МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12 с углублённым изучением отдельных предметов»
Урок
«Водные богатства»
Окружающий мир
2 класс
УМК «Школа России»
Учебник А. А. Плешаков. «Окружающий мир». 2 класс: учебник 2 часть; Москва «Просвещение», 2012г.
Ларина И.А., учитель начальных классов
2020 год
Педагог: Ларина Ирина Анатольевна
Город, район: Бийск
Образовательное учреждение: МБОУ «СОШ №12 с УИОП»
Предмет (или должность): учитель начальных классов
Класс: 2 «Г»
Тема урока (окружающий мир): «Водные богатства»
Тип урока: урок открытия нового знания
Программа: «Школа России»
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
рабочая программа, учебник «Окружающий мир» 2 класс, Плешаков А.А., 2012г.,
рабочая тетрадь «Окружающий мир» Плешаков А.А., 2012г., презентация, раздаточный материал.
Цель урока:
создание условий для формирования первоначальных представлений о водоемах нашей планеты, частях реки.
Задачи урока:
Планируемые результаты
Предметные:
Метапредметные
Личностные
Межпредметные связи: литературное чтение, русский язык
Структура урока
Этапы урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
||||||||||||||||
Организационный момент
включение учащихся в деятельность |
создание благоприятного психологического настроя на работу, заинтересованности в освоении дисциплины
|
Проверяет готовность к уроку.
Я
– умею думать и
понимать, Я
– умею слушать и отвечать,
Пусть девизом нашего урока будут слова: «С маленькой удачи начинаются большие успехи». (слайд 1) – Как вы понимаете эти слова? – Надеюсь, что и наши маленькие удачи приведут нас к новым знаниям и большому успеху. |
Дети проверяют свою готовность к уроку.
Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения.
|
Личностные: формировать мотивационную основу учебной деятельности |
||||||||||||||||
1 стадия Вызов
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах.
|
▪ актуализация имеющихся знаний; ▪ пробуждение интереса к получению новой информации; ▪постановка учеником собственных целей обучения; ▪планирование предстоящей деятельности
|
– Вспомните, какой раздел мы начали изучать на уроках окружающего мира? Мы продолжаем изучать раздел, который называется «Путешествия» и сегодня будем дальше путешествовать по планете. Но продолжить путешествие мы сможем только в том случае, если вы докажите, что не утратили знания, полученные в предыдущем путешествии. Давайте это проверим. - Проверим ваши знания с помощью теста по теме: «Формы земной поверхности». Проверка (слайд 4) – Кто выполнил без ошибок? – Кто допустил ошибки? Как вы думаете, почему?
– Посмотрите на нашу Землю (слайд 5). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства спрятаны глубоко в Земле, другие находятся на поверхности Земли «Вода – бесценный дар природы» Вода в морях и океанах, В озерах, реках и прудах. Она в посёлках и деревнях, В больших и малых городах. Вода – бесценный дар природы Все наслаждаются тобой. Цените воду, это важно, С водой мы связаны судьбой. – Какова главная мысль этого стихотворения? – Правильно, значит, о чем мы будем говорить на уроке? – Да, мы будем говорить о воде как о богатстве. – Тема нашего урока звучит так: «Водные богатства» (слайд 6) - Ребята, что вы уже знаете о водных богатствах планеты? - А что еще вы не знаете и хотели бы узнать о водных богатствах? - Молодцы. Предложений много, но за один урок всё разобрать невозможно. Определим цель урока: - научиться различать виды водоёмов и их значение в жизни человека. - Я предлагаю составить план урока. С помощью учебника с. 82. Составим устно план урока (учебные задачи) Учитель записывает план урока: -водные богатства нашей планеты; - виды водоёмов; - изучить строение реки по схеме, новые понятия; - водные богатства нашего края |
«Путешествия»
Выполняют задание на рабочих листах
Проверка работы и самооценка.
Слушают чтение стихотворения. Высказывают свои Предположения.
Формулируют цель Составляют устно план урока |
Регулятивные: контролировать и оценивать свою работу Коммуникативные: сотрудничать со сверстниками, учителем
Регулятивные: планировать свою деятельность; определять цель учебной деятельности; Познавательные: - Общеучебные: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - Логические: анализировать; Коммуникативные: отвечать на вопросы учителя; излагать свое мнение.
|
||||||||||||||||
2 стадия Осмысление содержания На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально, в парах, группах. |
▪ получение новой информации; ее осмысление; ▪ соотнесение новой информации с собственными знаниями; ▪ поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова
|
1)На первом этапе нашей работы давайте попытаемся объяснить понятие «Водные богатства» и ответить на вопрос Что составляет водные богатства нашей планеты? -Как бы вы ответили на него? Работа в группах. – Используя информацию на странице 82 учебника, вставьте пропущенные в карточках слова. Карточка 1. Водные богатства нашей планеты составляют: океаны, ... . Карточка 2. Водоемы, которые создал человек, называются ... . Это каналы, ... , ... . Карточка 3. Водоемы, которые существуют в природе сами по себе, называются ... . Это океаны, ... , ... , ... . Проверка 2) Закрепление изученного материала Беседа: - Назовите естественные водоёмы. - Назовите искусственные водоёмы. -А вы знаете, как образуется пруд, канал, водохранилище? - А где информацию об этом мы можем узнать? -Выполните задание в учебнике на с.82. «Догадайся, что пропущено в описании» -Что новое вы открыли для себя?
- Скажите, выполнили мы первый и второй пункты нашего плана. Подведите итог на данном этапе урока. -Что узнали о водных богатствах нашей планеты? Почему воду называют богатством? Итог: Мы узнали, что водоёмы бывают искусственные и естественные. Все водоёмы играют важную роль в жизни людей. Потому, что на земле остается мало запасов пресной воды, а потребность в ней увеличивается.
|
Работа в группах
Примерные ответы учащихся (в учебнике, энциклопедии, интернете, у одноклассников, у взрослых)
Работа по учебнику (обсуждение в парах) (как образуются пруды, каналы, водохранилища, их значение)
Учащиеся формулируют вывод |
Личностные: проявлять интерес к новым знаниям
Регулятивные: выполнять задания в соответствии с целью
Познавательные: анализировать и группировать объекты
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; слушать собеседника; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания |
||||||||||||||||
Физминутка
|
снятие напряжения и поддержание активности учащихся |
Как приятно в речке плавать!
(Плавательные движения.) Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте) |
Дети выполняют имитационные движения. |
Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
||||||||||||||||
|
|
3) Переходим к следующему пункту нашего плана. -Рассмотрите схему на слайде. -Какие могут быть вопросы у вас по этому пункту плана? - Действительно. Давайте познакомимся с новыми понятиями, сформулируем их и запомним. - Какие новые понятия (слова) вы увидели на схеме? (учитель фиксирует понятия на доске) - Открываем учебник на с.83, работаем в паре. Задание для пар: 1. Прочитать новое понятие. 2. Устно объясните новое понятие, предварительно обсудив в паре. 3. Покажите на схеме у доски.
- Мы познакомились с новыми понятиями «исток», «устье», «русло». -Как называют начало реки? -Что такое устье реки? -Что такое русло реки? -Как определить левый и правый берег? -Что такое притоки? -Река может быть длинной и короткой, широкой и узкой, глубокой и мелкой. Но, чтобы она не исчезла, в неё всё время должна поступать воды. Откуда может поступать вода? -Как вы думаете, почему текут реки?
Работа в тетради с.51. Взаимопроверка.
-Смогли ли мы с вами выполнить третий пункт нашего плана? Почему? |
Фронтальная работа (дети задают вопросы) -Где реки начинаются и заканчиваются? -Куда они текут? -Почему вода в реке не кончается?
«Исток, устье, русло, приток, правый и левый берег»(карточки)
Работа по учебнику, обсуждение в парах, ответы учащихся.
Применение знаний. Работа в тетради с.51. Взаимопроверка.
Учащиеся подводят итог. |
Личностные: проявлять интерес к новым знаниям
Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока
Познавательные: находить необходимую информацию о строении реки в соответствии с заданием
Коммуникативные: принимать участие в парной работе, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях |
||||||||||||||||
|
|
4) - Ребята, на территории нашего края есть водоёмы? -Скажите, какие водоёмы Алтайского края вы знаете? На
территории края протекает 17 085 рек общей протяженностью 51 004
км. Примерно 9700 рек имеют более или менее постоянные водотоки.
- А сейчас ребята нашего класса познакомят нас с водными объектами нашего края.
- Познакомимся ещё с одним понятием «озеро». Хоть на море мы похожи, Мы внутри материка. В нас порой впадают тоже Ручеек или река. С океаном не знакомы. Назовите, дети, кто мы?
На территории края находится 11000 озер. Наиболее крупные находятся в степной зоне края: - Кулундинское – 728 кв.км, - Кучукское – 181 кв.км, - Горькое – 140 кв.км, - Большое Топольное – 76 кв.км , - Большое Яровое – 66,7 кв.км .
- А сейчас ребята нашего класса познакомят нас с озёрами нашего края.
-Подумайте, чем отличается река от озера?
Итог: в нашем крае более 17.000 - рек, около 11000 озёр. Самая протяжённая река России Обь, берёт начало в нашем крае. |
Обсуждение в парах
Примерные ответы детей (Бия, Обь, Катунь, …)
Сообщения детей.
(Озера)
Сообщения детей.
Примерные ответы детей (у озера нет истока и устья).
|
Личностные: проявлять интерес к новым знаниям
Регулятивные: удерживать учебную задачу в течение урока
Коммуникативные: слушать и понимать речь других |
||||||||||||||||
3 стадия Рефлексии Размышление, рождение нового знания.
|
Помочь учащимся обобщить изучаемый материал и выработать собственное отношение к нему.
|
Использование приёма «Возвращение к ключевым словам» - В течение урока мы знакомились с водоёмами нашей планеты. - Какие вопросы мы задавали в начале урока? - Получили ответы на эти вопросы? -Давайте обобщим новые знания в виде схемы. Добавьте пропущенные слова. Водоёмы
1____________ 1 ______________ 2____________ 2 ______________ 3____________ 3 _______________
-Мы много говорили о водных богатствах страны, и, говоря о них, нельзя не сказать об экологии, о защите и сохранения этих богатств. Природа распорядилась так, что все крупнейшие запасы пресной воды сосредоточенны в России. Но пользуемся мы, россияне, своими ресурсами расточительно и неэффективно. Основная задача, стоящая перед Россией – сохранить и приумножить природные богатства, разумно распорядиться этим бесценным даром природы. Свой вклад должен внести каждый. Для этого надо просто бережно относиться к воде, не загрязнять водоёмы и территорию вокруг них, принимать участие в экологических мероприятиях. -Что можем для этого сделать мы?
-Закончите предложения устно: - Сегодня я узнал… - Я себя похвалю за… - Для чего нужны в жизни знания, полученные на уроке? -И закончим наш урок словами французского писателя Экзюпери.
-Оцените свою работу с помощью смайликов. |
Фронтальная работа. Устные ответы ребят.
Не оставлять мусор, не ломать растения, растущие по берегам, не мыть машины в воде и на берегу, экономно использовать воду в быту Ответы нескольких учащихся по желанию.
Читает подготовленный ученик: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты - сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами… Ты самое большое богатство на свете…»
|
Личностные: осознавать важность процесса получения новых знаний Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать свою работу на уроке
|
||||||||||||||||
Домашнее задание
|
закрепление изученного на уроке, самообразование
|
- Для закрепления новых знаний выполните домашнее задание: 1. Уч. с. 82-84 читать, выучить новые понятия. 2.Р.т. с.51, задание3, с. 54, задания 4, 5. 3.Кого заинтересовала тема урока, найдите занимательный материал о водных богатствах планеты, и расскажите на уроке своим одноклассникам.
|
Индивидуальная работа учащихся дома. |
Личностные: осознавать важность процесса получения и закрепления новых знаний
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.