Урок …...
Тема урока: «Родовые общины охотников и собирателей»
Дата проведения урока:________________
Педагогические |
Способствовать завершению формирования представлений о биологической эволюции человека; создать условия для определения роли созидательной деятельности человека в условиях похолодания, выделения основных признаков родовой общины |
Тип и вид урока |
Усвоение навыков и умений / урок-беседа |
Планируемые |
Способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности |
Личностные |
Понимание культурного многообразия мира; толерантность; формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей |
Метапредметные |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Наступление ледникового периода (100 тыс. лет назад). Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Расселение первобытных людей. Признаки родовой общины. Появление человека «разумного» (40 тыс. лет назад). Человек разумный, человек современного вида, мамонт, копье, наконечник, рубило, лук, стрелы, родовая община |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Электронное приложение. Учебные картины: «Охота на мамонта», «Рыбная ловля первобытных людей», «Родовая община». Аппликации (слайды): «Охота первобытных людей на мамонта», «Изобретение лука и стрел». Рабочая тетрадь № 1 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика
|
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Проверка выполнения домашнего задания |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, работа с картой, иллюстрацией, рассказ |
Организует беседу по вопросам, работу с картой, предлагает объяснить значение терминов, описать рисунок (вопросы и задания к § 1) |
Участвуют в об- суждении вопросов; характеризу- ют условия и образ жизни древнейших людей, показывают на карте места их расселения; раскрывают значения терминов; описывают рисунок по плану |
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Беседа по вопросам, работа с картой, иллюстрацией, рассказ |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Знакомит с темой урока. – Сегодня нам предстоит узнать, как |
Слушают учителя, записывают тему урока |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Овладение огнем |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, проблемный. Рассказ, работа с иллюстрациями, беседа |
Рассказывает о страхе диких животных и древнейших людей перед огнем, о том, как им овладел человек, как древнейший человек добывал огонь путем трения одного куска сухого дерева о другой, предлагает учащимся потереть одну ладонь о другую. – Что вы чувствуете? (См. Приложение 1.) |
Осознают, каким огромным несчастьем была для человека потеря огня |
Познавательные: используют |
Беседа по вопросам |
Каменный век. Наступление ледникового периода. Занятия и образ жизни первобытных людей в период похолодания |
Парная, фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа с текстом, учебными картинами, аппликацией (слайдами), иллюстрациями, беседа, рассказ |
Рассказывает о каменном веке (определение, свойства камней, новые орудия труда). (См. Приложение 2.) Знакомит с наступлением ледникового периода (100 тыс. лет назад). Предлагает, работая в парах, найти к § 2. Организует проверку выполнения заданий |
Характеризуют каменный век, новые орудия труда, условия и образ жизни первобытных людей в период похолодания. Запоминают дату наступления ледникового периода. Находят ответы на вопросы в учебном тексте
|
Познавательные: находят ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: принимают участие в работе парами; контролируют действия партнера |
Работа с текстом, беседа по вопросам, рассказ |
Расселение первобытных людей |
Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой |
Показывает по карте расселение первобытных людей по
холодным странам Европы и Азии, предлагает найти и показать самостоятельно |
Читают карту |
Познавательные: используют |
Работа |
Появление «человека разумного». Родовая община |
Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картиной, иллюстрациями, беседа |
Рассказывает о появлении «человека разумного» (40 тыс. лет назад). Используя аппликации, картину «Родовая община», иллюстрации, характеризует родовую общину как новую форму человеческого коллектива (см. Приложение 3). Предлагает определить признаки родовой общины |
Запоминают дату, определяют отличительные черты «человека разумного». Из рассказа учителя извлекают признаки родовой общины |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа и иллюстративного материала |
Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа |
– Почему древние люди не погибли – Почему только сплоченная группа людей могла добиться успеха при охоте на крупных зверей? – Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? А какие признаки выражает слово «родовая»? |
Рассказывают устно об исторических событиях; раскрывают смысл, значения важнейших исторических понятий; излагают суждения о причинах и следствиях исторических событий |
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; осуществляют анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию; строят понятные для партнера высказывания |
Беседа по вопросам |
VI. Рефлексия |
Фронтальная. Словесный. Беседа |
– Какие цели, задачи стояли перед – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал был трудным, непо-нятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку. |
Отвечают на вопросы |
Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества |
Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. § 2, вопросы, термины, контурная карта. Индивидуальное сообщение о находках мамонтов на территории России (по учебнику и ресурсам Интернета). Задания 5–11 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания |
Сообщение, вопросы, термины, контурная карта, задания в рабочей тетради |
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
Самые древние следы использования огня человеком найдены в Восточной Африке на стоянке под названием Чесованджа. Археологические данные позволяют утверждать, что люди овладели огнем около полутора миллионов лет назад. Понадобился целый миллион лет, чтобы человек научился использовать огонь повсеместно и добывать его искусственным путем.
Способы добычи огня различны. Изучено пять древних способов добычи огня: выскабливание (огневой плуг), выпиливание (огневая пила), высверливание (огневое сверло с разными вариантами), высекание, получение огня сжатым воздухом (огневой насос).
Эти способы известны по этнографическим данным. Их удалось «подглядеть» в XIX веке у племен и народов, сохранявших образ жизни людей каменного века.
И все-таки, умея добывать огонь, все племена предпочитали поддерживать в жилищах постоянный очаг.
ОВЛАДЕНИЕ ОГНЕМ
«В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв!
Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его красные зубы защищали человека от обширного страшного мира; все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И вот теперь он мертв!» (Отрывок из книги Ж. Рони-Старшего «Борьба за огонь».)
Комментарий текста.
Люди огнем отпугивали хищников («его красные зубы защищали человека…»). Мясо, испеченное на угольях, было вкуснее и питательнее сырого («он извлекал из мяса вкусные запахи…»). Если длинное копье – рогатину – обжечь на огне, то оно станет тверже («…делал твердыми концы рогатин…»).
Приложение 2
ОРУДИЯ ТРУДА
Каменный век – первый исторический период жизни человечества, выделяемый учеными, длившийся примерно два с половиной миллиона лет. Металл людям еще не был известен, и орудия труда изготавливались преимущественно из камня, дерева и кости. Поскольку этот период был очень продолжительным, то для удобства ученые выделяют в каменном веке три эпохи. Самая древняя – это палеолит (от лат. «древний камень»). За ней следует средняя – мезолит («средний камень»). И последняя, наиболее близкая к нам, – неолит («новый камень»). Продолжительность каменного века в различных областях и для разных народов была неодинаковой. Некоторые племена до наших дней остаются на стадии каменного века.
Гарпун – метательное оружие, известное с конца палеолита. Состоял из древка, костяного навершия и наконечника (из кости, камня или металла), снабженного боковыми зубцами и соединенного с древком ремнем. При ударе наконечник отделяется от древка и остается в теле животного.
Рубило – грубо обработанный с двух сторон кусок камня с заостренным концом и закругленным основанием. Одно из главных орудий раннего палеолита.
Приложение 3
Родовая община – это основанное на кровнородственных связях и общности имущества объединение людей, ведущих совместное хозяйство. В родовую общину могло входить несколько десятков человек, родственных друг другу. Люди жили в родовой общине не отдельными семьями, а все вместе – в одном или нескольких больших домах. Несколько родовых общин, живущих поблизости друг от друга, составляли племя.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.