Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Ягражданин России» разработана в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с последующими изменениями), Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утверждѐнного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373 (в редакции приказов от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357 от18.12.2012 г. №1060, от 29.12. 2014 г. №1643, от 18.05. 2015 г. №507), Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утверждѐнной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждѐнной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р, письмом Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая
2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении
Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»,
1.1.Назначение программы
Данная программа внеурочной деятельности направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, личностных и
метапредметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся 4 классов.
1.2.Актуальность и перспективность курса:
Гражданское чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
В воспитании гражданина особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых людей, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа - всѐ это становится частью его судьбы. Осознание малой родины - главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
Как помочь школьнику , как сделать так, чтобы он начал жить активной ,интересной и полноценной жизнью? Как сделать так ,чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, а обучение было в радость ,развивало рефлексивные умения учащихся? Именно в решении этих вопросов и заключается актуальность программы «Я – гражданин России»
1.3.Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 4 классов. Возраст обучающихся 9-10 лет.
1.4.Количество часов
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов составляет 34 часа и предлагает равномерное проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками из расчѐта 1 час в неделю.
1.5.Продолжительность одного занятия : 45 минут.
1.6.Цели и задачи реализации программы:
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного воспитания «Я- гражданин России» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию гражданственности и неотъемленной частью всего воспитательно-образовательного процесса в школе.
Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей развитие чувств гордости за свою страну, воспитание личности гражданина России способность встать на защиту своей страны. Содержание программы раскрывает механизмы формирования у учащихся комплекса нормативного правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. ,
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию «Я- гражданин России» носит образовательно- воспитательный характѐр и направлена на осуществление следующей цели:
-формировать личность гражданина России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения*;
-совершенствовать систему патриотического воспитания, формировать у учащихся гражданственность и патриотизм;
-развивать навыки самооценки и самоконтроля в отношении гражданственности и патриотизма;
-обучать способам и приѐмам гражданственности.
Цель конкретизирована следующими задачами:
1.Формирование:
-формировать эффективную работу по гражданскому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
-утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
б)навыков конструктивного общения ;
в)повышать качества гражданского воспитания через организаторскую и
пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
2.0бучение:
- развивать системы гражданского воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования. уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории,
традициям через поисково-краеведческую работу, деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
1.7.Формы и методы работы:
Эффективность занятий по курсу в значительной степени зависит от разнообразия средств и методов , которые учитель использует в своей работе. «Я- гражданин России» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение и обсуждение детских книг по теме занятия, игры, просмотр кинофильмов, диалоги, сюжетноролевые игры, конкурсы, викторины и т.д.
Формы организации учебного процесса разнообразны: занятия в классе, рассказ, демонстрация, чтение информационных текстов ,экскурсия, поход, практическое занятие викторина, встречи с участниками исторических событий.
Каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности:
-чтение стихов, рассказов;
-прослушивание песен, стихов;
-беседы;
-сюжетно-ролевые игры; -проблемные ситуации.
2.1.Основные разделы
1 “Я и я”( 4 ч) - формирование гражданского отношения к себе.
Поговорим о толерантности. Кто я? Какой я? ( беседа с творческим заданием)
Письмо к самому себе. Мир моих интересов.
2 «Я и моя семья”(7 ч) - формирование гражданского отношения к своей семье. Моя семья. День пожилого человека. Песни бабушек. Мои семейные обязанности .Забота о родителях -дело совести каждого. Победа деда - моя победа. Откуда я родом.
3.“Я и культура”(4ч) - формирование отношения к искусству.
Продолжаем изучать школьный устав. Правила жизни .Хочу и надо . Панорама добрых дел.
4.“Я и школа”(6 ч) — формирование гражданского отношения к школе.
Мой лучший школьный друг. О красоте, моде и хорошем вкусе. Школьный двор
.Волшебный мир руками детей. Права ребѐнка. Зачем надо учиться в школе.
5.“Я и мое Отечество”(10 ч) - формирование гражданского отношения к Отечеству.
Символы России. Символы нашего края. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Как встречают Новый год в разных странах .Герои России. Геральдика-наука о гербах.Память о ВОВ. Есть такая профессия -Родину защищать . Я - гражданин России.
6.“Я и планета”(3ч) - формирование гражданского отношения к планете Земля.
Десант чистоты и порядка .В ответе за тех, кого приручили. Природа в поэзии.
2.2. Перечень УУД
Личностные результаты
• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
• эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
• чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, художественных произведений, стремиться к совершенствованию собственной культуры поведения;
• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
• интерес к художественных произведениям, к ведению диалога с автором , посредством собственного мнения о конкретном произведении писателя и поэта;
• интерес к истории народа России.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные УУД:
• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план последовательности работы )
• пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями;
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы, находить ответы.
2. 3.Содержание программы. Тематическое планирование
№ п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
|
«Я и я»(4 часа) |
|
1 |
Поговорим о толерантности. |
1 ч |
2 |
Кто я? Какой я? |
1 ч |
3 |
Письмо к самому себе.(Конкурс на лучшее письмо). |
1 ч |
4 |
Мир моих интересов. |
1 ч |
|
«Я и моя семья». (7 часов). |
|
1 |
Моя семья. |
1 ч |
2 |
День пожилого человека. |
1 ч |
3 |
Песни бабушек. |
1 ч |
4 |
Мои семейные обязанности. |
1 ч |
5 |
Забота о родителях - дело совести каждого. ' |
1 ч |
6 |
Победа деда - моя победа. |
1 ч |
7 |
Откуда я родом. |
1 ч |
|
«Я и культура» (4 часа). |
|
1 |
Продолжаем изучать школьный устав. |
1 ч |
2 |
Правила жизни. |
1 ч |
3 |
Хочу и надо. |
1 ч |
4 |
Панорама добрых дел. |
1 ч |
|
«Я и школа».(6 часов). |
|
1 |
Мой лучший школьный друг. |
1 ч |
2 |
О красоте, о моде, о хорошем вкусе. |
1 ч |
3 |
Школьный двор. |
1 ч |
4 |
Волшебный мир руками детей. |
1 ч |
5 |
Права ребѐнка. |
1 ч |
6 |
Зачем надо учиться в школе. |
1 ч |
|
«Я и моѐ Отечество»(10 час) |
|
1 |
Символы России. |
1 ч |
2 |
Символы нашего края. |
1 ч |
3 |
Путешествие в страну законию. |
1 ч |
4 |
Основной закон жизни нашего государства. |
1 ч |
5 |
Как встречают Новый год в разных странах. |
1 ч |
6 |
Герои России. |
1 ч |
7 |
Геральдика-наука о гербах. |
1 ч |
8 |
Память о ВОВ. |
1 ч |
9 |
Есть такая профессия - Родину защищать, |
1 ч |
10 |
Я -гражданин России. |
1 ч |
|
«Я и планета» (3часа) |
|
1 |
Десант чистоты и порядка. |
1 ч |
2 |
В ответе за тех, кого приручили. |
1 ч |
3 |
Природа в поэзии. |
1 ч |
3. Информационно – методическое обеспечение
З.1.Литература
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. - СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К. Антошин. М.: Айрис - пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. - М.: Генезис, 2004.
4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. - Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] -Режим
доступа: konf// www.ipkps.bsu.edu.ru
6. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.
7. Данилнж, А.Я. и др. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. - 2009. - №17. -9 - 13с.
8. Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. - М.:Вако,
2007
9. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. - 2005. -№1.- 147с.
10. Концепция духовно - нравственного воспитания российских школьников [Текст] - М.: Просвещение, 2009. - 35с.
11. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.
12. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова - Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
13. Лизинекий, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания
[Текст] / Научно - методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. - 40с.
14. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. - Минск: Асар, 1999.
15. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 - 10 -16с.
16. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. - Смоленск: Русич, 1996.
17. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. - Ростов-на-Дону, 2001.
18. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. - сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукс/^а, 3.2.0борудование:
- Презентации (в формате Ppt) «Символы России»,
-«Животные из Красной книги»,
-«Флаги России»,
- «Богатыри земли Русской».
3.2. Печатные пособия: Репродукции картин.Фотографии.Таблицы.
3.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц...
Мультимедийный проектор,экран
Компьютер
Принтер(по возможности)
Фотоаппарат (по возможности)
3. 4.Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school- collektion/ru Сайт «Я иду на урок русского языка» и электронная версия газеты «Русский язык» http://www. rus. 1 september.ru
Коллекция «Мировая художественная культура» :http://www. art. september.mМузыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала http://www.musik.edu.ru
Журнал «Начальная nncona»:www.openworld/shoolГазета «1 сентября» :www.
lseptember.ru
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1.Характеристика основных результатов:
1 уровень-понимание социальной реальности и повседневной жизни.
-любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям,
-долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
-родная земля, заповедная природа, планета Земля;
-красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
2. 3.уровень-формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности, приобретение опыта самостоятельного социального действия:
-Формировать ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
- Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
- Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
3. Демонстрация успешности в мероприятиях различного уровня:
-Музыкальный калейдоскоп. «Угадай мелодию» -Природа в поэзии. Конкурс стихов. -Растения -рекордсмены. (Просмотр видеофильма) -Есть такая профессия -Родину
защищать. (Конкурсная познавательная программа)
Я и мой класс.(Конкурс рисунков.)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.