Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Синонимы»
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 класс |
УМК |
учебник « Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред. А.Д.Шмелёва, Э.А. Флоренская. |
Тема |
Антонимы |
Цель деятельности учителя |
Познакомить детей с понятием- антонимы.
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: 1. Овладеть сведениями об анатомических связях слов. 2. Опознавать антонимы, составлять антонимические пары слов. 3. Подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении.
Метапредметные УУД:
регулятивные УУД: 1. формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; 2. понимать и принимать возможность различных позиций других людей; 3. ориентироваться на позицию партнера;
коммуникативные УУД: 1. строить монологическое высказывание, 2. владеть диалогической формой речи, 3. сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, 4. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, 5. рефлексия своих действий. познавательные УУД: 1. строить сообщения в устной и письменной форме, 2. выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий, 3. уметь делать выводы на основе наблюдений, 4. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Личностные УУД:
|
Оборудование |
ноутбук, аудиоприложение к учебнику |
Основные понятия |
Синонимы, омонимы, антонимы |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
|
||||
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне |
- Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь отметку….
- Покажите, какое у вас сегодня настроение. Надеюсь, что оно будет только улучшаться. А начнём мы урок с игры.
|
Слушают учителя. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку
|
Л 3 |
|
||||
2.Актуализация знаний Цель: 1) выявить уровень знаний по пройденному материалу и устранить пробелы в знаниях учащихся; 2) обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала.
|
Устный опрос 1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется… 2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется… 3. Лексическое значение – это … 4. Лексическое значение слова можно узнать по… 5. Однозначными называются слова… 6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются… 7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение. 8. Перенос названия происходит, если у предметов есть… 9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются… 10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…
|
Отвечают на вопросы |
К 1 П 1 Л 3 |
|
||||
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока |
Игра. - Американский поэт Джон Чарди подарил нам игру, позволяющую сочинять стихи. Это очень просто. Вам нужно, когда я остановлюсь, назвать слово, подбирая его по смыслу и в соответствии с рифмой. Чтение стихотворения.
И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово высоко, А ты ответишь… (низко), Скажу я слово далеко, А ты ответишь…(близко). Скажу я слово потолок, А ты ответишь (пол). Скажу я слово потерял, И скажешь ты (нашёл).
-Знаете, это не просто игра в умение сочинять стихи, но и вступление в новую для нас тему. -Соотнесите слова в парах: высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл Что вы можете о них сказать?
Сформулируйте тему урока.
Эти слова называют АНТОНИМЫ. А теперь, как Пушкин встарь, заглянем в наш этимологический словарь и выясним происхождение этого слова (индивидуальное задание).
-Приведите примеры антонимов, с которыми вы встречались на уроках (литературы, математики). - А в классе нас окружают антонимы? Любознательный человек обязательно задаст вопрос. Какой? - Для чего нам нужно изучать антонимы?
Записываем происхождение слова в свой этимологический словарь . Записываем дату, тему урока в рабочую тетрадь.
|
Учащиеся подбирают слова. высоко – низко, далеко – близко; пол – потолок; потерял – нашёл Соотносят слова в парах. Формулируют тему урока. Слова противоположные по значению.
Учащийся выясняет происхождение слова «антонимы».
Класс участвует в беседе.
Чтобы речь была богаче.
Записывают происхождение слова в этимологический словарь записывают дату, тему урока в рабочую тетрадь.
Оценивают свою работу.
|
Предм 1 Р 1 2 3 К 1 3 4 П 1 3 4 Л 2 3 4 6 |
|
||||
4 Первичное усвоение новых знаний Цель: познакомить с основными понятиями. |
-Где мы можем найти нужную нам информацию об антонимах? Откройте учебник на с. 262-263.
|
Знакомятся с теоретическим материалом.
|
Педм. 1 Р 1
П 3
Л 1 2 3 |
|
||||
5.Первичная проверка понимания. Цель: Установить , понят ли материал учащимися. |
Упр 62 Найдите продолжение пословиц по антонимам к выделенным словам. Выпишите антонимические пары. Упр 64
Физкультминутка. Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. Назовите антонимы, которые встретились вам в тексте физкультминутки. |
Работают над упражнением, делают вывод, участвуют в диалоге.
Выполняют упражнения, называют антонимы. |
Предм. 2,3
Р 1,2,3
К 1,2,3
П 1,2,3,4
Л 1,2,3,4,6 |
|
||||
6. Первичное закрепление Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал |
Работа в паре Упр 68 Подберите антонимы к данным словам. Запишите антонимические пары, разделив их на группы: СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ, ПРИЛАГ-Е, ГЛАГ-Ы. |
Подбирают и записывают антонимы, делят на группы. |
Предм.. 2,3, Р 1 2 3 К 1 2 3 4 П 1,3,4 Л 1,2,3, 4 5 |
|
||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала |
Упр 65 , 66 (устно)
Упр 67 Подберите синонимы и антонимы к словам Добрый, прекрасный, честный, весёлый. .
Работа по текстам (слайды 7, 8). Распечатанный материал на столах у учащихся
|
Находят антонимические пары, определяют по какому признаку противопоставляются. Подбирают синонимы и антонимы (-мягкосердечный, замечательный, правдивый, радостный -злой, отвратительный, лживый, грустный.) |
Предм. 2,3 Р 1,2,3 К 1,2 3, 4 Л 1,2,3, |
|
||||
7. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности. Цель: анализ урока, закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности |
Подведение итогов работы. 4. Где можно применить новое знание? Оцениваем свою работу на уроке. Фиксируем её в листе самооценки. Учитель оценивает работу учащихся |
1. Какую цель мы ставили сегодня на уроке? Удалось ли её достичь? 2. Что осталось непонятным? 3. Что показалось самым трудным?
Рефлексивная мишень.
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление отметок. |
Отвечают на вопросы..
Подводят урока. Оценивают свою работу
|
К 1,5 П 3 Л 1,3 |
||||
8. Домашнее задание |
Пар-ф 10 стр 263 Упр 69-70 по выбору. |
Записывают Д/З |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.