Технологическая карта урока по теме Алфавитный подход к измерению информации (информатика 7 класс) |
|
ФИО учителя |
Лебедева В.А. |
||||
Школа |
МБОУ Дорогобужская СОШ №2 |
||||
Предмет |
Информатика |
||||
Класс |
7 |
||||
Номер урока |
Урок является восьмым в теме «Информация и информационные процессы», направлен на изучение нового материала |
||||
Тема |
Измерение информации. Алфавитный способ измерения информации |
||||
Цель урока |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
||||
Задачи |
Образовательные: Познакомить с понятиями: количества информации, алфавитным подходом при определении количества информации, единицами измерения информации; формировать практические навыки по определению количества информации.
|
Развивающие: продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация».
|
Воспитательные: формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе. |
||
Планируемые результаты |
Предметные:
Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Личностные: (личностные УУД) перерабатывать информацию для получения необходимого результата; выполнять анализ и синтез; выстраивать логическую цепь рассуждений.
|
Метапредметные: понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи |
||
Образователь-ная технология |
ИКТ - технологии, технология критического обучения |
||||
Источники информации |
Информатика: учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. 224 – с.: ил. Блог-урок «Алфавитный подход к измерению информации» http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_10.html Мультфильм «38 попугаев» https://www.youtube.com/watch?v=gZcv2owY9PY Видеоурок «Алфавитный подход к измерению информации» https://www.youtube.com/watch?v=9mA5w_N7JXQ ЭОР «Измерение информации» (автор: Казакова Е.А., учитель информатики МОУ СОШ №55, г. Набережные челны) http://doma10.ucoz.ru/Informacia/information_swf_15459.swf |
||||
Ресурсы (оснащение) |
Компьютеры, выход в Интернет, проектор |
||||
ХОД УРОКА
№ |
Этапы урока |
Цель этапа |
Тип учебной ситуации |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
||||||||||||
|
||||||||||||||||||
1. |
Введение в тему. Мотивация (самоопреде- ление) к учебной деятельности |
Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности |
Приём “Необъявленная тема”
|
На доске записано слово «Тема». Собирается записать тему урока, выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя. Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете чуть позже: почему рука отказалась записать тему урока?
|
Смотрят видеофрагмент мультфильма «38 попугаев» ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ: 1. О чем идет речь в мультфильме? 2. Как этот мультфильм связать с информацией. 3. Как вы думаете, какая же сегодня тема урока?
|
Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: Извлечение необходимой информации, самостоятельное формулирование темы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью. |
||||||||||||
2. |
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии |
Подготовка обучающихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения |
Приём “Шаг за шагом”.
|
Учитель вызывает 2-ух человек к доске. Один должен записать тему урока, другой гипотезу: что мы будем уметь в конце урока. |
Первый пишет тему. Второй ученик, шагая к доске, на каждый шаг называют термин.
|
Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: Планирование, целеполагание, саморегуляция. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. |
||||||||||||
3. |
Изучение нового матерала |
Изучить новый материал. Выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднени, зафиксировать во внешней речи причину затруднения. Получить формулы для вычислений количества информации. Запомнить единицы измерения информации. |
Приём "Инсерт".
|
Попробуем с вами разобраться в новой теме. Раздает карточку с сообщением. или предлагает смотреть на http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_26.html
Сообщает ученикам: - Текст сообщения напечатан на компьютере. Постановка проблемы: - В какой форме представлена информация? - Как количество информации содержит данное сообщение?
Если ученики затрудняются дать правильный ответ, в помощь предлагает материал по теме: 1) видеоматериал 2) Формулы выводит на экран: Слайд: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/
|
Отвечают на вопросы, растеряются.
Ребята читают и обсуждают информацию. Записывают формулы и единицы измерения в тетрадь. Находят решение проблемы. И готовятся к представлению результатов.
|
Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: Планирование, оценка, саморегуляция. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. |
||||||||||||
4. |
Решение проблем |
Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания |
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет)
|
Предлагает рыбный скелет
|
Вписывают понятия. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
|
Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: Планирование, оценка, саморегуляция. Познавательные: структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью. |
||||||||||||
ФИЗМИНУТКА |
|
|
|
|||||||||||||||
4. |
Закрепление изученного материала.
|
В форме коммуникативного взаимодействия решить типовые задания на новый способ действия. |
|
Представляет задачи
Чертит на доске таблицу учета решений. Объясняет систему оценивания: Верно решённая 1 задача – оценка «3», верно решённые 2 задачи – оценка «4», верно решённые 3 задачи – оценка «5».
Как только очередную задачу решили все, записывается верный ответ. Если кто-то решает задачу долго, решивший ученик может оформить решение на доске с объяснением. (Зависит от уровня подготовки детей). |
Решают задачи, ответы вводят в компьютер, блог: http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_10.html / FLASH / Алфавитный подход / Задания Сверяют свой ответ с правильным. Задают вопросы.
|
Личностные: овладение нормами и правилами организации труда; развитие ответственности за качество своей деятельности Регулятивные: умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления Познавательные: умение ориентироваться в понятиях. Коммуникативные взаимодействовать в группе; выражение своих мыслей, аргументация своих мнений; умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения. |
||||||||||||
5. |
Рефлексия |
Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели. деятельности |
Приём “Корзина”
|
Передаёт нарисованную (можно реальную) корзину ученику.
|
Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Корзина перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход". Пример.
· я запомнил… |
Личностные: Смыслообразование. Регулятивные: Оценка. Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью. |
||||||||||||
Домашнее задание§1.6, вопросы и задания 1–3, 5 к параграфу; №59, №62, №63, №65, №66, №70 в РТ. Дополнительное задание: поработать дома с интерактивным задачником (режимы "Тренажер" и "Контроль") http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_72.html
|
Предлагает записать с блога http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_85.html
|
Записывают в дневник |
Регулятивные: Планирование, саморегуляция.
|
Я памятник себе воздвиг нерукотворный. |
Измерение информации в технике. Алфавитный подход.
При
алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания
информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность
знаков определенной знаковой системы.
Проще всего разобраться в этом на примере текста, написанного на
каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык.
Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть
алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте
могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в
алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.
Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.
Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.
Будем обозначать эту величину буквой N.
i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).
К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.
Чтобы найти
количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и
умножить на i.
При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит
не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.
При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.
Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые - старые», «понятные - непонятные» сведения.
Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.
Удобнее всего измерять информацию, когда размер алфавита N равен целой степени двойки. Например, если N=16, то каждый символ несет 4 бита информации потому, что 24 = 16. А если N =32, то один символ «весит» 5 бит.
Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это алфавит мощностью 256 символов.
Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это
Для измерения информации используются и более крупные единицы:
1 бит |
|
1 байт |
8 бит |
1 Кбайт (килобайт) |
1024 байт=210 байт =213 бит |
1 Мбайт (мегабайт) |
210 Кбайт = 220байт=223 бит |
1 Гбайт (гигабайт) |
210 Мбайт = 230байт=233 бит |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.