••••••••••••••••••Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии
Класс |
9 |
Ф.И.О. студента |
Лапшова Татьяна Андреевна |
Ф.И.О. группового методиста |
Кончина Татьяна Александровна |
Ф.И.О. учителя географии |
Командирова Галина Валентиновна |
Тема урока |
«Северо-Запад России» |
Тип урока |
Комбинированный |
Цель урока |
Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала; Раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны; Развивать умение работать с экономическими картами.
|
Задачи урока: |
|
образовательные: |
Формировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона. Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: «анклав», «полуанклав», «СЭЗ». |
развивающие: |
Способствовать формированию информационной культуры учащихся. Формировать умение работать с разными источниками географической информации. Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение. Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность. |
воспитательные: |
Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине. Развивать коммуникативную деятельность. |
Методы обучения |
Словесный, частично-исследовательский, практический; Письменный контроль, контроль и самоконтроль.
|
Оборудование |
Административная карта России, атласы, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация «Северо-Западный экономический район» |
Литература |
1. География. Россия. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. И. Алексеева. Серия: Академический школьный учебник - Полярная звезда. М.: Просвещение, 2011. -240 с.
|
Ход урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Приветствие учеников. Проверка присутствия обучающихся на уроке. - Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Кто сегодня отсутствует?
|
-Дети здороваются с учителем, дежурный отвечает кого нет. |
|
Проверка ранее полученных знаний. -Ребята, на прошлом уроке мы с вами договаривались, что проведём проверочное тестирование по Центральному району. Закрываем учебники и тетради. Можно пользоваться атласом. Я раздам вам тесты, на этих же листах вы пишите и отмечаете правильные ответы. Тест не сложный и на его решение я вам даю 10 минут. Затем дежурный пройдет и соберёт листочки.
(Раздаточный материал. Приложение 2)
|
-Ученики отвечают на вопросы теста. Примерные ответы: Вариант 1: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-в,10-б. Вариант 2: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а.
|
|
Сообщение темы урока. - Тема сегодняшнего урока: «Северо-Запад России». Открываем атласы и к/к, рабочие тетради и записываем число и тему урока.
Просмотр слайда №1. |
-Дети внимательно слушают. Открывают атласы, к/к, тетрадь, записывают число и тему урока.
|
|
- Ребята, нам сегодня предстоит большая работа. Нам необходимо изучить Северо-Западный район по плану, выделить основные пункты и поработать с контурной картой. Смотрим на слайды, внимательно слушаем и вместе со мной прорабатываем каждый пункт нашего плана.
- Северо – западный район самый маленький из экономических районов России. В его состав входят Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. Он имеет выгодное экономико – географическое положение.
Просмотр слайда №3-5. |
-Учащиеся внимательно слушают. |
Работа с контурной картой. |
- Отмечаем в контурных картах границы района, его соседей, а также области, входящий в его состав.
|
Дети отмечают на карте границы и области. |
Работа с материалом на слайде. |
Рассказ учителя. - Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника. Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками. Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части Ленинградской области. Из крупных месторождений имеются промышленные запасы бокситов. Главная отрасль в сельском хозяйстве — животноводство. Доля пашни в Ленинградской и Псковской областях меньше 0% всех сельскохозяйственных угодий. Основная его продукция — молоко, мясо, яйца. Главная задача растениеводства — производство кормов, картофеля и овощей. Выращивают в районе и зерно. В Псковской и Новгородской областях развито льноводство. В обширной пригородной зоне Санкт-Петербурга, вокруг Великого Новгорода и Пскова сформировалось сельское хозяйство пригородного типа. Развивается, особенно в Ленинградской области, фермерство. Просмотр слайда № 6-10. |
Дети
внимательно слушают учителя. |
Работа с материалом на слайде, с атласами. |
Рассказ учителя. - В настоящее время Северо-Запад
выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на
производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного
машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров
народного потребления.
Просмотр слайда № 11-14. |
Дети внимательно слушают рассказ учителя, заполняют контурную карту. |
Работа с материалом на слайде. |
- Транспорт играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая, налаживание долговременных стратегических связей, сближение экономических и культурных связей с другими государствами и районами. На долю района приходится почти 8% внешнеторгового оборота страны, в том числе около 5% экспорта и 15% импорта. Преобладание импортных операций обусловлено спецификой товародвижения через крупнейшие балтийские порты России. Экспортируется продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроения, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее; основную долю импорта составляют продовольственные товары машиностроительная продукция и изделия химической и нефтехимической промышленности. Просмотр слайда №15 |
-Дети внимательно слушают рассказ учителя. |
Работа с материалом на слайде. |
- Как вы считаете, какие проблемы существуют в Северо-Западе?
- Всё верно. Этот
регион подвержен не только воздействию многочисленных внутренних выбросов, но
и трансграничному переносу аэрополлютантов из стран Восточной и Западной
Европы, Соединённых Штатов Америки. Например, поток сернистого газа и
сульфатов в арктический бассейн поступает в огромном количестве из Западной
Европы и США. Неочищенные сточные воды активно загрязняют реки, Кольский и
Финский заливы, оказывая вредное воздействие на гидробионтов: например, под
угрозой вымирания оказались сегодня кольчатые нерпы. Биоресурсы Белого моря
буквально находятся на грани катастрофы. Огромную опасность представляет
собой добыча газа и нефти на шельфе, загрязнение неочищенными радиоактивными
отходами, выведенными из эксплуатации военно-морскими судами и производством
ядерной энергии. Просмотр слайда № 16-18. |
- Дефицит воды, загрязнение воздуха и воды очистными сооружениями, выхлопными газами. Дети внимательно слушают рассказ учителя. Смотрят картинки на слайде. |
|
Подведение итогов урока - Ребята, мы с вами хорошо потрудились сегодня. Изучили новую тему и раскрыли наши задачи. И сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке, и работу вашего соседа по парте. Вам необходимо составить кластер на тему: «Северо-Запад России». Выделить основные аспекты темы. Таким образом вам будет легче дома сориентироваться и выучить её. Вам даётся 3 минуты, затем мы посмотрим на слайд, и вы дополните ваш кластер недостающими элементами. Просмотр слайда № 19. |
Проходят рефлексию. Работают в тетради. |
|
Ознакомление с домашним заданием. - Ребята, а сейчас открываем дневники, записываем домашнее задание. 1.Выучить параграф 19. 2. Проработать свои записи в тетради. 3. Доделать контурную карту. 4. Сделать доклад (по желанию) к следующей теме. Просмотр слайда № 20. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
|
-Ребята, спасибо за внимание!
Просмотр слайда № 21. |
Встают, собирают вещи. |
Приложение 2
.
Тест по теме «Северо-западный экономический район»
Вариант 1.
1. Северо-западный район состоит из:
а) 3 областей б) 4 областей в)4 областей и города федерального значения
2. Северо-Западный район имеет … положение:
а)приморское; б)сухопутное
3. Отличительная особенность населения Северо-Западного района по сравнению с другими экономическими районами:
а) самая низкая плотность населения; б) самая высокая доля городского населения; в)самый сложный национальный состав.
4. Отраслью специализации промышленности Северо-Западного района является:
а) электроэнергетика; б) машиностроение;
3) химическая промышленность; г) металлургия
5. Найдите ошибку в перечне минеральных ресурсов:
а) апатиты; б)фосфориты; в)горючие сланцы.
6. В районе преобладают следующие типы почв:
а) тундро-глеевые; б) серые лесные; в) дерново-подзолистые.
7.В каком городе Северо-Западного района находится крупный алюминиевый комбинат?
а) Санкт-Петербург; б)Волхов; в) Старая Русса; г)Псков.
8. 0сновная отрасль специализации Санкт-Петербурга:
а) Машиностроения б) Металлургия в) Химическая
9. Укажите наиболее важное преимущество ЭГП района:
а) богатство минеральными ресурсами; б)благоприятные природные условия; в)расположение на важных торговых путях – водных и морских.
10. Какое утверждение не относится к Калининградской области:
а) Самая маленькая по площади
б) Является анклавом
в) ТЭК работает на привозном сырье.
Вариант 2.
1.Количество субъектов Федерации в Северо-Западном экономическом районе:
а)4 б)5 в)6.
2. Самый древний город Северо-Запада- ……
а) Санкт - Петербург; б) Псков; в) Новгород.
3. На территории Северо-Западного экономического района преобладают следующие воздушные массы:
а) морские умеренные б) морские арктические в)континентальные умеренные.
4. Найдите ошибку в перечне стран-соседей Северо-Западного района:
а) Эстония; б) Белоруссия; в) Украина.
5. Экономика Северо-Запада базируется на …
а) собственном сырье; б)привозном сырье.
6. В каком городе Северо-Западного экономического района находится нефтеперерабатывающий завод:
а) Кириши б) Ухта в) Кстово.
7. В Калининградской области наибольшее развитие получил:
а) Машиностроительный комплекс
б) Рыбопромышленный комплекс
в) Химико-лесной комплекс
8. Укажите пару регионов, входящих в состав Северо-Западного района:
а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская; в) Калининградская и Вологодская.
9. Найдите ошибку в перечне отраслей промышленности района:
1) черная металлургия; 2) машиностроение; 3) ВПК.
10. Проблемами Северо – Западного района являются …
а) защита г. Санкт – Петербурга от наводнений;
б) создание нового порта;
в) восстановление памятников архитектуры
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.