Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Имя числительное как часть речи»
Программа: «Русский язык» под редакцией М.Т.Баранова
Учебник: «Русский язык 6 класс» авторы: М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская
Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ
Цели:
Методы: проблемный, частично-поисковый
Оборудование урока: использование ИКТ, раздаточный дидактический материал
(Урок с презентацией, каждый этап урока сопровождается слайдами)
Ход урока
1. Организационный момент
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
-Добрый день!- тебе сказали.
-Добрый день,- ответил ты.
Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.
2. Актуализация знаний учащихся
А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.
- А вы знаете, что цифры умеют говорить?
- Прослушайте текст
Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.
По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.
3. Определение темы и целей урока
Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (двадцать, десять, пятьдесят, первую и т.д.)
- Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)
Давайте добавим к нашим предложениям еще одно предложение
1.Построили новую трехэтажную школу.
4.Целеполагание.
Создание проблемной ситуации.
Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?
Значит, у нас пока недостаточно знаний о числительном.
Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение.
(работа с толковым или этимологическим словарем)
Запишите пословицы, объясните в них встретившиеся орфограммы.
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
- Какие из числительных обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)
- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)
Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые
Имена числительные
количественные порядковые
- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.
1) Здоровье за сто рублей не купишь.
2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.
3) Лук семь недугов лечит.
- Поработаем по учебнику( учебник стр. 143, чтение правила)
- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на стульчик тихо сесть
А) Исследование в парах по рядам ( упр. 346)
- Проведём небольшое исследование
- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?
1 ряд 2 ряд 3 ряд
Два Три Пять
Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.
Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.
Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.
- Какие же части речи могут выражать числовое значение?
- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.
- В этом мы сейчас потренируемся.
Б) Заполнение таблицы
- Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?
Имя числительное |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
Четвероклассник, четырёхлетнее, четверо, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды.
- Проверим выполненную работу. (сверяют)
Имя числительное |
Имя существительное |
Имя прилагательное |
Наречие |
Четверо Четыре четвёртый |
Четвероклассник четверня |
Четырёхлетнее четвероногий |
четырежды |
1 группа
Подчеркните числительные как члены предложения
Семеро одного не ждут.
Первый блин комом.
Два и два – четыре.
Пушкин родился в 1779 году
2 группа
Прочитайте зашифрованные слова
Смор1а 100Л О5 ПА3ОТ
По2л Элек3к 40А 100ЯНКА
9. Домашнее задание
- Запишите домашнее задание
2. Письменное задание на выбор:
а) упражнение 345;
б) записать 6 пословиц или загадок, в которых употребляются имена числительные.
10. Итог урока
Вспомните цель урока.
Скажите, над чем мы работали сегодня?
что называется числительным?
чем отличаются порядковые числительные от количественных?
какова роль числительного в предложении?
как отличить числительное от других частей речи с числовым значением?
Спасибо за урок!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.