Технологическая карта урока по русскому языку "Антонимы" 6 класс
Оценка 5

Технологическая карта урока по русскому языку "Антонимы" 6 класс

Оценка 5
docx
24.03.2020
Технологическая карта урока по русскому языку "Антонимы" 6 класс
Антонимы.docx

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Синонимы»

Предмет

Русский язык

Класс

5 класс

УМК

учебник « Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред. А.Д.Шмелёва, Э.А. Флоренская.

Тема

Антонимы

Цель деятельности учителя

Познакомить детей с понятием- антонимы.

 

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

1.      Овладеть сведениями об анатомических связях слов.

2.      Опознавать антонимы, составлять антонимические пары слов.

3.      Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.

 

Метапредметные УУД:

 

регулятивные УУД:

1.      формировать свое мнение  с учетом высказывания других членов группы;

2.      понимать и принимать возможность различных позиций других людей;

3.      ориентироваться на позицию партнера;

 

коммуникативные УУД:

1.      строить монологическое высказывание,

2.      владеть диалогической формой речи,

3.      сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, 

4.      учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве,

5.      рефлексия своих действий.

 познавательные УУД:

1.      строить сообщения в устной и письменной форме,

2.      выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий,

3.      уметь делать выводы на основе наблюдений,

4.      строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков,

находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Личностные УУД:

  1.  осознание практической важности умения подбирать антонимы;
  2. ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
  3. осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
  4. сотрудничество со сверстниками в процессе образовательной деятельности;
  5. освоить правила поведения при работе в парах;
  6. способность вести диалог, достигать взаимопонимания

 

Оборудование

ноутбук, аудиоприложение к учебнику

Основные понятия

 Синонимы, омонимы, антонимы

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 

1. Мотивация к деятельности

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне

- Хорошо проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь отметку….

 

- Покажите, какое у вас сегодня настроение.

Надеюсь, что оно будет только улучшаться.

А начнём мы урок с игры.

 

Слушают учителя.

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

 

 

Л 3

 

2.Актуализация знаний

Цель:  1) выявить уровень знаний по пройденному материалу и устранить  пробелы в знаниях учащихся; 2)  обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала.

 

Устный опрос

1.    Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…

2.    Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…

3.    Лексическое значение – это …

4.    Лексическое значение слова можно узнать по…

5.    Однозначными называются слова…

6.    Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…

7.    Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.

8.    Перенос названия происходит, если у предметов есть…

9.    Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…

10.         Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

 

Отвечают на вопросы

К 1

П 1

Л 3

 

3. Постановка учебной задачи

Цель:  обеспечение восприятия, осмысление темы урока

Игра.

- Американский поэт Джон Чарди подарил нам игру, позволяющую сочинять стихи. Это очень просто. Вам нужно, когда я остановлюсь,  назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения.

 

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко,

А ты ответишь… (низко),

Скажу я слово далеко,

А ты ответишь…(близко).

Скажу я слово потолок,

А ты ответишь (пол).

Скажу я слово потерял,

И скажешь ты  (нашёл).

 

-Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему.

-Соотнесите слова в парах:  высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл 

Что вы можете о них сказать?

 

 

 

Сформулируйте тему урока.

 

Эти слова называют АНТОНИМЫ.

А теперь, как Пушкин встарь, заглянем в наш этимологический словарь и выясним происхождение этого слова (индивидуальное задание).

 

-Приведите примеры антонимов, с которыми вы встречались на уроках (литературы, математики).

- А в классе нас окружают антонимы?

Любознательный человек обязательно задаст вопрос. Какой?

- Для чего нам нужно изучать антонимы?

 

Записываем происхождение слова в свой этимологический словарь

.

Записываем дату, тему урока в рабочую тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся подбирают слова.

высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл 

Соотносят слова в парах. Формулируют тему урока. Слова противоположные по значению.

 

Учащийся выясняет происхождение слова «антонимы».

 

Класс участвует в беседе.

 

 

 

 

Чтобы речь была богаче.

 

Записывают происхождение слова в этимологический словарь

записывают дату,  тему урока в рабочую тетрадь.

 

 

 

Оценивают свою работу.

 

Предм 1

Р 1 2 3

К 1  3 4

П 1 3 4

Л 2 3 4 6

 

4 Первичное усвоение новых знаний

Цель: познакомить с основными понятиями.

 

-Где мы можем найти нужную нам информацию об антонимах?

Откройте учебник на с. 262-263.

 

Знакомятся с теоретическим материалом.

 

 

 

Педм. 1

Р 1

 

П  3

 

Л 1 2 3

 

5.Первичная проверка понимания. Цель: Установить , понят ли материал учащимися.

Упр 62

Найдите продолжение пословиц по антонимам к выделенным словам. Выпишите антонимические пары.

Упр 64

 

Физкультминутка.   

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Назовите антонимы, которые встретились вам в тексте физкультминутки.

Работают над упражнением, делают вывод, участвуют в диалоге.

 

Выполняют упражнения,  называют антонимы.

Предм.   2,3

 

Р 1,2,3

 

К 1,2,3

 

П 1,2,3,4

 

Л 1,2,3,4,6

 

6. Первичное закрепление

Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал

Работа в паре

Упр 68

Подберите антонимы к данным словам. Запишите антонимические пары, разделив их на группы: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГ-Е, ГЛАГ-Ы.

Подбирают и записывают антонимы, делят на группы.

Предм.. 2,3,

Р 1 2 3

К 1 2 3 4

П 1,3,4

Л 1,2,3, 4  5

 

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала

Упр 65 , 66 (устно)

 

 

 

 

Упр 67  Подберите синонимы и антонимы к словам

Добрый, прекрасный, честный, весёлый.

.

 

 

 

 

 

 

Работа по текстам (слайды 7, 8). Распечатанный материал на столах у учащихся

Антон серьёзно относится к процессу подготовки к контрольной работе. Он хорошо выучил правила, на уроке был активен, всегда выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был сосредоточен и внимателен, правильно сделал все задания, поэтому получил пять. Антон был очень доволен, а родители -  счастливы.

Антон легкомысленно относится к процессу подготовки к контрольной работе. Он плохо  выучил правила, на уроке был пассивен, редко выполнял домашнее задание. Во время контрольной работы был рассеян и невнимателен, неправильно сделал все задания, поэтому получил два. Антон был очень недоволен, а родители -  огорчены.

 

·         Прочитайте тексты.

·         Какой текст вам понравился больше?

·         В каком из вариантов вам хотелось бы оказаться на месте главного героя?

·         Можем ли мы сказать, что перед нами два абсолютно разных текста?

·         Какие слова их делают такими противоположными?

 

Находят антонимические пары, определяют по какому признаку противопоставляются.

Подбирают синонимы и антонимы

(-мягкосердечный, замечательный, правдивый, радостный

-злой, отвратительный, лживый, грустный.)

Предм.  2,3

Р 1,2,3

К 1,2 3, 4

Л 1,2,3,

 

7.   Подведение итогов урока, рефлексия деятельности.

Цель: анализ урока,

 закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности

Подведение итогов работы.

4. Где можно применить новое знание?

Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе самооценки.

Учитель оценивает работу учащихся

1. Какую  цель мы ставили  сегодня на уроке?  Удалось ли её  достичь?

2.  Что осталось непонятным?

3. Что показалось самым трудным?

 

Рефлексивная мишень.

 

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. 

Выставление отметок.

Отвечают на вопросы..

 

Подводят урока.

Оценивают свою работу

 

 

К 1,5

П 3

Л 1,3

8. Домашнее задание

Пар-ф 10 стр 263 Упр 69-70 по выбору.

 

Записывают Д/З

 

 

 


 

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Синонимы»

Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Синонимы»

Личностные УУД: осознание практической важности умения подбирать антонимы; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

Личностные УУД: осознание практической важности умения подбирать антонимы; ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока

Устный опрос 1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… 2

Устный опрос 1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… 2

Скажу я слово далеко, А ты ответишь…(близко)

Скажу я слово далеко, А ты ответишь…(близко)

Записываем происхождение слова в свой этимологический словарь

Записываем происхождение слова в свой этимологический словарь

Цель : установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал

Цель : установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал

Антон серьёзно относится к процессу подготовки к контрольной работе

Антон серьёзно относится к процессу подготовки к контрольной работе

Подведение итогов урока, рефлексия деятельности

Подведение итогов урока, рефлексия деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020