Технологическая карта урока родной литературы по теме"Донбасский характер в литературных произведениях" , 10 класс.
Оценка 4.9

Технологическая карта урока родной литературы по теме"Донбасский характер в литературных произведениях" , 10 класс.

Оценка 4.9
docx
11.07.2024
Технологическая карта урока  родной литературы   по теме"Донбасский характер в литературных произведениях" , 10 класс.
Технеологическая карта урока литературы.docx

Технологическая карта урока родной литературы

Класс: 10

Тип урока: урок «открытия» нового  знания 

Тема

Литература родного края. Донбасский характер в литературных произведениях

Цели

 

Образовательные: дать понятие «донбасский характер»,; способствовать формированию сознательной гражданской позиции, привлечь внимание учащихся к историческим событиям в Донбассе и выдающихся лиц,

Развивающие: научить внимательно слушать другого (в том числе чтение стихотворений учителем), развивать критическое мышление, навыки анализа литературного произведения.

Воспитательные: вызвать интерес к литературе родного края; побудить учащихся к активности в изучении литературных произведений; воспитывать любовь к родной земле, уважительное отношение к литературному прошлому, чувство гордости за талантливых творческих людей, наших земляков прививать патриотические чувства, укреплять в учащихся чувство национальной гордости и достоинства..

Формировать УУД:

личностные УУД: умение выразительно читать лирическое произведение, анализировать его;

регулятивные УУД: учащийся должен овладевать способностями понимать учебные задачи урока, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, уметь оценивать свои достижения на уроке;

коммуникативные УУД: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формулировать и отстаивать свое мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению.

познавательные УУД: отвечать на вопросы учителя, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, в тексте произведения - средства выразительности и др. (общеучебные универсальные учебные действия)

Планируемый результат

Личностные: воспитание чувства патриотизма; развитие сотрудничества при работе в группе; воспитание интереса к чтению; выразительное чтение лирического произведения.   
Метапредметные: словесное рисование «Моя малая родина»

Предметные:

Знать литературоведческие термины (лирический герой, метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, пафос и др.), примерный план анализа стихотворения, писателей родного края, их произведения.

Уметь анализировать лирическое произведение

 

Основные понятия

Лирика, анализ, метафора, эпитет, сравнение, образ лирического героя, тема, идея, пафос 

Межпредметные связи

История, география, изобразительное искусство , русский язык

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Выставка книг писателей донецкого  края, тексты произведений, портреты

Презентация, атрибуты для рефлексии (стикеры в форме листьев разного цвета и плодов, дерево), таблицы, учебник, листы бумаги, карандаши

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах

 

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

 

Предметные

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цели:

1.Организовать актуализацию требований к учащимся со стороны учебной деятельности. 2.Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность. 3.Организовать обобщение способов действий. Мотивировать учащихся к учебному действию.

 

Организует

Уточняет тематические рамки. Выдвигает проблему.

 

 

Вызвать интерес к теме урока 

1.Регулятивные: -волевая саморегуляция; 2.Личностные: -смыслообразование (Я должен посмотреть...) 3. Коммуникативные: -планирование учебного сотрудничества с преподавателем и со сверстниками. 

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели:

Учить   определять тему урока(в случае возникновения затруднений озвучивает тему учитель) , его цели, способы достижения этих целей

Отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение 

 

Предлагает ученикам высказать свое мнение по поводу темы урока. Подводит их к формулированию темы, цели и постановке задач урока через задание-разминку (работа с эпиграфом), актуализация знаний учащийся (вопросы теории литературы)

Назвать литературные тропы, дать им определения, дать определению образу лирического героя и т.д. 

 

 

Учащийся сформулирует тему и цели урока, назовет способы ее достижения 

 

Развитие логического мышления, коммуникативных способностей, внимания

III. Изучение нового

 (10 мин)

Цели:

-ознакомить учащихся с творчеством поэтов Донбасса;

 -учить анализировать лирические произведения

 

1.Внимательно слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

  

.

1.Слово учителя. «Донбасский характер» —понятие не виртуальное. В летописи нашего края немало рассказов, начиная от «преданий старины глубокой», о первых обитателях Дикого поля, освоении его несметных недр и знаковых фигурах края, сумевших состояться, войти в историю благодаря «корням», трудовым и ратным подвигам, особенностям «донбасского характера».

Существенные черты «донбасского характера» – беззаветный патриотизм, огромная работоспособность, неустанное стремление к совершенству (истине), обостренные чувствасоциальной справедливости, гражданское мужество вплоть до самопожертвования во имя общего блага. Именно жители Донбасса явили миру образец добрососедского сосуществования различных национальностей и конструктивность творческого взаимодействия в различных сферах деятельности.Перефразируя пословицу: «что для шахтера нормально, для многих — смерть», можно частично тоже охарактеризовать тот самый «донбасский характер».

Предки тех, кто сейчас живет в Донбассе, были очень сильными людьми. Они сначала осваивали степь, строили шахты, и те, которых сослали в Донбасс — ведь есть и такая категория — все они были сильны и духом, и телом. Одним словом — выносливые люди.Типичный представитель Донбасса — это человек, имеющий силу Ильи Муромца и дух Прометея.

Без сомнения, главная особенность и главное достояние Донбасса — это его люди. Понятие «донбасский характер», широко используемое в самых разных контекстах и толкованиях, при всей цельности этого определения — чрезвычайно многогранно и необъятно широко. Говоря терминологией нашего индустриального края, этот «конгломерат» включает лучшие черты людей более 130 национальностей, живущих здесь. Но мы говорим: донбассовцем можно не родиться — им можно стать. Наша земля даёт энергию всем, кто связывает с ней свои надежды и свою судьбу.

Базовая причина расхождений лежит в ментальности жителей Донбасса, сложившейся в силу особых исторических условий формирования данного региона. Еще в прошлом веке этот край называли «русской Америкой» - вспомним того же Александра Блока. Смысл не только в ускоренном на тот момент экономическом его развитии, но и в особых взаимоотношениях внутри местного социума, сложившихся под влиянием самых различных и, порой, малосочетаемых культур.

Посудите сами: помимо русских, украинцев, потомков донских казаков, край населяли в немалом количестве также греки, немцы, выходцы из Грузии, евреи, татары. В этом, подобном американскому, плавильном котле сформировался особый субэтнос со своими, порой своеобразными жизненными позициями.

Конечно, русское в нем преобладает – неслучайно огромное число донбассовцев имеют родственников в России. К подобным чертам можно отнести тягу к общинности, взаимопомощи, стремление решать многие вопросы коллективно.

Можно в определенной степени говорить и о формировании донбасского физического типа. На территории региона сосредоточены производства, работа на которых требует большой силы и выносливости – в первую очередь, это угольные шахты и металлургические заводы. Так что постепенно здесь получил распространение тип коренастого, плотного русского мужика, которого легко можно было принять за представителя криминальной среды. Наверно, отчасти жители Донбасса тождественны сибирякам. Конечно, у каждой медали есть и обратная сторона, отсюда – часто демонстрируемое стремление решать бытовые вопросы с позиции силы.Но, думаю, причина подобной «свободы нравов» заключается в ином: немалую роль здесь сыграли обычаи казацкой вольницы – как Запорожской Сечи, так и донского ее варианта.

«Не быть безразличным к судьбе своей Родины – вот что значит «донбасский характер!». Точность этого определения исчерпывающа.

Во все времена на нашей героической земле жили именно такие люди. Об этом говорят тысячи примеров, которыми переполнена история нашего края, как в прошлом, так и в настоящем. События в Донбассе отделили «зёрна от плевел», выявив истинных патриотов своей Родины – людей с действительно «донбасский характером». Самобытный дух Донецка всегда привлекал литераторов. Наблюдая за суровыми испытаниями, выпадающими на долю дончан, за их характерами и бытом, писатели получали богатейший материал для творчества.

 В удивительный город, где закаляются характеры, а человеческие ценности проходят самые суровые испытания, приезжали по несколько раз. В частности, Викентий Вересаев дважды побывал в Донецком крае и после каждой поездки описывал свои впечатления.

Автор пронзительного рассказа о любви "Суламифь" Александр Куприн посвятил городу-заводу несколько произведений. Самое значительное из которых – повесть "Молох".

Рафинированный знаток русской природы Константин Паустовский оставил в своих мемуарах описание первой Юзовской гостиницы.

Каждый писатель находил в Донбассе свою тему. Ему посвящали романы, повести и стихи.

2. Презентации книг учащимися.

Александр Куприн "Молох"

Викентий Вересаев "Без дороги"

Александр Серафимович. "На заводе"

Леонид Жариков "Повесть о суровом друге"

Борис Горбатов "Донбасс"

Константин Паустовский "Гостиница "Великобритания"

Василий Гроссман "Глюкауф"

Илья Гонимов "СтараяЮзовка"

Григорий Володин "Дикое поле"

Петр Григоренко "В подполье можно встретить только крыс..."

3.Выразительное чтение учителем стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

  Затем пауза для осмысления услышанного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительное чтение стихотворений поэта 

 

1.Учащийся будет знать писателей Донбасса, их произведения.

2.Ущащийся будет уметь выразительно, вдумчиво читать лирические произведения. 

Дети узнали много нового и интересного, развивают умение слушать и слышать

IV. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

Развитие и Закрепление навыков анализа литературного произведения

 

 

Работают с текстом произведения, отвечают на вопросы учителя, выполняют задания учителя

 

 

 

 

1.Беседа

  1. Какое настроение вызывает это стихотворение?
  2. Какие мысли и чувства кажутся вам здесь самыми главными?
  3. Как проявляется в стихотворении мотив гордости?
  4. Актуально ли это произведение сегодня?

 

 

 

Физкультминутка

Учащиеся будут уметь анализировать стихотворение

 

 

 

 

Развитие навыков работы в группе, коммуникативных навыков

V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель:

Проверить умение находить средства выразительности в литературном произведении;

- проверить умение анализировать стихотворение

Уч-ся работают в группе, индивидуально, решают поставленные задачи

 

 

 

 

 

 

 

Дает задания, контролирует их выполнение, задает вопросы 

 

 

 

 

 

 

 

1.Работа в группах. Заполнение таблицы «Художественные тропы» ( 1гр. находит эпитеты, метафоры, 2- другие средства выразительности.№2 1гр – характеризует образ лирического героя, 2 – худ. речь, тему, идею.

2.Фронтальный опрос.

3. Создание иллюстраций к произведению 

 

 Учащиеся  проанализировали стихотворение, в большинстве своем справились с заданиями 

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2. Познавательные: -умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. 3. Общеучебные: Моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

Оценить деятельность  уч-ся на уроке;

учить школьников делатьсамооценку

Отвечают на вопросы учителя.

Рассказывают по ключевым словам, что повторили и закрепили, узнали на уроке. Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

Оценивает работу на уроке.

 

Самооценка.

Подходят по очереди к доске и приклеивают стикер соответствующего цвета и формы.

Умение структурировать знания, оценивать процесс и результаты деятельности.

Умение выражать свои мысли.

 

Регулятивные:

Оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению; прогнозирование.

 

 


 

Технологическая карта урока родной литературы

Технологическая карта урока родной литературы

Межпредметные связи История, география, изобразительное искусство , русский язык

Межпредметные связи История, география, изобразительное искусство , русский язык

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

Чтение молча стихотворения В.Дорожкиной «Есть губернии краше…»

V. Контролирующее задание (12 мин)

V. Контролирующее задание (12 мин)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2024