Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему " Лес и человек"
Оценка 4.8

Методическая разработка урока по окружающему миру в 4 классе на тему " Лес и человек"

Оценка 4.8
Домашнее обучение
doc
окружающий мир
9 кл—10 кл
11.12.2021
Методическая разработка  урока по окружающему миру в 4 классе  на тему " Лес и человек"
сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; продолжать знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека. Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любознательность. Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь к природе.
Методическая разработка по окружающему миру 4 класс.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение     

 

                                        

                    МБОУ  СОШ № 6 г. Озёры  Московской области

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка  урока по  окружающему  миру  в  4 классе  на тему «Лес и человек», с использованием мультимедийной презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                        Меркулова Людмила   Ивановна                                                                                        

                                                                                                                                                                     

                                                                         Учитель   начальных классов

                                                 Высшей  категории

                                         

 

 

 

                         

 

                                              2021 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок окружающего мира.

Тема:  "Лес и человек"

 Класс: 4. УМК: образовательная система «Школа России»

 

Цель: сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы; продолжать знакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека.

Развивать познавательный интерес, наблюдательность, любознательность.

Воспитывать бережное отношение, уважение и любовь к природе.

Планируемые результаты:

 

познавательные - устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой леса, между живыми существами в природных сообществах; моделировать объекты и явления окружающего мира;

 

коммуникативные – с достаточной полнотой и точностью   выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

 

регулятивные – формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала;

 

личностные – приобретать новые знания, умения.

Оборудование: Мультимедийная презентация; мультимедийная установка; экран; учебник А. А Плешаков “Окружающий мир” 4класс 1 часть, рисунки детей, сообщение детей.

 

Ход урока:

 

Ι.Орг. момент. Актуализация знаний.

 

1.Звучит песня «Лесной марш» (сл. П.Синявского, муз. Ю.Чичкова). 

(1 слайд)

 

- Почему мы начали наш урок этой песней? (Это песня  о лесе. Лес нам дарит чудеса, и мы должны его беречь. В этой песне говорится о тайге, дети шагают под кедрами и соснами. О березках,  которые надо сберечь.)

 

- А кто должен оберегать лес? {Это  должны делать люди.)

 

 - Кто может сформулировать тему нашего урока?

 

2. Сообщаются тема и цели урока.

 -Тема нашего урока  - «Лес и человек» (записать на доске).

 

-Сегодня мы поговорим о роли леса в жизни человека и природы; познакомимся с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека. 2017 год объявлен в России годом экологии. Основной задачей года экологии является обеспечение экологической безопасности и сохранение уникальной природы.

 

ΙΙ. Проверка знаний и умений.

 

-Но прежде, мы с вами повторим домашнее задание.

(Карта природных зон России) (2 слайд)

 

1.Фронтальная работа. /Одновременно идёт работа по карточкам./

 

Карточки.

а) Дополните текст: Лесная зона находится ... зоны тундры. Она обозначена ... цветом на карте природных зон. Зона лесов - самая ... природная зона, которая располагается в ... поясе. Лесная зона состоит из ... частей.

 

б) Исправьте ошибки в тексте: Тайга - это лиственный лес, он занимает наименьшую часть лесной зоны. В тайге   холодная зима, лето холоднее, чем в тундре, поэтому здесь растут  деревья, которые особенно требовательны к теплу: дуб, кедровая сосна, берёза, липа, клён, лиственница, ель, осина, пихта, сосна.

 

в) Продолжите предложения:

 

В лесной зоне выделяют три части:_____________________________

 

Ближе к югу на смену смешанным лесам приходят________________

 

В широколиственных лесах растут:_____________________________

 

В тайге обитают животные:____________________________________

 

( Подведение итогов проверки знаний, выставление отметок.)

 

У доски (НАДПИСЬ НА ДОСКЕ)(1 ученик у доски)

г)Соедини стрелками деревья и лес, в котором они произрастают:

 

Пихта

Береза                                          Тайга

Липа

Ольха

Сосна                                           Смешанный лес

Лиственница

Дуб                                               Широколиственный лес

Клен

 

 

 

1)Работа с классом

– Что вы знаете о лесной зоне. Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.

 

(Лесная зона   находится южнее зоны тундры. На карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и тёплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно –Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона – самая большая. В этой природной зоне три части: самая большая часть – тайга. Она закрашена тёмно – зелёным цветом. Ещё есть смешанные леса – тоже зелёный цвет, но светлее. И ещё  одна часть – широколиственные леса, зелёный цвет ещё светлее.)

 

2)Блицтурнир «Я знаю лес»

1. Какой лес называется тайгой? (Хвойный.)

2. Какое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

3. Когда плачут березы? (Весной, сок течет.)

4. Как называется лес, в котором растут березы, ели? (Смешанный лес.)

5. Сколько лет живет иголка сосны? (1 год.)

6. Из какого дерева делают спички? (Осины.)

7. Какие дрова самые жаркие? (Дубовые и березовые.)

8. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (Птицы могут бросить яйца и птенцы внутри  яиц погибнут.)

9. У какого дерева в лесу все время дрожат листочки? (Осина.)

10.Кого называют санитаром леса? (Волка)

 

ΙΙΙ. Новый материал

      Гимнастика  для глаз « Бабочка»

 

- Послушаем стихотворение С. Никитиной «Русский лес»

(Читает подготовленный ученик) (3 слайд)

 

 Нет нечего милее                                 Душистая малина

Бродить и думать здесь.                     На кустиках густых.

Излечит,   обогреет,                             Ищу грибов поляну

Накормит русский лес                        Я, не жалея ног,

А будет жажда мучить –                     А если и устану -

То мне лесовичок.                               Присяду на пенек.

Средь зарослей колючих                    Лес очень любит пеших,

Покажет родничок.                             Для них совсем он свой.

Нагнусь к нему напиться –                    Здесь, рядом, где то бродит   

                                                                     леший

 

               И видно все до дна.                             С зеленой бородой.

Течет вода - водица,                            Жизнь, кажется иною,

Вкусна и холодна.                               И сердце не болит

Нас ждут в лесу рябина,                     Когда над головою,

Орехи и цветы,                                    Как вечность лес шумит.

 

- О каких отношениях говорится в тексте? (Об отношениях между лесом и человеком.)

- Чем же является лес для человека? (Лес – это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее, чем бродить и думать здесь»)

Вывод:

Лес – это место отдыха человека.(на доске, карточки с выводами, перевернуты, после ответа разворачиваем)

 

- Когда идете в лес, вы должны хорошо знать правила поведения в лесу.

- Какие это правила?

-Сейчас вы поработаете в парах. Какие правила нам предложите. ( Дети высказываются, учитель подводит итоги)

 

Правила поведения в лесу: (4 слайд)

1.     Не ломай ветки деревьев и кустарников.

2.     Не повреждай кору деревьев.

3.     Не рви в лесу цветы.

4.     Не сбивай грибы, даже не съедобные.

5.     Не разоряй гнезда птиц, насекомых и птиц.

6.     В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву.

7.     Не шуми в лесу. Не оставляй в лесу мусор.

 

- Что значит лес «излечит?» (В лесу много лекарственных растений.)

- Замечательное богатство природы – лекарственные растения. Они издавна привлекали человеческое внимание. Лекарственные растения  широко применялись и  применяются для лечения людей, профилактики различных заболеваний.

 

Задача по краеведению

В нашем крае 1650 видов растений, из них 165 видов лекарственные растения. Какую часть всех растений составляют лекарственные растения?  (Ответы детей.)

 

-Сегодня мы поговорим о некоторых   распространенных лекарственных растениях нашего края.

 

-Индивидуальные сообщения детей о лекарственных растениях:  ландыш, одуванчик, ромашка(5 слайд)

-А какие лекарственные травы вы еще знаете?(6 слайд)

 

Вывод:

Лес – это аптека.(на доске)

 

- Что значит лес «накормит»? (В лесу растут ягоды, орехи, есть чистая вода, т.е. лес -  источник воды и пищи.)

 

- Лес дает нам ягоды, грибы, орехи. Лес — необходимая среда для их произрастания. Эти дары природы существенно пополняют наш стол, обогащают его витаминами. (7 слайд)

 

Вывод:

Лес — источник пищи и воды. (на доске)

 

- А, как лес  может обогреть человека? (Человек дровами обогревает дом,  а дрова растут в лесу.)

 

Вывод:

Лес – источник топлива. (на доске)

 

- Посмотрите, вокруг какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стол, стул, стулья, рамы.)

 

Вывод:

Лес - источник материальных ценностей. (на доске)(8слайд)

 

- Что делают в лесу деревья? (Это их дом.)

- Какое растение считают символом России? (Березу.) (9слайд)

- Послушайте сообщение о березе.

(сообщение о березе)дети подготовили сообщения.

  

 Вывод:

Лес – дом для растений.(на доске) (10 слайд)

 

- Для кого еще лес является домом? (Лес является домом для животных, птиц, насекомых.)

 

Вывод:

Лес – дом для животных. (на доске)  (11 слайд)

 

-  Чем является лес для воздуха? (Защитником.)

- Как лес является защитником воздуха? (Выделяет кислород, поглощает углекислый газ.)

-  Каждый листок, каждая травинка — маленькая фабрика, где под влиянием солнечного света и тепла происходят сложные превращения, заканчивающиеся, в конечном счете, выделением кислорода. Кроме того, листья многих деревьев выделяют в воздух особые вещества – фитонциды. Поэтому в лесу легче дышится, вкуснее становится пища, приходит здоровый, крепкий сон.

 

Вывод:

Лес – защитник воздуха.( на доске)

- А как лес защищает почву? (Лес защищает от ветра почву,  корни растения не дают почве разрушаться.)

- Водоемы? (Где растет лес, там талая и дождевая вода постепенно просачивается через почву в реку, так она ее питает и не дает обмелеть.)

 

Вывод:

Лес – защитник почвы и водоемов.( на доске)

 

Музыкальная физминутка.

 

ΙV. Усвоение новых знаний

 

- Составим схему  значения леса.

 

Значение леса: (12слайд)

Лес - место отдыха.

Лес - аптека.

Лес - источник чистой воды и пищи.

Лес - источник древесины.

Лес - источник топлива.

Лес - дом для растений, животных и грибов.

Лес -  защитник воздуха, водоемов, почв.

 

- Как видите, значение леса велико.

- Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу?

- Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

- Послушайте стихотворение и скажите, о какой экологической проблеме идет речь?

 

     Ученик: Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы

- Опустеют все поляны

И не будет красоты.

 

- Как можно решить эту проблему? (Ответы детей.)

 

-А в  этом стихотворении, о какой  проблеме идет речь?

      Ученик: Плакала Саша, как лес вырубали,   (13 слайд)

Ей и теперь жалко до слез.

Сколько тут было кудрявых берез!

Там из–за старой нахмуренной ели

Красные гроздья рябины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал - и вон убежал.  (О вырубке леса.)

 

- Для чего вырубают лес? (Дети называют разные причины.)

- А как можете вы сберечь лес от вырубки? (Собирать макулатуру).

 

- А какую экологическую проблему раскрывает следующее стихотворение?

 

Ученик:

Забывчивый охотник на привале ( 14 слайд)

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушел, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра...

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костер.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростер.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил.

В зеленый лес пошел.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели.

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

(О пожаре леса.)

 

Огонь — страшный враг леса. Ведь долго затягивает природа свои раны. Много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Такая беда приводит к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания животного мира.

- Как искусственно можно возобновить лес? (Производить посадки и посевы леса.)

- Лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках.

- Уничтожение кого раскрывает следующее стихотворение?

 

     Ученик: Птицы, рыбы, звери.  (15 слайд)

В души людям смотрят.

Вы их жалейте люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц - не небо!

А море без рыб - не море!

А земля без зверей - не земля!

Люди - исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть, конечно,

И должно быть, сердце, сердце человечье. (Уничтожение животных.)

 

-  А вы как можете помочь в этой проблеме? (Ответы учащихся.)

- Составим схему экологических проблем леса.

 

     Экологические проблемы леса (17 слайд)

·       Уничтожение цветов

·       Вырубка леса.

·       Разведение костров в лесу.

·       Разорение гнезд насекомых, птиц.

·       Незаконная охота (браконьерство).

·       Загрязнение лесов банками, стеклами и другим мусором.

-Работа в парах:

-Составить правила, которые нужно знать, чтобы сохранить растения, каждое правило начинайте с частицы «Не» (18слайд)

 

Не оставлять мусор в лесу.

Не ломать ветки и деревья.

Не повреждать кору деревьев

Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Не рвать цветы в больших количествах.

 

- Из-за того, что не всегда люди правильно ведут себя в лесу, страдают растения и   животные. Многие растения и животные стали редкими и занесены в «Красную книгу». 

- Почему книга называется Красной? (Красный свет – сигнал опасности.)

 

- Послушайте стихотворение «Красная книга».( 19слайд)

 

     Ученик: Охраняется Красной книгой

Столько разных животных и птиц

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты

Охраняются звери,

Охраняются змеи,

Охраняются даже цветы.

Красная книга, Красная!

Значит природа в опасности!

Значит нельзя терять даже мига.

Все живое хранить зовет,

Пусть зовет не напрасно,

Красная книга, Красная книга!

 

V. Этап обобщения и систематизации знаний

 

- Почему возникают экологические проблемы леса? (Ответы учащихся.)

-А как мы можем помочь природе? (Ответы учащихся.)

 

- В заключении хочу сказать, чтобы сохранить природу, жить с ней в согласии мы должны научиться понимать ее, бережно относиться к ней с самого детства.

 

- В следующих стихотворениях, услышите советы для сохранения леса. (Рассказывают подготовленные ученики.)

 

1. Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

3. Не руби березы белой,

Не губи красы лесной,

Не губи из зла не делай,

А особенно весной.

4. На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Доставляют нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

И безумно, безжалостно рвали.

5. Берегите эту землю, эту воду.

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

6. Мы любили лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется природа.

Давайте же всего ее беречь!

 

VΙ. Этап информатизации о домашнем задании

 

 1.Нарисовать эмблемы, связанные с природоохранной тематикой.

 2.стр103-109 – учебник.

 

VΙΙ. Итог урока

- Что сегодня нового узнали на уроке? (Ответы учащихся.)

- Какой  вывод можете сделать? (Ответы учащихся.)

- Что интересного и полезного вы расскажете своим друзьям, родственникам из того, что узнали на уроке?

- Мы не раз будем говорить о лесе, о значении леса, о правилах поведения в лесу. ( оценки)

 - А вот возьмите на память памятку о том, как вести себя в лесу. (20 слайд)

 

Как вести себя в лесу.

Не разводи в лесу костер без надобности, а если развел, то обязательно затуши.
Не оставляй в лесу мусор.

 Не ломай ветки деревьев и кустарников.
Не рви на лугу, в лесу цветов.
Не подходи близко к гнёздам птиц.
Не сбивай грибы, даже несъедобные.
Не лови бабочек, шмелей и других насекомых.
Не разоряй муравейники.
Береги лягушек, жаб, головастиков.
Не убивай змей даже ядовитых.
Не лови диких животных и не уноси их домой.

 Не шуми в лесу, не пугай лесных обитателей.

 

- А теперь пожелаем лесу:

Будь здоров, зеленый лес,

Стой в торжественном наряде.

Парты, книги и тетради,

Ты нам дал зеленый лес.

Чтобы в мире не исчез

Зверь лесной и птица тоже,

Процветай, наш друг хороший,

Будь здоров, зеленый лес.

До свиданья, лес!

Ты расти на радость людям!

Мы дружить с тобой будем.

Добрый лес,

Могучий лес,

Полный сказок и чудес.

- Спасибо за урок. Молодцы!

 

 

Литература:

Барыкина Н.Т. [и др.] Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс/ Н.Т. Барыкина – М.: ВАКО, 2018г.

Титкова Т. В. [и др.] Открытые уроки: 1-4 класс/  Титкова Т. В. [и др.] – М.:ВАКО, 2018.

Козлова М. А. Я иду на урок в начальную школу: Природоведение: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2019.

Васина  Е. М. [и др.] Окружающий мир:  1-4 классы: конспекты уроков и внеклассных занятий/ Васина Е. М. [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2019.

Дмитриева О. И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:4 класс. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.:ВАКО, 2019.

 

Интернет – ресурсы:

 

 

festival@1september.ru

ww.minobr.org/metodichka/nachal/okrnach/nachokrurok

 metodisty.ru/m/groups/files/nachalnaya_shkola?cat=447&page...:

festival@1september.ru

www.cheltravel.ru.

vtt-tour.ruindex.php/toprest/toprestrus/…openclass.ru

map.nikon-club.ru/index.php?mn=38&b...

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Урок окружающего мира. Тема: "Лес и человек"

Урок окружающего мира. Тема: "Лес и человек"

А кто должен оберегать лес? {Это должны делать люди

А кто должен оберегать лес? {Это должны делать люди

Пихта Береза

Пихта Береза

Нет нечего милее

Нет нечего милее

Задача по краеведению В нашем крае 1650 видов растений, из них 165 видов лекарственные растения

Задача по краеведению В нашем крае 1650 видов растений, из них 165 видов лекарственные растения

Вывод: Лес – дом для растений

Вывод: Лес – дом для растений

Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -

Но всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? -

Он заметался со ствола на ствол

Он заметался со ствола на ствол

Не оставлять мусор в лесу. Не ломать ветки и деревья

Не оставлять мусор в лесу. Не ломать ветки и деревья

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,

Не сбивай грибы, даже несъедобные

Не сбивай грибы, даже несъедобные

www.cheltravel.ru . vtt-tour.ru › index.php/toprest/toprestrus/… openclass.ru map.nikon-club.ru/index.php?mn=38&b...

www.cheltravel.ru . vtt-tour.ru › index.php/toprest/toprestrus/… openclass.ru map.nikon-club.ru/index.php?mn=38&b...
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2021