Технологическая карта урока по теме Алфавитный подход к измерению информации (информатика 7 класс)
Оценка 4.9

Технологическая карта урока по теме Алфавитный подход к измерению информации (информатика 7 класс)

Оценка 4.9
doc
10.11.2020
Технологическая карта урока по теме Алфавитный подход к измерению информации (информатика 7 класс)
ТК Инфо 7 класс Измерение информации.doc

Технологическая карта урока по теме Алфавитный подход к измерению информации (информатика 7 класс)

 

 

ФИО учителя

Лебедева В.А.

Школа

МБОУ Дорогобужская СОШ №2

Предмет

Информатика

Класс

7

Номер урока

Урок является восьмым в теме «Информация и информационные процессы», направлен на изучение нового материала

Тема

Измерение информации. Алфавитный способ измерения информации

Цель урока

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Задачи

Образовательные:

Познакомить с понятиями: количества информации, алфавитным подходом при определении количества информации, единицами измерения информации; формировать практические навыки по определению количества информации.

 

 

Развивающие:

продолжить формирование научного мировоззрения, расширять словарный запас по теме «Информация».

 

Воспитательные:

формировать интерес к предмету, воспитывать настойчивость в преодолении трудностей в учебной работе.

Планируемые результаты

Предметные:

 

Учащиеся должны знать:

  • что такое “алфавит”, “мощность алфавита”, “алфавитный подход в измерении информации”;
  • как измерить информационный объём;
  • как определяется единица измерения информации бит;
  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • измерять информационный объем текста;
  • представлять количество полученной информации в различных единицах (битах, байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах).

 

Личностные: (личностные УУД)

перерабатывать информацию для получения необходимого результата;

выполнять анализ и синтез;

выстраивать логическую цепь рассуждений.

 

 

 

 

Метапредметные:

понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи

Образователь-ная технология

ИКТ - технологии, технология критического обучения

Источники информации

Информатика:  учебник для 7 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015. 224 – с.: ил.                                         

Блог-урок «Алфавитный подход к измерению информации» http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_10.html

Мультфильм «38 попугаев»  https://www.youtube.com/watch?v=gZcv2owY9PY

Видеоурок «Алфавитный подход к измерению информации» https://www.youtube.com/watch?v=9mA5w_N7JXQ

ЭОР «Измерение информации» (автор: Казакова Е.А., учитель информатики МОУ СОШ №55, г. Набережные челны) http://doma10.ucoz.ru/Informacia/information_swf_15459.swf

Ресурсы (оснащение)

Компьютеры, выход в Интернет, проектор

 

ХОД УРОКА

 

Этапы урока

Цель этапа

Тип учебной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

 

1.

Введение в тему.

Мотивация (самоопреде-

ление) к учебной деятельности

Осознанное вхождение обучающихся в пространство учебной деятельности

Приём “Необъявленная тема”

 

На доске записано слово «Тема». Собирается записать тему урока, выдерживает паузу до тех пор, пока все не обратят внимание на руку учителя.

Учитель: Ребята, извините, но моя рука отказалась написать тему урока, и, кажется, неслучайно! Вот вам еще одна загадка, которую вы разгадаете чуть позже: почему рука отказалась записать тему урока?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видеофрагмент мультфильма «38 попугаев»

ОТВЕЧАЮТ НА ВОПРОСЫ:

1.      О чем идет речь в мультфильме? 

2.      Как этот мультфильм связать с информацией.

3.      Как вы думаете, какая же сегодня тема урока?

 

Личностные: Смыслообразование.

Регулятивные: целеполагание.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации, самостоятельное формулирование темы, осознанное построение речевого высказывания в устной форме.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, владение монологической речью.

2.

Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии

Подготовка обучающихся к ОНЗ, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения

Приём “Шаг за шагом”.

 

Учитель вызывает 2-ух человек к доске. Один должен записать тему урока, другой гипотезу: что мы будем уметь в конце урока.

Первый пишет тему.

Второй ученик, шагая к доске, на каждый шаг называют термин.

 

Личностные:

Смыслообразование.

Регулятивные:

Планирование, целеполагание, саморегуляция.

Познавательные:

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

3.

Изучение нового матерала

Изучить новый материал. Выявить и зафиксировать (вербально и знаково) возникшее затруднени, зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Получить формулы для вычислений количества информации.

Запомнить единицы измерения информации.

Приём "Инсерт".

 

Попробуем с вами разобраться  в новой теме. 

Раздает карточку с сообщением.

или предлагает смотреть на  http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_26.html

 

Сообщает ученикам:

- Текст сообщения напечатан на компьютере.

Постановка проблемы:

- В какой форме представлена информация?

-  Как количество информации содержит данное сообщение?

 

Если ученики затрудняются дать правильный ответ, в помощь предлагает материал по теме:

1)     видеоматериал

2)     Формулы выводит на экран: Слайд:

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/58f73ba3-5116-4d38-8009-61f7fe64ed6d/view/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, растеряются.

 

 

 

Ребята читают и обсуждают информацию. Записывают формулы и единицы измерения в тетрадь. Находят решение проблемы. И готовятся к представлению результатов.

 

Личностные:

Смыслообразование.

Регулятивные:

Планирование, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

4.

Решение проблем

Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания

Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет)

 

Предлагает рыбный скелет

 

Вписывают понятия. Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки — суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

 

Личностные:

Смыслообразование.

Регулятивные:

Планирование, оценка, саморегуляция.

Познавательные:

структурирование знаний, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

4.

Закрепление изученного материала.

 

 

В форме коммуникативного взаимодействия решить типовые задания на новый способ действия.

 

Представляет  задачи

 

 

 

Чертит на доске таблицу учета решений.

 Объясняет систему оценивания:

 Верно решённая 1 задача – оценка «3», верно решённые 2 задачи – оценка «4», верно решённые 3 задачи – оценка «5».

Верный ответ

 

 

 

ФИ

№1

№2

№3

Иванов И

 

 

 

 Как только очередную задачу решили все, записывается верный  ответ. Если кто-то решает задачу долго, решивший ученик может оформить решение на доске с объяснением. (Зависит от уровня подготовки детей).

Решают задачи, ответы вводят в компьютер, блог:

http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_10.html / FLASH  / Алфавитный подход / Задания

 Сверяют свой ответ с правильным. Задают вопросы.

 

 

 

 

Личностные: овладение нормами и правилами организации труда;

развитие ответственности за качество своей деятельности

Регулятивные:

умение применять полученные знания на практике осуществлять контроль по результату, выявление допущенных ошибок в процессе работы и обоснование способов их исправления

 Познавательные:   умение ориентироваться в понятиях. 

 Коммуникативные взаимодействовать  в группе;

выражение своих мыслей, аргументация своих мнений;

умение слушать других и быть готовым принять другую точку зрения.

5.

Рефлексия

Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели. деятельности

Приём  “Корзина”

 

Передаёт нарисованную (можно реальную)  корзину ученику.

 

 

Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Корзина перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

Пример.

  • я научился …
  • я разобрался …

·         я запомнил…

Личностные:

Смыслообразование.

Регулятивные:

Оценка.

Познавательные:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической речью.

Домашнее задание

 §1.6, вопросы и задания 1–3, 5 к параграфу; №59, №62, №63, №65, №66, №70 в РТ.

Дополнительное задание: поработать дома с интерактивным задачником (режимы "Тренажер" и "Контроль") http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_72.html

 

 

 

Предлагает записать с блога

http://7informat.blogspot.ru/p/blog-page_85.html

 

Записывают в дневник

Регулятивные:

Планирование,  саморегуляция.

 

 


            Приложение 1

 

 

Я па­мят­ник себе воз­двиг не­ру­ко­твор­ный.

 

 

Приложение 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Измерение информации в технике. Алфавитный  подход.

При алфавитном подходе к определению количества информации отвлекаются от содержания информации и рассматривают информационное сообщение как последовательность знаков определенной знаковой системы. 
Проще всего разобраться в этом  на примере текста, написанного на каком-нибудь языке. Для нас удобнее, чтобы это был русский язык. 
Все множество используемых в языке символов будем традиционно называть алфавитом. Обычно под алфавитом понимают только буквы, но поскольку в тексте могут встречаться знаки препинания, цифры, скобки, то мы их тоже включим в алфавит. В алфавит также следует включить и пробел, т.е. пропуск между словами.

Алфавит - множество символов, используемых при записи текста.

Мощность (размер) алфавита - полное количество символов в алфавите.

Будем обозначать эту величину буквой N.

i - количество информации, которое несет один символ в тексте (информационный вес символа).

К – количество символов в тексте, включая пробелы и знаки препинания.

Чтобы найти количество информации во всем тексте, нужно посчитать число символов в нем и умножить на i.
При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.

При использовании двоичной системы (алфавит состоит из двух знаков: 0 и 1) каждый двоичный знак несет 1 бит информации.

Применение алфавитного подхода удобно, прежде всего, при использовании технических средств работы с информацией. В этом случае теряют смысл понятия «новые - старые», «понятные - непонятные» сведения.

Алфавитный подход является объективным способом измерения информации в отличие от субъективного содержательного подхода.

Удобнее всего измерять информацию, когда размер алфавита N равен целой степени двойки. Например, если N=16, то каждый символ несет 4 бита информации потому, что 24 = 16. А если N =32, то один символ «весит» 5 бит.

Ограничения на максимальный размер алфавита теоретически не существует. Однако есть алфавит, который можно назвать достаточным. Это алфавит мощностью 256 символов.

Поскольку 256 = 28, то один символ этого алфавита «весит» 8 бит. Причем 8 бит информации — это

 

Для измерения информации используются и более крупные единицы:

1 бит

 

1 байт

8 бит

1 Кбайт (килобайт)

1024 байт=210 байт =213 бит

1 Мбайт (мегабайт)

210 Кбайт = 220байт=223 бит

1 Гбайт (гигабайт)

210 Мбайт = 230байт=233 бит

 

 

 

 

Приложения 4

 


Скачано с www.znanio.ru

Технологическая карта урока по теме

Технологическая карта урока по теме

Мультфильм «38 попугаев» https://www

Мультфильм «38 попугаев» https://www

Приём “Шаг за шагом”. Учитель вызывает 2-ух человек к доске

Приём “Шаг за шагом”. Учитель вызывает 2-ух человек к доске

Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания

Построить модель исходной проблемной ситуации, уточнение общего характера нового знания

Чертит на доске таблицу учета решений

Чертит на доске таблицу учета решений

Рефлексия Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели

Рефлексия Фиксация нового содержания, самооценка обучающихся собственной деятельности, соотнесение учебной деятельности и её результатов, определение дальнейшей цели

Приложение 1 Я па­мят­ник себе воз­двиг не­ру­ко­твор­ный

Приложение 1 Я па­мят­ник себе воз­двиг не­ру­ко­твор­ный

Приложение 3 Измерение информации в технике

Приложение 3 Измерение информации в технике

Приложения 4

Приложения 4
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2020