Технологическая карта урока по семейному праву по теме"Брак"
Оценка 4.7

Технологическая карта урока по семейному праву по теме"Брак"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
другое
Взрослым
16.03.2023
Технологическая карта  урока по семейному праву по теме"Брак"
Технологическая карта занятия по семейному праву тема Брак.doc

Технологическая карта занятия № 5

 

Дисциплина

 

ОП.07

Семейное право

Группа

Дата проведения

 

35

 

 

31.01.2023

Тема занятия:

Брак

Вид занятия:

теоретическое

 Цели:

1. Образовательные: актуализация имеющихся знаний по семейному праву; изучение семейного права; порядка и условий заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов.

 2. Развивающие: формирование умений студентов работать с источниками, анализ их содержания на основе полученных знаний; формирование навыков и умений применения теоретических знаний в практических ситуациях; развитие коммуникативных навыков общения при работе в группе; познавательной деятельности обучающихся.

3. Воспитательные: формирование представлений личности о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений, о влиянии семьи на развитие личности и общества, ее роли и значении в современном обществе.

Учебные задачи:

 

1. Информативные:

- определить основные понятия темы: брак, его виды, семья;

- рассмотреть и дать представление о условиях и порядке заключения, и расторжении брака, недействительность брака;

2. Аналитические:

- развить умение правильно работать с информацией и делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать, высказывать свою точку зрения;

- формировать у студента принципы законности при рассмотрении вопросов, связанных с семейными правоотношениями;

3. Системообразующие:

- систематизировать знания о браке, порядке его заключения и расторжения;

4. Творческие:

- мотивировать к самостоятельному изучению материала;

- укрепить навыки создания собственных суждений о браке;

- создать условия, способствующие творческой работе.

5. Воспитательные:

- прививать любовь к семье и её традициям, положительное отношение к официальному, юридически закреплённому браку;

- способствовать воспитанию нравственности, чувства гражданской ответственности.

Формируемые компетенции:

     ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

         ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

      ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

      ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

      ОК 9. Ориентироваться в условиях постоянного изменения правовой базы.

      ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

      ПК 1.1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
      ПК 1.2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Студенты должны знать:

-основные понятия и источники семейного права;

-содержание основных институтов семейного права.

Студенты должны уметь:

 

-применять нормативные правовые акты при разрешении практических ситуаций;

-анализировать и решать юридические проблемы в сфере семейно-правовых отношений;

-оказывать правовую помощь с целью восстановления нарушенных прав

Показатели оценки результата:

 

 

Студенты:

- характеризуют брак, порядок и условия заключения и расторжения брака.

Межпредмет-

ные связи

Обеспечивающие

дисциплины

БУП.03 Обществознание,

ОП.01 Теория государства и права,

ОП.06 Гражданское право

Обеспечиваемые дисциплины

МДК 01.01 ПСО

МДК 02.01 Организация работы органов и учреждений социальной защиты населения, органов Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)

Основная литература:

 

 

Семейное право: учебник для студ. учреждений сред. проф. об­ разования / А.И.Гомола, И.А.Гомола. — 10-е изд., стер. — М,: Издательский центр «Академия», 2017. — 176 с.;

Гомола А.И., О.Б.Семенова Семейное право. – Ростов на Дону, Издательский центр Феникс 2017;

Справочная правовая система Консультант Плюс -  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/

Справочная правовая система Гарант – [сайт]. – 1990 – URL: http://www.garant.ru/ - Текст : электронный.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование, презентация, раздаточный материал, студенческие исследовательские материалы об отношении к гражданскому браку.

Методы и приемы:

-объяснительно-иллюстративный, информационных технологий, элементы метода проблемного обучения, элементы метода исследования, метод группового решения ситуаций, элементы здоровьесберегающих технологий, элементы адаптированных образовательных программ технологии работы со слабовидящими обучающимися, прием «мозговой штурм».

Применяемые методы контроля

метод устного контроля преподавателя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Формы работы:

Индивидуальная, фронтальная, групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание занятия

№ этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

 формы и методы обучения

Времен-ная регламентация этапа

1

Организационный этап:

Цель: психологический настрой на занятие

2

- взаимное приветствие преподавателя и студентов;

- проверка готовности студентов к занятию;

- проверка посещаемости.

 

 

 

2

Мотивационный момент и целеполагание:

Цель: принятие студентами целевых установок

15

- демонстрация социальной и практической значимости изучаемого материала посредством просмотра видеоролика «Семья — это целый мир»;

Преподаватель: В жизни каждому из нас приходится сталкиваться с ситуацией, когда нужно принять правильное решение, разрешить какую-то жизненные вопросы, но мы зачастую не знаем, как правильно поступить, как разрешить проблему.

Я предлагаю Вам три цитаты.

-  "Брак — это лавина, которую юноша и девушка обрушивают себе на голову, потянувшись за цветком" сказал Бернард Шоу.

-  "Никто не принуждается к заключению брака, но всякий должен быть принужден подчиняться законам брака, раз он вступил в брак" высказывание Карла Маркса.

-  "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья - несчастлива по-своему" эта фраза принадлежит известному русскому писателю Льву Николаевичу Толстому.

 

Преподаватель: Итак, я прошу вас определить, какая мысль их объединяет?  Назовите ключевые понятия.

(Обучающиеся читают, высказывают предложения)

 Варианты ответов: брак, семья, заключение брака, законы о браке.

 

Форма контроля: взаимооценка

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество 2 балла

 

Слайд 1 Тема сегодняшнего занятия «Брак»

     А что такое брак для вас? Студенты высказывают различные мнения, которые сводятся к тому, что семья – это основная единица общества и вступая в брак, каждый член семьи имеет не только права, но и ряд существенных обязанностей перед обществом и государством.

Пути решения проблемы

Как вы думаете, какими путями можно решить эту проблему? Посмотрите на название темы и попробуйте сформулировать цель нашего урока.

Отсюда делаем вывод, что некоторые из нас не обладают достаточными знаниями по семейному праву.???????

   Мы определили тему, теперь совместно поставим цель нашего занятия.(убрать)

Ответы обучающихся: изучение семейного права; порядка и условий заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов.( может убрать)

Цель: определить роль права в регулировании семейно – брачных отношений.

 

 

Для реализации данного этапа теоретического занятия используется диалогический метод с элементами метода проблемного обучения.

У нас есть цель, значит должен быть результат. Свой результат вы увидите заполнив  критерии оценивания в Рабочем листе по каждому этапу работы в конце урока.

 

3

Этап актуализации знаний:

Цель: проверка готовности к реализации основных задач урока

15

Слайд 3 Преподаватель :А сейчас обратите внимание на слайд, где представлен план сегодняшнего занятия.

 

 Прежде чем приступить к изучению нового материала,

давайте определимся, что вы знаете по теме урока, ответив на следующие вопросы:

1. Что такое брак?

2. Где заключают брак?

3. С какого возраста можно вступать в брак?

4. Назовите виды брака.

(Отвечают на поставленные вопросы)

 

Варианты ответов:

1. Добровольный союз мужчины и женщины с целью создать семью;

2.  В ЗАГСе;

3. Возраст 18 лет,

4. Официальный и неофициальный.

Форма контроля: взаимооценка

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 4 баллов.

Максимальное количество 4 балла

 

 

 

5

 Проблематизация: формулирование проблемы и процесса ее разрешения.

 

 

     Я вижу, что какие-то знания и представления о браке у вас есть, но достаточно ли этого для решения конкретных жизненных ситуаций в семейных правоотношениях?   Нужно ли расширить эти знания?

 Все ли бывает гладко в семейной жизни? Возникают ли проблемы и какие?

Преподаватель: Правильно, проблемных вопросов действительно много, но давайте сформулируем одну общую проблему (формируют проблему).

Она будет звучать так: «Какие проблемы у людей могут возникнуть, если брак не зарегистрирован?»

Варианты ответов: установление отцовства детей, раздел имущества, ипотечный кредит и др.

Форма контроля: самооценка

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 2 баллов.

Максимальное количество 2 балла

 

Преподаватель: Работая в группе, вы не только ответите на проблемные вопросы, но и научитесь работать в команде, принимать совместные решения, слушать друг друга.

 

 

Преподаватель: Как вы думаете, какими путями можно решить эту проблему? Предложите варианты решения.

 

(Группами озвучивают варианты)

 

Варианты ответов: Воспользоваться юридической консультацией, найти информацию в интернете, прочитать СК РФ, спросить у товарищей.

 

 

Преподаватель: Конечно, вы говорите правильно. Теперь мы постараемся совместно с вами на занятии решить проблемные вопросы.

Каким образом мы их будем решать?

 

Варианты ответов: научиться применять статьи семейного кодекса РФ для решения жизненных ситуаций по теме «Брак»

Форма контроля: самооценка

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 3 баллов.

Максимальное количество 3 балла

 

2

 

 

 

 

 

 

 

4

Операционно-познавательный этап:

Цель: реализация основных задач занятия

50

4.1

10

Преподаватель: Многие считают, что регистрация брака в органах Загса совершенно не нужна. Чувство любви и уважения, которые составляют сердцевину брака, возникают до его заключения. И если оно иссякло, то брак не удержит никакая «бумажка» (свидетельство о браке).

- Вы согласны с этим мнением?

 

Студенты отвечают:

 

- Ребята, а приходилось ли вам слышать такое понятие как «гражданский брак»? Что  в вашем понятии собой представляет «гражданский брак»?

 

Студенты отвечают:

Для вас идентичны понятия «гражданский брак» и «незарегистрированный брак».

Студенты вашей группы провели исследование по данному вопросу.

 

Сообщение студентов:

 

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод: отношение общества к гражданскому браку становится все более лояльным. Молодые люди рассматривают незарегистрированный брак   а в их понятии это «гражданский брак» как  пробный вариант брачного союза.

Предполагается, что, вступая в брак, партнеры берут на себя некие обязательства относительно друг друга.  И, что важно, делается это перед значимой инстанцией - перед Богом (в церкви), перед законом (в ЗАГСе), и перед людьми - «свидетелями», (хотя сейчас участие «свидетелей» в брачной церемонии не обязательно). Потому так и мил людям, уставшим от обязательств, или боящимся их по неизвестной причине, непритязательный и спокойный «незарегистрированный  брак».  Достоинства его именно в свободе отношений.  Такие союзы, не отягощенные штампом в паспорте, не отягощены и социальными стереотипами по поводу семейной жизни. Такой  брак максимально открыт экспериментам и творчеству. Тогда как зачастую, в официальном браке, люди склонны воспринимать "вторую половину" как свою собственность. «В браке нередко на смену искренности приходит дипломатия, на смену доверию - манипуляция, а чувства заменяются привычкой».

Данные, полученные в результате социологического исследования, практически совпадают с вашим мнением о том, что незарегистрированный брак лучше, чем зарегистрированный в ЗАГСе.

 

 

Преподаватель:  Какие вы видите пути решения обозначенных  проблем «незарегистрированного брака»?

 

Ответы студентов:

- только зарегистрированный брак признается и защищается государством.

Преподаватель: В чем заключается цель и смысл регистрации брака?

- Какие преимущества дает супругам регистрация брака?

 

 В браке совместные финансовые вопросы регулирует СК

Отцу, который состоит в браке с матерью ребенка, проще официально подтвердить свое отцовство.

 Если заболел ребенок, то больничный оформляется одному из членов семьи. И др.

(Имущество. Основной плюс — ясность с имущественными вопросами. Редкость, когда люди живут вместе, но при этом не несут совместных трат, не приобретают имущество и не пользуются им. В браке все понятно: зарегистрировали отношения в загсе, и дальше все совместные финансовые вопросы регулирует глава 7 СК РФ. А если не нравится такой порядок регулирования, супруги могут заключить брачный договор. И все спорные вопросы, даже потенциальные, оговорить в нем.

Отцовство. Отцу, который состоит в браке с матерью ребенка, проще официально подтвердить свое отцовство. Его впишут в свидетельство о рождении автоматически. Но если родители не в браке, отец должен подать заявление о признании родительских прав.

ст. 51 СК РФ

Здоровье. В реанимацию пускают только близких родственников: мать, отца, супругов и детей. Такая же история и с информацией о здоровье. Если брак не зарегистрирован, одному из сожителей могут отказать в предоставлении информации о здоровье другого. Ссылка на совместное проживание здесь не поможет.

Ну и что? 04.06.19

Родственников будут пропускать в реанимацию. Везде и бесплатно

Свидание с осужденным. К сожалению, никто не застрахован от уголовного преследования. В СИЗО и места лишения свободы пускают как родственников, так и иных лиц. Решение об этом принимает тот, кто расследует уголовное дело, или администрация места лишения свободы. Претендовать на свидание может любой человек, но родственнику, как правило, сделать это проще. А вот добиться длительного свидания с осужденным и права совместно проживать с ним без ограничений могут только супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные, родные братья и сестры, дедушки и бабушки, внуки. Для остальных такое разрешение остается на усмотрение руководства исправительного учреждения.

ст. 18 закона о содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

ст. 89 УИК РФ

Когда суд выбирает меру пресечения, при прочих равных условиях у человека в браке больше шансов оказаться не в тюремной камере, а под домашним арестом. Логика простая: если человек проживает один и не сможет выходить из дома, некому будет решать его бытовые вопросы.

Дача показаний. А еще если на одного из супругов заведут уголовное дело, другой может не давать показаний в отношении него. Привлечь к ответственности за это нельзя. Если брак не зарегистрирован, ссылка на совместное проживание не поможет.

ст. 51 Конституции РФ

Недоносительство. Уголовной ответственности за недоносительство на супругов и близких родственников тоже нет. Для остальных введена серьезная санкция — от штрафа до 100 тысяч рублей до лишения свободы на срок до одного года, если они не донесут на тех, кто готовит, совершает или совершил хотя бы одно из преступлений, которые направлены против общественной опасности. Преступления против общественной опасности — это, например, терроризм или захват воздушного судна.

ст. 205.6 УК РФ

Больничный. Если заболел ребенок, то больничный оформляется одному из членов семьи: матери, отцу, опекуну, попечителю или иному родственнику, который фактически ухаживает за ребенком. И не имеет значения, проживает ли ухаживающий совместно с ребенком или нет. Но если брак не зарегистрирован, а в свидетельство о рождении один из родителей не вписан, доказать свое родство будет сложнее. И на больничный пойдет не тот, кому работодатель возмещает большую часть расходов, а тот, кто сможет подтвердить свое родство с ребенком. Иначе с больничным листом могут возникнуть проблемы: ФСС откажется его оплачивать, и тогда право на выплаты придется доказывать в суде.

Порядок выдачи листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи

Налоги. Супруги могут сэкономить на налогах. Если подарить квартиру, машину или ценные бумаги постороннему человеку, ему придется уплатить налог на доходы в размере 13%. А вот супруги от уплаты такого налога освобождены. Можно хоть каждый день делать друг другу подарки и переписывать друг на друга имущество — претензий со стороны налоговой не возникнет.

ст. 217 НК РФ

Вычеты. Супругам проще получить налоговые вычеты на детей. Претендовать на них могут оба родителя при условии, что они работают и платят налоги. Если брак не зарегистрирован, а один из родителей не вписан в свидетельство о рождении ребенка, получить вычеты сможет только один из родителей.

Письмо Минфина РФ о предоставлении вычета родителям

А еще те, кто состоят в зарегистрированном браке, могут получить два налоговых вычета на одну и ту же квартиру. Тут экономия существенная: вместо 260 тысяч рублей государство возвращает 520 тысяч.

Кредит. Ни в одном законе не указано, что супруги имеют преимущество, когда оформляют кредит. Но практика показывает, что при прочих равных возможностях банк скорее даст кредит тем, кто состоит в зарегистрированном браке. Так банк меньше рискует: второй супруг автоматически становится созаемщиком. И даже если супруги разведутся, с кредитом или залогом ничего не случится: имущество и обязательства супругов делятся либо по семейному кодексу, либо по брачному договору. А как будут делить кредит и квартиру сожители — непонятно.

Семьи с детьми смогут взять ипотеку под 6%

Еще многие банки предлагают кредиты с господдержкой молодым семьям. Но дают такие кредиты не всем.

Льготы. Многие организации устанавливают собственные льготы и социальные гарантии для членов семей сотрудников. Например, супруги военнослужащих имеют преимущественное право на поступление на работу в государственные организации и воинские части. Члены семьи военнослужащего, который проходит военную службу по контракту, могут бесплатно ездить от места жительства к месту военной службы, а один раз в год одному из членов семьи оплатят проезд к месту проведения отпуска и обратно. Если военнослужащий увольняется с военной службы или погиб, его супругу или супруге оплатят проезд к избранному месту жительства.

п. 6 ст. 10 закона о статусе военнослужащих

пп. 2 и 4 ст. 20 закона о статусе военнослужащих

Льготы для членов семей есть не только у военных, но и у сотрудников полиции и других ведомств. На сожителей эти льготы не распространяются.

Пенсия. Если один из членов семьи умер, второй супруг и их дети вправе требовать назначения пенсионных выплат по потере кормильца. А вот сожители на такие выплаты претендовать не могут, независимо от того, сколько времени они прожили вместе.)

Ответы обучающихся:

Форма контроля: самооценка  и взаимооценка

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 5 баллов.

Максимальное количество 5 баллов

 

Преподаватель:  Ребята, а что такое брак по расчету?

Ответы студетов: В современном мире браки по расчету не такая уж и редкость. Выгода может быть любой: и материальной (деньги, имущество, вещи), и социальной (одобрение, признание, статус, престиж), и эмоциональной (восхищение, забота, поддержка, любовь). В любом случае человек, уступающий в брачные отношения с этим мотивом видит смысл брака в удовлетворении какой-либо своей потребности. И не всегда это сопряжено с равной самоотдачей.

- На чем же строятся взаимоотношения между людьми в семье?

Студенты отвечают:

 

Отношения в семье строятся на доверии, уважении и заботе. Хорошо, когда все это взаимно и базируется не на долге, а на искреннем и бескорыстном желании.

 Ролик «Семья как матрешка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2

 

Преподаватель: Выясним, как вопросы брака и семьи разрешаются законодательством РФ.

Выполните задания по группам с использованием СК РФ  и результаты работы оформите в рабочем листе.

 

(Обучающиеся работают, затем оглашают ответы, и каждая группа заполняет свою колонку таблицы, а все остальные колонки таблицы заполняются во время ответов других групп).

 

Каждая группа внимательно ознакомьтесь со своим заданием.

Задание для студентов 1 группы 

Проанализируйте ст.10 -14 СК РФ и дайте полный ответ на вопросы. (По результатам работы заполните таблицу)

1.Перечислите условия заключения брака в РФ и обстоятельства, препятствующие заключению брака?

2.Каков порядок заключения брака в РФ?

Ответ на 1 вопрос:

Условия заключения брака

Обстоятельства, препятствующие

 заключению брака

1.Взаимное добровольное согласие.

1. Если одно лицо уже состоит в другом

 зарегистрированном браке.

(многоженство запрещено законом)

2. Достижение брачного возраста.

 

2. Между близкими родственниками

 (родственниками по прямой восходящей

 и нисходящей линии (родителями и

детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами)

 

 

 

3.Между усыновителями и усыновленными.

 

4. Если одно лицо признано судом

недееспособным (психические расстройства

или слабоумие)

2.Каков порядок заключения брака в РФ?

1.

2.

3.

4.

 

Ответ на 2 вопрос

1. Регистрация в органах ЗАГСа.

2. Испытательный срок.

3. Личное присутствие при регистрации.

4. Выдача свидетельства о регистрации брака, отметка в паспорте.

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Задание выполняется в группе.

Форма контроля: оценка преподавателя.

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 5 баллов.

Максимальное количество 5 баллов

4.3

 

 

 

 

 

 

 

Задание для студентов 2 группы

Проанализируйте ст. 31, 32 СК РФ и ответьте на вопрос:

- Что такое личные права супругов?

 

Ответ на вопрос:

 

1. Выбор фамилии

2. Выбор места жительства

3. Выбор профессии

4. На гражданство

5. На воспитание и образование детей

6. На отцовство и материнство

 

5

Задание выполняется индивидуально.

Задание выполняется в группе.

Форма контроля: оценка преподавателя.

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 2 баллов, максимальное количество баллов - 2

4.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.6

Задание для студентов 3 группы 

Проанализируйте  - ст. 33-35 СК РФ и ответьте на вопрос:

- Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?

 

Ответ на вопрос:

 

        СК РФ Статья 35. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов

1. Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляются по обоюдному согласию супругов.

2. При совершении одним из супругов сделки по распоряжению общим имуществом супругов предполагается, что он действует с согласия другого супруга. Сделка, совершенная одним из супругов по распоряжению общим имуществом супругов, может быть признана судом недействительной по мотивам отсутствия согласия другого супруга только по его требованию и только в случаях, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о несогласии другого супруга на совершение данной сделки. Нужно ли получать нотариальное согласие супруга на продажу доли в уставном капитале ООО

3. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга.

СК РФ Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

 3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

 

      5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       5

Задание для студентов  4 группы 

Проанализируйте  - ст. 36-37 СК РФ

- Что относится к личному имуществу каждого из супругов?

- Какие права имеют супруги в отношении личного имущества?

 

Ответ на вопрос:

СК РФ Статья 36. Имущество каждого из супругов

1. Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также имущество, полученное одним из супругов во время брака в дар, в порядке наследования или по иным безвозмездным сделкам (имущество каждого из супругов), является его собственностью.

2. Вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие), за исключением драгоценностей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные в период брака за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный одним из супругов, принадлежит автору такого результата.

СК РФ Статья 37. Признание имущества каждого из супругов их совместной собственностью

Имущество каждого из супругов может быть признано судом их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества (капитальный ремонт, реконструкция, переоборудование и другие).

Задание выполняется в группе.

Форма контроля: оценка преподавателя.

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 2 баллов, максимальное количество баллов - 2.

Задание для студентов 5 группы

Проанализируйте  - ст. 16, 18, 19, 21 СК РФ

Перечислите основания для прекращения брака?

Порядок расторжения брака.

Каков порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния?

Расторжение брака в судебном порядке.

 

     Ответ на вопрос:

 

         1. СК РФ Статья 16. Основания для прекращения брака

1. Брак прекращается вследствие смерти или вследствие объявления судом одного из супругов умершим.

2. Брак может быть прекращен путем его расторжения по заявлению одного или обоих супругов, а также по заявлению опекуна супруга, признанного судом недееспособным.

 

         2. СК РФ Статья 19. Расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния

1. При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей, расторжение брака производится в органах записи актов гражданского состояния.

 2. Расторжение брака по заявлению одного из супругов независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей производится в органах записи актов гражданского состояния, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим; признан судом недееспособным; осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет.

3. Расторжение брака и выдача свидетельства о расторжении брака производятся органом записи актов гражданского состояния по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака.

 4. Государственная регистрация расторжения брака производится органом записи актов гражданского состояния в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

       3. СК РФ Статья 21. Расторжение брака в судебном порядке

1. Расторжение брака производится в судебном порядке при наличии у супругов общих несовершеннолетних детей, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 настоящего Кодекса, или при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака.

2. Расторжение брака производится в судебном порядке также в случаях, если один из супругов, несмотря на отсутствие у него возражений, уклоняется от расторжения брака в органе записи актов гражданского состояния, в том числе отказывается подать заявление.

 

Задание выполняется в группе.

Форма контроля: оценка преподавателя.  

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 3 баллов, максимальное количество баллов - 3.

5

Рефлексивно-оценочный этап:

Цель: оперативный анализ результатов совместной деятельности, определение уровня реализации задач урока

10

Преподаватель: Обратите внимание, что на ваших столах лежат конверты. Их нам прислали по почте. В каждом конверте содержатся вопросы, которые вам прислали граждане, чтобы получить правовую консультацию. Пожалуйста вскройте их и   используя статьи СК РФ   дайте ответ.

Студенты вскрывают конверты и отвечают гражданам.

1 ситуация :

 Наша дочь ушла из дому и, как оказалось, вышла замуж, когда ей было всего семнадцать лет. Сейчас ей уже восемнадцать она дала о себе знать. Но когда мы начали выяснять подробности заключения брака, выяснилось, что у них не было оформлено разрешение на вступление в брак несовершеннолетней. Можем ли мы подать на этом основании в суд для признания брака недействительным?

 

Вариант ответа:

В ст. 28 семейного кодекса  РФ перечислены лица, которые могут подать заявление в суд для признания брака недействительным. По отношению к ситуации с отсутствием разрешения на вступление в брак несовершеннолетними, такими лицами могут быть сам несовершеннолетний или его родители, и даже прокурор. Но как только супруг достигает совершеннолетия, то только у него остается право на обращение в суд. Так что только  дочь теперь вправе решать, признавать ли свою женитьбу незаконной.

2. ситуация:

 Я решила развестись со своим мужем, детей у нас нет. Делить тоже особо нечего. Поэтому я решила, что можно сделать это через ЗАГС, чтобы избежать длительных препирательств в суде. Но мой муж не явился в назначенную дату два раза подряд, сославшись на занятость на работе. Можно ли из-за его повторной неявки в третий раз рассмотреть вопрос без его участия и получить свидетельство о развод.

 

Вариант ответа:         

К сожалению, неявка мужа в ЗАГС может рассматриваться только как повод для обращения в суд. В ч. 2 ст. 21 СК РФ сказано, что при уклонении одного из супругов от расторжения брака, развод возможен только через суд. Вот если бы муж явился в ЗАГС, но при этом возражал против развода, тогда дело могло бы обойтись только ЗАГСОМ, но там должны воочию увидеть обоих супругов, выслушать их, дать время для примирения, и если все эти меры не помогут, только тогда выдать свидетельство о разводе.

 

 

3. ситуация:

Выяснилось, что молодой человек уже состоит в браке, могут ли нас расписать в другом городе?

 

Вариант ответа:

Нет, согласно статьи 14 семейного кодекса РФ

 

 

4. Ситуация:

Мы с моим молодым человеком расписались три года назад, за это время успели приобрести квартиру, однако это было сделано за счет моих накоплений, муж оплатил только 1/7 ее стоимости. Обстоятельства сложились так, что сейчас стоит вопрос о признании брака фиктивным, так как муж не планировал создание семьи. Но что будет с квартирой, он говорит, что необходимо ее делить пополам, поскольку она является совместно нажитым имуществом. Так ли это?


Вариант ответа:

Если  брак будет признан недействительным, то по нормам ст. 30 СК РФ   не будут применяться нормы Семейного Законодательства, а к в  имуществу будут применены нормы гражданского законодательства. 

(Обсуждаю и предоставляю ответы)

 

 

Задание выполняется в группе.

Форма контроля: оценка преподавателя.  

Критерии оценивания: каждый ответ оценивается от 0 до 5 баллов, максимальное количество баллов - 5

 

 

 

Преподаватель: А теперь оцените свою работу в соответствии со критериями.

Критерии оценивания:

25 – 28 баллов – «5»

18 -  24 балла – «4»

13 -  17 баллов -- «3»

12 и менее баллов -- «2»

 

Активная работа в процессе подготовки и проведения урока оценивается преподавателем и дополнительно студент получает еще 2 балла.

 

 

 (Оценивают себя по критериям и подсчитывают баллы каждый в своем листе и выставляют себе оценку, озвучивают оценки)

 

- подсчет баллов и выставление оценок за занятии;

- обсуждение личных достижений и трудностей, возникших у студентов процессе работы.

Рефлексия учебной деятельности на уроке:

Студенты делают отметки в карточках для рефлексии.

Преподаватель:

Большая часть студентов уроком довольна, нет таких у кого не совсем все получилось и мало что получилось.

 

А теперь мне хотелось бы обратиться к началу урока напомнить вам цели нашего урока -  это актуализация имеющихся знаний по семейному праву; изучение семейного права; порядка и условий заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных прав и обязанностей супругов.

 Задачи - определить основные понятия темы: брак, его виды, семья;

- рассмотреть и дать представление о условиях и порядке заключения, и расторжении брака, недействительность брака;

 

ВАШИ СЛОВА!!! Про цели и задачи!

 

 

6

Домашнее задание:

5

Преподаватель:

Вы все сегодня хорошо поработали. Получили оценки, а теперь запишите домашнее задание: Вы должны записать отличия признания брака недействительным от расторжения брака и  подготовить сообщение, используя интернет, по теме  «Права и обязанности супругов и детей.»

 

 

 

 

 

Преподаватель                                                                              Л.Л.Максимова

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

                                                                                                  Приложение 1

 

 

                                       Рабочий лист студента ____ _____________________

 

Предмет:

ОП.07 Семейное право

Тема занятия:

«Брак»

 

 

Порядок работы обучающихся на занятии:

 

№ этапа

Этапы занятия, учебные вопросы.

Критерии

оценивания

1

Мотивационный момент и целеполагание ( анализ цитат)

За верный ответ до 3 баллов

1

Актуализация знаний (устные ответы на вопросы)

 

1. Что такое брак?

2. Где заключают брак? (ЗАГС)

3. С какого возраста можно вступать в брак?

4. Назовите виды брака.

за каждый верный ответ 1 балл

до 4 баллов

 

взаимооценка

 

3

Формулирование проблемы (устный ответ)

1. Что в вашем понятии собой представляет «гражданский брак»?

2. Для вас идентичны понятия «гражданский брак» и «незарегистрированный брак».

3. Какие проблемы у людей могут возникнуть, если брак не зарегистрирован?

от 0 – 3 баллов за правильный ответ оценивает преподаватель

4

Пути решения проблемы

Как вы думаете, какими путями можно решить эту проблему?

от 0 – 2 баллов за правильный ответ оценивает преподаватель

5

Операционно - познавательный этап

Преимущества зарегистрированного брака

От 0 – 5 баллов за правильные ответы

взаимооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Работа в группах

Задание для студентов 1 группы 

Проанализируйте ст.10 -14 СК РФ и дайте полный ответ на вопросы. (По результатам работы заполните таблицу)

1.Перечислите условия заключения брака в РФ и обстоятельства, препятствующие заключению брака?

2.Каков порядок заключения брака в РФ?

Ответ на 1 вопрос(устно):

Условия заключения брака

Обстоятельства,

Препятствующие

заключению брака

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Каков порядок заключения брака в РФ?

 

Ответ на 2 вопрос(устно):

1.

2.

3.

ответ оценивается от 0 -  5баллов.

оценивает преподаватель

Задание для студентов 2 группы

Проанализируйте ст. 31, 32 СК РФ и ответьте на вопрос:

- Что такое личные права супругов?

 

Ответ на вопрос (устно):

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание для студентов 3 группы 

Проанализируйте - ст. 33-35 СК РФ и ответьте на вопрос:

- Какие права и обязанности имеют супруги в отношении совместного имущества?

 

Ответ на вопрос (устно):

Задание для студентов 4 группы 

Проанализируйте - ст. 36-37 СК РФ

- Что относится к личному имуществу каждого из супругов?

- Какие права имеют супруги в отношении личного имущества?

 

Ответ на вопрос (устно):

Задание для студентов 5 группы

Проанализируйте - ст. 16, 18, 19, 21 СК РФ

Перечислите основания для прекращения брака?

Порядок расторжения брака.

Каков порядок расторжения брака в органах записи актов гражданского состояния?

Расторжение брака в судебном порядке.

 

     Ответ на вопрос (устно):

5

Рефлексивно-оценочный этап

Используя статьи СК РФ  проконсультируйте граждан (устно)

Ситуация № 1

Наша дочь ушла из дому и, как оказалось, вышла замуж, когда ей было всего семнадцать лет. Сейчас ей уже восемнадцать она дала о себе знать. Но когда мы начали выяснять подробности заключения брака, выяснилось, что у них не было оформлено разрешение на вступление в брак несовершеннолетней. Можем ли мы подать на этом основании в суд для признания брака недействительным?

 

Решение:

 Указать статьи СК РФ, необходимые для ответа

 

Ситуация № 2

Я решила развестись со своим мужем, детей у нас нет. Делить тоже особо нечего. Поэтому я решила, что можно сделать это через ЗАГС, чтобы избежать длительных препирательств в суде. Но мой муж не явился в назначенную дату два раза подряд, сославшись на занятость на работе. Можно ли из-за его повторной неявки в третий раз рассмотреть вопрос без его участия и получить свидетельство о развод.

 

Указать статьи СК РФ, необходимые для ответа

 

Ситуация № 3

    Выяснилось, что молодой человек уже состоит в браке, могут ли нас расписать в другом городе?

 

Указать статьи СК РФ, необходимые для ответа

 

Ситуация № 4

Мы с моим молодым человеком расписались три года назад, за это время успели приобрести квартиру, однако это было сделано за счет моих накоплений, муж оплатил только 1/7 ее стоимости. Обстоятельства сложились так, что сейчас стоит вопрос о признании брака фиктивным, так как муж не планировал создание семьи. Но что будет с квартирой, он говорит, что необходимо ее делить пополам, поскольку она является совместно нажитым имуществом. Так ли это?

Указать статьи СК РФ, необходимые для ответа

До 5 баллов за верный ответ по ситуации.

 

взаимоконтроль

5

Подведение итогов:

Критерии оценивания:

24 – 27баллов – «5»

19 -  23 баллов – «4»

14 -  18 баллов -- «3»

13 и менее баллов -- «2»

 

Активная работа в процессе подготовки и проведения урока оценивается преподавателем и дополнительно студент получает еще 2 балла.

Итого баллов:32

6

Оценивание

 Студенты считают количество баллов и выставляют себе оценку

 

Оценка:_______

   

 

 

 

 

 

 

 

Условия заключения и расторжения брака

 

Понятие брака согласно СК РФ

 

Условия заключения брака

Порядок заключения брака

Заключение брака не допускается в следующих случаях:

Порядок расторжения брака

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы на вопросы плана

по 1 б за каждый вопрос

 

 

вопросы

все

один

ни одного

 

 

смог определить условия заключения брака

 

смог определить порядок заключения брака

 

смог определить порядок расторжения брака

 

смог определить   когда

 заключение брака не допускается

 

 

 

 

                       

                                                                               

 

 Приложение 2

 

 

Анкета

 

Инструкция заполнения анкеты:

1. Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов.

2. Обведите в кружок вариант ответа, который наиболее близок к Вашему мнению. Внимание! Возможен только один вариант ответа на вопрос.

Заранее благодарю Вас за участие!

1. Ваш пол:  

      a)  М

      b)  Ж

 

2.  Ваш возраст: ______

 

3.  Какое из понятий «гражданский брак» Вы считаете верным?

a)                 семейные отношения, не освещенные таинством венчания

b)                семейные отношения, не признанные церковью и государством

 

  4.  Считаете ли гражданский брак приемлемой для Вас формой отношений?

a)  Да

b)  Нет

 

 5.  Считается, что самой распространенной причиной вступления в гражданский брак является попытка репетиции семейных отношений.

a)                 да, главное проверить бытовую совместимость

b)                нет, в гражданском браке главное проверить сексуальную совместимость

c)                  

 6. Что из перечисленного можно приобрести в гражданском браке?

a)      сексуальный и житейский опыт

b)     умение уважать пространство чужой жизни

c)      умение ценить собственную свободу

 

 7.  Возможно для Вас рождение ребенка в гражданском браке?

a)      возможно

b)     невозможно

c)      затрудняюсь с ответом

 

 8.  Когда гражданский брак должен уступить место законному браку?

a)      когда партнеры решают завести ребенка

b)     когда позволяет материальное положение

c)      когда партнеры убеждены в прочности союза

d)     когда партнеры прожили уже много лет вместе

e)      никогда

 

 9. Общественное мнение считает гражданские браки слишком экстравагантными и несерьезными. С каким из утверждений согласны Вы?

a)   мне будет тяжело, если общественное мнение не одобрит мою личную жизнь

a)      моя жизнь – мое личное дело

 

 10.  Как поступите Вы, если уже готовы к вступлению в законный брак, а Ваш партнер, от которого Вы эмоционально, сексуально или материально зависимы, категорически отказывается?

a)      главное чувства, а не формальности – будем жить в гражданском браке

b)     устрою скандал

c)      буду тайно страдать

d)     расстанусь с партнером

 

 11.  Какие недостатки гражданского брака имеют значимость для Вас?

a)      у людей, состоящих в гражданском браке, нет социального статуса

b)     у людей, состоящих в гражданском браке, нет ощущения серьезности отношений

c)      у людей нет ощущения незыблемости своего положения

d)     это огромный юридический риск

e)      против такой формы брака обычно активно возражают родители – мои и моего партнера

f) у гражданского брака нет недостатков

 

12.  Какой точки зрения Вы придерживаетесь?

a)   «штамп – не панацея для счастливой жизни»

b)   «счастье будет только в браке»

 

Спасибо за ответы.

Всего доброго!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание на закрепление нового материала:

 

Задание 1. Дайте определение семейного права, брака.

Задание 2. Заполните схему «Законодательные источники семейного права».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Задание 2. Используя извлечения статей из Семейного кодекса РФ, перечислите условия заключения брака.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Задание 3. Запишите предложенные вам этапы заключения брака в правильной последовательности:

1)               Возникновение прав и обязанностей.

2)               Достижение брачного возраста.

3)               Оплата государственной пошлины.

4)                Подача заявления в загс.

5)               Свадебная церемония.

6)               Желание заключить брак.

7)               Регистрация брака.

8)               Получение свидетельства о браке.

 

 

Решение задач:

 

1 вариант

2 вариант

В загс приходят юноша и девушка. Они молоды им обоим по двадцать, любят друг друга и согласны вступить в брак. Оба требуют, чтобы их брак был зарегистрирован сегодня или в крайнем случае завтра, потому что на послезавтра куплены билеты, и они хотят отправиться в свадебное путешествие.

Работники загса их попросили заполнить соответствующие бумаги и прийти через месяц.

Чем объяснить такой ответ?

 

В трехкомнатной квартире жили Наталья Васильевна, Виктор Петрович и их дочь - студентка Даша. Недавно Даша вышла замуж и привела в дом мужа - Олега. Молодым выделили комнату. Даша попросила мать по-прежнему вести домашнее хозяйство при условии, что она и Олег будут вносить свою долю денег.

2. Через некоторое время Даша попросила у матери выделить eй место в холодильнике и на полках в кухне, сказав, что хочет сама вести с мужем хозяйство.

3. Через год после вступления в брак Даша и Олег сумели купить квартиру и переехали от Дашиных родителей. К этому времени у них родился сын Алексей.

Применительно к каждой ситуации определите, о каком количестве семей идет речь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://psy-files.ru/wp-content/uploads/e/7/6/e761f985a5cdd8af0af4757e6a390fb3.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта занятия № 5

Технологическая карта занятия № 5

Воспитательные: - прививать любовь к семье и её традициям, положительное отношение к официальному, юридически закреплённому браку; - способствовать воспитанию нравственности, чувства гражданской ответственности

Воспитательные: - прививать любовь к семье и её традициям, положительное отношение к официальному, юридически закреплённому браку; - способствовать воспитанию нравственности, чувства гражданской ответственности

Показатели оценки результата:

Показатели оценки результата:

Содержание занятия № этапа

Содержание занятия № этапа

Отсюда делаем вывод, что некоторые из нас не обладают достаточными знаниями по семейному праву

Отсюда делаем вывод, что некоторые из нас не обладают достаточными знаниями по семейному праву

Она будет звучать так: «Какие проблемы у людей могут возникнуть, если брак не зарегистрирован?»

Она будет звучать так: «Какие проблемы у людей могут возникнуть, если брак не зарегистрирован?»

Студенты отвечают: - Ребята, а приходилось ли вам слышать такое понятие как «гражданский брак»?

Студенты отвечают: - Ребята, а приходилось ли вам слышать такое понятие как «гражданский брак»?

В браке совместные финансовые вопросы регулирует

В браке совместные финансовые вопросы регулирует

Недоносительство. Уголовной ответственности за недоносительство на супругов и близких родственников тоже нет

Недоносительство. Уголовной ответственности за недоносительство на супругов и близких родственников тоже нет

Еще многие банки предлагают кредиты с господдержкой молодым семьям

Еще многие банки предлагают кредиты с господдержкой молодым семьям

Преподаватель: Выясним, как вопросы брака и семьи разрешаются законодательством

Преподаватель: Выясним, как вопросы брака и семьи разрешаются законодательством

Задание для студентов 2 группы

Задание для студентов 2 группы

Задание для студентов 3 группы

Задание для студентов 3 группы

Задание для студентов 3 группы

Задание для студентов 3 группы

Рефлексивно-оценочный этап:

Рефлексивно-оценочный этап:

Вариант ответа: Нет, согласно статьи 14 семейного кодекса

Вариант ответа: Нет, согласно статьи 14 семейного кодекса

А теперь мне хотелось бы обратиться к началу урока напомнить вам цели нашего урока - это актуализация имеющихся знаний по семейному праву; изучение семейного права;…

А теперь мне хотелось бы обратиться к началу урока напомнить вам цели нашего урока - это актуализация имеющихся знаний по семейному праву; изучение семейного права;…

Что такое брак? 2. Где заключают брак? (ЗАГС) 3

Что такое брак? 2. Где заключают брак? (ЗАГС) 3

Ответ на 2 вопрос (устно): 1

Ответ на 2 вопрос (устно): 1

Рефлексивно-оценочный этап Используя статьи

Рефлексивно-оценочный этап Используя статьи

Так ли это? Указать статьи

Так ли это? Указать статьи

Ответы на вопросы плана по 1 б за каждый вопрос вопросы все один ни одного смог определить условия заключения брака 4б 1б 0б смог определить…

Ответы на вопросы плана по 1 б за каждый вопрос вопросы все один ни одного смог определить условия заключения брака 4б 1б 0б смог определить…

Считаете ли гражданский брак приемлемой для

Считаете ли гражданский брак приемлемой для

Какой точки зрения Вы придерживаетесь? a ) «штамп – не панацея для счастливой жизни» b ) «счастье будет только в браке»

Какой точки зрения Вы придерживаетесь? a ) «штамп – не панацея для счастливой жизни» b ) «счастье будет только в браке»

Задание 2. Используя извлечения статей из

Задание 2. Используя извлечения статей из

В загс приходят юноша и девушка

В загс приходят юноша и девушка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2023
Посмотрите также: