ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
УРОКА ПО ТЕМЕ:
Л.Н.Толстой «Котёнок»
(2 класс)
Участник:
Микитюк Маргарита Альфредовна,
учитель начальных классов.
2020-2021 учебный год
Аннотация
Урок литературного чтения по теме: Л.Н.Толстой «Котёнок».
Данный урок изучается во 2 классе в разделе «Детские писатели».
Урок литературного чтения построен в соответствии с ФГОС.
Урок развивающий, используется технология развитие критического мышления.
Большое внимание уделяется работе с текстом, формированию навыков выразительного чтения. Занимательные моменты, наглядный материал направлены на развитие познавательного интереса к урокам литературного чтения.
Урок имеет большое воспитательное значение.
Предметная область:
Урок №39 по программе Л.Ф.Климановой «Литературное чтение» (Образовательная система «Школа России»)
Базовый учебник: Л.Ф. Климанова «Литературное чтение. Часть 1» (2 класс)
Раздел: «Детские писатели»
Тема: Л.Н.Толстой «Котёнок»
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока:
Задачи урока:
Образовательные:
- сформировать умение понимать авторский замысел;
- формировать выразительность и осознанность чтения;
- учить детей понимать, находить и выделять главную мысль;
- учить наблюдать, делать выводы, вести беседу;
- учить выражать своё отношение к прочитанному, героям, событиям.
Развивающие:
- развивать умение воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
- развивать умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, ключевым словам;
- развивать умение анализировать, сравнивать;
- совершенствовать навык чтения целыми словами и навык выразительного чтения;
- развивать внимание к слову.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к чтению рассказа;
- воспитывать любовь к животным, способность сопереживать, сострадать.
Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 кл. Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого
Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо.
Приёмы:
· выразительное чтение;
· обращение к личному опыту учащихся;
· прогнозирование по названию;
· синквейн
Предполагаемый результат:
Предметные УУД:
- характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, собственных впечатлений о герое;
- пересказывать текст подробно, выборочно.
- составлять устно текст-описание героя.
Метапредметные УУД:
Познавательные умения
- использовать разные виды чтения (изучающее, выборочное, поисковое);
- осознано воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов;
- участвовать в их обсуждении.
Регулятивные умения
- формулировать и удерживать учебную задачу.
Коммуникативные умения
- высказывать собственное мнение и позицию;
- строить монологическое высказывание, используя доступные речевые средства для передачи своего впечатления.
Личностные УУД:
- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||||
1.Организационный момент |
Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Регулятивные: волевая саморегуляция |
||||||||
2. Актуализация опорных знаний |
На предыдущих уроках мы познакомились с творчеством Л.Н. Толстого. Сейчас мы повторим наши знания. Игра «Вспомни и ответь» - Ребята, у меня есть непростая ромашка. На лепестках этой ромашки даны вопросы. Вам нужно ответить на тот вопрос, с которого начинается предложение. Предложения –вопросы начинаются с выделенных слов стихотворения и составлены они к изученным рассказам Л.Н.Толстого. У меня трёхцветный кубик, а у вас разноцветные кружочки. Подбрасывая кубик, я определяю цвет , следовательно определяю водящего. А вопрос выбираете вы. 1.Почему Филипок взял старую отцовскую шапку, чтобы идти в школу? 2.Что нечаянно разбил мальчик играя? 3.Кто отогнал собак, которые бежали за Филипком? 4.Отчего заплакали муж с женою, поглядев друг на друга? 5.Куда посадил учитель Филипка, вошедшего в класс? 6.Зачем Миша мастерил лоханку для батюшки с матушкой? - Молодцы, ребята! Вы отлично справились с моим заданием. Скажите, а какие произведения мы вспомнили? Б) Обобщение, работа с таблицей. Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н.Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Поэтому его рассказы являются поучительными. Давайте вспомним, чему же нас научили рассказы Л.Н.Толстого. Найдите соответствие между данными заголовком и главной мыслью. |
Ответы детей
1.Своей не нашёл
2. Дорогую чашку
3. Мужик
4. От стыда, что обидели старика
5. На лавку возле брата 6. Чтобы в старости их из неё кормить
«Филипок», «Старый дед и внучек», «Правда всего дороже»
|
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция
|
||||||||
3.Определение темы. Постановка учебной задачи. |
Сегодня мы познакомимся с еще одним рассказом Толстого. Но для начала отгадайте загадку. Никак он не сидит на месте - То вдруг играть начнет с клубком, То миску с вкусным молоком Пойдет лакать он с мамой вместе. Скажите, это я о ком? - Всё правильно. Мы будем знакомиться с новым рассказом Л.Н.Толстого «Котёнок». (слайд 9) - Можно ли на основании названия произведения предположить о чём это произведение? - Можно ли отнести произведение «Котёнок» к группе ранее названных поучительных рассказов, где героями были люди? - Точно и однозначно пока ответить не можем. Надо прочитать. - Какова цель нашего урока? |
Будем читать рассказ о котёнке.
Нет.
Нет.
Узнать о чём это произведение, определить является ли оно поучительным. |
Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели. Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника. Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности. |
||||||||
4. Физминутка |
Слушайте стихотворение и повторяйте: Если кушаешь ты рыбку, делай так: «мур-мур» Вот поймает мышку киска, делай так: «цап-царап» Вот поймает мышку киска, дай за это ей сосиску. Вот поймает мышку киска, делай так: «мяу-мяу» Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу» Если любят кошку люди, делай так: «цап-царап» Если любят кошку люди, кошка верным другом будет. Если любят кошку люди, делай так: «мяу-мяу» |
Дети выполняют движения. |
Регулятивные: волевая саморегуляция |
||||||||
5. Ознакомление с новым материалом. Первичное знакомство с текстом
|
Слушание аудио текста с остановками. Словарная работа. Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. – Как вы думаете куда пропала кошка? Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала: – Нашёл? Нашёл? - Куда залез Вася? Что такое амбар? Где можем найти значение этого слова? (слайд 12) - Объясните почему Катя не полезла искать кошку вместе с Васей? Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: – Нашёл! Наша кошка... и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. – Посмотрите на экран (слайд 13) и скажите, а сколько котят было у кошки? Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. - Ребята, а как вы думаете, какая кличка подошла бы котёнку, который был у Васи и Кати? Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним… Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка. - Ребята, давайте предположим, что могло произойти с котёнком во время прогулки? Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле. |
Слушание
Она потерялась, убежала гулять…
В словаре
Она была маленькая, боялась высоты…
Потерялся, заблудился, спрятался в траве. |
Регулятивные: волевая саморегуляция |
||||||||
|
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.
|
||||||||||
6. Проверка понимания прочитанного |
- Куда пошли дети? - Как котёнок остался один? - Какая опасность угрожала котёнку? - Кто спас котёнка? - Волновались ли вы когда слушали рассказ? - За кого волновались больше?
|
|
|||||||||
7. Вторичное чтение текста. Анализ прочитанного.
|
– Прочтите рассказ цепочкой по предложению.
- Определите последовательность событий в тексте. - Ребята, что испытывала Катя, раз она испугалась, закричала и убежала? - Как вы думаете, а Вася испытывал страх, ведь он тоже ребёнок как и сестра? - А о чём думал он в момент опасности? - Можно сказать, что он свой страх поборол, если бросился на спасение? - Скажите, а добро помогает побороть страх? - А вам это знакомо? Вы испытывали страх в своей жизни? Вы побороли его в себе? - А с вами могла произойти такая история? - Зачем же Л.Н.Толстой поведал нам эту историю? (Чтобы предотвратить беду, заботиться о своих питомцах) - Так можно ли отнести рассказ «Котёнок» к группе поучительных рассказов?
|
Чтение рассказа цепочкой по предложению.
|
Коммуникативные: управление поведением партнера; умение выражать свои мысли. Познавательные: общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание |
||||||||
8. Закрепление |
Тест на понимание содержания прочитанного
|
Игра «ДА - НЕТ» А) герои были – брат и сестра, Б) у кошки родилось 6 котят, В) один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка, Г) дети собирали щавель и не забывали про котенка, Д) две собаки ухватили котенка и хотели с ним поиграть, Е) Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них, Ж) Вася упал животом на котенка и закрыл его от себя.
|
Регулятивные: умение осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля. Коммуникативные: формировать умение высказывать собственную точку зрения, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи. Личностные: формировать готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке. |
||||||||
9. Рефлексия. Подведение итогов урока |
- С каким произведением мы сегодня работали?
- Почему мы назвали его поучительным? Итогом урока станет составление «Синквейна» - Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - эта фраза французского писателя А. Сент-Экзюпери из рассказа «Маленький принц» и есть ваш урок на сегодня.(слайд 21) - А вот какие слова сказаны немецким философом Артуром Шопенгауэром «Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными» (слайд 22) - А Л.Н.Толстой говорил так, «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (слайд 23) |
- Помогают стать умнее, добрее и внимательнее, воспитывают нас.
|
Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.
|
||||||||
Домашнее задание |
1 уровень: Пересказ текста 2 уровень: Пересказ текста от лица Васи. |
Запись домашнего задания |
Регулятивные: волевая саморегуляция; |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.