Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Оценка 4.7

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Оценка 4.7
Разработки курсов
pdf
окружающий мир
4 кл
29.03.2019
Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Данная программа внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностных и метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся 1 - 4 классов. Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания «Я- гражданин России» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию гражданственности и неотъемленной частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Программа.pdf

                                                                                 

 

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Ягражданин России» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357 от18.12.2012 г. №1060, от 29.12. 2014 г. №1643, от 18.05. 2015 г. №507), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждѐнной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.

№ 996-р, письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая

2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении

Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,

1.1.Назначение программы

Данная программа внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностных и

метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся 4 классов.         

1.2.Актуальность и перспективность курса:

Гражданское чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.

В воспитании гражданина особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всѐ это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

Как помочь школьнику , как сделать так, чтобы он начал жить активной ,интересной и полноценной жизнью? Как сделать так ,чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость ,развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Я – гражданин России»

1.3.Возрастная группа учащихся:

Программа ориентирована на учащихся 4 классов. Возраст обучающихся 9-10 лет.

1.4.Количество часов

Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов составляет 34 часа и предлагает равномерное проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчѐта 1 час в неделю. 

1.5.Продолжительность одного занятия : 45 минут.

1.6.Цели и задачи реализации программы:

Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания «Я- гражданин России» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию гражданственности и неотъемленной частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей развитие чувств гордости за свою страну, воспитание личности гражданина России способность встать на защиту своей страны. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у учащихся комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания.      ,

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Я- гражданин России» носит образовательно- воспитательный характѐр и направлена на осуществление следующей цели:

-формировать личность гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения*;

-совершенствовать систему патриотического воспитания, формировать у учащихся гражданственность и патриотизм;

-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении гражданственности и патриотизма;

-обучать способам и приѐмам гражданственности.

Цель конкретизирована следующими задачами:

1.Формирование:

-формировать эффективную работу по гражданскому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

б)навыков конструктивного общения ;

в)повышать качества гражданского воспитания через организаторскую и

пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

2.0бучение:

- развивать системы гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования. уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,

традициям через поисково-краеведческую работу, деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

1.7.Формы и методы работы:

Эффективность занятий по курсу в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов , которые учитель использует в своей работе. «Я- гражданин России» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, игры, просмотр кинофильмов, диалоги, сюжетноролевые игры, конкурсы, викторины и т.д.

Формы организации учебного процесса разнообразны: занятия в классе, рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов ,экскурсия, поход, практическое занятие викторина, встречи с участниками исторических событий.

Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:

-чтение стихов, рассказов;

-прослушивание песен, стихов;

-беседы;

-сюжетно-ролевые игры; -проблемные ситуации.

2.                  Структура программы

2.1.Основные разделы

             

1  “Я и я”( 4 ч) - формирование гражданского отношения к себе.

 Поговорим о толерантности. Кто я? Какой я? ( беседа с творческим заданием) 

Письмо к самому себе. Мир моих интересов.

2  «Я и моя семья”(7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье.  Моя семья. День пожилого человека. Песни бабушек. Мои семейные обязанности .Забота о родителях -дело совести каждого. Победа деда - моя победа. Откуда я родом. 

3.“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству.

Продолжаем изучать школьный устав. Правила жизни .Хочу и надо . Панорама добрых дел.  

4.“Я и школа”(6 ч) — формирование гражданского отношения к школе.

Мой лучший школьный друг. О красоте, моде и хорошем вкусе.  Школьный двор

.Волшебный мир руками детей. Права ребѐнка. Зачем надо учиться в школе. 

 

5.“Я и мое Отечество”(10 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.

Символы России. Символы нашего края. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Как встречают Новый год в разных странах .Герои России. Геральдика-наука о гербах.Память о ВОВ. Есть такая профессия -Родину защищать . Я - гражданин России. 

6.“Я и планета”(3ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.

Десант чистоты и порядка .В ответе за тех,  кого приручили. Природа в поэзии. 

2.2. Перечень УУД

Личностные результаты

      эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; 

      эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать

      чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,  художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной культуры поведения; 

      любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 

      интерес к художественных произведениям, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении  писателя и поэта; 

      интерес к истории народа России. 

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; 

      работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; 

      в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные УУД:

      перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую

(составлять план последовательности работы )

      пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями; 

      осуществлять анализ и синтез; 

      устанавливать причинно-следственные связи; 

      строить рассуждения; 

Коммуникативные УУД:

      высказывать и обосновывать свою точку зрения; 

      слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 

      договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;              задавать вопросы, находить ответы

 

2.  3.Содержание программы. Тематическое планирование 

 

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

 

«Я и я»(4 часа)

 

1

Поговорим о толерантности.

1 ч

2

Кто я? Какой я?

1 ч

3

Письмо к самому себе.(Конкурс на лучшее письмо).

1 ч

4

Мир моих интересов.

1 ч

 

«Я и моя семья». (7 часов).

 

1

Моя семья.

1 ч

2

День пожилого человека.

1 ч

3

Песни бабушек.

1 ч

4

Мои семейные обязанности.

1 ч

5

Забота о родителях - дело совести каждого. '

1 ч

6

Победа деда - моя победа.

1 ч

7

Откуда я родом.

1 ч

 

«Я и культура» (4 часа).

 

1

Продолжаем изучать школьный устав.

1 ч

2

Правила жизни.

1 ч

3

Хочу и надо.

1 ч

4

Панорама добрых дел.

1 ч

 

«Я и школа».(6 часов).

 

1

Мой лучший школьный друг.

1 ч

2

О красоте, о моде, о хорошем вкусе.

1 ч

3

Школьный двор.

1 ч

4

Волшебный мир руками детей.

1 ч

5

Права ребѐнка.

1 ч

6

Зачем надо учиться в школе.

1 ч

 

«Я и моѐ Отечество»(10 час)

 

1

Символы России.

1 ч

2

Символы нашего края.

1 ч

3

Путешествие в страну законию.

1 ч

4

Основной закон жизни нашего государства.

1 ч

5

Как встречают Новый год в разных странах.

1 ч

6

Герои России.

1 ч

7

Геральдика-наука о гербах.

1 ч

8

Память о ВОВ.

1 ч

9

Есть такая профессия - Родину защищать,

1 ч

10

Я -гражданин России.

1 ч

 

«Я и планета» (3часа)

 

1

Десант чистоты и порядка.

1 ч

2

В ответе за тех, кого приручили.

1 ч

3

Природа в поэзии.

1 ч

3.  Информационно – методическое обеспечение

 

З.1.Литература                                                                                                                                     

1.          Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.

2.          Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.:     Айрис - пресс, 2003.

 

3.          Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.

4.          Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.

5.          Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим

доступа: konf// www.ipkps.bsu.edu.ru

6.          Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

7.          Данилнж, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. -9 - 13с.

8.          Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако,

2007

9.          Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. -№1.- 147с.

10.      Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.

11.      Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

12.      Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.

13.      Лизинекий, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания

[Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.

14.      Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.

15.      О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.

16.      Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.

17.      Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.

18.      Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукс/^а, 3.2.0борудование:

-       Презентации (в формате Ppt) «Символы России»,

-«Животные из Красной книги»,

-«Флаги России»,

-       «Богатыри земли Русской».

3.2.  Печатные пособия: Репродукции картин.Фотографии.Таблицы.

 

3.3.  Технические средства обучения:

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц...

Мультимедийный проектор,экран

Компьютер

Принтер(по возможности)

Фотоаппарат (по возможности)

3.  4.Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school- collektion/ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www. rus. 1 september.ru

Коллекция «Мировая художественная культура» :http://www. art. september.mМузыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru

Журнал «Начальная nncona»:www.openworld/shoolГазета «1 сентября» :www.

lseptember.ru

4.  ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.Характеристика основных результатов:

1 уровень-понимание социальной реальности и повседневной жизни.

-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,

-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

-родная земля, заповедная природа, планета Земля;

-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

2.      3.уровень-формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности, приобретение опыта самостоятельного социального действия:

-Формировать ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе. 

-         Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

-         Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

3.      Демонстрация успешности в мероприятиях различного уровня:

-Музыкальный калейдоскоп. «Угадай мелодию» -Природа в поэзии. Конкурс стихов. -Растения -рекордсмены. (Просмотр видеофильма) -Есть такая профессия -Родину

защищать. (Конкурсная познавательная программа)

Я и мой класс.(Конкурс рисунков.)

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Программа внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Ягражданин

Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Ягражданин

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей развитие чувств гордости за свою страну, воспитание личности…

Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей развитие чувств гордости за свою страну, воспитание личности…

Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: -чтение стихов, рассказов; -прослушивание песен, стихов; -беседы; -сюжетно-ролевые игры; -проблемные ситуации

Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: -чтение стихов, рассказов; -прослушивание песен, стихов; -беседы; -сюжетно-ролевые игры; -проблемные ситуации

России. Метапредметные результаты

России. Метапредметные результаты

Я и моя семья». (7 часов). 1

Я и моя семья». (7 часов). 1

Я -гражданин России. 1 ч «Я и планета» (3часа) 1

Я -гражданин России. 1 ч «Я и планета» (3часа) 1

Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост

Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку,…

Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019