Технологическая карта урока по математике «Деление с остатком». Учитель: Судакова А.А. МОБУ «СОШ №31»
Учебный предмет |
Математика |
||||
Класс |
5 |
||||
Цели урока
Задачи |
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действий. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Образовательная: познакомить с полезным ископаемым «соль», выявив свойства соли практическим путем, расширить исторические и краеведческие знания детей о соли. Развивающая: Способствовать развитию информационной компетенции, учебно-познавательной компетенции учащихся; логического и образного мышления; Воспитательная: Воспитывать сознательное отношение к учебе; формировать интерес к изучению родной природы |
||||
Технологии |
технология деятельностного подхода, развивающего обучения, личностно-ориентированного, гуманистического отношения к обучающимся, тьюторского сопровождения, технология критического мышления, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающая, ИКТ-технология.
|
||||
Методы |
словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, практическая работа. |
||||
Формы работы: |
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, групповая
|
||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||||
Основные понятия, термины |
Деление с остатком, делимое, делитель, неполное частное, остаток, нацело |
||||
Планируемые результаты |
|||||
Предметные
Личностные:
Метапредметные:
|
научиться называть компоненты деления с остатком, выполнять алгоритм деления с остатком в столбик
умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; повышение уровня познавательных интересов, учебных мотивов; развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается
регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предложение;
коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать этим правилам познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке развитие универсальных логических действий: анализ, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов)
|
||||
Организация пространства |
компьютер, проектор, доска, раздаточный материал
|
||||
Оборудование |
учебник для 5 класса общеобразоват. Учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурд. – 9-е изд., стереотип. – М. : Мнемозина, 2001. – 384 с.: ил., презентация, электронная физминутка, раздаточный материал: таблички, карточки с индивидуальными заданиями, карточка-помощник, картинки для рефлексии.
|
||||
Ход урока
|
|||||
Этапы урока |
Содержание урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
|
I. Самоопределение к учебной деятельности 1 мин |
На уроке наши глазки смотрят и всё (видят), Наши уши слушают и всё (слышат), Наша голова (думает), -Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? - Посмотрите внимательно на доску. Какая карточка лишняя? ("Произведение") -Почему? (результат действия умножение) - А какую нужно поставить карточку? ("значение частного") - Восстановите правильный порядок следования этих компонентов. (Делимое, делитель, значение частного) - А каким образом "произведение" связано с действием деление? (обратное действие) |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Эмоциональный настрой на урок. Мотивирует уч-ся к предстоящей деятельности.
|
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Взаимодействуют с учителем.
Отвечают фронтально на вопросы учителя.
|
Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание. |
|
II.Актуализация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
7 мин
|
- Мы с вами умеем выполнять действия умножение и деление, знаем свойства этих действий и сейчас я предлагаю вам повторить данный материал. Для этого вы сейчас получите карточки с заданиями для устных вычислений. (Приложение 1) - Ребята далее я вам предлагаю поработать в паре, для этого у вас на столе есть ключ. Пользуясь цифровым кодом (Приложение 2) составьте фразу. - Какая фраза получилась? («деление с остатком») - Сформулируем тему урока. («Деление с остатком») |
Учитель раздаёт карточки с заданиями.
Фронтальная беседа
|
взаимоконтроль выполнения действий
Учащиеся предлагают варианты ответов о применении гранита и известняка, и отдельные учащиеся вставляют карточки с ответами в рюкзак
|
Слушать и слышать собеседника, строить монологическое высказывание. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности уметь ориентироваться в своей системе знаний |
|
III.Постановка учебной задачи 2 мин |
-- Какая фраза получилась? («деление с остатком») - Сформулируем тему урока. («Деление с остатком») – слайд 1 - Открываем тетради, записываем число, тему урока.
|
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого выясняют тему урока, формулирует некоторые задачи урока.
|
Выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения, обнаруживают недостаток знаний. Совместно с учителем формулируют тему и задачи урока. |
способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности |
|
IV. Открытие нового знания
10 мин |
- Чему мы должны научиться на уроке? (делить с остатком) -Какие задачи поставим? - Прочитайте выражения разными способами. (слайд 2). - Посмотрите внимательно, на какие две группы их можно разделить? - Табличные случаи деления без остатка я вам предлагаю решить самостоятельно. Выпишите эти примеры в столбик и решите. - Какие выражения остались? - Решение этих выражений мы рассмотрим более подробно, применив знания, которые у вас имеются из начальной школы о делении с остатком. - Один ученик будет объяснять решение у доски, а вы будете записывать в тетрадь. (3 примера решают 3 ученика, по очереди) - Расскажите, как выполняли действия с остатком? -Чтобы ответить на вопрос, что, значит, разделить с остатком, для этого решим задачу. - Посмотрите внимательно на слайд (слайд 3), составьте текст задачи. - Я вам предлагаю уточнить текст задачи. «В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?» - Давайте рассуждать. - Сколько конфет у бабушки? (23) - Сколько внуков пришло в гости к бабушке? (4) - Что необходимо сделать по условию задачи? (Конфеты нужно разделить поровну, надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3.) - Сколько же конфет достанется каждому внуку? (Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты.) - Запишем решение. (слайд 4) - Как называют число, которое делят? (Делимым) - Что такое делитель? (Число, на которое делят) - Как называют результат деления с остатком? (Неполное частное) - А теперь я вам предлагаю открыть учебник на странице 81, прочитать информационный материал по данной теме, поработав со значками. Работаем со значками. V, +, -, ? - Какие знания для вас были новыми? (Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком. a=bc+d, d<b, a-делимое,b-делитель,c-неполное частное,d-остаток.) - Что было непонятным? (если что-то было не понятно, обращаемся за помощью к одноклассникам)
|
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого решают поставленные примеры.
Проверка решений
ТРКМЧП (приём инсерт)
|
Работают с информацией, сравнивают и анализируют. Участвуют в обсуждении. Формулируют собственное мнение и аргументируют его. Делают выводы. Взаимодействуют с учителем и друг другом во фронтальном режиме.
совместно с учителем планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
Отвечают на вопросы учителя
Записывают решения в тетрадь
Составляют условие задачи, записывают в тетрадь
Читают текст учебника с. 81. Отмечают значками прочитанное. Отвечают на вопросы учителя.
|
осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества уметь ориентироваться в своей системе знаний находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке
адекватно воспринимать информацию
Учащиеся учатся записывать формулу деления с остатком и находить неизвестные компоненты этой формулы. |
|
Физминутка. 2 мин |
- (слайд 5) |
Показ на экране |
Учащиеся выполняют упражнения |
Принятие установки на здоровый образ жизни |
|
V. Первичное закрепление новых знаний
|
- Выполним письменно деление с остатком. №533. Будем решать первую строчку (а, г, ж). - А остальные примеры по данному образцу будете решать дома. - На доске, по очереди, по одному человеку. (3 примера, 3 человека) |
Следит за правильностью решений. |
Отвечают на вопросы учителя во фронтальном режиме
|
воспринимать и анализировать полученную информацию |
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону 5 мин
|
- Ребята, сейчас, я предлагаю выполнить задания с целью выяснения затруднений. (слайд6) (3 примера) - А, Дарья, Павел, Олег, Владислав, Анастасия, будут решать с помощью карточек помощников (Приложение 3) -Ребята, у кого было решено правильно? - У кого встретились ошибки и затруднения? (В случае затруднения в решении выражений у многих учащихся, данное выражение прорешать с комментированием у доски)
|
Задает вопросы. Самопроверка по слайду. (слайд 6.)
В соответствии с ситуацией учитель подводит итог.
|
Самопроверка по слайду. (слайд 6) |
адекватно воспринимать информацию |
|
Адекватно анализировать свою работу на уроке. умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
|
|||||
Гимнастика для глаз
1 мин |
|
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. |
Учащиеся выполняют упражнения |
Принятие установки на здоровый образ жизни |
|
VII. Включение новых знаний 4 мин |
- Ребята, решаем задачу №529 на доске, за неё решающий у доски получит оценку. И такую же задачу вы будете решать дома. «Масса чугунной болванки 20кг. Сколько деталей по 18 кг можно отлить из 10 болванок? Сколько чугуна останется?» - Что найдем в начале? (Найдем общий вес 10 болванок. 20*10=200кг) - Что можно найти теперь? (Сколько деталей можно отлить по 18 кг. 200:18=11(2остаток)) - На какой вопрос можно ответить сразу? (2кг чугуна останется) |
Учитель диктует условие задачи, помогает в решении при затруднении
Задает вопросы.
|
Учащиеся работают у доски, работают с текстом учебника
Оформляют задачу на доске и в тетради. |
Учащиеся учатся называть компоненты деления с остатком, выполнять алгоритм деления с остатком |
|
VIII. Контроль усвоения первичных знаний. 4 мин |
- Для того, чтобы убедиться поняли вы изученный материал или нет, я предлагаю вам решить самостоятельную работу, за которую вы получите оценку. -Данную работу выполнять будете на карточках. (Приложение 4) |
Контроль за выполнением самостоятельной работы |
Решение самостоятельной работы |
У учащихся формируется познавательный процесс к изучению нового |
|
IX. Рефлексия 1) Итог урока 2 мин
2) Самооценка 2 мин |
- Вернитесь в учебник на стр.81, поработайте в группе по предложенным вопросам. Не забудьте выбрать человека от группы, который ответит за группу. - Вопросы: 1, 2,3. «1.Может ли остаток быть больше делителя? 2.Может ли он быть равен делителю? 3.Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?» - А теперь я вам предлагаю ответить на мой вопрос. Где применяются эти знания в повседневной жизни? -Что вам понравилось сегодня на уроке? -Чему вы научились на сегодняшнем уроке? -Как сегодняшний урок отразился на вашем настроении? (слайд 7) |
Учитель задаёт вопросы.
Учитель задаёт вопросы. Показывает слайд. |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. |
У учащихся формируется устойчивая мотивация к изучению и закреплению нового
У учащихся формируются навыки самоанализа и самоконтроля Адекватно анализировать свою работу на уроке. умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
|
X. Домашнее задание 1 мин |
- Открываем дневник, записываем в дневник домашнее задание. (слайд 8). №533 92,3 строчка), №531. - А Никита, Артур, Александра, Анна, получают задание в более усложненной форме. (Приложение 5). |
Учитель объявляет домашнее задание, раздаёт карточки с заданием одарённым детям. |
Ученики записывают домашнее задание в дневник. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.