Мастер-класс «Технология продуктивного чтения или как организовать работу с текстом на уроке»
Оценка 5

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения или как организовать работу с текстом на уроке»

Оценка 5
doc
09.11.2020
Мастер-класс «Технология продуктивного чтения  или как организовать работу с текстом на уроке»
мастер-класс.doc

Мастер-класс «Технология продуктивного чтения
или как организовать работу с текстом на уроке»

     

        Добрый день! Майер Ольга Михайловна. Готова вам представить мастер-класс по теме ««Технология продуктивного чтения
или как организовать работу с текстом на уроке».
Свое выступление хочу начать с просмотра видеоролика (слайд2). Девочка, представленная в этом видеоролике мечта каждого родителя и педагога. А что мы имеем в действительности? (слайд 3) И таких детей, к сожалению, становится все больше и больше (слайд 4). Эта проблема становится государственной. А решать приходится нам-учителям, используя в работе различные  методы, приемы и технологии. (слайд 5) Одной из таких технологий является технология продуктивного чтения, разработанная профессором  Н.Светловской . Особенно это актуально становится и потому, что идет рост учащихся  с ОВЗ.

       От умения читать, зависит успех ученика и его желание учиться. В. А. Сухомлинский считал, что хорошо поставленное чтение в начальных классах создаёт прочную основу для выполнения детьми творческих работ, развивающих их мышление, воображение, речь. Таким образом, чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Но, к сожалению, статистика такова; (слайд 6) мной было проведено анкетирование учащихся 1 и 2 классов  и результаты представлены на диаграмме. наиболее популярными остаются просмотр мультфильмов и игры на компьютере.    

 ( слайд 7)

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2 этап. Работа с текстом во время чтения.

3 этап. Работа с текстом после чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, а именно, – умения извлекать информацию из текста. (слайд 8)

      Учитель становится учителем – партнёром, наблюдателем и вдумчивым наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор личностного развития. (слайд 9) Цель технологии продуктивного чтения – формирование читательской компетенции школьника.

    Действия учеников становятся более активными, творческими и самостоятельными, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» творчески раскрепощенные и эмоционально настроенные дети глубже чувствуют и понимают прочитанное.

 А теперь я готова продемонстрировать как организую работу с текстом на уроке. Предлагаю вам первое задание. Соберите, пожалуйста, разрезную картинку. Что изображено на фотографии? (слайд 10) Что это за растение?  О чем сегодня будем говорить?  Что вам известно об этом растении? Какой это был этап работы?  Использованный мной прием  называется  антиципация –предвосхищение, предугадывание предстоящего текста.

-Прочитайте предложения.

 

      Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный  одуванчик. Не зря матушка – природа вдоль дорог поселила, дала широкие листья, высокие стебли с семенами колоском. Он очень рад был послужить людям. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее лекарство. Он не только кровь останавливать умеет и раны заживлять, но и укусы и отеки от укусов лечит.

      А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится». И, действительно, чуть черная тучка появится на небе и  подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.

 

-Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

-А есть ли здесь  «лишние предложения»? Исключите лишние предложения.

Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный  одуванчик. Не зря матушка – природа вдоль дорог поселила, дала широкие листья, высокие стебли с семенами колоском. Он очень рад был послужить людям. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее лекарство. Он не только кровь останавливать умеет и раны заживлять, но и укусы и отеки от укусов лечит.

      А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится». И, действительно, чуть черная тучка появится на небе и  подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.

- Дополните текст, выбрав подходящие по смыслу предложения из дополнения.

 

Дополнение:

1.     Случилось это давно.

2.     Земля в ту пору была много богаче и прекрасней.

3.     Люди замочат его листочки в подсоленной воде и целебный салат из них делают.

4.     Он всегда рос вдоль тропинок и дорог, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками.

5.     Матушка-природа  подарила его семенам пушистые парашютики, чтоб ветер мог унести их в дальние страны.

    -Прочитайте полученный текст, подберите к нему заголовок.

« Скромный одуванчик»

    Случилось это давно. Земля в ту пору была много богаче и прекрасней.

Могучие дубравы росли по берегам прозрачных рек, удивительной красоты луга цвели многоцветными коврами. Среди множества трав рос на лугу скромный  одуванчик. Он очень рад был послужить людям. Люди замочат его листочки в подсоленной воде и целебный салат из них делают. Для повышения аппетита и снятия жара это лучшее лекарство.

  А из солнечных цветочных головок сварят душистое варенье. Люди ласково говорят об одуванчике: «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится». И, действительно, чуть черная тучка появится на небе и  подует холодный ветер, закрывает свои лепестки одуванчик, будто его и нет. Матушка-природа  подарила его семенам пушистые парашютики, чтоб ветер мог унести их в дальние страны. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.

 

 - Работа в парах.

 Составьте и запишите по одному «тонкому»  и «толстому» вопросу по содержанию текста «Скромный одуванчик», используя таблицу. Этот прием вы могли наблюдать на уроке.

 

 «Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Вопросы, требующие однословного ответа, вопросы репродуктивного плана.

Вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать.

Что…?

Когда…?

Может…?

Было ли…?

Согласны ли вы…?

Верно…?

Дайте три объяснения, почему…?

Почему вы думаете…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет, если…?

Что если…?

 

-Работа над выразительными средствами языка. Найдите в тексте и выпишите словосочетания, которые употреблены в переносном значении (метафоры- перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение).

·         Могучие дубравы

·         скромный  одуванчик.

·         целебный салат

·         из солнечных  головок

·         душистое варенье

·         глазок золотой

·         солнце нахмурится

·         закрывает лепестки

·         пушистые парашютики

·         матушка-природа  подарила

·         детки одуванчика

 

- Найдите в тексте загадку и подчеркните её.

 «Глазок золотой на солнце глядит. Как солнце нахмурится, глазок прищурится».

- Давайте разделимся на три группы. Необходимо составить загадку по схеме.

1-ая группа

На что похоже?

Слова-связки

Чем отличается?

Цветок

но не…

 

как…

пахнет

Лекарство

таблетки

Семена

парашютики

 

 2-ая группа

Какой?

Слова-связки

Чем отличается?

Желтый

как…

 

но не…

 

солнце

Белый

вата

Целебный

лекарство

 

3-ая группа

Что делает?

Слова-связки

Кто/ что выполняет то же действие?

Растет

но не…

 

как…

человек

Лечит

доктор

Летает

парашютик

Прием «ЭИЗ»

 

Элемент( объект)

Имя признака (вопрос)

Значение признака (ответ)

Одуванчик

Сколько слогов?

 

Какой слог ударный?

 

Сколько букв?

 

Сколько звуков?

 

Сколько звонких согласных?

 

Сколько глухих согласных?

 

Сколько твердых согласных?

 

Сколько мягких согласных?

 

 

- Прием «Самое главное». Найдите в тексте «Скромный одуванчик» «секрет», особенность, то, без чего он был бы лишен смысла. «Он очень рад был послужить людям».

 

- Кроме рассмотренных приёмов работы с текстом, есть и такие ( слайды 11-18)  Все они обеспечивают не только усвоение учебного материала, но и активизируют умственную деятельность учащихся, прививают интерес к изучаемому предмету.

- (слайд 19) Диагностика, проведенная в 1 классах,  позволила  выявить насколько успешно формируются УУД у каждого учащегося, как идет его личностное развитие.(слайд 20) В итоге мы имеем следующий результат, это представлено на диаграмме. В 3-4 классах  мной составлен прогноз сформированности познавательных и коммуникативных УУД.  ( слайд 21) Для формирования и развития УУД, в частности, таких как извлечение  информации из текста и ее обработка, мной  проводится кружок «Грамотейка», где мы с ребятами работаем  по тетради О.Крыловой «Работа с текстом». (слайд 22-23) Одним из результатов первого года работы в этом направлении, которые и обозначены в моем педагогическом проекте «Внеурочная деятельность как средство развития интеллекта и индивидуальных способностей» является участие в различных предметных конкурсах. В прошлом учебном году в региональном конкурсе «Муравейник» из 5 учащихся моего класса – 1 стал победителем, 3 –призеры. Во всероссийском конкурсе «Лисенок» из 3-х учащихся – 1 победитель, 1 призер. На школьном конкурсе проектов группа первоклассников приняла участие, а во всероссийском «Медалинград»- стали лауреатами. Диапазон результатов небольшой, поскольку учителем я работаю второй год, но вижу перспективы и возможности работы в этом направлении. (слайд 24)

      Закончить свое выступлению  хочу стихотворением  Ф.Тютчева   «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…»

Нам не дано предугадать,

Как наше слово отзовётся.

Посеять в душах благодать,

Увы, не всякий раз дается.

И мы обязаны творить,

Презрев  все тяготы мирские,

Чтоб истин светлых заложить

Зачатки в души молодые,

Чтоб верный путь им указать,

Помочь в толпе не раствориться...

Нам не дано предугадать,

Но мы обязаны стремиться!

 

Давайте проведем рефлексию  Определите, пожалуйста,  индекс удовлетворенности мастер-классом.


Мастер-класс « Технология продуктивного чтения или как организовать работу с текстом на уроке»

Мастер-класс « Технология продуктивного чтения или как организовать работу с текстом на уроке»

Что это за растение? О чем сегодня будем говорить?

Что это за растение? О чем сегодня будем говорить?

Скромный одуванчик» Случилось это давно

Скромный одуванчик» Случилось это давно

Давайте разделимся на три группы

Давайте разделимся на три группы

Диагностика, проведенная в 1 классах, позволила выявить насколько успешно формируются

Диагностика, проведенная в 1 классах, позволила выявить насколько успешно формируются
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.11.2020