Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе "Какая бывает промышленность"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе "Какая бывает промышленность"

Оценка 4.9
doc
28.03.2023
Технологическая карта урока окружающий мир в 3 классе "Какая бывает промышленность"
окр.мир 3 клас.doc

ФТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

 

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Автор УМК: «Школа России»

Тема урока: «Какая бывает промышленность»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Вид урока­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Ученик  узнает, научится:

ПР. 1.познакомить с промышленностью, научить различать продукцию каждой

отрасли промышленности

ПР.2.соотносить продукцию и отрасли промышленности

ПР.3.выявлять взаимосвязь отраслей производства

Ученик научится:

Познавательные УУД

П1извлечение необходимой информации из прочитанного и увиденного;

П23осознание и самостоятельное построение речевого высказывания;

П3выдвижение предположений и их обоснование;

РегулятивныеУУД

Р1использование последовательных действий, контроль выполненной работы;

Р2 осознание уровня и качества усвоенного.

КоммуникативныеУУД

К1 формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

К2 умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

К3 Организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

 

Ученик получит возможность формирования:

Л1 самоанализ и самоконтроль результата;

Л2 учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Л3 способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

 

Цель урока:

Дидактические:

1.Познакомиться с отраслями промышленности;

2.Научиться различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними;

3.Научиться различать продукцию каждой отрасли промышленности.

Развивающие:

1.Развивать самостоятельность в процессе выполнения заданий;

2.Развивать умение анализировать и оценивать результаты своей работы на уроке;

Воспитательные:

1. Расширять кругозор;

2. Воспитывать уважение друг к другу при совместной работе

 

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности

 

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р- регулятивные,

К- коммуникативные)

Личностные

Мотивационный этап

 

ПР

Доброе утро, ребята!

Когда вы слушаете, вы забываете,

Когда вы видите, вы понимаете,

Когда вы действуете, вы научаетесь.

 

И

Раздаточный материал, учебник

 

 

регулятивные:

обеспечение учащимся их учебной деятельности

 

Актуализация знаний.

 

Пр,н

– Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)

Игра «Верно ли утверждение?» (работа с сигнальными карточками)

–Главная задача экономики - это улучшение благосостояния, удовлетворение потребности людей; (да)
– К природным богатствам относится: фабрики и заводы; (нет), а что относится к природным богатствам? (вода, воздух, полезные ископаемые, растения, животные…)
– Капитал это всё, что сделано руками человека для производства новых товаров и услуг, всё, что приносит прибыль) (да)
– Труд необходим, для того чтобы добывать природные богатства, создавать капитал, для производства товаров и услуг (да) 
- Сельское хозяйство – одна из отраслей экономики (да)

- Растениеводство занимается разведением крупного рогатого скота (нет), а чем? (разведением зерновых культур, бахчевых культур, овощей, прядильных культур…)
- животноводство занимается выращиванием культурных растений (нет), а чем? (разведением животных)

Вспоминают тему прошлого урока.

И

 

 

 

анализ, самостоятельное выделение формирование познавательной цели, умение принимать и сохранять учебную задачу

 (познавательные УУД)

 

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

 

Пр, н

- Начните выполнение работы. Работа с тестом «Животноводство»

(слайд)

1. Что даёт животноводство людям?

а) мясо, шерсть, пух, кожу;

б) фрукты, овощи, злаковые культуры;

в) хлопок, лён, кормовые травы;

2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …

а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;

б) звери, птицы, земноводные, рыбы;

в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;

3. Домашние птицы – это …

а) фазаны, куропатки, страусы;

б) павлины, орлы, беркуты;

в) индейки, куры, гуси, утки;

4. Пчёл разводят на …

а) ферме;

б) пасеке;

в) птицефабрике;

5. Для корма домашних животных заготавливают …

а) зерно, кормовые травы;

б) арбузы, дыни, тыквы;

в) василёк, подснежник

 

Сообщение темы и целей урока

 

Отгадайте загадки:

- Летом папа наш привез

В белом ящике мороз.

И теперь мороз седой

Дома летом зимой.

Бережет продукты

Мясо, рыбу, фрукты.

  Всегда шагаем мы вдвоем,

Похожие, как братья.

Мы за обедом – под столом,

А ночью – под кроватью.

 Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не ленится.

- Как одним словом можно назвать эти предметы? (Это товары)

-Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из главных составляющих экономики. Какой? На этот вопрос вы сами мне позже дадите ответ.

- Нас окружает множество самых разных и полезных вещей, которые необходимы нам для жизни. Мы пользуемся различными товарами и услугами. Вы каждый день приходите в класс и садитесь за парты, чтобы получить знания. А вы когда-нибудь задумывались «Где и когда была сделана эта парта или стул?».

- Вы приходите в магазин и покупаете продукты питания. А откуда они появились на прилавках магазинов?

-Правильно. Они были произведены на заводах и предприятиях.

- По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия.

-А какие промышленные предприятия есть в нашем городе?

- В больших городах есть другие промышленные предприятия.

- А совокупность всех этих предприятий можно назвать промышленностью.

- Так о чём пойдёт речь на нашем уроке?

СЛАЙД

На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность?

- Какие задачи поставим?

1. Что такеое промышленность?

2.Какие отрасли существуют в промышленности?

3. Какая есть связь между этими отраслями?

 

V.  Знакомство с новым материалом

- Что такое промышленность?

- Я принесла вам некоторые предметы (мыло, хлеб, тетрадь, ручка, варежки…)

- Давайте сейчас разберёмся, что это, и в процессе вы ответите мне на несколько интересующих меня вопросов.

СЛАЙД

Мыло - Как вы думаете, где производят мыло? (фабрика)

Хлеб - Где готовят хлеб? (хлебозавод)

Тетрадь Из чего сделана тетрадь? (дерево – деревоперерабатывающий завод – бумажный комбинат)

Ручка - Из каких материалов она сделана? (металл, пластмасса), значит для изготовления одного предмета, нужно несколько промышленных предприятий…

Для создания всех этих предметов и многих других существует промышленность.

 

Что , по — вашему означает этот термин?

Промышленность- это Совокупность предприятий, занятых добычей сырья и топлива; производством энергии и орудий труда; обработкой материалов и продуктов, произведённых в промышленности или в сельском хозяйстве; изготовлением потребительских товаров

- Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном.

Я приглашаю вас на экскурсию по разным отраслям промышленности…

VII. Объяснение нового материала:

Все названия отраслей зашифрованы, вывешиваются на доску.

1.Добывающая промышленность (сложите части слова, что бы получить название промышленности                   (ДОБЫ     ВАЮЩАЯ)

СЛАЙД

Что делают люди, работающие в этой отрасли? (добывают полезные ископаемые)

- Назовите твёрдое горючее полезное ископаемое? (каменный уголь)

- Где его добывают? (в шахтах)

- Отгадайте загадку.

Без нее не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета.

Отгадайте: что же это? (Нефть.)

- При помощи чего добывают нефть? (буровых установок)

- Какие полезные ископаемые добывают в карьерах в нашей местности? (песок, глина)

- Люди каких профессий работают в добывающей промышленности? (шахтёр, нефтяник)

- Наша планета богата полезными ископаемыми, но как бы она не была богата природными ресурсами, мы должны помнить о бережном отношении к ним, экономно расходовать и помнить о будущих поколениях

2.Электроэнергетика (Название этой отрасли можно собрать из 2 слов: электричество и энергетика, какое слово получится?)

СЛАЙД

У кого из вас в доме нет электричества? (есть у всех)

-Для чего оно нужно? (работают электрические приборы)

-Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать.

- Чтобы у нас с вами было в доме электричество существуют электростанции.

Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы, подчёркивают карандашом В УЧЕБНИКЕ или распечатать)

Электростанция

Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные:

маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты, и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.

У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется –  г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о э л е к т р о с т а н ц и е й   (ГЭС).

СЛАЙД

На    т е п л о в о й  э л е к т р о с т а н ц и и   (ТЭС)  турбину вращает пар.

Гидроэлектростанции строят на больших , полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.

Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.

СЛАЙД

Для  а то м н о й  с т а н ц и и  (АЭС) топлива требуется совсем мало.  Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.

СЛАЙД

Вы меня внимательно слушали, теперь ответьте пожалуйста на мои вопросы

- Как называется машина, вырабатывающая электричество?

- О каких видах электростанций вы узнали?

- Найдите в тексте информацию об (ГЭС, ТЭС, АЭС)

Как называют людей, которые работают с электричеством? (электрик, энергетик)

3. Металлургия  составьте название из частей слова (МЕТАЛ ЛУРГИЯ)

СЛАЙД

- Что могут производить металлурги? (металлы)

Железные предметы окружают нас повсюду. Посмотрите по сторонам и назовите предметы, изготовленные из металла.

Металлы, как правило, твёрдые вещества, имеющие “металлический” блеск. Но есть и жидкие металлы.

Учитель показывает градусник.

- Где здесь металл?

Знаете ли вы про заводы в вашем городе?
Что интересного вы можете о них рассказать?Основателем знаменитой династии уральских заводчиков и основоположником уральской частной металлургии считается Никита Демидович Антуфьев (Демидов). Нижнетагильский завод использовал передовые технологии того времени, что позволяло выпускать дешёвую, качественную и разнообразную продукцию (помимо пушек и ядер, производилось 14 видов железа)  Знали ли Вы, что все медали, которые вручают олимпийским призерам, в действительности же выпущены из серебра. Так, в соответствии с рекомендациями МОК, все наградные изделия должны иметь золотое покрытые в количестве 6 г и более. А вот медали, врученные на Олимпиаде-2012, включали в свой состав лишь 1% золота.

 

- В земной коре встречается около 70 металлов. Почти все металлы “работают” на человека. Главный металл труженик - железо. Самый лёгкий металл – алюминий. Это самый распространённый металл. Его в два раза больше, чем железа. Из алюминия делают детали для космических кораблей, морских и речных кораблей, строят самолёты, делают ложки, вилки и провода.

Чистого железа в природе не существует, т.к. оно всегда с примесями. Такие соединения называют железной рудой. Руду выплавляют в доменных цехах металлургических заводов. Здесь же получают чугун. Это достаточно хрупкий металл. Поэтому чугун варят в доменных печах с некоторыми добавками и получают из него сталь. (показать)

А вот золото, серебро, платина находятся в земле сами по себе. Из них люди делают ювелирные изделия, т.к. они не теряют свой блеск, и поэтому их называют “благородными” металлами.

С этими и ещё со многими другими металлами работают металлурги.

4. Машиностроение (если вы возьмёте корень из слов машина и строить, то получите название ещё одной отрасли)

СЛАЙД

- Как вы думаете, чем занимается машиностроение?

- Вы ошибаетесь, если думаете, что машиностроение выпускает только машины.

- Машиной мы можем назвать вертолёт и комбайн, ткацкий станок и пылесос, велосипед и электробритву – это всё машины. Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Причём главную операцию должна делать машина, а человек только управляет ею.

Ещё один отличительный признак машин в том, что они имеют три основные части: рабочий орган, двигатель и механизм, передающий движение от двигателя к рабочему органу. Например, у экскаватора – ковш, у бритвы – ножи, у снегоуборочной машины – лопасти.

Есть ещё информационные машины, которые помогают нам считать, собирать информацию.

- А какие машины есть у вас дома?

5. Химическая промышленность (от слова химия)

СЛАЙД

Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 62

Какие вещества химической промышленности вам известны?

Химическая  промышленность дает нам разные минеральные удобрения.

- Какие вещества химической промышленности у вас есть дома?

Раньше люди красили одежду красками, которые добывали из растений и животных. Сейчас одежду красят искусственными красителями. Химическая промышленность даёт нам не только синтетический каучук, искусственные волокна, краски, но и разные минеральные удобрения, которые используют ваши мамы и бабушки на дачах для хорошего роста растений.

Профессии: химики, технологи

6. Легкая промышленность

СЛАЙД

Что выпускает легкая промышленность?

Приведите примеры продукции легкой промышленности.

Какие виды тканей вам известны?

Бывают ткани растительного происхождения? (Лен, хлопок)

Ткани животного происхождения (Шерсть, шелк)

Ткани искусственного происхождения (Нефть, газ)

Профессии: швея, закройщик, модельер…

7. Пищевая промышленность (как называется промышленность, которая занимается производством продуктов питания?)

СЛАЙД

Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности? (консервные заводы, хлебозаводы, кондитерские фабрики…)

- Посмотрите на фотографию на экране. Почему мы так одеты?

- Как должны быть одеты работники других предприятий пищевой промышленности?

- Какие правила соблюдают работники этой отрасли?

- Не случайно нас так одели. На тех предприятиях, которые выпускают продукты, предъявляют высокие требования к чистоте. Чистой должна быть одежда работников (на белой ткани сразу видна грязь), у них должен быть головной убор, чтобы волосы случайно не попали в продукцию. Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья. И, разумеется, оборудование должно быть чистым и исправным.

- Люди каких профессий работают в пищевой промышленности? (кондитеры, технологи, упаковщики…)

- Связаны ли между собой различные отрасли промышленности?

СЛАЙД

- Вам нравится этот автобус?

- Автобус производится какой промышленностью (машиностроение)

- А теперь давайте подумаем из чего сделан автобус, т. е. какие материалы нужны для его производства? (металл, резина, краска)

- Производством металла занимается…(металлургия)

- Производством резины и краски…(химическая)

- Сделайте вывод о взаимосвязи отраслей промышленности.

Беседуют с учителем, высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(холодильник)

 

 

 

(ботинки)

 

 

 

 

 

(Мыло)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

 

 

 

 

 

 

(Ответы детей)

 И

 

 

 

осознанное и произвольное построение речевого высказывания поиск и выделение необходимой информации

(познаватель

ные УУД)

 

формирование установки на здоровый образ жизни (личностные УУД)

 

Включение в систему знаний и умений

 

Н, пр

Игра «Доскажи словечко»

- Пальто и шляпы выпускает…

- металлические батареи выпускает…

- пряники производит…

- электричество подает в дом благодаря …

- шампунь для волос выпускает…

- комбайны, танки выпускает…

 

-О каких отраслях промышленности вы узнали?

- Почему добывающая промышленность стоит первой?

- Что вырабатывает электроэнергетика? О каких видах электростанций вы узнали?

- Чем обеспечивает металлургия?

-Что производит машиностроение?

-Какая промышленность изготавливает компьютеры, телевизоры, видеокамеры?

Домашнее задание: рабочая тетрадь, страница 38 № 1-4

Играют в игру, показывая усвоенный материал.

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Подводят итоги урока.

и

 

 

 

Регулятивные УУД:

Оценивать правильность выполненных действий,

Анализировать и оценивать результаты своей деятельности

 

Рефлекися.

 

н

\ - Поднимите карандаш с цветом вашего настроения на уроке

Самоанализ обучающихся.

и

 

 

 

самооценка на основе критерия успешности

(регулятивные УУД)

 

Подпись учителя: _________/___________________________  Дата ____

Подпись методиста:_______/___________________________   Дата ____


ФТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Этап урока Образовательная задача этапа урока

Этап урока Образовательная задача этапа урока

Актуализация знаний. Пр,н – Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)

Актуализация знаний. Пр,н – Какую большую тему мы изучаем? (Экономика)

Для корма домашних животных заготавливают … а) зерно, кормовые травы; б) арбузы, дыни, тыквы; в) василёк, подснежник

Для корма домашних животных заготавливают … а) зерно, кормовые травы; б) арбузы, дыни, тыквы; в) василёк, подснежник

По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия

По-другому мы можем сказать, что это промышленные предприятия

Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном

Промышленники, как и люди, работающие в сельском хозяйстве, разделились на отрасли, которые специализируются на чём-то одном

Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать

Но если электричество использовать необдуманно, оно может принести вред, посмотрите мультик и скажите, какие правила безопасности необходимо соблюдать

СЛАЙД Вы меня внимательно слушали, теперь ответьте пожалуйста на мои вопросы -

СЛАЙД Вы меня внимательно слушали, теперь ответьте пожалуйста на мои вопросы -

Это самый распространённый металл

Это самый распространённый металл

Какие вещества химической промышленности вам известны? –

Какие вещества химической промышленности вам известны? –

Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья

Все, кто работает в пищевой промышленности регулярно проходят медицинский осмотр, врачи проверяют их состояние здоровья

Включение в систему знаний и умений

Включение в систему знаний и умений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2023