Рабочая тетрадь
«Человек»

Составитель: Ценева Елена Петровна,
учитель начальных классов
г. Пыть - Ях
2024-2025 учебный год.
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь по учебному предмету «Человек» составлена для работы с обучающимися, в классах с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Содержание рабочей тетради по предмету составлено в соответствии с примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4/15) (вариант 2).
В рабочей тетради по учебному предмету «Человек» подобраны игровые и познавательные задания, содержание которых соответствуют темам уроков и направлены на развитие основных психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи.
Основные задачи рабочей тетради для обучающихся, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития:
1. закрепление учебного материала по предмету «Человек» в игровой форме;
2. формирование базовых учебных действий:
учебного поведения (направленность взгляда на задание);
умение выполнять инструкции педагога;
использование по назначению учебных материалов;
умение выполнять действия по образцу и по подражанию;
умение выполнять задание (в течение определенного периода времени, от начала до конца, с заданными качественными параметрами);
умение самостоятельно переходить от одной операции (действия) к другой в соответствии с алгоритмом действия.
3. развитие и коррекция психических процессов (внимание, память, мышление) у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью;
4. воспитание самостоятельности при выполнении практического учебного задания.
Особенности структуры рабочей тетради.
Структура рабочей тетради соответствует разделам учебного предмета «Человек» для обучающихся с умеренной тяжелой умственной отсталостью: «Представления о себе»,
«Гигиена тела», «Обращение с одеждой и обувью», «Прием пищи», «Туалет»,«Семья».
Задания по темам составлены по принципу «от простого к сложному», что позволяет дифференцировать задания по степени сложности, для обучающихся с различным уровнем усвоения учебного материала. Разноуровневый принцип подбора заданий по темам, позволит обучающимся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, работать в тетради на протяжении нескольких лет, последовательно закрепляя усвоенный уровень знаний по теме.
Рабочую тетрадь, также, можно использовать для закрепления изученного материала по учебному предмету в домашних условиях при выполнении домашнего задания.
Содержание
1.Раздел «Представления о себе»
2.Раздел «Гигиена тела»
3.Раздел «Обращение с одеждой и обувью»
4.Раздел «Прием пищи»
5.Раздел «Туалет».
6.Раздела «Семья»
Я- мальчик, девочка. Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Идентификация себя как мальчика, девочки.
Представление о себе как Я, осознание общности и различий Я от других.
«Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале».
«Представление о собственном теле. Отнесение себя к определенному полу».

Практические задания:
Задание 1. Кто это? (Где девочка? Где мальчик? Покажи).
А ты девочка или мальчик? (А ты кто? Покажи).
Задание 2. Кто это? Почему ты так думаешь? (Где девочка? Где мальчик?
Чем они отличаются? Покажи).
 


Практические задания: Нарисуй свой портрет!


Практические задания:
Расскажи, что изображено, объясни значение каждого слова.

Тема: «Узнавание (различение) частей лица человека (глаза, брови, нос, лоб, рот (губы, язык, зубы)»

Практические задания:
Расскажи, что изображено, объясни значение каждого слова

                

Гигиена тела. Различение вентилей с горячей и холодной водой. Вытирание рук полотенцем. Чистка зубов без зубной пасты. Полоскание полости рта.




Одежда. Узнавание (различение) предметов одежды: куртка, шапка, шарф, варежки кофта, футболка, майка, трусы, брюки, носки.







 



Одежда для школы.
![]()

Одежда для дома.

 
 
Одежда для праздника.

 

Сезонная одежда.





      
                            

Одежда. Знание назначения предметов одежды.


Обувь. Узнавание (различение) предметов обуви: сапоги (валенки), ботинки, сандалии, тапки.

            
 



Назначение видов обуви: домашняя.
 
Назначение видов обуви: спортивная.


Различение обуви по сезонам.

Обувь. Обувание обуви. Снятие обуви.

Туалет. Раковина, унитаз.

Туалетная бумага. Отматывание бумаги.


Гигиенические процедуры после посещения туалета. Мытьё рук, вытирание рук.
![]()


Водные процедуры. Душ.




Предметы личной гигиены.



![]()




Пища. Сообщение о желании пить. Сообщение о желании есть. Еда руками.





Питание. Правила приёма пищи.
 



![]()


Культура поведения в столовой. Добрые слова.
 




Семья. Узнавание (различение) членов семьи (мама, папа, дедушка, бабушка, брат, сестра)




  
  
 

Семья. Моё имя, фамилия.
Семья ________________________________________________________________
Имя___________________________________________________________________
Отчество______________________________________________________________
Фамилия_______________________________________________________________
Семья. Где я живу.
Город _______________________________________________________________
Адрес _______________________________________________________________
Мама_____________________________________________________________________
Папа_____________________________________________________________________





Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.