят? Это что?

ФёДор. Чертёж земли московской; наше царство

Из края в край. Вот видишь: тут Москва,

Тут Новгород, тут Астрахань. Вот море, Вот пермские дремучие леса, А вот Сибирь.

Царь. А это что такое

Узором тут виётся?

ФёДор. Это Волга.

Царь. Как хорошо! Вот сладкий плод ученья!

Как с облаков ты можешь обозреть

Всё царство вдруг: границы, грады, реки...


41. Запиши два-три события, которые произошли в России при Петре в сфере образования.

1.

2. З.

Подготовь рассказ о МВ. Ломоносове по плану.

1.                Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит?

2.                Какие качества помогли М.В. Ломоносову стать великим человеком?

42                 Выскажите свои мнения.

                   Справедливы ли слова о том, что более талантливого учёного, чем М.В. Ломоносов, в России XVIII (18) века не было?

                   Почему АС. Пушкин называл М.В. Ломоносова «нашим первым университетом»?

43                 Ответь, сколько лет прожил МВ. Ломоносов, он родился в 1711 году, а умер в 1765-м. Застал он время правления Петра 1, если этот царь пра с 1689 по 1725 год?

44                 Переведи (устно) на современный язык сл МВ. Ломоносова о том, что «Грамматика» М. Смотр кого учила не только «благо глаголити и писати, на стихи слагати».

45. 1. Прочитайте и проанализируйте текст. Подгон  те ответы на вопросы.

                  Могли ли учиться в школе все, кто хочет?

                  Почему среди крестьян и рабочих в нач ХХ (20) века было много неграмотных людей?

Годовая плата за обучение в государствен} (казённых) гимназиях и училищах была от 40



100 рублей, а зарплата умелого рабочего составл 18—20 рублей в месяц. В частных школах плата обучение была в полтора-два раза больше.

2. Используя текст учебника, подготовьте коллекти рассказ на тему «Образование в России     (19) ве

Русское искусство до XVIII (18) века

46 Закончи предложения.

Слово «икона» означает

Самый знаменитый древнерусский иконописе

Белый цвет в иконописи означает чёрный       красный

28

47. Отметь события, с которыми были связаны обрядовые праздники. О Рождение ребёнка.

О Свадьба.

О Встреча весны.

О Заход солнца.

О Строительство дома.

О Начало учебного года в школе.

48 Запиши качества, которые, по твоему должны быть у скомороха.

49. Запиши современные слова, которые могут заменить слово «скоморох».

50 * • Напиши, какие черты характерны для этих песен.

Колыбельная

Трудовая (артельная)

Рекрутская

Свадебная

Хороводная

Игровая

Календарная

51. Разыграйте сценку, которая была популярна в  ском театре (18) века. Постарайтесь передать рактер и настроение героев.

Царь. Каково крестьяне поживают?

Максимко (мужик). Хорошо.

Царь. Чем они занимаются?

МтССИМКО. Хлеб пашут.

Царь. Каков у вас хлеб родится?

Максимко. Хорош, царь... борозда от борозды будет в день езды; колос от колосу голосу. А сноп от снопа цельная верста.

Царь. Каково у вас струменту?

Максимко. Много, у 77 крестьян один топор...

Царь. Каково у вас рогатого скота?

Максимко. В хлевы не помещаются: петух курица...

Царь. А куда делся хлеб?

Максимко. А вам, господин, на пиво пошло...




 52. Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецс «Гусляры» (с. 84 учебника). Составьте рассказ по пла

1.               Как выглядят гусляры?

2.               Как они одеты? З. Какого они возраста?

4.                Кем друг другу приходятся?

5.                Для кого (предположительно) поют?

6.                Нравится ли слушателям их пение (предполо тельно)?

Запиши два-три события из истории русского искусс до XVll (17) века, которые тебе особенно запомнил

1.

2.

з.

зо

Искусство России XVIII (18) века

53. Соедини линией названия архитектурных сооружений с именами их авторов.

Зимний дворец                                        МФ. Казаков

Петровский путевой дворец                    Нестор

Кижи                                                        ВВ. Растрелли

Поработаем над проектом

 Темы проекта

1.                Что такое «парадный портрет».

2.                Жизнь простых людей в творчестве художников XVIII (18) века.

Золотой век русской культуры


(МХ (19) век)

54.    Отметь эпоху, которую называли золотым веком русской культуры.

О XVII век

О XVIII век

О XIX век

О ХХ век

55.    Закончи предложения.

АС. Пушкин родился в  году. Поэт учился в  Одна из поэм, написанных АС. Пушкиным, называется

Она начинается такими словами:


56.    Соедини линией иллюстрацию к сказке А.С. Пушкина с её названием.

«Сказка о царе Салтане...»

 

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

 

«Сказка о золотом петушке»


 57. Прочитайте текст о НА. Некрасове (с. 96, 97 учебника). Составьте план пересказа, озаглавив каждый абзац.

Подготовь пересказ любого рассказа для детей, написанного Л.Н. Толстым.

58. Подготовь рассказ «Школа в Ясной Поляне», используя план.

1.       Школа, не похожая на другие.

2.       Как школьники проводили своё свободное время.

З. Как они относились к своему учителю.

59. Рассмотрите репродукцию картины И.Н. Крамского «Л.Н. Толстой». Согласны ли вы со словесным портретом писателя, который составила Оля? Составьте свой словесный портрет писателя.

«Лев Николаевич одет очень просто, небогато, а ведь он был графом. А глаза задумчивые, смотрят прямо на тебя. Так и кажется, что он сейчас начнёт что-то рассказывать...»

60 Прочитай отрывок из поэмы АС. Пушкина «Руслан и Людмила». Прослушай «Марш Черномора» из оперы М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Подходит ли эта музыка к стихотворным строкам?

Мгновенно дверь отворена;

Безмолвно, гордо выступая,

Нагими саблями сверкая,

Арапов длинный ряд идёт

Попарно, чинно, сколь возможно,

И на подушках осторожно

Седую бороду несёт;

И входит с важностью за нею, Подъяв величественно шею,

Горбатый карлик из дверей:

Его-то голове обритой, Высоким колпаком покрытой, Принадлежала борода...

61. В каком году М.И. Глинка написал музыку на стихи поэмы АС. Пушкина «Руслан и Людмила»?

62 Составь рассказ о М.И. Глинке, используя ключевые слова:

      нянька Авдотья;

      концерты;

      «Глиночка»;

      «Руслан и Людмила».

63.    Определи, в каком году родился П.И. Чайковский, если он прожил 53 года и умер в 1893 году.

64.    Отметь      кто является автором музыки балета «Щелкунчик».

О М.И. Глинка

О П.И. Чайковский

65.   


Напиши фамилии поэтов века.

Напиши фамилии художников XlX века.

Как выполнены задания 66—68? Отметь     только одно высказывание.

Быстро, правильно и самостоятельно. Е] Правильно, но медленно.

Без ошибок, но с помощью других. Неправильно.

Какие ошибки были тобой допущены и как их можно исправить?


Запиши в таблицу фамилии художников пейзажистов и портретистов. Подготовь рассказ об одном из них.

Пейзажисты

Портретисты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

69.      Напиши фамилии людей, прославивших век.

Архитекторы

Поэты

Художники

70.      Отметь       какие картины писал Левитан. О Портреты

О Пейзажи

71.      Обведи фамилии известных людей, живших в (19) веке.

АС. Пушкин, М.И. Глинка, Дмитрий Донской, В.А. Жуковский, Александр Невский, И.И. Левитан, Иван Грозный, П.И. Чайковский

72.      Найди ошибку.

СА. Есенин, АС. Пушкин, ВВ. Маяковский поэты XIX века.

73.     


Отметь

дения:

о природе о детях о животных сказочные

Человек — защитник своего Отечества

75.                 Поработай с картой. Найди на ней Чудское озеро, Ладожское озеро, Псков, Новгород. Отметь на контурной карте места, где произошли Невская битва и Ледовое побоище.

и

Онежское

                                                                         -/7Qr)                                 озеро

Неба S я  Е С Т В

ЧуДское

озеро             Новгород озеро

                                             Псков                                             Ярославль

                                                                           волга           о Ростов

о Сузд ь

Места сражений

76.                 Отметь век, в котором половцы вторглись на русскую землю.

     О          О           О            О            О            о

Х век XI век ХП век XIII век xrv век XV век

77.    Закончи предложения.

Русское войско в борьбе с половцами возглавил

После победы над шведскими рыцарями князя Алек-


сандра стали называть

Невская битва произошла в  году.

78.    Отметь век, в котором монголо-татарское войско пришло на Русь, и век, в котором произошла Куликов-


ская битва.

О

О

О

О

О

XI век

ХП век

           век

xrv век

XV век

79.    Отметь       правильное высказывание.

Бородинская битва произошла

81.                 


Используя карту-схему, проследи путь отступления французских войск. Назови места крупных сражений.

Отступление Районы действия французской армии партизанских отрядов

х МалоярослаВец Места крупных сражений

82.                  Подготовьте коллективный ответ на вопрос: почему люди воюют?

 83. Закончите предложения.

Городами первого салюта были

Акт о капитуляции Германии был подписан


ворки.

Смелость

пуля боится.

Смелого

молодцу краса.

Смелые глаза

и пенёк волк.

Трусливому зайцу

города берёт.

85 Найди на карте времён Великой Отечественной войны 1941—1945 годов города, в районе которых происходили основные сражения этой войны. Отметь их на контурной карте.

(ВАР

БУДА

в

нград

С

Мин к

Брест

Киев

шин • в

од

ЧЁРНОЕ

Волга

СКВА

лен к

Бр нск

Курск

о арьков

р

Севастопб

МОРЕ

Сталинград

ийск

 

 

 

 

Как выполнены задания 75—85?

Быстро, правильно и самостоятельно.

Правильно, но медленно.

Без ошибок, но с помощью других. С]

Неправильно. Е]

Подготовь текст для рубрики «Обрати внимание» разделу «Человек защитник своего Отечества».

Гражданин и государство



Напиши, как называлось наше государство в разные исторические времена.

86.    Отметь       правильное высказывание.

О На флаге России две полосы  красная и голубая.

О Флаг России красный.

О На флаге России три полосы  белая, синяя, красная.

87.    Закончи предложения.

Я живу в

Государственный язык России

Глава нашего государства

88.   




Составьте план ответа на вопрос: каковы права и обязанности гражданина России?

Закончи предложения.

Во главе древнерусских княжеств стоял

Первым русским царём был

Первым императором России был

Последним русским царём был

Первым президентом России был

Президентом России в 2012 году избран


Урок повторения и обобщения

Древняя и Московская Русь

1. Отметь в той ли последовательности приведены названия нашего государства в разные времена.

Россия    Древняя Русь         Советская Россия да О нет О

 Отметь события, которые происходили в Древнеи Руси.

О Возведение «потешных хоромин» для театраль ных представлений.

О Война с армией Наполеона.

О Открытие первого университета.

О Борьба славян с половцами.


О Открытие первой типографии.

О Правление царя Петра 1.

О Борьба славян с войском Золотой Орды.

З. Отметь правильное высказывание. Объясни свой выбор.

О В Древней Руси возводились только каменные постройки.

О В Древней Руси были только деревянные строения.

О В Древней Руси возводились и каменные, и деревянные строения.

4.     Отметь     верно ли высказывание.

В Древней Руси строились церкви, дворцы, крепости, боярские палаты, крестьянские избы. да О нет О

5.     Разгадай кроссворд.

                                                     2           

 

 

 

 

 

 

вппппппп

 

 

 

 

 

 

 

1.      Так в Древней Руси называлось здание театра.

2.      Украшение соборов и церквей, сделанное из стеклянной массы.

З. Книга-наставление Владимира Мономаха для моЛОДёЖИ.


4. Изображение Бога и святых.

б. Обведи имена людей, живших в Древней Руси.

Император Пётр 1, летописец Нестор, Владимир Мономах, Александр Невский, Дмитрий Донской, полководец М.И. Кутузов, АС. Пушкин, княгиня Ольга

7.              Соедини линией имена и события или предметы, с ними связанные.

Иван Фёдоров

Победа над Золотой Ордой

Владимир Мономах

Первая книга-наставление

Юрий Долгорукий

Первая печатная русская книга

Дмитрий Донской

Основание Москвы

8.              Закончи предложения.

Первыми артистами на Руси были

Главный герой кукольного театра

9.              Отметь, верны ли высказывания.

Первым царём на Руси был Иван Грозный. да О нет О

Первые школы в Древней Руси открывались при монастырях и церквях. да О нет О

В Древней Руси театров не было. да О нет О

10.        Напиши имена князей, которые    связаны с этими событиями.

Куликовская битва

Борьба с половцами

Невская битва

11.       



Придумай и нарисуй условные значки, которые соответствуют этим событиям.

1.       Открытие первой русской типографии.

2.       Куликовская битва.

З. Открытие Большого театра.

4. Основание Москвы.

45

12.        Соедини линией слово и рисунок, который его ил-

            Архитектура             Живопись               Наука               Музыка

Урок повторения и обобщения


Россия XVIII—XX (18—20) веков

2. Отметь, верно ли высказывание.

При крепостном праве крестьяне были собственностью дворян-помещиков. да О нет О

€3

З. Напиши, с какими памятниками архитектуры связано имя Растрелли.

4 Отметь век, который называют золотым веком русской культуры.

          О                 О                О

       ХШП век            хтх век             ХХ век

5. Отметь  в какой группе все события относятся к XlX (19) веку.

О Открытие Большого театра; война с армией Наполеона; отмена крепостного права.

О Правление Петра 1; открытие публичной библиотеки; война с немецкими рыцарями.

О Бородинское сражение; открытие первого университета; правление Екатерины Великой.

б. Отметь то, что относится к XVlll—XlX (18—19) векам.

О Жил и творил АС. Пушкин.

О Отмена крепостного права.

О Выход первой русской печатной книги.

О Открытие первого университета в Москве.

О Правление Екатерины Великой.

О Жили и работали художники И.И. Левитан, АЖ. Саврасов, И.И. Шишкин, К.П. Брюллов.

О Жил и работал П.И. Чайковский. О Невская битва.

 Используя дополнительную литературу и ресурсы Интернета, ответь на вопрос: какие достижения русских учёных ХХ (20) века являются наиболее важными для общества? Запиши своё мнение.

47

8. Соедини линией фамилию человека и его занятие.

Растрелли

Живопись

Некрасов

Архитектура

Левитан

Поэзия

Глинка

Музыка

9 * • Запиши названия картин и фамилии художников XlX-XX (19-20) веков, которые писали:


пейзажи портреты

10.      Подчеркни те события, которые произошли в ХХ (20) веке.

Началась Великая Отечественная война.

Родился АС. Пушкин.

Образовался Советский Союз.

Правил Пётр 1.

В России избран Президент.

11.      Напиши, какое событие в истории России ты считаешь самым главным. Какая тема предмета «Окружающий мир» понравилась тебе больше других? Почему?

ISBN

ФГОС ФГОС

ФГОС ФГОС

Рабочая тетрадь Для учащихся общеобразовательных учрежДений 4-е изДание,

Рабочая тетрадь Для учащихся общеобразовательных учрежДений 4-е изДание,

Рабочая тетрадь Для учащихся общеобразовательных учрежДений 4-е изДание,

Рабочая тетрадь Для учащихся общеобразовательных учрежДений 4-е изДание,

ББК2О/6Зя71 В49 Руководитель проекта — чл

ББК2О/6Зя71 В49 Руководитель проекта — чл

О Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 ©

О Издательский центр «Вентана-Граф», 2009 ©

Работа в парах

Работа в парах

Введение 1. Рассмотри географическую карту европейской части

Введение 1. Рассмотри географическую карту европейской части

Поработай с контурной картой.

Поработай с контурной картой.

России. Подпиши названия государств, с которыми

России. Подпиши названия государств, с которыми

З. Рассмотри карту азиатской части

З. Рассмотри карту азиатской части

Поработай с контурной картой. Отметь главные реки, моря,

Поработай с контурной картой. Отметь главные реки, моря,

Подпиши названия государств, с которыми

Подпиши названия государств, с которыми

Природные зоны России 5. Поработай с картой природных зон

Природные зоны России 5. Поработай с картой природных зон

Л Е Д О В И мора 4орильск 75ьндска

Л Е Д О В И мора 4орильск 75ьндска

Выберите любую природную зону и составьте плау её оп

Выберите любую природную зону и составьте плау её оп

Выберите любую природную зону и составьте плау её оп

Выберите любую природную зону и составьте плау её оп

Соедини линией название животного и название зо ны его обитания

Соедини линией название животного и название зо ны его обитания

Морской котик Подготовь рассказ об острове

Морской котик Подготовь рассказ об острове

Закончи предложения. Землепроходцы это

Закончи предложения. Землепроходцы это

Найди на карте (с. 8—9) зону степей

Найди на карте (с. 8—9) зону степей

Какая почва лучше удерживает влагу?

Какая почва лучше удерживает влагу?

Рельеф России 20

Рельеф России 20

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Мурманск «зеуу

Мурманск «зеуу

МОСКВА Столица Российской Федерации

МОСКВА Столица Российской Федерации

Озёра Горы

Озёра Горы

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Рабочая тетрадь Окружающий мир Виноградова 4 класс

Как возводили города 23.

Как возводили города 23.

Северн й 9

Северн й 9

Подготовь рассказ на тему «Почему так назван улицы и переулки?»

Подготовь рассказ на тему «Почему так назван улицы и переулки?»

Северные соседи России Финляндию называют

Северные соседи России Финляндию называют

Из истории письменности риведите доказательства того, что летопись литературный исторический памятник

Из истории письменности риведите доказательства того, что летопись литературный исторический памятник

Да сущим по нас оставим, да не до конца заб венно будет»

Да сущим по нас оставим, да не до конца заб венно будет»

Подготовь рассказ «Берестяные грамоты»

Подготовь рассказ «Берестяные грамоты»

Географические карты были известны в

Географические карты были известны в

Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит? 2

Кто такой М.В. Ломоносов, когда он жил и чем он знаменит? 2

В частных школах плата обучение была в полтора-два раза больше

В частных школах плата обучение была в полтора-два раза больше

Запиши современные слова, которые могут заменить слово «скоморох»

Запиши современные слова, которые могут заменить слово «скоморох»

Царь. А куда делся хлеб? Максимко

Царь. А куда делся хлеб? Максимко

Темы проекта 1.

Темы проекта 1.

Соедини линией иллюстрацию к сказке

Соедини линией иллюстрацию к сказке

Прочитай отрывок из поэмы АС. Пушкина «Руслан и

Прочитай отрывок из поэмы АС. Пушкина «Руслан и

Отметь кто является автором музыки балета «Щелкунчик»

Отметь кто является автором музыки балета «Щелкунчик»

Как выполнены задания 66—68? Отметь только одно высказывание

Как выполнены задания 66—68? Отметь только одно высказывание

Пейзажисты Портретисты 69

Пейзажисты Портретисты 69

69. Отметь

69. Отметь

Человек — защитник своего Отечества 75

Человек — защитник своего Отечества 75

Русское войско в борьбе с половцами возглавил

Русское войско в борьбе с половцами возглавил

Используя карту-схему, проследи путь отступления французских войск

Используя карту-схему, проследи путь отступления французских войск
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.05.2018