Технологическая карта урока по теме: "Химические свойства оснований".
Оценка 5

Технологическая карта урока по теме: "Химические свойства оснований".

Оценка 5
Работа в классе
docx
химия
8 кл
03.03.2022
Технологическая карта урока по теме: "Химические свойства оснований".
Технологическая карта урока по теме: "Химические свойства оснований"
технологическая карта урока Химические свойства оснований.docx

Технологическая карта урока «Химические свойства оснований»

автор: Щепина Марина Павловна

учитель химии МБОУ «Ершовская СОШ»

Технологическая карта урока «Химические свойства оснований»

Предмет: химия  Класс: 8

Тип урока: урок-исследование, урок получения новых знаний

УМК:  Г.Е.Рудзитис, Ф.Г. Фельдман

Базовый учебник: Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман.Химия. 8класс.   Москва,  «Просвещение»,2018

Цель урока: создание условий для самостоятельного изучения  химических свойств оснований и щелочей; выяснения их общих и отличительных свойств.

Задачи:

  • образовательные: познакомить учащихся с химическими свойствами оснований и щелочей,  дать понятие о индикаторах и реакции нейтрализации, применении оснований, научить подтверждать свойства химическими реакциями.
  • развивающие: находить причинно-следственные связи между (состав-строение-свойства); правильно использовать химическую символику; развивать общеучебные умения и навыки при работе  с учебником,  развивать практические умения и навыки, формировать познавательный интерес.
  • Воспитательные : развивать коммуникативную культуру, толерантное отношение к    окружающим людям,  участникам одной рабочей  группы и всего коллектива в целом; целеустремлённость креативность, умение выступать перед аудиторией,
  • здоровьесберегающие: формирование правильного поведения в быту при работе с химическими веществами
  • Планируемые результаты:

формирование регулятивных универсальных учебных действий: определение темы, целеполагание, 

планирование и регулирование своих действий

познавательных универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации   в учебнике, оценка  результатов деятельности своих одноклассников и самого себя;  

  — предметных: знание химических свойств оснований; умение анализировать результаты опытов, делать на основе их выводы

коммуникативных универсальных учебных действий: уметь работать в паре,  принимать и реализовывать единственно верное  решение на каждом этапе урока, осуществлять коррекцию в выступлениях одноклассников,  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами; владение монологической и диалогической формами речи

личностных: потребность в познании, умение объяснять явления, происходящие в жизни, пользуясь приобретёнными знаниями

   Формы работы учащихся: фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная

    Ресурсы: учебник,  презентация; химическое оборудование: индикаторы, растворы  гидроксида натрия, сульфата меди,  соляной     кислоты, спиртовка, пробирки, цифровая лаборатория ученическая.

    Технологии: технология проблемного и исследовательского  обучения с включением компонентов ИКТ.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (УУД)

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке химии. Современный человек не может обойтись без химических знаний, потому что он постоянно имеет дело с веществами. Мы живем в мире веществ. Чтобы понять этот мир, нужно его изучать последовательно и с большим вниманием. Сегодня перед вами откроются новые тайны этого удивительного предмета. Уверена, что наша работа на уроке будет интересной и плодотворной. Поэтому  девиз нашего урока: От теории - к практике”. Научить не мыслям, а мыслить”.

 

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная 

Личностные УУД: положительно относятся к учению, желают приобрести новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные УУД: понимают учебно-познавательную задачу.

Регулятивные УУД : контролируют свою готовность к уроку, планируют необходимые действия

II.Актуализация знаний

Учитель предлагает вспомнить необходимые для изучения новой темы знания.

 

Посмотрите ребята, у меня на демонстрационном столе стоит много разных склянок. Потому что сегодня для урока я готовила лабораторную работу. Помогите навести порядок.  Как мне разложить эти склянки по полочкам.  Как наука химия делит вещества?

Сколько классов веществ мы должны получить? Какие?

Какой класс соединений мы начали изучать на прошлом уроке?

Что про основания мы должны знать?

1.Определение.

      2.Общая формула.

      3.Классификация.

      4.Номенклатура.

      5.Способы получения.

      6.Физические свойства.

      7.Химические свойства.

      8.Применение.

Что из этого плана мы уже изучили на прошлом уроке? Возьмите у вас на столах карточки с планом и выполните задание.  Приём «Инсерт»

Задание: прочитайте план и сделайте пометки. Vя это знал; + - новое для меня; ? – не понял, есть вопросы.

Мы изучили: 1.Определение.2.Общая формула.3.Классификация.4.Номенклатура.5.Способы получения.6.Физические свойства.

Что из того, что мы уже знаем  про основания, нам нужно знать для сегодняшнего урока? Давайте повторим: что такое основания? Какая у данных соединений общая формула? Как их классифицируют и называют?

Анализируют, выбирают правильный путь, объясняют

 

Слушают, поясняют свой выбор.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики вытягивают формулы и отвечают.

 

 

 

 

 

Фронтальная

Познавательные УУД- делать анализ, подводить под понятие

Коммуникативные УУД: слушать товарища. 

ПознавательныеУУД- извлекать информацию из прослушенного текста, сравнивать, делать аналогии, строить речевое высказывание

Коммуникативные УУД: слушать товарища. 

III.

Целеполагание:

Достаточно ли нам данных знаний, чтобы сказать, что мы знаем все об основаниях. Что мы с вами ещё не изучили? Как можно изучить химические свойства и для чего их надо изучать?

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы.

Цель урока: изучить химические свойства оснований, на основе  свойств их применение.

фронтальная

Личностные УУД: осознают свои возможности в учении, развивают учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные УУД: обмениваются мнениями, учатся слушать друг друга, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе.

Регулятивные: умения определять цель урока

IV.Усвоение новых понятий и навыков.

(организация проблемно- поисковой деятельности)

1.Понятие об индикаторах, изменение их окраски в щелочной и нейтральной среде.

  1. Проблемный вопрос: С какими веществами взаимодействуют основания?

2.      Какое свойство является общим для растворимых и нерастворимых оснований? (ответ найдите в таблице 10, стр. 143)

Чтобы опытным путем познакомиться с этими реакциями, надо знать, как обнаружить в растворе щелочь или кислоту.

Существуют вещества, которые под действием растворов щелочей и кислот по-разному изменяют свой цвет. Эти вещества называют индикаторами (от лат. Indicator – указатель). С помощью индикаторов можно обнаружить не только наличие кислоты (кислую среду) или щулочи (щелочную среду), но и их отсутствие (табл. 9) стр. 140. Если  в растворе нет ни кислоты, ни щелочи, такой раствор называют нейтральным.

Выполните лабораторный опыт №1, соблюдая правила техники безопасности.
Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами

2.Взаимодействие щелочей с кислотами.

Учитель. По изменению окраски индикатора можно судить о ходе реакции между кислотой и щелочью. Для этого в раствор щелочи ( например, гидроксида натрия) добавляют несколько капель индикатора фенолфталеина. Раствор становится малиновым. Затем из градуированной трубки – бюретки ( рис. 47)  к щелочи малыми порциями приливают раствор кислоты ( например, соляной). В какой-то момент раствор обесцветится. Это говорит о том, что раствор стал нейтральным. После выпаривания такого раствора остается твердое вещество – соль ( в нашем случае хлорид натрия).

 

 Проделать опыт №2, (стр.141)

Взаимодействие щелочей с кислотами.

Найти как называется реакция между кислотой и основанием, выписать определение.( стр 141)

А могут ли реагировать с кислотами нерастворимые основания?

Чтобы  узнать это, выполните лабораторный  опыт №3 стр.142

3.Разложение нерастворимых оснований при нагревании.

 Химические свойства щелочей и оснований имеют и отличия. Как правило, нерастворимые основания разлагаются при нагревании.

Чтобы  узнать это, выполните лабораторный опыт №4 стр.142

Учитель предлагает подвести итог работы, т.е. сделать вывод о химических свойствах щелочей и нерастворимых оснований.

 

Читают, делают вывод что обнаружить щелочь и кислоту можно при  помощи особых веществ, которые меняют свою окраску при действии на них щелочей (индикаторов)

Выполняют опыт, вносят результаты в таблицу, участвуют в обсуждении полученных результатов

Выписывают определение реакции нейтрализации.

Выполняют опыты в парах, составляют уравнения реакций, сверяют по модельному ответу (слайд), оценивают свою работу 

выполняют лаб. Опыт№3 стр142

Изучают таблицу табл. 10 стр143, Обсуждают, делают выводы

.

 

 

 

 

 

Учащиеся делают вывод о признаках химической реакции.

Составляют уравнение реакции. Проверяют работу в парах. Ставят баллы по критериям.

 

 

 

 

 

выполняют лаб. Опыт  №4стр142

Учащиеся делают вывод

индивидуальная

Работа в парах

Индивидуальная работа

Групповая работа в парах

Индивидуальная работа

Работа в парах

Фронтальная

Познавательные УУД- умение извлекать знания из текста, анализа объекта  (опыта)

КоммуникативныеУУД-умения выразить свои мысли в речевой форме; слушать других, работать в парах

ЛичностныеУУД- усвоение правил обращения с едкими веществами, личная безопасность

Личностные УУД-Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

Познавательные УУД — умение извлекать знания из текста, анализа объекта  (опыта), делать выводы

Регулятивные УУД — умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные УУД -умение работать в парах

Познавательные УУД — умение извлекать знания из текста, анализа объекта  (опыта)

Познавательные УУД- умение извлекать знания из текста, таблиц

Познавательные УУД- умение извлекать знания из наблюдения объекта (опыта)

Познавательные УУД- на основе анализа объектов делать выводы

Познавательные УУД- умение обобщать,  делать выводы

Коммуникативные УУД- умение слушать других, высказывать свою точку зрения

 

Применение оснований.

Задание : прочитайте стр142-143 составьте таблицу.

Формула вещества

Название

применение

Читают стр142-143, составляют таблицу

Индивидуальная работа

Познавательные УУД- умение представлять информацию в виде таблиц

V. Первичный контроль за усвоением знаний.

Учитель организует самостоятельную деятельность учащихся, направленную на проверку полученных ими знаний. Раздает на каждому ученику карточку: «Формулу вещества». Нужно определить возможность взаимодействия данного вещества с гидроксидом калия и составить уравнение реакции.

Работают индивидуально, выполняют задание и сдают тетради учителю.

Индивидуальная работа

Регулятивные УУД- умение осуществлять  личностную и познавательную рефлексию 

VI. Домашнее задание

Домашнее задание
«Аукцион»:

      1.Продается домашнее задание на «3» . Изучить §42, составить конспект «Применение оснований».

      2.Продается домашнее задание на «4». Изучить §42, составить конспект «Применение оснований». Упражнение №3, стр.145.

      3.Продается домашнее задание на «5». Изучить §42, составить конспект «Применение оснований». Задание по карточке.

Предложенные задания дифференцированы по сложности на три уровня:

 1 уровень-удовлетворительно

2 уровень- хорошо

3 уровень- отлично.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают уровень, работают индивидуально.

 

Личностные УУД- осознание личностно значимой познавательной деятельности

Познавательные УУД умение представлять информацию в виде схем

VII.

Подведение итогов урока.

Учитель анализирует работу учащихся, некоторым выставляет оценки. 

Слушают

Фронтальная

Личностные УУД- осознание личностно значимой познавательной деятельности

Коммуникативные- умение слушать. Признавать мнение других

VIII.Рефлексия.

Мне интересно, с каким настроением вы уходите с урока?

Выберите смайлик и оставьте его на доске.

Проводят рефлексию

Индивидуальная

Личностные УУД- осознание личностно значимой познавательной деятельности, умение осуществлять рефлексию познавательной деятельности

Регулятивные -самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока «Химические свойства оснований» автор:

Технологическая карта урока «Химические свойства оснований» автор:

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная

Формы работы учащихся : фронтальная, групповая (в парах), индивидуальная

Поэтому девиз нашего урока: “

Поэтому девиз нашего урока: “

Химические свойства. • 8

Химические свойства. • 8

Цель урока: изучить химические свойства оснований, на основе свойств их применение

Цель урока: изучить химические свойства оснований, на основе свойств их применение

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами 2

Учитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе со щелочами 2

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Разложение нерастворимых оснований при нагревании

Изучить §42, составить конспект «Применение оснований»

Изучить §42, составить конспект «Применение оснований»

VIII.Рефлексия. Мне интересно, с каким настроением вы уходите с урока?

VIII.Рефлексия. Мне интересно, с каким настроением вы уходите с урока?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2022