Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Имя числительное.
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Имя числительное.

Оценка 4.9
docx
22.06.2023
Технологическая карта урока по русскому языку. 3 класс. Имя числительное.
ТК русский язык Имя числительное.docx

                                                                                                                             

Технологическая карта урока русского языка

 

Учебный предмет

Русский язык

Класс

3

Тип урока

ОНЗ

Тема урока

Что такое имя числительное.

Цель урока

Знакомство с новой частью речи – именем числительным

Задачи урока

Образовательные:

1.      Актуализировать знания учащихся о частях речи через выполнение специального упражнения.

2.      Формировать у учащихся знание содержания термина имя числительное посредством самостоятельного его формулирования учащимися и сравнением результата с определением в учебнике.

3.      Способствовать формированию умения распознавать имена числительные в устной и письменной речи при помощи выполнения комплекса упражнений.

Развивающие:

1.      Развивать фонетические умения и навыки учащихся через выполнение специальных упражнений.

2.      Развивать мышление и восприятие учащихся в ходе всего урока.

3.      Способствовать развитию познавательной активности детей в ходе использования различных форм работы.

Воспитательные:

1. Способствовать воспитанию уважительного отношения к окружающим через организацию работы в паре и повторение правил данной деятельности.

2. Способствовать воспитанию у учащихся пунктуальности и организованности в ходе использования плана урока и четкое определение временных рамок выполняемых заданий.

3. Воспитывать в учащихся осознание необходимости изучения русского языка и ценностного отношения к нему посредством определения практической значимости темы урока.

 

Основные термины, понятия

Имя числительное, часть речи.

 

 

 

 

 

Планируемый результат

Предметные умения

1. Знают, что такое имя числительное.

2. Отличают имя числительное от других частей речи в устной и письменной речи.

3. Имеют опыт практической деятельности по распознаванию имени числительного.

4. Имеют развитую орфографическую зоркость.

 Личностные результаты:

1.      Проявляют интерес к изучению нового материала.

2.      Осознают необходимость изучения русского языка.

3.      Проявляют ценностное отношение к русскому языку.

4.      Проявляют пунктуальность и четкость в работе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

1.     Планируют и корректирують  деятельность.

2.     Вносят  изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок.

3.     Намечают пути устранения затруднений.

Познавательные УУД:

1.      Умеют устанавливать аналогии, анализировать и обобщать материал.

2.      Умеют находить ответы на вопросы используя свой жизненный опыт и полученную информацию.

Коммуникативные УУД:

1.      Понимают возможность различных позиций других людей, отличных от собственной.

2.      Умеют ориентироваться  на позицию партнера в общении и взаимодействии.

3.      Умеют грамотно и аргументированно высказывать свою точку зрения.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах

 

 

 

Книгопечатная продукция:

1.      Канакина, В.П., Горецкий, А.Г. Русский язык. 3 кл., 1 ч.[Текст]/В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – М.:Просвещение, 2017. С. 59-60.

Экранно-звуковые, наглядные пособия, раздаточный материал:

1.      Презентация

2.      Карточки для работы в паре

3.      Карточки для индивидуальной работы.

 

 

План

1. Организационный момент.

1.1.  Приветствие.

1.2.  Проверка готовности к уроку.

1.3.  Настрой на работу.

2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.

2.1. Организация начала работы.

2.2. Актуализация знаний об основных понятиях темы.

3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

3.1. Постановка учебной проблемы.

3.2. Определение темы, цели и задач урока.

4. ОНЗ.

    4.1. Синтез определения нового термина.

    4.2. Работа с пословицами по теме урока в парах.

    4.2. Фронтальная проверка.

5. Физминутка.

6. Первичное закрепление.

6.1. Индивидуальная работа.

6.2. Фронтальная поверка.

6.3. Взаимопроверка по эталону.

7. Подведение итогов.

7.1. Определение степени достижения цели.

7.2. Проверка уровня усвоения материала.

8. Рефлексия и оценка деятельности.

8.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала.

8.2. Оценка деятельности учащихся учителем

 

 

 

 

Ход урока:

 

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Слайд презентации

Деятельность учащихся

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

 

2 мин.

1.1.  Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

1.2. Проверка готовности к уроку.

- Для того, чтобы наша работа сегодня была продуктивной, необходимо навести порядок на своем рабочем месте и оставить на парте только то, что будет нам необходимо в течение урока. Проверьте, чтобы у вас на столах лежали учебник, тетрадь, пенал, дневник и раздаточные материалы.

1.3.  Настрой на работу.

- Теперь я вижу, что вы готовы к уроку. Я желаю вам сегодня активно работать, открыть для себя новые знания и привести время с пользой и удовольствием.

 

Дети приветствуют учителя.

 

 

Дети наводят порядок на своих партах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся настраиваются на продуктивную работу.

2. Актуализация знаний и включение в учебную деятельность.

 

 

3 мин

2.1. Организация начала работы.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

- Сегодня мы начнем урок с небольшого орфографического диктанта, приготовьтесь слушать , записывать и отмечать орфограммы. Вика, выполни задание у доски. Таня- выполнит индивидуальное задание на второй половине доски по карточке. Остальные работают в своих тетрадях.

Осенний, солнце, сестра, она, бежать, сто, ноябрьская, третий.

2.2. Актуализация знаний об основных понятиях темы.

- Определим, к какой части речи относится каждое из этих слов.

 По тому же принципу происходит работа над каждым словом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают в тетрадях число.

Пишут слова под диктовку, выделяя орфограммы и комментируя их.

 

 

 

 

 

 

- Осенний – прилагательное, так как это слово обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой?

3. Постановка учебной проблемы. Определение темы урока.

 

5 мин.

3.1. Постановка учебной проблемы.

- Ребята, а почему мы не смогли отнести слова сто и третий ни к одной из частей речи?

 

- А на какой же вопрос они отвечают?

- А что обозначают эти слова?

- Исходя из этого, как бы вы могли назвать такую группу слов, если бы вам предложили самостоятельно придумать ей название?

- На самом деле такая часть речи действительно есть, а называется она, как вы и сказали, имя числительное. Вы заметили, что эта часть речи называет числа. И правда, слово числительное произошло от слова число. Но если посмотреть внимательнее, то вы заметите, что эта часть речи не просто называет число, но и что-то обозначает. Вот, например, к слову сто мы задали вопрос сколько? Как вы думаете, что же обозначает числительное в этом случае?

- А к слову третий мы задали вопрос который? Что обозначает оно?

3.2. Определение темы, цели и задач урока.

- Как вы считаете, какой будет тема урока?

- Как вы думаете, зачем нам надо изучать эту тему? Как ее знание может вам пригодиться?

- А какую цель, исходя из темы, мы можем поставить?

- Посмотрите на интерактивную доску. Здесь вы видите опорные слова, с помощью которых мы сформулируем задачи на урок. Какие задачи у нас получатся?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Эти слова отвечают на такой вопрос, который не характерен ни для одной из известных нам частей речи.

- Сколько? Который?

- Эти слова называют числа.

- Предлагают свои варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Количество.

- Порядок при счете.

 

 

 

- Что такое имя числительное.

- Самостоятельно определяют значимость темы.

- Знакомство с новой частью речи – именем числительным.

- Узнать, что такое имя числительное.

- Научиться выделять имя числительное в речи.

- Закрепить полученные знания.

4. ОНЗ.

 

16 мин.

4.1. Синтез определения нового термина.

- Мы с вами сказали, что первой задачей нашего урока будет узнать, что такое имя числительное. Мы с вами уже сказали, что имя числительное обозначает количество предметов или их порядок, а еще к нему можно задать вопросы сколько? и который? Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение.

- А теперь давайте откроем учебник на странице 60 и сравним наше определение с определением, которое предлагают нам авторы учебника. Ислам, прочитай его, пожалуйста.

- Насколько точно нам удалось сформулировать это определение?

 

- Я с вами согласна. Давайте вернемся к плану урока. Посмотрите внимательно, что вы можете сказать?

 

 

4.2. Работа над пословицами по теме урока в парах.

- Верно, чтобы это сделать, возьмите с парт карточки для работы в паре. Что вы видите?

- Правильно, а что это такое?

 

 

- Верно, а наши пословицы содержат, помимо мудрости, еще и имена числительные, и мы должны их распознать среди других частей речи.

- Прежде, чем приступать к работе, давайте вспомним правила работы в паре.

- Выполняя эти правила, вам необходимо найти в каждой пословице все имена числительные, выписать их на строчку под пословицей и подписать их. Сокращение этого слова выглядит следующим образом. Справа от слова запишем вопрос, на который отвечает это числительное. Первую пословицу разберем вместе. Максим, прочитай ее, пожалуйста.

- Как ты думаешь, о чем она?

 

- Попробуем найти числительные.

 

 

 

 

- Подпишем сверху, как показано в презентации, справа запишем вопрос. Есть еще числительные?

 

 

 

- Остальные пословицы проработайте в парах самостоятельно. На это задание у вас есть две минуты.

 

4.3. Фронтальная проверка.

- Амир, прочитай, пожалуйста, вторую пословицу. Какие числительные вы нашли. Почему вы считаете, что это имя числительное? Что значит пословица.

- Спасибо, все ваши ответы были полными и содержательными, меня это очень радует.

- Вернемся к плану урока. Что вы можете сказать?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Имя числительное – это часть речи, обозначающая количество предметов или их порядок при счете и  отвечающая на вопросы сколько? который?

Ислам читает определение.

 

 

 

 

- Мы назвали все признаки имени числительного точно.

- Первый пункт плана выполнен, мы узнали, что такое имя числительное. Следующая задача – научиться выделать имя числительное в речи.

- Здесь написаны пословицы.

- это изречение, которое содержит народную мудрость, поучение.

 

 

 

 

 

Дети называют правила работы в паре.

 

 

 

 

 

 

 

- Две собаки дерутся, третья – не суйся.

- Не нужно влезать в чужие конфликты.

- Две – числительное, так как это слово обозначает количество и отвечает на вопрос сколько?

- Третья – числительное, т.к. обозначает порядок при счете и отвечает на вопрос которая? Выпишем это слово, подпишем и обозначим вопрос.

 

 

 

 

 

Озвучивают ответы, говорят, как понимают пословицы.

 

 

 

- Мы выполнили первые две задачи и теперь необходимо закрепить полученные знания.

5. Физминутка

2 мин.

- Правильно. Но перед этим давайте мы с вами немного отдохнем и поиграем. Встаньте около своих парт.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы должны будете присаживаться на согнутых ногах и хлопать один раз в ладоши, если услышите числительное.

Кот Антипка жил у нас,

Он вставал с лежанки в час.

В два на кухне крал сосиски,

В три сметану ел из миски.

Он в четыре умывался,

В пять по коврику катался,

В шесть тащил сельдей из кадки,

В семь играл с мышами в прятки,

В восемь хитро щурил глазки,

В девять ел и слушал сказки,

В десять шел к лежанке спать,

Потому что в час вставать.

- Молодцы, садитесь на свои места.

 

Встают около парт.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Садятся на места.

6. Первичное закрепление

7 мин.

6.1. Индивидуальная работа.

- Чтобы закрепить наши знания,  я предлагаю вам выполнить задание в карточках для индивидуальной работы. Посмотрите на них внимательно. Что от вас требуется?

 

 

- На это задание у вас есть три минуты, можете приступать.

6.2. Фронтальная проверка.

- Лиза, во втором задании какое предложение у тебя получилось? Есть ли у кого-то с первого варианта другие варианты?

- Вадим, что получилось у тебя? Есть ли другие варианты у второго варианта?

6.3. Взаимопроверка по эталону.

- А теперь поменяйтесь работами с соседом по парте и возьмите простой карандаш. Сравните ответы своего соседа с эталоном. Если в работе нет ошибок, поставьте карандашом пять, если есть одна или две ошибки – 4, а если ошибок 3 или больше, то нарисуйте грустный смайлик. Обменяйтесь работами обратно. Если у вас стоит пять, значит, вы хорошо усвоили тему, если четыре, то у вас есть некоторые затруднения и ними необходимо разобраться. Если у вас в карточке нарисован грустный смайлик, то необходимо еще раз изучить правило и потренироваться в его использовании на упражнениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В первом задании нужно определить, какие из слов являются именами числительными, и подписать их. Во втором задании первому варианту нужно составить любое предложение с именем числительным, отвечающим на вопрос сколько?, а второму варианту – который?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Подведение итогов.

2 мин.

7.1. Определение степени достижения цели.

- Итак, ребята, давайте вернемся к нашему плану. Какой пункт был первым?

- Мы его выполнили?

- А второй пункт?

 

 

- Мы научились?

- А Третий пункт выполнили?

7.2. Проверка уровня усвоения материала.

- Давайте проверим, как хорошо мы закрепили знания.

- Что такое имя числительное?

- Приведите пример имени числительного, обозначающего порядок предмета при счете.

- Приведите пример имени числительного, обозначающего количество предметов.

- Молодцы, вы действительно хорошо усвоили тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- узнать, что такое имя числительное.

- Да.

- Научиться распознавать имена числительные в речи.

- Да.

- Да, мы закрепили знания.

 

 

 

Дети дают определение, приводят примеры.

 

8. Рефлексия и оценка деятельности.

3 мин.

8.1. Оценка своей деятельности и уровня усвоения материала.

- А теперь давайте оценим свою деятельность на уроке. Если вы считаете, что вы полностью усвоили тему и вам все понятно, хлопните в ладоши.

- А если у вас остались вопросы, и что-то осталось для вас непонятным, то поднимите руку, и мы разберем ваше затруднение.

- Я рада, что вы хорошо поняли тему. Спасибо за активную работу и ваше старание.

8.2. Оценка деятельности учащихся учителем.

- Я хочу поставить пятерки за работу на уроке ….

Спасибо за урок, подготовьтесь к следующему уроку.

- Вы можете быть свободны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Планируемый результат

Планируемый результат

План 1. Организационный момент

План 1. Организационный момент

Ход урока: Этап урока

Ход урока: Этап урока

Осенний, солнце, сестра, она, бежать, сто, ноябрьская, третий

Осенний, солнце, сестра, она, бежать, сто, ноябрьская, третий

Вот, например, к слову сто мы задали вопрос сколько?

Вот, например, к слову сто мы задали вопрос сколько?

Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение

Давайте попробуем самостоятельно сформулировать определение

Выполняя эти правила, вам необходимо найти в каждой пословице все имена числительные, выписать их на строчку под пословицей и подписать их

Выполняя эти правила, вам необходимо найти в каждой пословице все имена числительные, выписать их на строчку под пословицей и подписать их

Что значит пословица. - Спасибо, все ваши ответы были полными и содержательными, меня это очень радует

Что значит пословица. - Спасибо, все ваши ответы были полными и содержательными, меня это очень радует

Посмотрите на них внимательно

Посмотрите на них внимательно

В первом задании нужно определить, какие из слов являются именами числительными, и подписать их

В первом задании нужно определить, какие из слов являются именами числительными, и подписать их

Я рада, что вы хорошо поняли тему

Я рада, что вы хорошо поняли тему
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2023