Технологическая карта урока по теме "Вес тела. Невесомость" (физика 7 класс)

  • docx
  • 11.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Техн карта урока вес и невесомость08.12.docx

Методическая разработка урока физики для учащихся 7а класса

по теме: «Вес тела. Невесомость»

 

Автор: Жуматаева Жанар Есиркепкызы, учитель физики

 

 

Аннотация.

Методическая разработка включает в себя презентацию и технологическую карту для проведения урока физики при введении понятий «вес тела» и «невесомость». Урок построен с учетом ФГОС. На уроке использован проблемный метод введения нового понятия, применены различные формы работы с учащимися: фронтальный опрос, демонстрационный эксперимент, работа в парах, самостоятельный эксперимент, индивидуальная работа. Урок ориентирован на активную работу обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта урока физики

Учитель: Жуматаева Жанар Есиркепкызы

Класс: 7а

Дата проведения: 11.12.2025 г.

Тема урока: Вес тела. Невесомость.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Базовый учебник: Перышкин А.В. Физика 7 класс.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие веса тела, изучить его природу, направление, точку приложения и условия возникновения состояния невесомости.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • Ввести определение веса тела, показать его отличие от силы тяжести и массы.
    • Изучить формулу для расчета веса тела в состоянии покоя (𝑃=𝑚𝑔).
    • Объяснить физическую природу состояния невесомости и перегрузок.
  • Развивающие:
    • Развивать умения анализировать физические явления, проводить простые эксперименты и делать выводы.
    • Формировать навыки работы с измерительными приборами (динамометром).
    • Развивать логическое мышление и познавательный интерес к физике.
  • Воспитательные:
    • Воспитывать аккуратность при выполнении опытов.
    • Показать практическую значимость полученных знаний в повседневной жизни и технике.

Оборудование: Динамометр, штатив, набор грузов разной массы, эластичный шнур/резинка, мультимедийный проектор для демонстрации презентации/видеороликов о невесомости.

Планируемые результаты (ФГОС):

Предметные: Учащиеся научатся определять вес тела, различать вес и массу, объяснять состояние невесомости,

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация

(1 мин)

Создать благоприятный психологический настрой на работу

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Улыбнитесь друг другу. Начнем урок.

Эпиграф к уроку: Нет силы более могучей, чем знание; человек, вооруженный знанием,— непобедим" (Максим Горький).

(Слайд 2)

Включаются в деловой ритм урока.

 

2. Актуализа-ция знаний и фиксирование индивидуаль-ных затруднений в пробной деятельности

(5 мин)

Повторить ранее пройденный материал, необходимый для изучения новой темы, фиксирование затруднения.

 

 

 

Фронтальная работа с классом. Посмотрите на экран (https://wordwall.net/ru/resource/102366189/актуализация знаний)  

1.     Что такое сила?

2.     Какой величиной является сила?

3.     От чего зависит результат действия силы на тело?

4.     С какими видами сил вы познакомились?

5.     Какой буквой обозначается сила?

6.     Каким прибором измеряют силу?

7.     Назовите единицы измерения силы.

8.     Что такое сила тяжести? Как она направлена?

 

9.     По какой формуле рассчитывается сила тяжести?

10. Что такое масса тела? В каких единицах она измеряется?

11. От чего зависит значение ускорения свободного падения 𝑔?

12. От какой величины зависит сила тяжести?

13. Скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим?

Учащиеся отвечают на вопросы.

 

Сила – мера взаимодействия тел.

Физическая и векторная.

От ее модуля, направления, точки приложения.

Сила тяжести, сила упругости.

F

Динамометр

Н, ньютон

Сила, с которой Земля притягивает к себе тело. Вниз

(𝐹тяж=𝑚𝑔)

 

Масса – мера инертности тела. Кг .

 

От широты местности, высоты над Землей

От массы

Вес

3. Выявление причины затруднения

(2 мин)

 

Выявить причину затруднения, сформулировать тему урока

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг?

Поднимите руки те, кто считает, что говорим правильно.

А теперь те, кто считает, что говорим неправильно.

Мнения разделились. Не будем спорить, кто прав, а кто нет, а выясним это в течение урока.

- Кто догадался какова тема нашего урока?

- Запишите тему урока: «Вес тела. Невесомость.» (Слайд 3)

- Как бы вы назвали в русском языке слова «вес» и «невесомость». О чем говорит частица не?

- Как вы думаете, что такое «вес»?

- Какой проблемный вопрос возник перед нами?

Высказывают свое мнение.

 

Поднимают руки.

 

 

 

 

Вес тела.

Записывают тему урока.

 

Однокоренные. Нет веса.

 

Высказывают свое мнение.

Вес – это масса или … (сила)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

(2 мин)

 

- Какую цель вы определили для себя на уроке?

- Как можно достичь поставленной цели?

- Составим план изучения величины «вес»: (Слайд 4)

1. Определение.

2. Буквенное обозначение

3. Формула

4. Единицы измерения

5. Прибор для измерения

Выяснить, что такое вес и невесомость.

Опираясь на имеющиеся знания.

Совместно с учителем составляют план изучения физической величины.

5.Релизация построенного проекта

(15 мин)

сформировать понятие веса как силы упругости, возникающей при деформации тела и приложенной к опоре или подвесу;

рассмотреть возможности изменения веса и потери телом веса (невесомость).

Демонстрационный эксперимент.

1.

Грузик подвешиваем к динамометру. Скажите, сейчас на грузик действует сила тяжести?  

А почему тогда грузик не падает?

 

Скажите, в какой момент пружина, закреплённая в штативе, начала растягиваться? 

Пружина растянулась, произошла деформация пружины. Сила, с которой груз действует на пружину, вы давите на стул, я действую на пол, называется весом тела.

- Что же такое вес? (учебник стр. 94)

- Найдите в тексте определение веса тела. Запишите.

Определение веса. (Слайд 5)

Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

- Вес какая величина?

Буквенное обозначение веса.  (слайд 5)

Вес обозначается буквой Р.

Направление силы тяжести и веса тела. (Слайд 6)

Следует различать силу тяжести, действующую на тело, и вес тела.

- На что действует сила тяжести?

- На что действует вес тела?

- Графическое изображение силы тяжести и веса тела будут различны.

(Слайд 6)

Работа в парах.

Задание 1.

Давайте подумаем, отчего зависит вес тела?

К первому грузу подвесим второй такой же груз.

Пружина растянулась сильней, значит, вес двух грузов больше, чем вес одного груза (слайд 8).

Какой из этого можно сделать вывод?  

От чего ещё зависит вес? (слайд 9)

Оказывается, что и на Земле вес одного и того же тела, в отличие от массы, может быть различным (слайд 10) (про вес тела на экваторе и на полюсе). Какой вывод можно сделать?

Формула. (Слайд 11)

- Если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно, то вес тела по своему числовому значению равен силе тяжести, т.е.  P = Fтяж = mg, где m- масса, g- ускорение свободного падения, g ≈ 10 Н/кг

- Вес тела равен силе тяжести:  P=Fтяж, но эта формула не всегда верна.

Единицы измерения. (Слайд 12)

Вес измеряется в ньютонах.

- С помощью какого прибора можно измерить вес тела? (Слайд 13)

Задание 2.

- Возьмите динамометр, подвесьте на него груз и медленно перемещайте его горизонтально влево и вправо. Что заметили?

Задание 4.

- Перемещайте динамометр с грузом влево и вправо (раскачивая); вверх вниз увеличивая скорость. Что заметили?

- Изменилась ли при этом сила тяжести?

- Итак, всегда ли вес тела равен силе тяжести?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка. 5 раз прыгнуть

Задание 5.

- Может ли тело потерять вес? И, если может, то в каком случае?

- Возьмите лист картона, положите на него мешочек с рисом. Поднимите картон на уровень глаз и обратите внимание, что произошло с картоном. Разжав пальцы, позвольте предметам упасть. Обратите внимание, что происходит во время падения с картоном.

Обсудите с товарищем, что вы заметили.

- Итак, что вы заметили во время проведения опыта?

- Почему это произошло?

- При падении картон препятствовал движению мешочка?

- Возникала ли деформация тела в этот момент?

Демонстрация.(слайд 16)

Обрезать нить, к которой прикреплена пружина с грузом.

- Что заметили?

- Если опора и тело не деформированы, то чему равен вес?

- Сила тяжести была равна нулю?

- Как можно назвать такое состояние?

- Что же такое невесомость? Запишите. (Слайд 17-18)

Невесомость означает отсутствие веса, но не массы.

- Когда человек может испытать состояние невесомости? (тех случаях, когда тело человека лишено опоры.)

Учащиеся наблюдают и отвечают на вопросы учителя.

 

Да

Потому, что на него действует сила упругости пружины

Когда мы прикрепили к ней груз

 

 

 

 

Учащиеся работают с текстом. Учащиеся записывают определение.

 

 

 

Физическая и векторная.

Учащиеся записывают.

 

 

 

 

 

На тело                   На опору или подвес.

Учащиеся изображают графически силу тяжести и вес тела. (слайд 7)

 

 


                   Fтяж                                        Р

 

 

Учащиеся выполняют задание.

 

 

 

 

 

(Вес зависит от массы тела.) Чем больше масса тела, тем больше его вес.  

 

 

Вес тела зависит, где находится тело на планете Земля и на какой планете тоже.

 

 

 

 

Записывают формулу.

 

 

Записывают [ Р ] = 1H

 

Динамометра

 

 

Показания динамометра не изменились.

Вес тела не изменился.

 

 

Показания динамометра изменились.

 

 

Нет.

Нет.

Зависимость веса от условий, в которых находится тело:

¾  Вес тела равен по своему числовому значению силе тяжести, если тело и опора находятся в покое или движутся равномерно и прямолинейно.

¾  При движении опоры вверх вес тела увеличивается.

¾  При движении опоры вниз вес тела уменьшается.

(Слайд 14)

 

Высказывают свое мнение.

 

Работают в парах: один ученик сидит наблюдает, второй поднимает и опускает картон, затем меняются местами.

 

 

Делятся увиденным.

 

 

Нет

Нет

 

 

 

Пружина не деформировалась.

Нулю.

 

Нет.

Невесомость.

Состояние тела, при котором его вес равен нулю, а сила тяжести не равна нулю и заставляет тело падать.

Прыгая на батуте, в космосе, на качелях, когда вы резко поднимаетесь вверх или опускаетесь вниз

6.Первичное закрепление

(5 мин)

Закрепить знания полученные на уроке

- Итак, вернемся к вопросам, заданным вначале урока.

Скажите, что мы измеряем в кабинете врача, встав на весы? Когда мы говорим, что худеем – что мы сбрасываем? Когда мы покупаем 3 кг яблок – за что мы платим?

Правильно ли мы говорим, что наш вес составляет, например, 50 кг? Почему?

- Итак, вес это масса или сила?

 

- По какой формуле можно рассчитать вес?

Задача. Учебник стр 96 упр 16, задача 4

- Определить вес тела массой 5,8кг.

 

 

Массу

 

 

 

Нет. Вес это сила, измеряется в ньютонах.

Записывают ответ на проблемный вопрос: Вес – это сила.

P = mg

Р = 5,8 кг ∙ 10 Н/кг = 500 Н (решают на доске)

7.Самостоятельная работа

(5 мин)

Дать качественную оценку своей работы на уроке

Просмотр видео урока Российской электронной школы (https://resh.edu.ru/subject/lesson/2599).

Выполните тест с последующей самопроверкой, оцените себя. (https://resh.edu.ru/subject/lesson/2599/train/#206698)

 (Приложение 1)

Смотрят видео, выполняют тест, проверяют, оценивают свою работу, выставляют отметку.

8.Включение в систему знаний и повторение

(2 мин)

Повторить и закрепить знания полученные на уроке

Фронтальный опрос.

- Что такое вес?

 

 

- Вес – это какая величина?

- Какой буквой обозначается вес?

- По какой формуле можно вычислить вес?

- Всегда ли вес равен силе тяжести?

 

 

- Назовите единицу измерения веса.

- С помощью какого прибора можно измерить вес?

- Что такое невесомость?

Отвечают на вопросы

Вес тела – это сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес.

Физическая и векторная.

Р

Р = mg

Нет, только если тело и опора неподвижны или движутся равномерно и прямолинейно.

Н, ньютон

Динамометра.

Состояние тела, когда его вес равен нулю и оно падает под действием силы тяжести.

9.Рефлексия

(2 мин)

Инициировать рефлексию учащихся по поводу эмоцио-нального состояния на уроке

- Какова была цель нашего урока?   Достигли поставленной цели?

Оцените свою работу, нажав на соответствующие кнопки на экране: «Все понятно», «Понятно, но есть вопросы», «Ничего не понятно». Теперь посмотрим какого цвета стало наше звездное небо.

 

Отвечают на поставленные вопросы,

 

 

 

 

 

10.Домашнее задание

(1 мин)

Обеспечение понимания содержания и способов выполнения домашнего задания.

1. § 28,  (Слайд 18)

2.  Упражнение 16 (задача 5).

 

 

 

 

Записывают домашнее задание в дневник.

11. Оценивание

 

- Оцените свою работу на уроке и поставьте отметку.

 

оценивают свою работу на уроке, выставляют отметку.

 

Используемые источники:

 

1.     https://doc4web.ru

2.     http://infofiz.ru

3.     https://infourok.ru

4.     http://testedu.ru

5.     http://www.vseznaniya.ru 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также