ТЕхнологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Имя числительное как часть речи"
Оценка 5

ТЕхнологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Имя числительное как часть речи"

Оценка 5
docx
13.04.2023
ТЕхнологическая карта урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Имя числительное как часть речи"
ТК РЯ 6 класс. Имя числительное.docx

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе Тема: «Имя числительное как часть речи»

Программа: «Русский язык» под редакцией  М.Т.Баранова

Учебник: «Русский язык 6 класс» авторы:  М.Т.Баранов , Т.А. Ладыженская

Образовательные технологии: индивидуально-ориентированное обучение, ИКТ

Цели:

  • познакомить учащихся с именем числительным как частью речи; научить отличать имя числительное от других частей речи;
  • совершенствовать понимающие и общеучебные умения; развивать творческую, речевую и мыслительную деятельность учащихся;
  • воспитывать экологически грамотное отношение к своему здоровью.

Методы: проблемный, частично-поисковый

Оборудование урока: использование ИКТ, раздаточный дидактический материал

(Урок с презентацией, каждый этап урока сопровождается слайдами)

Ход урока

1.      Организационный момент

Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты.

-Добрый день!- тебе сказали.

-Добрый день,- ответил ты.

  Вот, мы поприветствовали друг друга, давайте начнем урок.    

2.       Актуализация знаний учащихся

А тему урока вы определите сами. Для этого выполним следующее задание.

- А вы знаете, что цифры умеют говорить?

- Прослушайте текст

Учёные считают, что если принять условно уровень здоровья за сто процентов, то на двадцать процентов  он зависит от наследственных факторов, двадцать – от окружающей среды, десять – от системы здравоохранения, а остальные пятьдесят – от самого человека.         

По данным исследований, каждый третий житель России для поддержания здорового образа жизни готов принимать витамины, заниматься спортом. Каждый второй – регулярно совершать прогулки на свежем воздухе. Но, по мнению многих, здоровый образ жизни  в первую очередь подразумевает отказ от вредных привычек.

3.   Определение темы и целей урока

 Назовите слова, которые так или иначе связаны с понятием числа. (двадцать, десять, пятьдесят, первую  и т.д.)

      - Подумайте, к какой части речи относятся эти слова. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Имя числительное)

Давайте добавим к нашим предложениям еще  одно предложение

1.Построили новую трехэтажную школу.

4.Целеполагание.

Создание проблемной ситуации.

Попробуем заменить слова с числовым значением цифрами. Что получается? Все эти слова можно заменить цифрами? Почему?

Значит,  у нас пока  недостаточно знаний о числительном.

Я предлагаю посмотреть в словаре, что значит слово «числительное», каково его происхождение.

(работа  с толковым или этимологическим словарем)

  1. Работа над новым материалом

  Запишите пословицы, объясните в них встретившиеся орфограммы.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

- Какие из числительных  обозначают количество предметов и отвечают на вопрос сколько? (сто, семь)

- Обозначают порядок предметов при счёте и отвечают на вопрос какой? (первой)

Вывод: числительные, которые отвечают на вопрос сколько и обозначают количество предметов или число – количественные, а   числительные, которые отвечают на вопрос какой и обозначают порядок предметов при счёте – порядковые

Имена числительные

          количественные                                                                                 порядковые

- Имена числительные в предложении бывают разными членами предложения, а в сочетании с существительными являются одним членом предложения. Определите, каким членом предложения являются числительные в пословицах.

1) Здоровье за сто рублей не купишь.

2) Поддайся первой боли да сляг – наживёшь другую.

3) Лук семь недугов лечит.

- Поработаем по учебнику( учебник стр. 143, чтение правила)

- Какие дополнительные сведения вы получили из учебника? (изменяются по падежам)

  1. Физминутка

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть

  1. Тренировочные упражнения

А) Исследование в парах по рядам (  упр. 346)

- Проведём небольшое исследование

- Подберите к числительным однокоренные слова (1 глагол, 1 существительное, 1 прилагательное), сделайте вывод, какие ещё части речи могут иметь числовое значение?  

 1 ряд                                                 2 ряд                                             3 ряд

Два                                                   Три                                                Пять

Ответы: Два – удвоить, двойка, двойной, двоечник, удвоенная, двоится, двухэтажный.

               Три – тройка, троечник, утроить, тройной, троекратно, троится, трояк.

               Пять – пятак, пятёрка, пятачок, пятерной, пятнашки, пятиклассник.

-  Какие же части речи могут выражать числовое значение?

- Существительные, прилагательные, глаголы, наречия. Основным отличием числительных от других частей речи является то, что числительные можно записать цифрами и словами, а другие части речи – только словами.

- В этом мы сейчас потренируемся.

Б) Заполнение таблицы

- Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четвероклассник, четырёхлетнее, четверо, четвероногий, четыре, четверня, четвёртый, четырежды.

- Проверим выполненную работу. (сверяют)

Имя числительное

Имя существительное

Имя прилагательное

Наречие

Четверо

Четыре

четвёртый

Четвероклассник

четверня

Четырёхлетнее

четвероногий

четырежды

  1. Самостоятельная работа (по группам)

1 группа

Подчеркните числительные как члены предложения

                   Семеро одного не ждут.

                   Первый блин комом.

                   Два и два – четыре.

                     Пушкин родился в 1779 году

       2 группа

    Прочитайте зашифрованные слова

Смор1а          100Л                 О5                        ПА3ОТ

По2л               Элек3к             40А                      100ЯНКА

9. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание

  1. Подготовить устный рассказ о числительном как части речи

    2.     Письменное задание на выбор:

        а) упражнение 345;

        б) записать 6 пословиц или загадок, в   которых употребляются имена числительные.

10. Итог урока

Вспомните цель урока.

Скажите, над чем мы работали сегодня?

что называется числительным?

чем отличаются порядковые числительные от количественных?

какова роль числительного в предложении?

как отличить числительное от других частей         речи с числовым значением?

Спасибо за урок!


 

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе

Технологическая карта урока по русскому языку в 6 классе

Работа над новым материалом

Работа над новым материалом

Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?

Рассмотрите таблицу, прочитайте записи под ней, сформулируйте задание к упражнению?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2023