Урок ….
Тема урока: «Религия древних египтян»
Дата проведения урока:__________________
Педагогические |
Способствовать пониманию религиозной системы Древнего Египта, развитию умения характеризовать понятие жречества как особого сословия в древневосточном обществе; содействовать формированию представлений о пантеоне древнеегипетских богов |
Тип и вид урока |
Усвоение знаний, навыков и умений / урок-путешествие |
Планируемые |
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников |
Личностные |
Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов мира; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Метапредметные результаты |
Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, рисунок и др.); умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Религиозные верования египтян. Общеегипетские боги: Амон-Ра, Геб, Нут, Тот, Исида, Гор. Миф об Осирисе. Представление о суде Осириса. Атрибуты богов – священные животные. Место жреческого сословия в древнеегипетском обществе. Жрецы – хранители мудрости и научных знаний. Фараон-реформатор Эхнатон. Храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Рабочая тетрадь № 1. Электронное приложение к учебнику. Учебная картина К. Бекташева «Храмовое хозяйство в Древнем Египте» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Что называется религией, религиозными верованиями? |
Объясняют значения понятий |
Познавательные: воспроизводят информацию |
Беседа по вопросам |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Сегодня мы отправимся в Древний Египет, в гости к египетским богам |
Слушают учителя |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Боги и жрецы |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа |
Рассказывает об отражении природы и жизни древних египтян в религии, месте жреческого сословия в древнеегипетском обществе. – В чем сходство между религиозными верованиями египтян и первобытных людей? |
Знакомятся с религиозной системой Древнего Египта,
учатся характеризовать понятие жречества как особого сословия |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: осуществляют анализ, сравнение, делают выводы. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Беседа по вопросам |
Общеегипетские боги |
Индивидуальная, фронтальная. |
Предлагает познакомиться с египетскими богами. Организует выступления учащихся с сообщениями |
Рассказывают |
Коммуникативные: владеют монологической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации |
Сообщения, рисунки |
Миф об Осирисе и Исиде. Суд Осириса |
Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа |
Организует чтение мифа об Осирисе Читает «Суд Осириса» (см. Приложение). – В чем клялся умерший? – Кого в Древнем Египте считали хорошим человеком? |
Анализируют мифы. Объясняют, какие явления природы находят в них отражение |
Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; выдвигают гипотезы и обосновывают их. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения |
Беседа по вопросам |
Фараон-реформатор Эхнатон |
Фронтальная. Словесный. Работа с документом, беседа |
Предлагает прочитать документ «Фараон Эхнатон и царица Нефертити». – Объясните, почему Эхнатона называют реформатором |
Находят в документе подтверждение реформаторской деятельности Эхнатона |
Познавательные: осуществляют анализ документа. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других |
Работа с документом, беседа по вопросам |
Обожествление фараона |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Работа с текстом, беседа |
– Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим
богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью
считалось, если фараон позволил поцеловать свою сандалию. – Какой была власть фараона в Древнем Египте? Какая связь существовала между религией и государственной властью? Предлагает прочитать п. 5 § 10 и ответить на данный вопрос |
Объясняют причины обожествления фараона |
Регулятивные: учатся работать Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием текста учебника; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают свое мнение |
Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний Причины обожествления сил природы. Роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Почему бог Солнца стал главным богом египтян? Как это было связано с их жизнью? – Предположите, почему в Древнем Египте почитались некоторые животные, например: бык, корова, кролик, крокодил и другие. Было ли это связано с религией? – В чем заключалась роль религии, жрецов в древнеегипетском обществе? |
Раскрывают причины обожествления сил
природы |
Регулятивные: владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. § 10. Термины. Задания 31–33 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу |
Задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение
СУД ОСИРИСА
На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея, что обеспечивало ему воскресение. Каждый умерший отождествлялся с Осирисом. Он говорил: «Я – тот великий, кто создал свой свет, я пришел к тебе, Осирис, я молюсь тебе… Слава тебе… Открой мне путь… Проложи ему путь в Большую долину. Освети путь Осирису». Затем он произносил «Исповедь отрицания» и перечислял сорок два преступления, которые он не совершал. Вот некоторые из них: «Я не чинил зла людям. Я не нанес ущерба скоту. Я не творил дурного. Я не грабил бедных. Я не кощунствовал. Я не был причиной недуга. Я не был причиной слез. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я не сквернословил. Я не обманывал. Я не отнимал молока от уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил рыбу богов в прудах ее. Я не гасил жертвенного огня в час его. Я не пропускал дней мясных жертвоприношений. Я не чинил препятствий богу в его выходе. Я чист, я чист, я чист, я чист… Мне не причинят вреда в Великом Чертоге Двух Истин, ибо я знаю имена богов, пребывающих там».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.