Технологическая карта урока окружающего мира "Водные богатства"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока окружающего мира "Водные богатства"

Оценка 4.9
doc
25.05.2020
Технологическая карта урока окружающего мира "Водные богатства"
Цель урока: создание условий для формирования первоначальных представлений о водоемах нашей планеты, частях реки. Задачи урока: • Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края. • Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету. • Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».
Технологическая карта урока Водные богатства 2 класс (2).doc

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»

 

 

Урок

«Водные богатства»

 

Окружающий мир

2 класс

 

УМК «Школа России»

Учебник  А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 2 класс: учебник 2 часть;  Москва «Просвещение», 2012г.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                              

 Ларина И.А., учитель начальных классов

 

 

 

 

 

         

    

2020 год

Педагог: Ларина Ирина Анатольевна

 

Город, район: Бийск

Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №12 с УИОП»

Предмет (или должность): учитель начальных классов

Класс: 2 «Г»

Тема урока (окружающий мир): «Водные богатства»

Тип урока: урок открытия нового знания

Программа:  «Школа России»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:

рабочая программа, учебник «Окружающий мир» 2 класс, Плешаков А.А., 2012г.,

рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2012г., презентация, раздаточный материал.

      Цель урока:

      создание условий для формирования первоначальных представлений о водоемах нашей планеты, частях реки.

 

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с новыми понятиями, терминами и определениями; с разнообразием водоёмов планеты: океанами, морями, озёрами, реками, каналами, прудами, водохранилищами; с частями реки, красотой водоёмов родного края.
  • Развивать мышление, память, внимание, устную речь, способность сопоставлять, анализировать, делать выводы, привитие интереса к предмету.
  • Воспитывать любовь к родному краю, чувство бережного отношения к его природным «богатствам».

Планируемые результаты

Предметные:

  • Учить различать водоёмы естественного и искусственного происхождения.
  • Узнавать их по описанию.
  • Формировать понятие река и её части.
  • Формировать понятия значимости водоемов в жизни.

 Метапредметные

  • понимать учебную задачу урока и  стремиться её выполнить;
  • анализировать и группировать объекты на основе существенных признаков;
  • включаться в диалог с учителем и сверстниками, работать в паре и группе.

Личностные

  • проявлять интерес (мотивацию) к изучению нового учебного материала;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык

Структура  урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

 

включение учащихся в деятельность

создание  благоприятного психологического настроя  на работу,  заинтересованности в освоении дисциплины

 

Проверяет  готовность к уроку.

 

Я – умею думать и понимать,                                                                                                Я – умею слушать и отвечать,
Я – могу ошибаться,
Я – умею учиться,
Я – хочу учиться. (слайд 1)

            

Пусть девизом нашего урока будут слова:  «С маленькой удачи начинаются большие успехи».

 (слайд 1)

– Как вы понимаете эти слова?

– Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху.

Дети проверяют свою готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения.

 

Личностные:

формировать мотивационную основу учебной деятельности

1 стадия

Вызов

 

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

▪ актуализация

имеющихся знаний;

▪ пробуждение интереса к  получению новой информации;

▪постановка учеником собственных целей обучения;

планирование предстоящей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Вспомните, какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира?

Мы продолжаем изучать раздел, который называется «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить путешествие мы сможем только в том случае, если вы докажите, что не утратили знания, полученные в предыдущем путешествии. Давайте это проверим.

- Проверим ваши знания      с помощью теста по теме: «Формы земной поверхности».

Проверка (слайд 4)

– Кто выполнил без ошибок?

– Кто допустил ошибки? Как вы думаете, почему?

 

– Посмотрите на нашу Землю (слайд 5). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства спрятаны глубоко в Земле, другие находятся на поверхности Земли

«Вода – бесценный дар природы»

Вода в морях и океанах,

В озерах, реках и прудах.

Она в посёлках и деревнях,

В больших и малых городах.

Вода – бесценный дар природы

Все наслаждаются тобой.

Цените воду, это важно,

С водой мы связаны судьбой.

– Какова главная мысль этого стихотворения?

– Правильно, значит, о чем мы будем говорить на уроке?

– Да, мы будем говорить о воде как о богатстве.

– Тема нашего урока звучит так: «Водные богатства» (слайд 6)

- Ребята, что вы уже знаете о водных богатствах планеты?

- А что еще вы не знаете и хотели бы узнать о водных богатствах?

- Молодцы. Предложений много, но за один урок всё разобрать невозможно.

Определим цель урока:

- научиться различать виды водоёмов и их значение в жизни человека.

- Я предлагаю составить план урока.

С помощью учебника с. 82. Составим устно план урока (учебные задачи)

Учитель записывает план урока:

-водные богатства нашей планеты;

- виды водоёмов;

- изучить строение реки по схеме, новые понятия;

- водные богатства нашего края 

«Путешествия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание на рабочих листах

 

Проверка работы и самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают чтение

стихотворения.

Высказывают свои

Предположения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель

Составляют устно план урока

Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу

Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками, учителем

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные: планировать свою деятельность; определять цель учебной деятельности;

Познавательные:

- Общеучебные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- Логические: анализировать;

Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; излагать свое мнение.

 

2  стадия

Осмысление  содержания

На стадии осмысления  содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально, в парах, группах.

▪ получение новой информации;

ее осмысление;

▪ соотнесение новой информации с собственными знаниями;

▪ поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова

 

1)На первом этапе нашей работы давайте попытаемся объяснить понятие «Водные богатства» и ответить на вопрос Что составляет водные богатства нашей планеты?

-Как бы вы ответили на него?

Работа в группах.

– Используя информацию на странице 82 учебника, вставьте пропущенные в карточках слова.

Карточка 1. Водные богатства нашей планеты составляют: океаны, ... .

Карточка 2. Водоемы, которые создал человек, называются ... . Это каналы, ... , ... .

Карточка 3. Водоемы, которые существуют в природе сами по себе, называются ... . Это океаны, ... , ... , ... .

Проверка

2) Закрепление изученного материала

Беседа:

- Назовите естественные водоёмы.

- Назовите искусственные водоёмы.

-А вы знаете, как образуется пруд, канал, водохранилище?

- А где информацию об этом мы можем узнать?

-Выполните задание в учебнике на с.82. «Догадайся, что пропущено в описании»

-Что новое вы открыли для себя?

 

 

- Скажите, выполнили мы первый и второй пункты нашего плана. Подведите итог на данном этапе урока.

-Что узнали о водных богатствах нашей планеты? Почему воду называют богатством?

Итог: Мы узнали, что водоёмы бывают искусственные и естественные. Все водоёмы играют важную роль в жизни людей. Потому,  что  на  земле  остается  мало  запасов  пресной  воды,  а  потребность  в  ней  увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

Работа в группах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные ответы учащихся (в учебнике, энциклопедии, интернете, у одноклассников, у взрослых)

 

Работа по учебнику (обсуждение в парах)

(как образуются пруды, каналы, водохранилища, их значение)

 

 

 

 

 

Учащиеся формулируют

 вывод

Личностные:

проявлять интерес к новым знаниям

 

Регулятивные:

выполнять задания  в соответствии с целью

 

Познавательные:

анализировать и группировать объекты

 

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме;

слушать собеседника;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания

Физминутка

 

снятие напряжения и

поддержание активности учащихся

 Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)

Дети выполняют имитационные движения.

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

 

 

3) Переходим к следующему пункту нашего плана.

-Рассмотрите схему на слайде.

-Какие могут быть вопросы у вас по этому пункту плана?

- Действительно.

Давайте познакомимся с новыми понятиями, сформулируем их и запомним.

- Какие новые понятия (слова) вы увидели на схеме? (учитель фиксирует понятия на доске)

- Открываем учебник на с.83, работаем в паре.  

   Задание для пар:                                                                        

1. Прочитать новое понятие.

2. Устно объясните новое понятие, предварительно обсудив в паре.

3. Покажите на схеме у доски.

 

- Мы познакомились с новыми понятиями «исток», «устье», «русло».

-Как называют начало реки?

-Что такое устье реки?

-Что такое русло реки?

-Как определить левый и правый берег?

-Что такое притоки?

-Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать воды. Откуда может поступать вода?

-Как вы думаете, почему текут реки?

 

Работа в тетради с.51. Взаимопроверка. 

 

 

 

-Смогли ли мы с вами выполнить третий пункт нашего плана? Почему?

Фронтальная работа (дети задают вопросы)

-Где реки начинаются и заканчиваются?

-Куда они текут?

-Почему вода в реке не кончается?

 

«Исток, устье, русло, приток, правый и левый берег»(карточки)

 

 

Работа по учебнику, обсуждение в парах, ответы  учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

Применение знаний. Работа в тетради с.51. Взаимопроверка. 

 

Учащиеся подводят итог.          

Личностные:

проявлять интерес к новым знаниям

 

Регулятивные:

удерживать учебную задачу в течение урока

 

Познавательные:

находить необходимую информацию о строении реки  в соответствии с заданием

 

Коммуникативные:

принимать участие в парной работе,  делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях

 

 

4)

- Ребята, на территории нашего края есть водоёмы?

-Скажите, какие водоёмы Алтайского края вы знаете?

На территории края протекает 17 085 рек общей протяженностью 51 004 км. Примерно 9700 рек имеют более или менее постоянные водотоки. 
Главные реки: Обь, Бия, Катунь, Алей, Чарыш.

 

- А сейчас ребята нашего класса познакомят нас с водными объектами нашего края.

 

- Познакомимся ещё с одним понятием «озеро».

Хоть на море мы похожи,

Мы внутри материка.

В нас порой впадают тоже

Ручеек или река.

С океаном не знакомы.

Назовите, дети, кто мы?

 

На территории края находится 11000 озер.

Наиболее крупные находятся в степной зоне края:

            - Кулундинское – 728 кв.км,

            - Кучукское – 181 кв.км,

            - Горькое – 140 кв.км,

            - Большое Топольное – 76 кв.км ,

            - Большое Яровое – 66,7 кв.км .

 

- А сейчас ребята нашего класса познакомят нас с озёрами нашего края.

 

 

одумайте, чем отличается река от озера?

 

 

Итог: в нашем крае  более 17.000 - рек,   около 11000 озёр. Самая протяжённая река России Обь, берёт начало  в нашем крае.

Обсуждение в парах

 

 

Примерные ответы детей (Бия, Обь, Катунь, …)

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Озера)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщения детей.

 

 

 

Примерные ответы детей (у озера нет истока и устья).  

 

 

Личностные:

проявлять интерес к новым знаниям

 

Регулятивные:

удерживать учебную задачу в течение урока

 

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

3 стадия Рефлексии

Размышление, рождение нового знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помочь учащимся  обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.

 

Использование приёма

«Возвращение к ключевым словам»

- В течение урока мы знакомились с водоёмами нашей планеты.

 - Какие  вопросы мы задавали в начале урока?

- Получили ответы  на эти вопросы?

-Давайте обобщим новые знания в виде схемы. Добавьте пропущенные слова.

                               Водоёмы

искусственные

 
 

 

 

 


1____________            1 ______________

2____________            2 ______________

3____________            3 _______________

 

-Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них,  нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранения этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточенны в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях.

-Что можем для этого сделать мы?

 

 

 

 

 

 

 

 

-Закончите предложения устно:

- Сегодня я узнал…

- Я себя похвалю за…

- Для чего нужны в жизни знания, полученные на уроке?

-И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Оцените свою работу с помощью смайликов.

 

 

 

Фронтальная работа. Устные ответы ребят.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту Ответы нескольких учащихся по желанию.

 

 

 

 

 

 

 

Читает подготовленный ученик:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь.

Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»

                                             

Личностные:

осознавать важность процесса получения новых знаний

Регулятивные:

самостоятельно  адекватно  оценивать  свою  работу  на  уроке

 

Домашнее задание

 

закрепление изученного на уроке, самообразование

 

 

  - Для закрепления новых знаний выполните домашнее задание:

1. Уч. с. 82-84 читать, выучить новые понятия.

2.Р.т. с.51, задание3, с. 54, задания 4, 5.

3.Кого заинтересовала тема урока, найдите занимательный материал о водных богатствах планеты, и расскажите на уроке своим одноклассникам.

 

 

Индивидуальная работа учащихся дома.

Личностные:

осознавать важность процесса получения и закрепления  новых знаний

 

 


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»

Педагог: Ларина Ирина Анатольевна

Педагог: Ларина Ирина Анатольевна

Формировать понятие река и её части

Формировать понятие река и её части

Работа ведется индивидуально, в парах

Работа ведется индивидуально, в парах

Ребята, что вы уже знаете о водных богатствах планеты? -

Ребята, что вы уже знаете о водных богатствах планеты? -

Это океаны, ... , ... , ... .

Это океаны, ... , ... , ... .

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх

Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх

Мы познакомились с новыми понятиями «исток», «устье», «русло»

Мы познакомились с новыми понятиями «исток», «устье», «русло»

Познакомимся ещё с одним понятием «озеро»

Познакомимся ещё с одним понятием «озеро»

Рефлексии Размышление, рождение нового знания

Рефлексии Размышление, рождение нового знания

Что можем для этого сделать мы? -Закончите предложения устно: -

Что можем для этого сделать мы? -Закончите предложения устно: -

Домашнее задание закрепление изученного на уроке, самообразование -

Домашнее задание закрепление изученного на уроке, самообразование -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2020