ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
7 КЛАСС
(с методическими рекомендациями)
Если хочешь быть сильным – бегай,
хочешь быть красивым – бегай,
хочешь быть умным – бегай,
хочешь быть здоровым – бегай.
Эллада (высечено ок.2500 лет назад)
Тема урока: «Лапта – русская национальная игра»
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: мяч, биты, флажки, компьютер с моделью игрового поля и правил передвижения
Место проведения: спортивная площадка
Цели: образовательная – изучение истории родного края, правил игры.
Развивающая – тренировка быстроты, ловкости, глазомера, координации.
Воспитательная – привитие навыков взаимовыручки, коллективизма, смелости.
Этапы урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
Цели учителя к каждому этапу |
1. Организационный момент |
1 – 2 мин. |
Проверка форм, состояния здоровья, количества учащихся |
Рапорт, ответы на вопросы |
Понимание задачи урока |
Настроить на изучение данной темы |
2. Подготовка к усвоению новых знаний |
5-6 мин. |
Общеразвивающие упражнения в движении |
Выполнение упражнений |
Подготовить организма к учебным нагрузкам |
Подготовка учащихся к дальнейшей работе |
3. Усвоение нового материала |
8-10 мин. |
А) рассказ учителя об игре с использованием компьютерной модели Б) объяснение правил В) показ основных элементов |
А) изучение правил игры Б) усвоение основных элементов В) работа в парах |
Усвоение правил игры в лапту |
Познакомить с историей игры, правилами, основами техники и тактики |
4. |
5-6 мин. |
Распределить на 2 команды |
Опробование игры учащимися |
Практическое освоение правил игры |
Научить играть по правилам |
5. Самостоятельная работа |
15-18 мин. |
Контроль за игрой, судейство, объяснение ошибок |
Учебно-тренировочная игра |
Закрепление умений игры в лапту, понимание тактических действий |
Практическая отработка игровых действий |
6. Домашнее задание |
1-2 мин. |
Рекомендации для игры вне школы |
Усвоение домашнего задания |
Более широкий охват играков |
Популяризация игры |
7. Рефлексия |
1 – 2 мин. |
Вопросы: Что такое лапта? Что такое «кон»? Как получить очко? Какой удар правильный? |
Ответы на вопросы |
Обратная связь |
Первичный контроль |
Площадка для игры в лапту
А – зона перебежки
Б – площадка подающего (метальщика)
В – зона очередности
а – фанерный круг диаметров 50 см.
Методические рекомендации по проведению
урока «Русская лапта»
Лапта - одна из старейших русских национальных игр, в которую играли на Руси буквально все от старших до младших. Игра пользовалась большой любовью и популярностью среди населения за счет того, что была очень азартной, требовала больших физических усилий, закаляла характер. И в тоже время в лапту можно играть практически на любой площадке или лужайке, с любым количеством игроков самого разного возраста. Инвентарь чаще всего самодельный. И название игры пошло от названия биты, которой мяч выбивается в поле - лапта. Исходя из всего этого нужно отметить, что изучение лапты очень удобно в сельских школах с малой наполняемостью классов; в школах, где нет спортивных залов и хороших спортивных площадок. Не надо забывать, что, возрождая эту игру, воспитывается патриотизм, интерес к истории родного края.
История применения этой игры в физическом воспитании молодежи насчитывает многие столетия. Лапта - эффективное средство развития у детей и подростков ловкости, быстроты, силы, выносливости, многих двигательных навыков и положительных психологических качеств личности, инициативы, смелости, взаимовыручки, и т. п. Известный русский писатель А.И. Куприн так писал о лапте: «Это народная игра - одна из самых интересных и полезных игр. В лапте нужны находчивость, глубокое дыхание, верность своей партии, внимательность, изворотливость, быстрый бег, меткий глаз, твердость удара руки и вечная уверенность в том, что тебя «не победят». Трусам и лентяям в этой игре нет места. Я усердно рекомендую эту народную русскую игру не только как механическое упражнение, но и как безобидную забаву, в которой вырабатывается товарищеская спайка: «своего выручай».
Игра удобна тем, что не требует сложного спортивного инвентаря, можно играть на спортивных площадках любых размеров, могут играть дети разного возраста, пола, можно упрощать правила игры или их усложнять. Важно, что это национальная русская игра и ее возрождение одна из задач данной программы. При изучении раздела «Русская лапта» в школе рекомендуется проводить школьные соревнования, которые обычно проходят с большим успехом.
В России существовало много вариантов этой игры. Здесь предлагается спортивный вариант русской лапты, который уже много лет изучается на уроках физической культуры в Петропавловской неполной средней школе Павинского района Костромской области. В школе ежегодно проходит первенство по лапте среди классов. И эти соревнования являются, наверное, самыми популярными среди школьников, участие в них принимают практически все ученики школы.
Итак, основные правила игры в русскую лапту.
В игре участвуют две команды (количество игроков заранее оговаривается). Одна команда занимает линию «города», а другая (водящая) располагается в «поле».
Игра может состоять из одной или двух партий (время тоже заранее оговаривается). Смена команд происходит в служащих случаях: Свободная:
- если у «бьющей команды не осталось игроков с правом на удар»;
- если игроки поля поймали мяч с лета; Игровая:
- если игрок входящей команды осалит игрока «города»;
- если происходит «самоосаливание» игрока «города».
Ответное «осаливание» может выполняться неограниченное количество раз, пока игроки, осалившие соперника последними, не окажутся за линиями «города».
Начало игры.
Партия начинается ударом по мячу игрока «бьющей» команды («метальщика») из зоны подачи. Дальнейшие удары производятся из зоны подачи согласно очереди, установленной до начала игры. Игроки бьющей команды располагаются в зоне «очередности» и ожидают своей очереди, а пробившие мяч игроки, ожидающие пробежки, располагаются в зане «пригорода».
Мяч считается в игре, с момента правильного удара по нему до возвращения мяча за линию города или ее пересечения по воздуху со стороны поля.
Подбрасывание мяча производит игрок «водящей» команды находящийся в пределах «площадки подавальщика». «Подавальщик», находящийся в поле, пользуется всеми правами полезных игроков. Удар по мячу.
Удар считается правильным, если мяч вышел за пределы штрафной площадки и не пересек боковых линий по воздуху.
«Бьющий» имеет право два раза требовать от подавальщика нового подбрасывания мяча, если он не пытался ударить по мячу битой. Если «бьющий» сделал промах, право переходит к следующему игроку.
После удара «бьющий» имеет право на перебежку. Но биту он должен оставить в зоне подачи. Перебежки.
Право на перебежку получает игрок бьющей команды после правильного удара. Полной перебежкой считается перебежка до линии кона и обратно, игрок приносит команде одно очко. Игрок, добежавший до линии кона, в случае необходимости имеет право там остаться и ждать правильного удара. Игрок бьющий может осуществлять перебежку сразу после удара или после удара следующих игроков. Перебежка считается начатой, если игрок заступил линию города или кона двумя ногами. Игрок должен закончить перебежку в своем направлении независимо от ситуации на поле. Силовая борьба на поле запрещена.
Ослабленным считается игрок бьющей команды, которого при перебежке в пределах поля, коснулся мяч, который при этом не коснулся земли. Игроки полевой команды имеют право передавать мяч друг другу.
Игрок бьющей команды считается ослабленным, если он:
- начав перебежку, возвратился за линию города или кона;
- заступил за линию кона боковую при перебежке;
- коснулся мяча или умышленно игрока водящей команды;
- заступил до или после удара за линию города или кона.
При «самоосаливании» игрок полевой команды, владеющий мячом должен отбросить его в любую сторону, но в пределах поля, далее идет игровая смена команд.
За каждую полную перебежку команда получает одно очко. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.
Инвентарь:
Лапта (бита). Изготавливается из твердых пород древесины. Длина около 1 м., толщина ручки - 3 см., ее длина - 25 см., ширина в широкой части около 5 см.
Примечание: при изучении игры с младшими школьниками рекомендуется применять уменьшенную биту, для облегчения выполнения удара применяли даже теннисные ракетки.
Мяч. И игре используется специальный мяч, длина окружности которого 24-25 см.
Примечание: при изучении игры рекомендуется использовать простой резиновый мяч большого размера. Это облегчает нанесение удара, его легче поймать, дальность полета у него меньше.
При изучении игру можно облегчить и упрощать правила, особенно, для младших школьников. Рекомендуем при начальных стадиях изучения исключить ответное «осаливание», разрешить давать на удар 2 или 3 попытки.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.