Технологическая карта урока
Предмет: Русский язык |
Класс: 3 |
УМК: Школа России |
|||
Тема: Значение и употребление глаголов в речи. |
|||||
Тип урока: Комбинированный урок. |
|||||
Цель урока: Формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. |
|||||
Планируемые предметные результаты: 1/ научаться распознавать глаголы среди других частей речи; 2/ употреблять глаголы в речи; 3/ использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; 4/ различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос; 5/ определять лексическое значение глаголов. |
|||||
Планируемые УУД (универсальные учебные действия): |
|||||
Личностные (Л): |
Регулятивные (Р): |
Познавательные (П): |
Коммуникативные (К): |
||
Развитие чувства любви и уважения к русскому языку как великому ценностному достоянию русского народа; осознание себя носителем этого языка. |
Учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. |
Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста, определять место и роль иллюстративного ряда в тексте.
|
Строить монологическое высказывание с учётом поставленной коммуникативной задачи; применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения. |
||
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная. |
|||||
Ресурсы урока: |
1. Русский язык, 3 класс 2 часть, авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- М.: «Просвещение», 2017 г. |
2. Интерактивная доска, компьютер, проектор. |
|
||
Этапы урока |
Время, мин |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
1.Организационный момент Цель: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность. |
|
- Приветствую вас. - Проверьте свое рабочее место на наличие дневника, учебника, рабочей тетради. - Настроимся на хорошую работу на уроке, сегодня нас ждет много новых открытий.
|
- Приветствуют, проверяют готовность к уроку, настраиваются на работу. |
2.Актуализация знаний учащихся Цель: повторение раннее изученного материала. |
|
- Открываем тетради, записываем число, классная работа. Проверим изученный нами материал. «+ /-» 1) Глагол- это часть речи. 2) Глагол- это член предложения. 3) Глагол обозначает признак предмета. 4) Глагол обозначает действие предмета. 5) Глаголы отвечают на вопросы: Что делать/сделать? Что делает /сделает? Что делал /сделал? Что будет делать? 6) Глаголы отвечают на вопросы: Что делать/сделать? Как делает /сделает? Что делал /сделал? Как будет делать? 7) Глаголы: швея, учит, рисует. 8) Глаголы: ходьба, бежать, быстрый. 9) Глаголы: смотреть, видеть, говорить. 10) Вопрос от подлежащего к сказуемому: ласточки (что делают?) щебечут. 11) Вопрос от подлежащего к сказуемому: тучи (что сделали?) набежали. 12) Вопрос от подлежащего к сказуемому: солнце (что делает?) взойдёт.
Для проверки: сведения о языке на с.101.
|
- Выполняют задание в тетрадях, обмениваются для проверки.
+ - - + +
-
- - + +
+
-
Глагол - часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: Что делать/сделать? Что делает /сделает? Что делал /сделал? Что будет делать? |
3.Изучение нового материала Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы.
|
|
Открываем учебник на с.103 упражнение 175. - Назовите сказку. - Назовите слова (спишите глаголы), обозначающие действия зайцев. К какой части речи они относятся?
Выделите в них приставки. Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделали?
- Какие это глаголы?
- Объясните, почему в первых двух предложениях автор употребил именно эти глаголы.
- А как называются слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения? - Попробуем подобрать глаголы – антонимы.
- Для чего нужны глаголы- синонимы и глаголы- антонимы?
- Продолжаем работать по теме «Значение и употребление глаголов в речи». - Какие перед собой задачи поставим на урок?
|
- Сказка про храброго зайца. Д. Мамин - Сибиряк. - 1.Собрались, сбежались, приплелись. 2.Хихикнули, засмеялись, улыбнулись. 3.Кувыркались, прыгали, скакали, перегоняли. Часть речи- глагол.
- Глаголы-синонимы. Сино́нимы — слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие похожее лексическое значение.
- 1.не повторятся 2.точнее передать свою мысль (собрались - старые, сбежались- маленькие, приплелись- старые) 3.сделать речь выразительной.
- антонимы
- 1.Разошлись, разбежались, разбрелись. 2.Всплакнули, загрустили, расстроились. 3 Приседали, лежали, отставали.
- Чтобы сделать речь выразительной, точной (передать свое отношение).
- Задачи: 1. научиться распознавать глаголы среди других частей речи; 2. употреблять глаголы в речи; 3. использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; 4. различать глаголы, отвечающие на определенный вопрос; 5. определять лексическое значение глаголов.
|
4.Физическая минутка Цель: здоровье-сберегающая |
|
- Прежде чем продолжить работу, немного отдохнем. Выполняйте действия по смыслу. В понедельник я купался, А во вторник рисовал. В среду долго умывался. А в четверг в футбол играл. В пятницу я бегал, прыгал, Очень долго танцевал. А в субботу, воскресенье Целый день я отдыхал. |
- Выполняют упражнения.
Разводят руки в сторону Рисуют Умываются Забивают гол Бегут, прыгают на месте Кружатся на месте
Присаживаются за парту |
5.Первичное закрепление нового материала Цель: формировать умение распознавать глаголы-синонимы в речи. |
|
Упражнение 176. - Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы-синонимы.
- Прочитайте. Определите, в каких сочетаниях слов глаголы употреблены в переносном значении.
|
- 1.Сияло, блестела, сверкала. 2.Светит. 3.Горят. - Прямое значение Переносное значение сверкнула молния сверкнула мысль горят свечи горят звёзды блестят огни блестят глаза (от радости)
|
6.Закрепление нового материала Цель: формировать умение распознавать глаголы среди других частей речи, употреблять глаголы в речи, использовать в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы. |
|
Упражнение 177. - Найдите глаголы. Почему автор использует такие глаголы? - К каким глаголам можно подобрать синонимы, антонимы? - Спишите. Подчеркните глаголы.
|
- сравнивает
- Синонимы: смеётся- улыбается, звенит- шумит, скачет- прыгает. Антонимы: смеется- плачет, звенит- молчит, скачет –сидит.
А
речка эта по лугам и склонам …
|
7,8.Рефлексия, итоги урока Цель: подведение итога урока. |
|
- Вот и подошел к концу наш урок. Что нового сегодня узнали? Чем занимались на уроке? - Какие задачи ставили перед собой?
- Оцените себя: кто считает, что эту тему усвоил? Кто испытывал затруднения при выполнении заданий? - Какую отметку вы поставили бы себе? |
Задачи: 1. распознавали глаголы среди других частей речи; 2. употребляли глаголы в речи; 3. использовали в речи глаголы-синонимы и глаголы-антонимы; 4. различали глаголы, отвечающие на определенный вопрос; 5. определяли лексическое значение глаголов. - Ответы детей.
- Ответы детей. |
9.Домашнее задание Цель: инструктаж по выполнению домашнего задания. |
|
С.103 упражнение 178. - Что нужно сделать в данном упражнении? |
Записывают в дневник домашнее задание. - Спишите, вставляя пропущенные буквы и ставя перед словами вопросы. Укажите над каждым словом, часть речи.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.