Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Исконно русские и заимствованные слова"
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Исконно русские и заимствованные слова"

Оценка 4.9
docx
19.01.2023
Технологическая карта урока по русскому языку в соответствии с обновленным ФГОС ООО на тему: "Исконно русские и заимствованные слова"
Урок_в_5_классе_Исконно_русские_и_заимствованные_слова (1).docx

Учебный предмет

Класс

Тема урока

Тип урока    

Цели урока

Деятельностные

Содержательные

Русский язык

5 А

 Исконно русские и заимствованные слова.

(7 урок в разделе «Лексикология и фразеология»)

 Урок открытия нового знания.

 Создание условий для усвоения темы через использование новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников, развитие навыков самоконтроля, схематичного мышления, развитие навыков адекватной самооценки.

 Сформировать представление о делении лексики с точки зрения ее происхождения.

Дать представление о некоторых признаках иноязычных слов.

Совершенствовать умение работать со словарем. Познакомить с происхождением географических названий Солнечного района

 

 Задачи урока

Ученик научится:

- определять принадлежность слова к группе исконно русских или заимствованных слов в зависимости от его происхождения;

- пользоваться этимологическим словарем и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Ученик получит возможность:

- извлекать необходимую информацию из лексических словарей и справочников, использовать эту информацию в различных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

УУД

Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

2 минуты

- Добрый день, ребята! На столах у вас смайлики, выберите тот,  который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

-А это моё настроение…Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Запись числа в тетради.

Готовность учащихся к активной познавательной деятельности;

Включение в деловой ритм.

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

 

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация и пробное учебное действие

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

5 минут

- Скажите, пожалуйста, сколько языков вы знаете?

- А я докажу сейчас, что все вы знаете множество разных языков.

Скажите по-португальски «огонь», «пламя», если для нас это красивая розовая птица.

Скажите по-немецки «змея», если этой «змеёй» садоводы поливают свои грядки.

Скажите по-нидерландски «человек», если для нас это бездушная кукла в витрине магазина.

Скажите по-английски «петушиный хвост», если для нас это смесь из  напитков.

Скажите по-французски «столичный», если для нас это подземный вид транспорта в больших городах.

- Откуда же мы знаем так много слов из самых различных языков?

Верно, и сегодня мы поговорим о происхождении лексики нашего языка.

Ответы учащихся

 

 

 

- Фламинго

 

 

- Шланг

 

 

- Манекен

 

 

- Коктейль

 

 

- Метрополитен

 

 

 

Ответ учащихся: все они есть в русском языке

 

 

 

 

Метапредметные результаты

Планирование учебного сотрудничества, умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Анализ объектов с целью выделения признаков (П – логические)

Выявление места и причины затруднения

Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещѐ не знаем).

1 минута

Создаю проблемную ситуацию

- Для начала небольшой тест «Знаешь ли ты?» Голосуйте поднятием руки.

Знаешь ли ты: 1. на какие группы по происхождению делятся слова русского языка? 2. как определить иноязычное слово без словаря? 3. из каких языков пришли к нам многие географические названия Солнечного района?

Учащиеся поднимают руку, если знают ответ на заданный вопрос.

 

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

 

Построение проекта выхода из затруднения

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности

10 минут

- Какую учебную задачу будем решать на уроке? Сформулируйте тему нашего урока.

Запись темы на доске и в тетради.

 

- Выдающийся русский литературный критик В.Г.Белинский когда-то писал: «Все народы меняются словами». Как вы понимаете смысл  этого высказывания?

- Соответственно, все слова языка делятся на исконные и заимствованные. Заполните, пожалуйста, схему в ваших тетрадях:

Группы слов по происхождению

 


исконно русские       заимствованные

А теперь попробуйте сформулировать, какие слова называются исконно русскими?

А заимствованными?

Подберите синонимы к слову «заимствованные».

А теперь откройте учебники на стр.37 и проверьте, все ли мы сказали.

Задаю вопросы, предложенные после теоретической статьи.

Определяют учебную задачу.

Ставят цели, определяют тему урока

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

 

Заполняют схему

 

 

 

 

 

 

- Это слова, которые существуют в русском языке исконно, то есть с древних времен.

- Это слова, пришедшие в русский язык из других языков мира.

- Иноязычные, иностранные.

 

Читают теорию в учебнике

Проверяют правильность выдвинутой гипотезы, делают вывод.

Ответы учащихся.

Метапредметные результаты

Целеполагание (Р)

Планирование (Р)

Прогнозирование (Р)

Предметные результаты

Самостоятельное формулирование цели (П – общеуч.)

 

1 минута

Физкультминутка

1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать.

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре — руки шире.

Пять — руками помахать.

Шесть — за парту тихо сесть.

 

 

Реализация построенного проекта

Цель: апробация способа действий, направленного на решение проблемной ситуации, его вербальное фиксирование

5 минут

Организую учащихся по исследованию проблемной ситуации

- А как узнать, исконно русское слово перед нами или заимствованное? Какой словарь поможет?

Если учащиеся не смогут самостоятельно определить вид словаря, предлагаю обратиться к упр.479.

- Определите происхождение слов лягушка и огурец.

 

- Возьмите из конверта 1 листочек, прочитайте записанное на нем слово, определите его происхождение.

- Встаньте те, кто точно знает, что его слово заимствовано из другого языка;

- исконно русское;

- Как определили?

- Кто сомневается?

- Почему не все сумели определить?

- Может быть, есть какие-то признаки, по которым можно опознать заимствованное слово?

 

 

 

Определяют вид словаря (этимологический)

Работают со словарной статьей.

Высказывают свое мнение.

 

 

 

 

 

 

 

 

Метапредметные результаты

Сотрудничество в поиске и выборе информации (К)

Предметные результаты

Решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование (П – моделирование)

Первичное закрепление

Цель этапа: первичный контроль за правильностью выполнения способа действия.

5 минут

Организую фиксацию нового способа действия в речи.

Работа в парах.

Чтение правила стр. 38 – 39

- Сколько признаков, указывающих на иноязычное происхождение слова?

- Внимательно их изучите, перескажите соседу по парте и постарайтесь доказать происхождение вашего слова.

Обсуждаю возможности применения нового способа действий для решения всех заданий данного типа

Предлагают форму работы в паре

Выслушивают мнение одноклассников.

Доказывают свою точку зрения.

Метапредметные результаты

Контроль (Р)

Оценка (Р)

Коррекция (Р)

Управление поведением партнера (К)

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью(К)

Предметные результаты

Действие по аналогии (П)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П – общеуч.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

5 минут

Организую деятельность по применению новых знаний (упр. 482)

- Обменяйтесь тетрадями в паре, проверьте результат работы по эталону.

- Оцените работу соседа по пятибалльной шкале по критериям (слайд)

Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку или взаимопроверку.

Оценивают работу по критериям.

Метапредметные результаты

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р)

Волевая регуляция в ситуации затруднения (Р)

Личностные результаты

Самоопределение (Л)

Региональный компонент

Цель этапа: определение причин заимствования слов, источников некоторых топонимов Солнечного района.

5 минут

- Заимствования отражают языковые контакты народа. Например, немецкие слова появились в русском языке в большом количестве в 18 веке, когда император Петр Первый «прорубил окно в Европу» и привез много военных, инженерных и морских специалистов из Германии. А большинство французских слов появилось в русском языке в 19 веке, когда среди русских дворян укоренилась мода говорить только по-французски, многие из них толком не знали родного языка. Таким образом, в заимствованиях отражается история народа, а это дает лишний повод любить и беречь наш язык.

А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие языковые контакты жителей нашего края отразились на географической карте Солнечного района? Взгляните на карту. Какие необычные названия здесь встречаются: Джамку, Амгунь, Харпичан, Хурмули, Амут, Хальгасо, Кондон, Эворон и т.д. Давайте разберемся, из каких языков пришли к нам эти топонимы. Посмотрите статьи, предложенные вам в буклетах, и скажите, какие языки дали нам такие удивительные названия. А почему именно эти языки?

Работают с буклетами

Определяют языки, из которых произошли названия топонимов Солнечного района (эвенкийский, негидальский, нанайский)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учащихся:

- Нанайцы, эвенки, негидальцы относятся к коренным народам Дальнего Востока.

 

Культура речи

Цель этапа: определение места иноязычной лексики в речи.

3 минуты

- Как вы думаете, а для чего в языке нужны заимствованные слова?

 

- Да, это так. Но во всем нужно знать меру. Как вам такой текст: «Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом имидже, и это вызвало позитивный отклик у зрителей»?

- Давайте переведем этот текст на обычный русский язык. (Общительный ведущий шоу на телевидении предстал в новом облике, и это вызвало положительный отклик у зрителей.) - Какой вывод об использовании иноязычных слов можно сделать на этом примере?

- Они обогащают язык, называют то, чему нет исконно русских названий.

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Иностранные слова нужно употреблять уместно и в меру.

 

Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

3 минуты

Организую рефлексию, организую самооценку результатов уч-ся.

Настало время вернуться к тесту «Знаешь ли ты?», который мы проходили в начале урока. Посмотрим, насколько изменились ваши знания по теме. Голосуем все так же поднятием руки.

Я очень рада, что урок не прошёл для вас даром. Буклеты вы можете оставить себе, чтобы поделиться добытой на уроке информацией со своими родными и друзьями.

Задаю домашнее задание (правила стр. 37 – 39, пересказ; на выбор упр. 483 или упр. 485). По желанию: понаблюдать за речью диктора в выпуске новостей и записать иноязычные слова, которые он употребит.

Оцениваю учащихся, комментирую отметки.

Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Подводят итог своей работы.

Записывают домашнее задание в дневник.

Метапредметные результаты

Умение выражать свои мысли (К)

Предметные результаты

Рефлексия (П)

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Личностные результаты

Самооценка на основе успешности (Л)

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности (Л)

 

 

 

 

 


 

Учебный предмет Класс

Учебный предмет Класс

Этап Время Деятельность учителя

Этап Время Деятельность учителя

Выявление места и причины затруднения

Выявление места и причины затруднения

Физкультминутка 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать

Физкультминутка 1, 2, 3, 4, 5 — все умеем мы считать

Цель этапа : первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

Цель этапа : первичный контроль за правильностью выполнения способа действия

А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие языковые контакты жителей нашего края отразились на географической карте

А задумывались ли вы когда-нибудь о том, какие языковые контакты жителей нашего края отразились на географической карте

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Рефлексия деятельности Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.