ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ФИО учителя: Баранова Татьяна Сергеевна Предмет: окружающий мир Класс: 3 Тип урока: урок изучения нового материала |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тема: Скелет человека
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель урока:
|
создание условий для формирования у обучающихся общих представлений о скелете человека, его строении, значении, защите; о значении правильной осанки |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи (включая задачи, направленные на формирование компетенций и умений функциональной грамотности)
|
Задачи, направленные на достижение предметных результатов: - формировать общее представление о скелете человека как опоре организма; - познакомить со строением, значением скелета, свойствами костей; - выяснить значение правильной осанки; - формировать представления о здоровом образе жизни и укреплении гигиенических навыков. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задачи, направленные на достижение метапредметных и личностных результатов: Регулятивные: формировать способность формулировать тему и цель урока с помощью учителя, удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей; осуществлять контроль в форме сличения результата с заданным эталоном; осуществляют контроль, коррекцию; осознавать качество и уровень усвоения знаний; соотносят поставленные цели и достигнутые результаты. Познавательные: способствовать развитию умений исследовать и анализировать функции скелета человека, умений высказывать свои предположения; формировать умения поиска и переработки полученной информации, осуществлять синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений; установление причинно-следственных связей; ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного. Коммуникативные: формировать умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге; создавать условия для эффективного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные выражают положительное отношение к процессу обучения, желание узнать новое, проявлять внимание; понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету;
Задачи направленные на формирование естественнонаучной грамотности: Создать условия для применения естественнонаучных знаний в диалоге с учителем и в конкретной жизненной ситуации. Анализировать результаты практической работы и делать соответствующие выводы. Способствовать развитию читательской грамотности (развивать умения анализировать прочитанный текст): - находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста; - оценивать достоверность информации; - высказывать и обосновывать собственную точку зрения на основе прочитанного текста; - находить и извлекают информацию из текста; - использовать информацию из текста для решения практической задачи. Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Виды функциональной грамотности, над которыми ведётся работа на уроке:
|
читательская, естественнонаучная |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Используемые технологии, приёмы или методы работы по формированию функциональной грамотности обучающихся:
|
- графический метод обучения (создание кластера) - прием «Верю-не верю» - технология критического мышления («Корзина идей») - технология продуктивного чтения (прием «Инсерт») |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Деятельность |
Деятельность |
Планируемые результаты |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Предметные |
Личностные и метапредметные |
Умения функциональной грамотности
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
1. Орг- момент |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. - Проверьте свою готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на урок. - Представьте звездное небо. На нем бесчисленное количество звезд. И вот одна звезда падает... - Значит, надо загадать желание. Загадайте, каким будет у нас сегодня урок. |
Самостоятельно проверяют готовность к уроку.
Я хочу, чтобы наш урок был... |
Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, высказывают свое мнение, оценивают полноту информации |
Личностные: выражают положительное отношение к процессу обучения, желание узнать новое, проявлять внимание. Коммуникативные: осуществляют эффективное сотрудничество с учителем |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Целеполагание и мотивация |
Формирует мотивацию к обучению. - Скажите, при каких условиях наш урок будет удачным?
- Послушайте строки и подумайте, на какой урок я приглашаю вас: урок повторения и закрепления или урок изучения нового материала? В мире много интересного, Нам порою неизвестного. Миру знаний нет предела! Так вперед, друзья, за дело! - Как вы догадались? Какие слова вам помогли? - На уроке мы будем получать новые знания. Вспомним, какой раздел мы начали изучать. Вот вам слова-подсказки: дышит, растет, развивается, питается. - Достаточно вам данных, чтобы вспомнить? Вот еще слово: говорит. - Какие еще слова-подсказки можно добавить? |
Наш урок будет удачным, если мы будем внимательно слушать, выполнять задания, отвечать на вопросы… С опорой на слова подсказки определяют тип и тему урока Урок открытия новых знаний.
Растение, животное, живое существо…
Человек-часть живой природы.
Мыслит, ходит на двух ногах. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Актуализация знаний. |
Организует проверку домашнего задания. Проверка д\з - Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых уроках. - Какие науки изучают организм человека?
- Для чего нужно знать строение организма человека? - Назовите орган осязания. - Какое значение имеет для человека кожа?
Побуждает к высказыванию своего мнения. - А зачем нам нужны эти знания, где мы их можем применить? - О здоровье и нездоровье сложено много пословиц. Прочитайте эти пословицы и подумайте, какую народную мудрость они содержат. ü Здоров будешь, все добудешь. ü Быстрого и ловкого болезнь не догонит. ü Здоровый человек не тот, кто в детстве прыгает, а тот, кто в старости бегает. - Какого человека можно назвать здоровым?
- Вы правы, человека, который достиг преклонного возраста и сохранил двигательную активность, мы уверенно можем назвать здоровым человеком. |
Анатомия изучает строение тела человека. Физиология - работу органов человека. Гигиена - это наука о сохранении и укреплении здоровья.
Чтобы быть здоровым. Кожа. Кожа - первая одежда человека. Она покрывает все тело. Защищает внутренние органы от повреждений и не дает болезнетворным бактериям проникать внутрь организма.
Это необходимо, чтобы сохранить и укрепить здоровье.
Читают пословицы, демонстрируют понимание смысла пословиц,
Если человек дожил до старости, не болеет, может быстро ходить, может работать, быстро двигается, сам поднимается по лестнице, не принимает лекарства, выполняет тяжелую физическую работу... |
Демонстрируют знание пройденного материала по темам: «Организм человека», «Кожа». Применяют соответствующие естественнонаучные знания для ответов на вопросы |
Личностные: понимают значение знаний для человека, проявляют интерес к изучаемому предмету. Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание, подводят под понятие. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4. Формулирование темы урока |
Организует подводящий диалог к формулированию темы и задач урока. - Вот у меня есть кукла-девочка (игрушка на руку). она румяная, бодрая, веселая. Но почему-то она не может стоять... (пытаюсь поставить куклу на стол). Может она нездорова? - Почему же человек может стоять? Какая у него есть опора, которая помогает сохранять вертикальное положения тела? - Как вы думаете, какая тема нашего урока, что будем изучать? - Чтобы вы хотели узнать о скелете человека? - Составим кластер. (на доске)
Уточняет понимание обучающимися известного и неизвестного материала. - Можем мы заполнить кластер? |
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. У нее мягкое тело, нет внутри опоры. У человека есть кости, скелет.
Формулируют тему урока. Скелет человека.
Что такое скелет, из чего он состоит, какие свойства скелета, его значение. Составляют схему (кластер ) с помощью учителя. Оценивают уровень своих знаний. Нет, знаний недостаточно. Мы еще многого не знаем. |
Определяют, что в организме человека служит опорой. |
Познавательные: моделируют, выделяют и формулируют познавательную цель. Регулятивные: выделяют и осознают то, что неизвестно и нужно узнать. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.
|
ЕНГ: применяют соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
5. Изучение нового материала |
Организует актуализацию имеющихся знаний по данной теме Побуждает к письменному выражению своего мнения. Игра «Верю-не верю» - Какие-то знания по теме у вас есть. Давайте проверим, верные ли они. - Отметьте в таблице знаками + - свое мнение.
Побуждает к высказыванию своего мнения., к выдвижению идей.. «Корзина идей» - Вы считаете, что в нашем организме есть кости. Докажите. Принимаю любые идеи. - Хотите заглянуть внутрь человеческого организма? То есть внутрь самих себя? - Можно ли это сделать? Демонстрирует изображение на интерактивной доске. -Используем «ультразвуковой аппарат» и вы сможете увидеть, что находится у нас под кожей так, как видит врач на рентгене. (на доске прием «волшебная лупа»). - Да, вы правы, у нас внутри есть кости. Они заметно отличаются друг от друга размерами и формой. Соединяясь друг с другом, они образуют скелет. - Внесем в наш кластер, что такое скелет: «Скелет – это совокупность костей, составляет опору тела человека». Организует самостоятельную работу с учебником. Прием «Инсерт» - Прочитайте информацию в учебнике на с. 16. Карандашом делайте пометы: V – мне известно + - новое для меня ? – нужно объяснение Организует устный коллективный анализ учебной задачи. - Какие поля кластера мы можем теперь заполнить? - Из каких частей состоит скелет? Акцентирует внимание на проверке данных в таблице. - Обратимся к нашей таблице «Верю-не верю». Какое знание мы можем проверить? Поставьте в графе «Правильный ответ» +. Организует устный коллективный анализ учебной задачи. - В скелете взрослого человека 206 костей, разных по форме и размеру. Основой скелета является позвоночник, он состоит из 34 отдельных позвонков. Позвонки соединены между собой мягкими хрящиками. Благодаря этому мы можем сгибать свое тело. - Что находится внутри позвоночника? - С чем соединен в верхней части позвоночник? - Что находится внутри черепа? - Какие кости образуют грудную клетку? - Что находится внутри грудной клетки? - Подумайте, какое значение имеют кости для человека? Для чего нужен скелет? Акцентирует внимание на заполнении кластера и достоверности информации в таблице. - Заполним поле кластера «Значение скелета»: скелет – опора тела человека, защищает внутренние органы от повреждений. Также отметим правильный ответ в таблице «Верю-не верю». |
Оценивают свои знания по теме, оценивают достоверность информации в таблице, выбирают верные и неверные высказывания.
.
.
Высказывают свое мнение, выдвигают идеи.
Рассматривают иллюстрацию на доске, удостоверяются в правильности или ошибочности своих идей.
Вносят информацию в кластер
Внимательно читают текст учебника, делая карандашом пометки
«Строение скелета» Череп, кости туловища (позвоночник и грудная клетка), кости рук и кости ног. «В скелете человека более 200 костей».
Спинной мозг. С черепом. Головной мозг. Средняя часть позвоночника вместе с ребрами и грудной костью образует грудную клетку. Сердце и легкие. Скелет – это опора тела, кости скелета защищают внутренние органы человека. Дети ставят знак + в таблице. |
Способны доказать, что в организме человека есть скелет. Выделяют, узнают и называют основные части скелета. Определяют, что скелет является не только опорой организма, но и защищает внутренние органы.
.
|
Регулятивные: контролируют учебные действия. Познавательные: выделяют и распознают верную-неверную информацию; ориентируются в тексте учебника; осуществляют поиск и выделение информации (из материалов учебника и рассказа учителя); умеют структурировать знания; анализируют объекты с целью выделения признаков. Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
ЧГ: Оценивают достоверность информации. Высказывают и обосновывают собственную точку зрения на основе прочитанного текста. Находят и извлекают информацию из текста.
ЕНГ: выдвигают объяснительные гипотезы
ЕНГ: анализируют данные и делают соответствующие выводы
ЕНГ: анализируют данные и делают соответствующие выводы
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
6. Физкультминутка |
Организует физкультминутку для снятия напряжения и смены деятельности. Поработали!? Устали? Встали! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняют руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. Раз – вперед наклонимся, Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания раз пять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие начнем. Походили, порезвились И на стулья опустились. |
Дети выполняют физические упражнения, соотнося их со словами стихотворения. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
7. Первичное закрепление |
Организует планирование и выполнение практической работы с макетом у доски и работы обучающихся на местах. - Тема нашего урока «Скелет человека». Вот мы видели скелет при помощи «ультразвукового аппарата» на доске, рассматривали иллюстрации в учебнике. А хотелось бы вам увидеть и, даже потрогать, макет скелета? У нас в школе есть макет скелета. Но он приобретен очень давно, части скелета рассыпались и их сложили в коробку. Давайте соберем макет, поставив части скелета в нужном порядке. - Один из вас поможет мне, а остальные «соберут» скелет у себя на листах. С чего начнем «собирать» скелет? Какую часть прикрепим после? Организует самопроверку с опорой на эталон. - Проверьте свои модели с нашим макетом. Акцентирует внимание на полноте информации в кластере и возможности ее дополнить.. - Вернемся к нашему кластеру. Какие еще поля мы не заполнили? - Можем заполнить? Почему? Предлагает задание на установление причинно-следственных связей. - У меня на столе лежат три предмета: камень, пружина и перо. Они помогут нам определить свойства костей. Давайте подумаем, какими свойствами должны обладать кости скелета человека, чтобы быть опорой и защитой для внутренних органов? - Я вам приведу примеры, а вы назовите свойства костей: · Кости прочнее железобетона, например, большая кость бедра может выдержать вес до 1500 кг. - Какое свойство подсказывает нам этот факт? · Надавите на кость, меняет ли она свою форму? Что произойдет с пружиной, если я сожму ее, а потом отпущу? - Как назовем это свойство? · Решите задачу: масса взрослого человека 80 кг, а масса его скелета 8 кг. Что легче и во сколько раз? - Какое свойство подсказывает нам ответ задачи? - Кости человека состоят из органических веществ, воды и минеральных веществ. Органические вещества придают костям гибкость и упругость, а минеральные вещества – твердость. Вместе эти вещества делают кости очень твердыми и прочными. Организует работу по заполнению кластера новой информацией. - Заполним поле кластера «Свойства костей»: кости гибкие, упругие, твердые, прочные. Побуждает к высказыванию своего мнения. - Как вы думаете, изменяется ли состав костей человека в течении жизни? - В течении жизни состав костей человека меняется. У детей в костях много органических веществ, но мало минеральных. Поэтому молодые кости гибкие и мягкие. Они подвержены искривлению. - Как же сохранить скелет человека здоровым, как вырасти высоким и стройным? - Послушайте спор двух мальчиков и решите, кто из них прав. Объясните своё мнение. Видеозапись диалога двух учеников: - Чтобы быть здоровым, надо больше лежать, тогда нагрузка на скелет будет меньше. - Чтобы быть здоровым, надо больше двигаться, заниматься физическим трудом, спортом. За посадкою следи, Свои кости береги. Держи осанку ровно, Спина будет довольна! - Какое важное слово прозвучало в стихотворении? Что такое осанка? - Осанка – это привычное положение тела во время стояния, ходьбы, сидения. |
Составляют модель скелета, вносят информацию в кластер.
Один ученик вместе с учителем собирает макет скелета. Остальные дети приклеивают части скелета в нужном порядке на листах. Слушают учителя, решают предложенные задачи, формулируют выводы.
Дети сверяют свои работы с макетом скелета, Осуществляют самооценку.
Заполняют поля кластера. «Свойства костей», «Защита скелета».
Нет, не хватает знаний.
Кости твердые, прочные, позволяют выдерживать большую нагрузку.
Примет ту же самую форму.
Упругость.
80:8=10(раз). Скелет легче в 10 раз.
Легкость.
Ответы детей.
Слушают диалог учеников, высказывают свое мнение.
Ответы детей.
Осанка. Ответы детей. |
Умеют расположить кости скелета в правильном порядке на макете.
Демонстрируют знания некоторых физических свойств камня, пружины и пера. Определяют основные свойства костей.
Дают определение термину «осанка»
|
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя); осуществляют синтез как составление целого из частей; построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: осуществляют контроль в форме сличения результата с заданным эталоном. Коммуникативные: планируют и осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; формируют умение слушать и слышать собеседника, излагать свою точку зрения и аргументировать. |
ЧГ: Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. ЕНГ: Анализировать данные и делать соответствующие выводы.
ЕНГ: использовать объяснительные модели и представления
ЕНГ: создавать объяснительные модели и представления |
|||||||||||||||||||||||||||||||
8. Практическая работа. |
Организует выполнение практической работы обучающимися и и подводит к формулированию выводов. - Встаньте, покажите, как выглядит человек с правильной осанкой. А с неправильной? - Садитесь. В течении школьной жизни вы много времени проводите за партой. Проведем опыт, который покажет нам, для чего нужна правильная осанка. - Сядьте прямо, положите ладошки на ребра. Вдохните глубоко. Что почувствовали ваши ладошки? - Теперь наклонитесь вперед, низко опустите голову к парте. Ладошки на ребрах. Вдохните глубоко. Что почувствовали ладошки? - Сделаем вывод. - Да, действительно, неправильная осанка мешает работе сердца и внутренних органов. - Что же нужно делать, чтобы внутренние органы не страдали? Акцентирует внимание на достоверности информации в таблице. - Обратимся к таблице «верю-не верю». Поставьте знак + или – в графе «Правильный ответ». |
Выполняют практические задания учителя. Формулируют выводы на основе выполнения практических заданий
Дети встают, выпрямляют спину, распрямляют плечи. Горбятся, плечи выдвигают вперед, наклоняют голову. Ладошки приподнялись вверх, раздвинулись. В легкие попало много воздуха.
Ладошки почти не приподнимались. В легкие попало мало воздуха. Дыхание затруднено. Неправильная осанка мешает глубокому дыханию, работе внутренних органов. Следить за правильной осанкой. Оценивают достоверность информации. |
Осознают необходимость правильной осанки для здоровья человека.
.
|
Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логические цепи рассуждений. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме.
|
ЕНГ: Анализируют результаты практической работы и делают соответствующие выводы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9. Закрепление |
Организует учебное взаимодействие учеников в парах. Работа в парах. - От неправильного сидения или стояния, ношения непосильных тяжестей молодые кости легко искривляются. Искривленными они могут остаться на всю жизнь. Чтобы скелет нормально развивался, а тело становилось стройным и красивым, нужно постоянно следить за правильным положением тела при стоянии, сидении и ходьбе. - У нас в коридоре есть стенд. Я предлагаю вам оформить его, заполнив советами по формированию правильной осанки. Работая в парах, вам надо к картинке подобрать правильный совет. Акцентирует внимание на заполнении кластера новой информацией. - Обратимся к кластеру и заполним последнее поле «Защита скелета». |
Соотносят визуальное изображение с текстом. Осуществляют учебное сотрудничество со сверстником. Заполняют поля кластера.
Ученики работают в парах. К картинке подбирают верное описание. Вывешивают на стенд свои советы.
Следи за осанкой, правильно питайся, занимайся спортом. |
Знают правила правильной посадки за партой
|
Коммуникативные: осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; учебное сотрудничество со сверстником. Познавательные: устанавливают соответствие Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию. |
ЧГ: Соотносят визуальное изображение с вербальным текстом. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
10. Итог урока. |
Акцентирует внимание на конечных результатах и практической значимости учебной деятельности обучающихся на уроке. - Посмотрите, кластер мы заполнили! Давайте вспомним, какая была у нас тема урока и что мы узнали по этой теме. Выполним тест с выбором ответа. Букву выбранного ответа впишите в соответствующую клетку.
- Что еще мы сделали? - Передадим его в кабинет биологии, чтобы ученики наглядно могли изучать скелет человека. - Да, мы повесим стенд в рекреации, чтобы все ученики могли прочитать советы и следовать им. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и определяют, как они его усвоили.
При правильном выборе ответа теста из букв получается слово МОЛОДЕЦ.
А еще мы помогли школе – собрали макет скелета. И оформили для учеников начальной школы стенд «Правильная осанка». |
Способны демонстрировать полученные на уроке знания с опорой на информацию в кластере. |
Познавательные: ориентируются в своей системе знаний, отличают новое от уже известного. Регулятивные: соотносят поставленные цели и достигнутые результаты, осознают качества и уровень усвоения. Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной форме. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Приложение 1
При правильной посадке за партой голова держится прямо, спина соприкасается со спинкой стула, плечи развернуты, ноги ровно стоят на полу. |
|
При правильной посадке спину сгорби, голову наклони вперед, качайся на стуле. |
|
При правильной посадке локти свисают со стола, ученик сидит на краешке стула. |
|
При письме ноги болтаются в воздухе, голова сильно наклонена вперед, спина сгорблена, ученик грудью давит на стол. |
|
При письме спина прижата к спинке стула, голова слегка наклонена вперед, между грудью и столом помещается кулачок, ноги ровно стоят на полу, локти лежат на столе. |
|
При письме сиди, подвернув одну ногу под себя, голову наклони на бок, животом опирайся на стол, локти свисают со стола. |
|
При работе за компьютером верхняя часть монитора находится на уровне глаз. Расстояние от глаз до монитора 60-70 см. Спина, прямая, ноги на полу. Локти, запястья находятся на одном уровне. |
|
При работа за компьютером монитор находится ниже уровня глаз. Расстояние от глаз до монитора 40 см. спина сгорблена, ноги скрещены. |
|
При работе с компьютером монитор находится выше уровня глаз. Плечи расслаблены, спина согнута. Ноги подвернуты одна под другую. Расстояние от глаз до монитора 1 м. |
При переносе тяжестей неси груз в одной руке. |
|
При переносе тяжестей распределяй груз в обе руки равномерно. |
|
Поднимай и переноси очень тяжелый груз. |
|
Носи учебники и школьные принадлежности в ранце за спиной. Ширина ранца должна быть шире плеч ученика. При ходьбе отклоняйся назад. |
|
Носи учебники и школьные принадлежности в сумке на одном плече. При ходьбе наклоняйся вперед. |
|
Носи учебники и школьные принадлежности в ранце за спиной. Ширина ранца равна ширине плеч. При ходьбе держи спину ровно. |
|
Спи на мягкой постели и высокой подушке. |
|
Спи на жесткой постели с мягкой и высокой подушкой. |
|
Спи на жесткой постели с невысокой подушкой. |
Укреплению позвоночника способствует утренняя зарядка, пешие прогулки, катание на роликах и лыжах. |
|
Укреплению позвоночника способствует малоподвижный образ жизни. |
|
Укреплению позвоночника способствует долгое лежание и сидение на диване. Меньше двигайся. |
Приложение 2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.