Технологическая карта урока русского языка в 5 –м классе по теме: «Синонимы»
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 класс |
УМК |
учебник « Русский язык. 5 класс» для ОУ под ред. А.Д.Шмелёва, Э.А. Флоренская. |
Тема |
Синонимы |
Цель деятельности учителя |
Познакомить детей с понятием- синонимы.
|
Тип урока |
Изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: 1. Опознавать синонимы, 2. устанавливать смысловые и стилистические различия синонимов. 3. Использовать синонимы в речи. 4. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте и более точного и успешного решения коммуникативной задачи Метапредметные УУД:
регулятивные УУД: 1. формировать свое мнение с учетом высказывания других членов группы; 2. понимать и принимать возможность различных позиций других людей; 3. ориентироваться на позицию партнера;
коммуникативные УУД: 1. строить монологическое высказывание, 2. владеть диалогической формой речи, 3. сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи, 4. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, 5. рефлексия своих действий. познавательные УУД: 1. строить сообщения в устной и письменной форме, 2. выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий, 3. уметь делать выводы на основе наблюдений, 4. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание Личностные УУД:
|
Оборудование |
ноутбук, аудиоприложение к учебнику |
Основные понятия |
Синонимы, синонимический ряд |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивация к деятельности Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне |
Психологический настрой детей на урок. -Посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю |
Приветствуют учителя |
Л 3 |
2.Актуализация знаний Цель: 1) выявить уровень знаний по пройденному материалу и устранить пробелы в знаниях учащихся; 2) обеспечить развитие познавательного интереса учащихся; 3)повторить пройденный материал, проверить степень усвоения материала.
|
-Какую тему урока мы разобрали на предыдущем занятии? -Что о них вы можете рассказать?
-Приведите примеры омонимов |
Омонимы
Ответы
Приводят примеры. |
К 1 П 1 4 Л 3 |
3. Постановка учебной задачи Цель: обеспечение восприятия, осмысление темы урока |
I.Вступительное слово учителя. II. Введение в тему: А) Словарно-орфографический диктант: лексика, лексическое значение, многозначные слова, омонимы (работа у доски). Б) Анализ отрывка из сказки про Винни-Пуха. Учитель: В сказке про Винни-Пуха есть такой отрывок: Собираясь в экспедицию на Северный полюс, Кристофер Робин хочет захватить с собой еду. Он говорит Винни-Пуху: - Ты бы лучше сказал всем остальным, чтобы они собирались, пока я почищу ружье. И еще надо не забыть провизию. - Про что не забыть? - Не про что, а то, что едят. - А-а! – сказал Пух радостно. – А мне показалось, что ты говорил про какую-то визию. Тогда я пойду и скажу им всем (слайд 2). Винни-Пух не знает слова «провизия». А вы слышали такое слово? Как еще можно назвать еду? (слайд 3). (Продовольствие, провиант, продукты, снедь) (слайд 4). Что общего у всех этих слов? (Значение, часть речи). Такие слова называются синонимами. И сегодня на уроке мы узнаем, что такое синонимы, в чем их особенность, для чего они нужны и можно ли без них обойтись. Посмотрим, чем они необычны и интересны. Какая цель нашего урока? Что мы для этого будем делать? Значит , какая тема нашего сегодняшнего урока?
|
Да Продовольствие,
провиант, продукты, снедь
Познакомиться с понятием СИНОНИМЫ Познакомимся с теоретическим материалом учебника. Будем учиться находить синонимы в тексте и употреблять их в речи.
|
Предм. 1
Р 1 2 3 К 1 П 1 3 4 Л 2 3 4 6 |
4 Первичное усвоение новых знаний Цель: познакомить с основными понятиями. |
Работа с учебником чтение теоретического материала – стр.258-259. Упр. 54 Объясните разницу в значении синонимов. Вывод: синонимы могут отличаться оттенками значения.
Упр. 55 Объясняют ошибки учеников, которые они допустили в задании. Вывод: Синонимы являются одной частью речи.
|
Знакомятся с теоретическим материалом в учебнике.
Составляют предложения с двумя синонимами сразу. (Домик был не маленький, а совсем крохотный.)
|
Педм. 1 2 Р 1 2 3 К 1 2 4 П 1 2 3 Л 1 2 3 6 |
5.Первичная проверка понимания. Цель: Установить , понят ли материал учащимися. |
Подберите синонимы к словам: ВЬЮГА, БЕЖАТЬ, КРАСНЫЙ, ВЫСОКИЙ, МОКРЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ, ГРУСТНЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ.
Ребята, слова-синонимы , которые сейчас называли, являются СИНОНИМИЧЕСКИМ РЯДОМ. |
Буря, метель, мчаться, нестись, алый, долговязый, влажный, увлекательный, печальный, небольшой. |
Предм. 1 2,3
Р 1,2,3
К 1,3
П 1,2,3,4
Л 1,2,3,4,6 |
6. Первичное закрепление Цель: установить осознанное восприятие, сделать первичное обобщение, закрепить изученный материал |
Работа в паре Упр 58 Подберите синонимы. |
Подбирают и записывают синонимы. |
П.1 2,3,4 Р 1 К 1 П 1,3,4 Л 1,2,3, 5 |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: организация деятельности по применению новых знаний, закрепление изученного материала |
Упр 57 . |
Переписывают предложения, заменяя выделенные слова синонимами |
Предм.1 2,3 Р 1,2,3 К 1,3, П 1,2,3,4 Л 1,2,3, |
7. Подведение итогов урока, рефлексия деятельности. Цель: анализ урока, закрепление и коррекция способов действия, самооценка собственной деятельности |
Подведение итогов работы. Продолжите фразу: Синонимы – это---------- Заполните анкеты, продолжив фразу: · Сегодня я узнал(а), … · Я задумался(ась) о том, что … · У меня особенно получилось… · Я не понял(а), почему… Оцените свою работу, продолжив фразу: • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно) • Я думаю, что мог бы работать …. • За работу на уроке я ставлю себе оценку ….. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке. Выставление оценок. |
Продолжают фразу.
Подводят итоги в ходе заполнения анкеты
Оценивают свою работу
|
К 1,5 П 3 Л 1,3 |
8. Домашнее задание |
Параграф 9, упр60(стр.261), |
Записывают Д/З |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.