Технологическая карта урока Развитие математических способностей 2 класс Римские цифры

  • docx
  • 11.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта открытого урока римские цифры.docx

Технологическая карта урока развитие математических способностей 2 А класс

Учитель

Шагеева С.А.

Тема урока

«Римские цифры»

Тип урока

Урок открытия нового знания

Цель урока

Формирование представлений о римских числах и цифрах.

Задачи урока

Образовательная: систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

Развивающая: формировать представление о числах и цифрах, систематизировать и обобщить знания детей о цифрах и числах; сформировать представление о римских числах и цифрах.

Воспитательная: воспитывать доброжелательность, дружбу, взаимопомощь.

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающийся научится: правильно читать и записывать римские цифры и числа

Обучающийся научится:

Познавательные УУД

Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной речи; построение логической цепи рассуждений и доказательств; делать выводы на основе обобщения умозаключений.

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность научиться: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; сверять свои действия с целью, и при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные УУД

Обучающийся получит возможность научиться: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

                                                                                                                   

обучающийся получит возможность формирования: выражать положительное отношение к процессу познания, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Дидактические материалы

ИКТ, ЦОР

 Рабочий лист

Наглядный материал: лента римский цифр. Раздаточный материал: римские числа, карточки с заданиями.

Проектор, презентация, компьютер.

Межпредметные связи

 

Окружающий мир

Организация пространства

Парты стоят в три ряда, на доске лента римских цифр.

Этапы урока

Название этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Время: 1 мин

 

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться

Слушаем внимательно

Работаем старательно

 

-Приветствуют учителя, гостей, проверяют готовность к уроку

 

Личностные: самоопределение Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивация учебной деятельности

Время:1 мин

 Математическая разминка

- Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего?
(Двое)

Сколько концов у палки? У двух палок? А у двух с половиной?
(Шесть)
 Как с помощью 2 палочек сделать на столе квадрат?
(Положить их в угол стола)
Тройка лошадей пробежала 5 километров. По сколько километров пробежала каждая лошадь?
(По 5 километров)
Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 килограмма. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на 2 ногах?
(2 килограмма)
У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье?
(Четверо)
В корзинке 5 яблок. Как разделить их между 5 девочками так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке?
(Одна должна взять яблоко вместе с корзинкой)
Росло 2 берёзы. На каждой берёзе — по 2 большие ветки. На каждой большой ветке — по 2 маленькие. На каждой маленькой ветке — по 2 яблока. Сколько всего яблок?
(Ни одного: на берёзах яблоки не растут)
Может ли дождь идти 2 дня подряд?
(Не может: ночь разделяет дни)
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок на столе?
(Четыре)
Одного человека спросили, сколько у него детей. Ответ был такой: «У меня 6 сыновей, а у каждого есть родная сестра». Сколько у него детей?
(Семь)
У какой фигуры нет ни начала, ни конца?
(У круга)

 

 

 

 

 

 

- Работают на планшетах

 

 

 

Актуализация знаний

Время: 5 мин

 

-Ребята, посмотрите на слайд и скажите, какое слово лишнее?

Год час секунда месяц сутки минута литр век

- Почему?

- Каких еще величин времени не хватает в списке?

- А какая из них самая большая величина?

- Верно! Теперь наш ум готов трудиться.

 

 

 

 

-Литр.

- Остальные - величины времени.

-Неделя.

-Век.

 

 

Постановка цель урока

Время: 5 мин

– А сейчас отгадайте загадку.

Что всегда идет,

А с места не сойдет?

- Посмотрите на циферблат и определите время. (карточка)

Наши часы будут Вам помощниками

Работа в парах.

 

Постановка цели (проблемная ситуация).

Сравните часы

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264907/f3b51120_500c_0133_db85_12313c0dade2.jpg

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264908/f47db7c0_500c_0133_db86_12313c0dade2.png

Общее: 1. Оба круглые.

2. Есть стрелки.

3. Есть циферблат.

4. Циферблат разбит на двенадцать равных частей.

Отличия: На рисунке 1 циферблат часов записан арабскими цифрами, а на другом – римскими.

- Почему же возникло затруднение?

 

- А может кто–нибудь знает эти цифры?

- Значит, какая сегодня тема урока?

-Какая же цель урока?

 

-Верно, сегодня мы узнаем, что это за цифры, познакомимся с их построением.  А для чего мы знакомимся с такими цифрами? Верно.

 

 

-Часы.

- Определяют время по часам

-Мы не знаем такие цифры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Римские.

-Римские цифры.

-Узнать, что это за цифры.

 

 

 

-Они часто встречаются в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узнают откуда произошли римские цифры.

Регулятивные: целеполагание.

 Коммуникативные: постановка вопросов.

 

Открытие  нового материала

Время:15 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение новых знаний

Время: 6 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У нас в гостях сегодня житель Рима, который приглашает нас в древний Рим, чтобы научиться пользоваться римской нумерацией.

(Презентация)

Привет-привет, дорогие ребята! Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по миру цифр, которыми пользовались еще древние римляне 😎🌍Знаете ли вы, что римские цифры совсем непохожи на привычные нам арабские? Давайте разберемся вместе!

Знаете, почему важно уметь читать и писать римскими цифрами? Они встречаются повсюду вокруг нас! 🕯️Взгляните внимательно на циферблат часов или обложки книг — часто там используются именно эти старинные обозначения. Да и историки любят пользоваться ими, чтобы даты выглядели особенно торжественно.

О том как выглядят и как записывать такие числа расскажет мой помощник, которого я отправил к вам.

Появление римлянина (Лев К.)

Добрый день. Приветствую вас, о юные математики!

Как выглядят римские цифры?

Вот какие символы использовали жители Древнего Рима:

- I означает единицу

- V обозначает пятерку ⭐️

- X символизирует десятку 🔥

А теперь самое интересное: числа записываются комбинациями этих символов. Например:

- Число III читается как три (три единицы подряд).

- А вот число IV уже хитрее — оно означает четыре, потому что единица стоит перед пятеркой, и получается от пяти минус одна единица 🧠

- Ну и конечно же знаменитое VII, которое легко запомнить, ведь это семь — просто добавляем две единицы после пятерки

Физминутка «Часики»

 

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/264909/f54f45a0_500c_0133_db87_12313c0dade2.jpg

 

При записи римских чисел необходимо соблюдать правила.

Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, а стоящая слева – отнимается.

Например, чтобы записать число шесть, надо воспользоваться значением пяти и справа приписать один (VI), а чтобы записать четыре возле знака, обозначающего пять, слева надо приписать один (IV).

Коллективная работа

Рабочий лист

1)Работаем вместе

2)Работаем в парах

3) Сами с усами

Про­чи­тай­те и срав­ни­те числа, за­пи­сан­ные рим­ски­ми циф­ра­ми. По­ставь­те знак срав­не­ния.

а) III и V                    в) XII и VII               д) XI и IX

б) VI и IV                  г) IX и VIII               е) IV и IX

Про­верь­те, пра­виль­но ли ре­ше­ны при­ме­ры.

а) VI + I = V              в) X + III = XI

б) IX – I = X              г) VI – IV = IX

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

  «Циферка» Учитель показывает

карточки с римскими цифрами и предлагает: Хлопнуть в ладоши столько

раз, какое число на карточке, присесть, подпрыгнуть, похлопать соседа по

плечу  (И)  

 

 

 

Предлагаю вам прогуляться по просторам Рима:

1. Древний храм в Риме, построенный в 1 веке до н.э.

2. Вид древнего города.

3. Трирема – военное судно римлян.

4. Так выглядели древние римляне.

-А теперь представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр.

 

 

 

-Смотрят презентацию, слушают учителя.

 

 

-С помощью пальцев.

- Ответы детей. Изображают счетными палочками цифры 1, 2 ,3.

 

 

 

-ответы детей, составляют палочками римскую цифру.

 

 

 

-слушают учителя.

 

 

 

 

-6, 7, три палочки.

 

 

 

-Надо записать V и слева поставить палочку 5-1=4)

 

 

-Ответы обучающихся.

-изображают счётными палочками числа, или в тетради.

 

- Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.

Узнают, как раньше изображали цифры, как их правильно записывать и читать.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение  речевого высказывания  в устной и письменной речи; построение логической цепи рассуждений и доказательств; делать выводы на основе обобщения умозаключений.

 

Применение новых знаний

Время: 6 мин

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними?

 

 

- Да, действительно они служат для нумерации книг, собраний сочинений писателей, циферблат часов изображают с помощью этих цифр.

-Древние римляне предлагают нам поиграть в игру “Живые числа”. Игра покажет, как вы запомнили римские числа. Наши друзья – римляне - будут давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, покажите его римскими числами.  

– Сколько будет, если 18:6?

– Чему равно произведение 5 и 2?

– Сколько ног у двух петухов?

– Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала?

– Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя?

6) – Сколько дней в неделе?

7) – 3 умножить на 4.

8) – 81 уменьшить в 9 раз.

9) – Какое число на один больше 10?

10) – Частное 25 и 5.

11) – 60 разделить 10.

-Молодцы, но наши друзья также предлагают нам выполнить упражнение в учебнике. Открывайте учебник на стр. 52 упр. 3. Что нужно сделать?

 

- Молодцы, ребята. Я вижу, что у вас нет затруднения с нашей новой темой. Рим – столица Италии и «До свидания» переводится как addio. Давайте же попрощаемся с нашими друзьями на их родном языке и отправимся дальше.

- Чтобы пройти дальше, нам необходимо узнать значение других чисел, которые используются в Риме.

-Ура! У вас получилось. Теперь мы можем отправиться в путь домой.

А теперь я предлагаю вам нарисовать понравившуюся вам римскую цифру, но не простую, а красивую, раскрасить её или  изобразить её живой.

 

 

-Так изображают века, главы в книгах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-3,1,9, 2,4, 2, 4, 3, 12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Решить примеры, заполнить окошки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

 

 

 

-Слушают учителя, прощаются.

 

 

 

-Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

-Записывают, выполняют задание.

 

 

- Выполняют задание.

 

Коммуникативные: умение сотрудничать в парах.

Обобщение и систематизация знаний

Время: 3 мин

 

- Заключение нашего путешествия

 

Теперь вы настоящие знатоки римской нумерации! Можно смело удивлять родителей и друзей своими новыми знаниями 🤗 Надеюсь, вам было интересно узнать больше о древней истории математики и почувствовать себя немного древними римлянами 🎉

 

До новых встреч и приключений!

Какую тему мы сегодня изучали?

-Какая цель на уроке была?

-Достигли мы ее?

-Какие римские цифры вы теперь знаете, перечислите?

- Римские цифры.

-Познакомиться со строением цифр.

-Ответы детей.

-Перечисляют римские цифры.

 

Коммуникативные:

Умение высказывать свое мнение.

 

Рефлексия

Время: 3 мин

- У вас на партах лежат чистые листочки, изобразите на них римские цифры от 1 до 10, и оцените свою работу от 1 до 10 на уроке, подчеркните римскую цифру.

-Оценивают свою работу.

 

 

Личностные:

Умение оценить свою работу

-Можете ли вы сказать, почему люди редко используют римскую

нумерацию? (ответы детей) - В каких случаях вы сможете пользоваться

римской нумерацией чисел? -Посчитайте, пожалуйста, веночков какого

цвета у вас больше? 

Ребята, я предлагаю вам поступить как древние римляне: Оцените ваше

отношение к сегоднешнему уроку, с помощью рук, ориентируясь на лист

упеха: • Мне всё удалось и понравилось -X. • Мне не всё удалось или не всё

понравилось- V • Мне не понравилось сегодня на уроке или я чувствовал

себя некомфортно-I