Рабочая тетрадь
«Человек»
Составитель: Ценева Елена Петровна,
учитель начальных классов
г. Пыть - Ях
2024-2025 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Человек» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Содержание рабочей тетради по предмету составлено в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15) (вариант 2).
В рабочей тетради по учебному предмету «Человек» подобраны игровые и познавательные задания, содержание которых соответствуют темам уроков и направлены на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Основные задачи рабочей тетради для обучающихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития:
1. закрепление учебного материала по предмету «Человек» в игровой форме;
2. формирование базовых учебных действий:
учебного поведения (направленность взгляда на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
умение выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
умение самостоятельно переходить от одной операции (действия) к другой в соответствии с алгоритмом действия.
3. развитие и коррекция психических процессов (внимание, память, мышление) у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
4. воспитание самостоятельности при выполнении практического учебного задания.
Особенности структуры рабочей тетради.
Структура рабочей тетради соответствует разделам учебного предмета «Человек» для обучающихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью: «Представления о себе»,
«Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи», «Туалет»,«Семья».
Задания по темам составлены по принципу «от простого к сложному», что позволяет дифференцировать задания по степени сложности, для обучающихся с различным уровнем усвоения учебного материала. Разноуровневый принцип подбора заданий по темам, позволит обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, работать в тетради на протяжении нескольких лет, последовательно закрепляя усвоенный уровень знаний по теме.
Рабочую тетрадь, также, можно использовать для закрепления изученного материала по учебному предмету в домашних условиях при выполнении домашнего задания.
Содержание
1.Раздел «Представления о себе»
2.Раздел «Гигиена тела»
3.Раздел «Обращение с одеждой и обувью»
4.Раздел «Прием пищи»
5.Раздел «Туалет».
6.Раздела «Семья»
Я- мальчик, девочка. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика, девочки.
Представление о себе как Я, осознание общности и различий Я от других.
«Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале».
«Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу».
Практические задания:
Задание 1. Кто это? (Где девочка? Где мальчик? Покажи).
А ты девочка или мальчик? (А ты кто? Покажи).
Задание 2. Кто это? Почему ты так думаешь? (Где девочка? Где мальчик?
Чем они отличаются? Покажи).
Практические задания: Нарисуй свой портрет!
Практические задания:
Расскажи, что изображено, объясни значение каждого слова.
Тема: «Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)»
Практические задания:
Расскажи, что изображено, объясни значение каждого слова
Гигиена тела. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем. Чистка зубов без зубной пасты. Полоскание полости рта.
Одежда. Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки.
Одежда для школы.
Одежда для дома.
Одежда для праздника.
Сезонная одежда.
Одежда. Знание назначения предметов одежды.
Обувь. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки.
Назначение видов обуви: домашняя.
Назначение видов обуви: спортивная.
Различение обуви по сезонам.
Обувь. Обувание обуви. Снятие обуви.
Туалет. Раковина, унитаз.
Туалетная бумага. Отматывание бумаги.
Гигиенические процедуры после посещения туалета. Мытьё рук, вытирание рук.
Водные процедуры. Душ.
Предметы личной гигиены.
Пища. Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть. Еда руками.
Питание. Правила приёма пищи.
Культура поведения в столовой. Добрые слова.
Семья. Узнавание (различение) членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра)
Семья. Моё имя, фамилия.
Семья ________________________________________________________________
Имя___________________________________________________________________
Отчество______________________________________________________________
Фамилия_______________________________________________________________
Семья. Где я живу.
Город _______________________________________________________________
Адрес _______________________________________________________________
Мама_____________________________________________________________________
Папа_____________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.