ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж имени А.П.Раменского»
Технологическая карта урока по литературному чтению
Для 3 «В» класса
На тему:
«Е.А. Благина «Кукушка», «Котенок»
Выполнила:
Студентка группы Ш-47
Шварева Екатерина Алексеевна
Проверили:
Руководитель от школы:
Корсакова Любовь Леонидовна
Отметка « » ( )
Соликамск, 2020 г.
Структура технологической карты
Тема урока |
«Е.А. Благина «Кукушка», «Котенок» |
УМК |
Школа России |
Цели деятельности уроки |
Ознакомление учащихся с жизнью и творчеством «Е.А. Благина «Кукушка», «Котенок; обучение правильному чтению стихов; развитие памяти, речи, мышления. |
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: · научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение); · научатся осознавать свои возможности в учении; · смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием. Предметные: · учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; · планировать работу на уроке, осмысливать цели чтения; · читать и воспринимать на слух лирические тексты; · читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; · сравнивать название произведения и его содержание; высказывать своё мнение. |
Методы и формы обучения |
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная. Методы обучения: словесный, наглядный, практический |
Оборудование и инвентарь |
Аудио и мультимедиа, доска, мел. |
Этапы урока |
Обучающиеся и развивающиеся компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формы организации со взаимодействия |
Универсальные учебные действия |
1.Орг.момент. (Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой). |
|
-Добрый день, ребята. Меня зовут Екатерина Алексеевна, урок литературного чтения проведу я. Проверьте, у вас на партах должно лежать: учебник, дневник, письменные принадлежности.
|
Приветствуют учителя.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: приветствие учителя; Регулятивные: умение организовать себя и своё рабочее место. Соблюдать дисциплину. |
2.СТИЦ |
|
-Какой раздел мы изучаем?
-С какими авторами и стихотворениями мы уже познакомились?
-Совершенно верно! -Для начала давайте поучимся говорить громко и красиво. Речевая разминка Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота. Та-та-та – поймай кота. Ту-ту-ту – поет петух. То-то-то – поем батон. Ят-ят-ят – птички летят. Ду-ду-ду, ду-ду-ду — дети бегают в саду. Ду-ду-ду – домой пойду. Ды-ды-ды – попей воды. -Прочитайте чистоговорку про себя, тихо. -Кто желает прочитать чистоговорку выразительно? -Кто желает прочитать с вопросительной интонацией? Восклицательной? - Ребята, соберите слова из распавшихся букв. АКШУКУК (КУКУШКА) КОНЕТОК (КОТЕНОК) -Как вы думаете, что может связывать эти два слова? — Это названия стихотворений, которые мы будем сегодня на уроке читать. Прочитайте, как зовут автора — Какие стихи Благининой вы уже читали и знаете? |
-«Поэтическая тетрадь №2» -С.Я.Маршак «Гроза днем», А.Л.Барто «Разлука» «В театре», С.В. Михалков «Если»
-Елена Александровна Благинина
-Ответы детей |
Фронтальная |
Коммуникативные: умение формулировать ответы на вопросы, слушать учителя, одноклассников; Регулятивные: определение задач урока с помощью учителя; |
3.Работа по теме урока. |
Краткая биографическая справка об авторе Выставка книг
Первичное чтение
Проверка первичного чтения Беседа по содержанию
|
-Прежде чем знакомится с автором, я вас познакомлю с ним. Посмотрите на портрет автора. Елена Александровна Благинина (1903- 1989 гг.) Дочь железнодорожного кассира, внучка священника. С детства мечтала стать учительницей. Каждый день, в любую погоду, в самодельных башмаках на веревочной подошве шла она за семь километров от дома в Курский педагогический институт. Но желание писать оказалось сильнее, и тогда же — в годы студенчества — появились первые лирические стихи Елены Александровны. Вскоре она перебралась в Москву, где поступила в Высший литературно-художественный институт. В начале 30-х годов прошлого века Елена Александровна стала писать стихи для детей. Именно тогда на страницах журнала «Мурзилка», где печатались такие поэты, как Маршак, Барто, Михалков, появилось новое имя — Елена Благинина. . Она писала стихи, искрящиеся юмором, «дразнилки», «считалки», «скороговорки», песенки, сказки. Но больше всего у неё стихов лирических.Елену Александровну отличало невероятное трудолюбие, и за свою долгую жизнь она успела выпустить около сорока книг, которые неизменно пользовались популярностью у взрослых и детей.
- Послушайте, кто так кричит (Слушают аудиозапись) - Что вы знаете о кукушке? Присутствие кукушки легко обнаружить по характерному пению самцов. Кукование обычно начинается в мае – июне и прекращается во 2-ой половине лета. Обыкновенные кукушки гнёзд не строят, яйца подбрасывают в чужие гнёзда. Но кукушек следует причислить к полезным пернатым, т.к. они уничтожают, массу насекомых – вредителей древесных насаждений. -К тому же они своим кукованием приносят людям радость, как вы, подчёркивая очарование наступившей весны. -Откройте учебник на с. 109, сейчас я включу аудиозапись, а в это время вы ставите пальчик и следите. Начинаем читать с имени и фамилии автора.
-Какое стихотворение оно вам напомнило?
-Давайте перечитаем это стихотворение(с.111) -В чём сходства этих стихотворений?
-В чём отличия этих стихотворений?
- Какое определение дают поэты голосу кукушки?
Вывод: тема одна, но читать стихотворения надо по-разному, т.к. в них выражены разные эмоции. Выразительное чтение стихотворения «Кукушка» детьми. |
Знакомство с биографией автора
-Кукушка -Мнения детей
-Прослушивают аудиозапись стихотворения.
-Самуила Яковлевича Маршака «В лесу над росистой поляной».
1. Общая тема – о кукушке. 2. Главный герой – мальчик. 3. Действие происходит в лесу.
1. Разное время суток: у Маршака – рассвет, туман, росистая поляна, у Благининой – «неяркий денёк», весь день с утра до вечера; 2. У Благининой – нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у Маршака – светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. - Стеклянный - Заунывный – наводящий уныние, тоскливый, печальный
- Простосердечный – простодушный, доверчивый, искренний - Отзывчивый – легко отзывающейся.Сочувственно относящийся к нуждам других, готовый помочь. - Милый - Блаженствую – ииспытывать блаженство, наслаждаться, быть счастливым.
|
Фронтальная |
Коммуникативные: умение выслушать мнение одноклассника, аргументировать собственное мнение.
Регулятивные: контроль выполнения задания; коррекция ошибок.
Личностные: проявление познавательного интереса к знаниям;
|
|
Первичное чтение
Словарная работа |
-Сейчас найдите стихотворение «Котенок», я включаю аудиозапись, в это время вы ставите пальчик и следите. -От чьего лица ведётся повествование? -Какое настроение вызвало это стихотворение? Что вы почувствовали в начале, в конце? Почему? -Прочитайте внимательно стихотворение самостоятельно. -Какие непонятные, трудные слова встретили в произведении? Ненастный – дождливый, пасмурный день (значит, с утра шел дождь) Загляденье просто – очень красиво, глаз не оторвать. Как бархат – очень мягкая, нежная ткань (шерстка мягкая). Хвост трубой – когда веселый, довольный, уверенный. -Ребята, каким котенок был сначала? -Почему этот котенок? Выразительное чтение стихотворения «Котенок». - Прочитайте стихотворение так, чтобы каждый из нас почувствовал, как котенку сначала было плохо, а потом хорошо. |
-Прослушивание аудиозаписи
-От девочки
|
|
|
4.Физ.минутка |
|
Видеофрагмент |
Фронтальная |
Личностные: -Умение слушать |
|
5. Итог урока. |
|
- О чём стихотворения Елены Александровны Благининой? - Чему научили нас прочитанные стихи? - А кто уже запомнил это стихотворение? |
Подведение итогов урока -О животных - Любить животных, относиться к животным бережно, помогать им, если они попали в беду |
||
6.Д/З |
|
|
|
|
|
7..Рефлексия. |
|
- Оцените себя - Сегодня я узнал… - Было интересно… - Было трудно… - Я понял, что… - Урок дал мне для жизни… - Мне захотелось… |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.