Технологическая карта урока по географии на тему
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по географии на тему

Оценка 4.9
docx
04.02.2020
Технологическая карта урока по географии на тему
fggfsgfj.docx

••••••••••••••••••Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии

Класс

9

Ф.И.О. студента

Лапшова Татьяна Андреевна

Ф.И.О. группового методиста

Кончина Татьяна Александровна

Ф.И.О. учителя географии

Командирова Галина Валентиновна

Тема урока

«Северо-Запад России»

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

  Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природно-ресурсного потенциала;

Раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны;

Развивать умение работать с экономическими картами.

 

Задачи урока:

 

образовательные:

Формировать представление об истории освоения и экономического развития территории региона.

Познакомить учащихся с особенностями экономико-географического положения и основными чертами природы, сформировать знания о географических понятиях: «анклав», «полуанклав», «СЭЗ».

развивающие:

Способствовать формированию информационной культуры учащихся.

Формировать умение работать с разными источниками географической информации.

Анализировать собранную информацию, логически доказывать выдвинутое предположение.

Развивать географическое мышление школьников. Формировать их картографическую грамотность.

воспитательные:

Способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению региона и социально-эмоциональных, патриотических чувств к своей Родине. Развивать коммуникативную деятельность.

Методы обучения

Словесный, частично-исследовательский, практический;

Письменный контроль, контроль и

самоконтроль.

 

Оборудование

         Административная карта России, атласы, учебник, тетрадь, проектор для показа презентации, компьютер, презентация «Северо-Западный экономический район»

Литература

1.      География. Россия.  9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / под ред. А. И. Алексеева. Серия: Академический школьный учебник - Полярная звезда. М.: Просвещение, 2011. -240 с.

 

  Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный момент. (2 минуты)

Приветствие учеников. Проверка присутствия обучающихся на уроке.

- Здравствуйте, ребята! Присаживаемся. Кто сегодня отсутствует?

 

-Дети здороваются с учителем, дежурный отвечает кого нет.

  1. Мотивация учебной деятельности.  (12 минут)

Проверка ранее полученных знаний.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами договаривались, что проведём проверочное тестирование по Центральному району. Закрываем учебники и тетради. Можно пользоваться атласом. Я раздам вам тесты, на этих же листах вы пишите и отмечаете правильные ответы. Тест не сложный и на его решение я вам даю 10 минут. Затем дежурный пройдет и соберёт листочки.

 

(Раздаточный материал. Приложение 2)

 

-Ученики отвечают на вопросы теста. 

Примерные ответы:

Вариант 1: 1-в, 2-а, 3-б, 4-б, 5-а, 6-в, 7-б, 8-а, 9-в,10-б.

Вариант 2: 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-б, 6-а, 7-а, 8-б, 9-в, 10-а.

 

  1. Сообщение темы урока. (2 минуты)

Сообщение темы урока.

 - Тема сегодняшнего урока: «Северо-Запад России». Открываем атласы и к/к, рабочие тетради и записываем число и тему урока.

 

 

 

          Просмотр слайда №1.

-Дети внимательно слушают. Открывают атласы, к/к, тетрадь, записывают число и тему урока.

 

  1. Основной этап, изучение нового материала. (20 минут)

 

 

 

 

 

- Ребята, нам сегодня предстоит большая работа. Нам необходимо изучить Северо-Западный район по плану, выделить основные пункты и поработать с контурной картой. Смотрим на слайды, внимательно слушаем и вместе со мной прорабатываем каждый пункт нашего плана.

 

- Северо – западный район самый маленький из экономических районов России. В его состав входят Ленинградская, Псковская, Новгородская и Калининградская области. Он имеет выгодное экономико – географическое положение.

 

Просмотр слайда №3-5.

-Учащиеся внимательно слушают.

Работа с контурной картой.

- Отмечаем в контурных картах границы района, его соседей, а также области, входящий в его состав.

 

 

Дети отмечают на карте границы и области.

Работа с материалом на слайде.

Рассказ учителя.

- Северо-Западный район расположен на Русской равнине, представляющей собой низменность со следами деятельности ледника. Пониженные участки рельефа заняты многочисленными озерами и торфяниками. Северо-Западный район не отличается особым разнообразием и богатством полезных ископаемых. На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части Ленинградской области. Из крупных месторождений имеются промышленные запасы бокситов.

Главная отрасль в сельском хозяйстве — животноводство. Доля пашни в Ленинградской и Псковской областях меньше 0% всех сельскохозяйственных угодий. Основная его продукция — молоко, мясо, яйца.  Главная задача растениеводства — производство кормов, картофеля и овощей. Выращивают в районе и зерно. В Псковской и Новгородской областях развито льноводство. В обширной пригородной зоне Санкт-Петербурга, вокруг Великого Новгорода и Пскова сформировалось сельское хозяйство пригородного типа. Развивается, особенно в Ленинградской области, фермерство.

      Просмотр слайда № 6-10.

Дети внимательно слушают учителя.
Записывают главную мысль каждого пункта.

Работа с материалом на слайде, с атласами.

Рассказ учителя.

- В настоящее время Северо-Запад выступает как крупный индустриальный район, специализирующийся на производстве наукоемкой продукции, в первую очередь сложного и точного машиностроения, выпуске продукции химической и лесной промышленности, товаров народного потребления.
- Ребята, смотрим на слайды, ваши атласы и отмечаем отрасли промышленности и города, в которых они специализируются.

 

     Просмотр слайда № 11-14.

Дети внимательно слушают рассказ учителя, заполняют контурную карту.

Работа с материалом на слайде.

- Транспорт играет важную роль в хозяйстве района, обеспечивая, налаживание долговременных стратегических связей, сближение экономических и культурных связей с другими государствами и районами. На долю района приходится почти 8% внешнеторгового оборота страны, в том числе около 5% экспорта и 15% импорта. Преобладание импортных операций обусловлено спецификой товародвижения через крупнейшие балтийские порты России. Экспортируется продукция топливно-энергетического комплекса, машиностроения, черные и цветные металлы, древесина и изделия из нее; основную долю импорта составляют продовольственные товары машиностроительная продукция и изделия химической и нефтехимической промышленности.

         Просмотр слайда №15

-Дети внимательно слушают рассказ учителя.

Работа с материалом на слайде.

- Как вы считаете, какие проблемы существуют в Северо-Западе?

 

 

 

 

 

 

- Всё верно. Этот регион подвержен не только воздействию многочисленных внутренних выбросов, но и трансграничному переносу аэрополлютантов из стран Восточной и Западной Европы, Соединённых Штатов Америки. Например, поток сернистого газа и сульфатов в арктический бассейн поступает в огромном количестве из Западной Европы и США. Неочищенные сточные воды активно загрязняют реки, Кольский и Финский заливы, оказывая вредное воздействие на гидробионтов: например, под угрозой вымирания оказались сегодня кольчатые нерпы. Биоресурсы Белого моря буквально находятся на грани катастрофы. Огромную опасность представляет собой добыча газа и нефти на шельфе, загрязнение неочищенными радиоактивными отходами, выведенными из эксплуатации военно-морскими судами и производством ядерной энергии.

Просмотр слайда № 16-18.

- Дефицит воды, загрязнение воздуха и воды очистными сооружениями, выхлопными газами.

Дети внимательно слушают рассказ учителя. Смотрят картинки на слайде.

  1. Рефлексия. Закрепление полученного материала. (6 минут)

 

Подведение итогов урока

- Ребята, мы с вами хорошо потрудились сегодня. Изучили новую тему и раскрыли наши задачи. И сейчас я хочу, чтобы вы оценили свою работу на уроке, и работу вашего соседа по парте.

Вам необходимо составить кластер на тему: «Северо-Запад России». Выделить основные аспекты темы. Таким образом вам будет легче дома сориентироваться и выучить её. Вам даётся 3 минуты, затем мы посмотрим на слайд, и вы дополните ваш кластер недостающими элементами.

          Просмотр слайда № 19.

 Проходят рефлексию. Работают в тетради.

  1. Комментарий домашнего задания. (2 минуты)

Ознакомление с домашним заданием.

- Ребята, а сейчас открываем дневники, записываем домашнее задание. 1.Выучить параграф 19. 2. Проработать свои записи в тетради. 3. Доделать контурную карту. 4. Сделать доклад (по желанию) к следующей теме.

 Просмотр слайда № 20.

Ученики записывают домашнее задание в дневник.

  1. Организационный момент. (1 минута)

-Ребята, спасибо за внимание!

 

     Просмотр слайда № 21.

Встают, собирают вещи.

 

          

 

 

 

 

 

 

 

 

        Приложение 2

.

Тест по теме «Северо-западный экономический район»

Вариант 1.

1. Северо-западный район состоит из:

а) 3 областей б) 4 областей в)4 областей и города федерального значения

2. Северо-Западный район имеет … положение:

а)приморское; б)сухопутное

3. Отличительная особенность населения Северо-Западного района по сравнению с другими экономическими районами:

а) самая низкая плотность населения; б) самая высокая доля городского населения; в)самый сложный национальный состав.

4. Отраслью специализации промышленности Северо-Западного района является:

а) электроэнергетика; б) машиностроение;

3) химическая промышленность; г) металлургия

5. Найдите ошибку в перечне минеральных ресурсов:

а) апатиты; б)фосфориты; в)горючие сланцы.

6. В районе преобладают следующие типы почв:

а) тундро-глеевые; б) серые лесные; в) дерново-подзолистые.

7.В каком городе Северо-Западного района находится крупный алюминиевый комбинат?

а) Санкт-Петербург; б)Волхов; в) Старая Русса; г)Псков.

8. 0сновная отрасль специализации Санкт-Петербурга:

а) Машиностроения б) Металлургия в) Химическая

9. Укажите наиболее важное преимущество ЭГП района:

а) богатство минеральными ресурсами; б)благоприятные природные условия; в)расположение на важных торговых путях – водных и морских.

10. Какое утверждение не относится к Калининградской области:

а) Самая маленькая по площади

б) Является анклавом

в) ТЭК работает на привозном сырье.

 

Вариант 2.

1.Количество субъектов Федерации в Северо-Западном экономическом районе:

а)4 б)5 в)6.

2. Самый древний город Северо-Запада- ……

а) Санкт - Петербург; б) Псков; в) Новгород.

3. На территории Северо-Западного экономического района преобладают следующие воздушные массы:

а) морские умеренные б) морские арктические в)континентальные умеренные.

4. Найдите ошибку в перечне стран-соседей Северо-Западного района:

а) Эстония; б) Белоруссия; в) Украина.

5. Экономика Северо-Запада базируется на …

а) собственном сырье; б)привозном сырье.

6. В каком городе Северо-Западного экономического района находится нефтеперерабатывающий завод:

а) Кириши б) Ухта в) Кстово.

7. В Калининградской области наибольшее развитие получил:

а) Машиностроительный комплекс

б) Рыбопромышленный комплекс

в) Химико-лесной комплекс

8. Укажите пару регионов, входящих в состав Северо-Западного района:

а) Новгородская и Вологодская области; б) Псковская и Новгородская; в) Калининградская и Вологодская.

9. Найдите ошибку в перечне отраслей промышленности района:

1) черная металлургия; 2) машиностроение; 3) ВПК.

10. Проблемами Северо – Западного района являются …

а) защита г. Санкт – Петербурга от наводнений;

б) создание нового порта;

в) восстановление памятников архитектуры

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии

Технологическая карта (конспект) зачетного урока по географии

Письменный контроль, контроль и самоконтроль

Письменный контроль, контроль и самоконтроль

Просмотр слайда №1. - Дети внимательно слушают

Просмотр слайда №1. - Дети внимательно слушают

На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части

На территории района имеются запасы торфа, которые расположены повсеместно, горючих сланцев, залегающих в северо-западной части

Ребята, смотрим на слайды, ваши атласы и отмечаем отрасли промышленности и города, в которых они специализируются

Ребята, смотрим на слайды, ваши атласы и отмечаем отрасли промышленности и города, в которых они специализируются

Как вы считаете, какие проблемы существуют в

Как вы считаете, какие проблемы существуют в

Рефлексия. Закрепление полученного материала

Рефлексия. Закрепление полученного материала

Северо-Западный район имеет … положение: а)приморское; б)сухопутное 3

Северо-Западный район имеет … положение: а)приморское; б)сухопутное 3

Кириши б) Ухта в) Кстово. 7.

Кириши б) Ухта в) Кстово. 7.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2020