Почему белые медведи не едят пингвинов?
4 класс |
Окружающий мир |
|
Экспедиция на Южный и Северный полюсы Земли
|
||
Предпочтительное время проведения активности: |
45 минут |
|
Предметно-специфические навыки: |
Навыки работы с картами, с текстом, установление причинно-следственных связей |
|
Что учащиеся должны изучить, и как это связано с государственной учебной программой
Учебные цели |
|
1. Сформировать представление о разнообразии Земли 2. Познакомить с холодными районами Земли и с животным миром 3. Развивать познавательную активность детей, умение сравнивать, рассуждать 4. Воспитывать коммуникативные компетенции, развивать интерес к географическим областям и жизни животных 5. Способствовать развитию креативного и критического мышления
|
|
Критерии оценки |
|
1. Скорость и качество работы с текстом 2. Умение сформулировать вывод в соответствии с поставленными задачами 3. Выполнение итогового продукта (рисунок, панно)
|
|
Связь с учебной программой |
|
1. Расширение представлений о карте мира, природных зонах, жизни животных 2. Умение отличать реальные факты от вымыслов
|
|
Связь с другими предметами |
|
География, биология, литературное чтение, ИЗО
|
|
Универсальные учебные действия |
|
1. Регулятивные: выделять и осмысливать то, что уже знает и что еще нужно узнать 2. Познавательные: делать выводы 3. Личностные: уважительное отношение к мнению других 4. Коммуникативные: участие в диалоге, ответы на вопросы, умение слушать и понимать других
|
Описать материалы и оборудование, необходимые для проведения активности
Веб и печатные материалы |
|
|
1. Флипчарт, мультфильм (https://www.youtube.com/watch?v=F2K738JRlW8&t=7s) материалы для творчества, печатные тексты с вымышленными фактами, фото животных, план зоопарка
|
||
Другое |
|
|
Компьютер, интерактивная доска
|
||
Описание последовательность шагов, роли преподавателя и ученика, а также возможность оценки деятельности
Шаг |
Продолжительность |
Роли учителя и учащегося |
Параметры оценивания |
1 |
10 мин |
Учащиеся делятся на группы и получают тексты для работы.
Учитель: Теплый майский день, солнце грело по-весеннему. Петя и Варя с родителями пришли в зоопарк. На входе в зоопарк их ждала женщина – экскурсовод. Вместе с ней они отправились по асфальтовым дорожкам в мир животных. Останавливаясь возле каждого вольера, ребята узнавали много интересного об их обитателях. они наблюдали за разными животными и птицами: жирафами, зебрами, морскими котиками, тюленями, волками, кроликами, павлинами, попугаями… Некоторых из них даже разрешили покормить. Самое большое количество посетителей было в зоне животных, проживающих в самых холодных районах Земли. Петя задал вопрос экскурсоводу: «А белые медведи не охотятся на пингвинов?»
Учитель: Давайте представим, что мы с вами исследователи, которые должны разобраться в этом вопросе. Каждая группа получает таблицу, которую нужно заполнить, поработав с текстами. |
Критичность в групповой работе
Активность в групповой работе |
2 |
10 мин |
Учитель: Ребята, распределите роли в ваших группах («Хранитель времени», «Научный руководитель», «Художник», «Секретарь», «Координатор»)
Работа с текстами и таблицей. Рисуют животных (белый медведь и пингвин). Сформулировать ответ на вопрос. |
Распределение ролей в группе |
3 |
7 мин |
Группы выступают, объясняя свои мнения (сравнивая). Другие ученики высказывают свои замечания и соображения. |
Количество адекватных обоснований своего мнения |
4 |
3 мин |
Учитель: Ребята, вы все отлично поработали, стали специалистами в вопросах о жизни белых медведей и пингвинов. А у меня для вас есть высказывания от учеников 1 класса. Помогите исправить ошибки первоклассников. |
Способность аргументированно относится к ошибочному высказыванию |
5 |
5 мин |
Учитель: Ребята, каждая группа поработала художниками и сейчас я предлагаю вам оформить панно из нарисованных животных.
Ученики: составление панно из нарисованных животных на флипчарте с контурной картой. |
Креативное мышление |
6 |
5 мин |
Учитель: А сейчас предлагаю вам проверить правильность ваших выводов.
Просмотр мультфильма Учитель: Никто не знает, как сложились бы их отношения, окажись они на одной территории. Но пока белые медведи царствуют только в Северном полушарии, а пингвины исключительно в Южном.
Учитель: А теперь прошу оценить наш урок. Выберите один из вариантов и продолжите фразу.
- Сегодня мне удалось сделать открытие... - Я хочу поблагодарить за урок... - Больше всего меня удивило... - Меня порадовало... |
Рефлексия |
_______________________________________________________________________________________________________________________
(участники)
- Распределите роли в ваших группах («Хранитель времени», «Научный руководитель», «Художник», «Секретарь», «Координатор»)
Памятка
«Хранитель времени» – следит за временем;
«Секретарь» – ведет записи;
«Научный руководитель» - работает с текстом и выступает;
«Координатор» - следит за выполнением этапов работы;
«Художник» - выполняет творческое задание (рисунки)
- Ознакомьтесь с текстами (приложение №1)
-И заполните таблицу (приложение №2)
-Не забудьте правильно сформулировать ответ на вопрос в конце таблицы
- Выступление групп
- Исправление ошибок первоклассников (приложение №3)
- Оформление панно из нарисованных животных (приложение №4)
- Подведение итогов (листы для рефлексии)
Приложение №1
Белый медведь
Белого медведя называют «белым
хозяином Северного полюса». Белые медведи обитают на Северном полюсе, среди
вечных льдов и снегов. Это самое большое, самое сильное животное из семейства
медвежьих. Он весит примерно 700 кг, а длина его туловища достигает 3-х метров.
Белые медведи с головы до ног покрыты густым белым мехом. Мех растёт даже на
подушечках лап, поэтому животное легко и быстро передвигается по снегу и льду.
Мех медведя отлично сохраняет тепло его тела, поэтому им не страшны даже самые
лютые морозы - Почему острова на Северном Ледовитом океане назвали Арктикой?
Оказывается! Белые медведи нигде, кроме Арктики, не живут. По-гречески «арктус»
- медведь. Предполагают, что название этого района Земли связано с обитающими
здесь белыми медведями.
Белые медведи – отличные пловцы, могут часами находиться в воде. Вода
не проникает им под шубу, и поэтому они всегда остаются сухими. Такой зверь
разгуливает на арктическом морозе в теплой красивой шкуре, под которой
скрывается толстый слой жира. Шуба и жир не дают медведю замерзнуть и помогают
медведю плавать. Мишка очень хороший пловец, ведь его пища находится в воде. Ныряя в воду, медведь оказывается под толстым слоем льда.
Медведь способен разбить слой льда своей большой головой. Излюбленная пища
белых медведей - тюлени, рыба, морские водоросли, птичьи яйца. Животные, которые
питаются мясом, рыбой называются …. хищниками. А для
такой пищи нужны острые зубы!
Пингвин
Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. Зимой температура опускается до – 80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, но не умеют летать. Крылья им нужны для того, чтобы грести под водой. Рост пингвинов около метра. У пингвинов нет пуховых перьев, но у них есть толстый слой жира под кожей, который их спасает от сильных морозов и ветров. В Антарктиде всегда холодно. Южный полюс расположен в нижней южной части глобуса. Антарктида лежит на крайнем юге земного шара. Весь год её земля покрыта снегом. Зимой температура опускается до – 80 градусов. Лето здесь холоднее нашей зимы.
Гнёзда для птенцов они не делают - негде и не из чего. Но ведь на снег яйцо тоже не положишь – замёрзнет пингвинёнок! Мама – пингвиниха снесёт яйцо, а пингвину - папе приходится держать его на лапках и согревать собственным пухом. Пингвины не высиживают своих птенцов, а «выстаивают». В это время пингвин почти не двигается и ничего не ест, стоит на трескучем морозе. Самка в это время нагуливает жир. Но зато, когда появляется птенец, заботу о нём берёт на себя мама. Как только появляется пингвинёнок и становится на свои ножки, его родители отправляют в пингвиний детский сад, где он находится среди других пингвинят под присмотром взрослых пингвинов. А родители носят пищу для своих деток. Пингвины очень любят кататься с горки, но не на салазках, а на брюшке. Пингвины очень боятся клыкастого и пятнистого морского леопарда. Он, подкарауливая пингвинов, прячется под водой.
Приложение №2
Таблица
вопросы |
Белый медведь |
Пингвин |
Среда обитания
|
|
|
Особенности внешнего вида
|
|
|
Питание
|
|
|
Ответьте на вопрос: почему белые медведи не едят пингвинов?
____________________________________________________________________________________________________________________________
Таблица
вопросы |
Белый медведь |
Пингвин |
Среда обитания
|
|
|
Особенности внешнего вида
|
|
|
Питание
|
|
|
Ответьте на вопрос: почему белые медведи не едят пингвинов?
____________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение №3
пингвины при виде белых медведей спасаются, прыгая в воду
|
белые медведи в поисках пищи разоряют гнёзда пингвинов
|
пингвины могут напасть на детёнышей белых медведей
|
белые медведи и пингвины могут встретиться, переплыв океаны и моря
|
пингвины и белые медведи могут стать лучшими друзьями
|
белые медведи не едят пингвинов, потому что они невкусные
|
Приложение №4
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.