Технологическая карта урока русского языка в 8 классе.
Дебют неполных предложений.
Цель деятельности учителя |
Помочь учащимся осознать различие между неполными и полными предложениями, опознавать неполные предложения в тексте, грамотно употреблять в собственных высказываниях, пунктуационно оформлять неполные предложения; повторить виды односоставных предложений. Развить навыки логического мышления, сообразительность. Способствовать развитию интереса к русскому языку, культуре, формированию красивого почерка.
|
||||||
Тип урока |
Урок изучения нового материала. |
||||||
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: Извлекать фактуальную информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать значение неполных предложений, Знать предмет изучения синтаксиса и пунктуации; знать о различии между полными и неполными предложениями; правильно произносить неполные предложения интонационно. Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать ее достижение; способность к творчеству; рефлексивное мышление; самоанализ и самооценка. Личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества. |
||||||
Методы и формы обучения |
Наблюдение над языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная. |
||||||
Оборудование |
Компьютер, колонки, интерактивная доска. |
||||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация, оценочные листы, «Ассоциативный орфографический словарь. Практикум по русскому языку 8 класс» Издательство «Планета». |
||||||
Основные понятия |
Неполные предложения. |
||||||
|
|||||||
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Осуществляемая деятельность обучающихся |
Формы организации взаимодействия |
УУД |
Проме-жуточный контроль |
|
Мотивация. |
Эмоциональная, психологическая подготовка к изучению изучаемого материала |
Все ли готовы к уроку? Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть у вас будет такое же настроение до конца урока, ведь только с таким настроением мы достигнем целей урока. |
Слушают учителя взаимодействуют в диалоге. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку |
Фронтальная |
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу, планируют необходимые действия. Регулятивные: планируют необходимые действия. Коммуникативные: работают в парах |
Листы обратной связи. |
|
2. Актализация и пробное учебное действие. |
Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей, прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Эвристическая беседа, обсуждение результатов работы по заданиям. |
Знакомство с новым словарным словом дебют, которое обозначено следующим образом: Тема частично скрыта Дебют……….предложений. -Ребята, тема нашего урока частично скрыта. А что обозначает слово дебют? Давайте посмотрим на экран и прочитаем одно объявление. - Какие однокоренные слово встретились вам в объявлении?(Первом, впервые). - Что же такое дебют? Какое слово может послужить опорой для запоминания? По щелчку открываем слово «дебют» и объявляем о начале игры «Попади в цель!» Смысл игры заключается в том, чтобы попасть в центр мишени и после исчезновения верхнего круга узнать о значении, синонимах и происхождении слова. В каждом из открывшихся объектов выбираем слова –опоры, но главной опорой все же является слово (а заодно и значение) «первый», которое присутствует в каждом из кругов. После завершения игры открываем «Итог игры» и читаем заключительные предложения, в которых также присутствуют слова-опоры: «цель», «первое выступление». |
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания.
|
Фронтальная, ндивидуальная.
|
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач опреции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Устные ответы, вопросы для уточия информации. |
|
3. Выявление места и причины затруднения |
Обсуждение результатов работы. |
Далее переходим к изучению новой темы, возвращаясь к рассказу о девочках Лене и Люде. На слайде появляется их диалог: - Тебе понравилось выступать на сцене? - Очень! - Это был наш дебют. - Взрослые говорят, что это трудно, а мне так не показалось. - Когда же наше следующее выступление? - Завтра! Выделить основы предложений 1,3,4,5. Находим односоставные, указываем их тип. Обращаем внимание на предложения 2 и 6, которые вызывают затруднения у детей. Просим объяснить, был бы понятен их смысл без предыдущих предложений или нет. Делаем вывод, что в предложениях 2 и 6 опущены некоторые слова, что часто происходит в диалоге. Спросим детей, как бы они назвали такие предложения, в которых чего-то не хватает. Приходим к выводу, что такие предложения можно назвать неполными, возвращаемся к теме урока, открываем закрытое слово. Сообщаем детям, что сегодня у нас дебют – первое знакомство с неполными предложениями. Проверка домашнего задания. Рассказ об односоставных предложениях.
|
Устанавливают причинно-следственные связи между отдельными языковыми явлениями, отвечают на вопросы.
|
Индивидуальна, групповая. |
Личностные: осознают свои трудности и сремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке свих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. |
Вопросы для уточнения информации. |
|
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
|
Расрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Беседа, обсуждение результатов предыдущего этапа. Письменная работа, взаимопроверка. |
- Давайте проверим, на все ли вопросы вы можете ответить. - Какие предложения называются полными? -А какие неполные? -Почему их называют неполными? Чего в них не хватает? -Чем неполные предложения отличаются от односоставных? - Где мы часто встречаем такие предложения? - Отличаются ли неполные предложения от полных пунктуационно? Смогли на все вопросы ответить? Определите цели урока. Напишите, что вы хотите узнать сегодня на уроке.
|
Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.
Воспринимают информацию, обсуждают содержание задания. Отвечают на вопросы.
|
Индивидуальная, групповая. |
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность свих знаний. Познавательные: осуществляют для решения учебных задач опреции анализа, синтеза, сравнения, классификации. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, работать в коллективе, уважать мнение других участников образовательного процесса. |
Вопросы для уточнения информации. |
|
5. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.
|
Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности. Обучающая игра.
|
- Прочитайте параграф учебника «Неполные предложения». Кто желает рассказать о неполных предложениях? Творческое задание. Полные. Пришла долгожданная зима. Приятно любоваться заснеженными елями. Переделайте полные предложения в неполные. Неполные. - Зима пришла? - Пришла.
-Чем ты любуешься? - Заснеженными елями.
|
Под руководством учителя принимают участие в обучающей игре.
|
Фронтальная, индивидуальная.
|
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят в материалах учебников, рабочих тетрадей. Регулятивные: контролируют учебные действия, заменяют допущенные ошибки, осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. |
Устные ответы, выполнение заданий. |
|
6. Первичное закрепление с комментированием. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
|
Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применение их на практике. Беседа. Обобщение и систематизация знаний и формировани е рациональных способов применения их на практике. Выполненение творческих заданий на поввышение орфографической зоркости, развития логического мышления, самостоятельности и самоконтроля, взаимопроверка. Обучающая игра. |
Творческая работа. Диалог, используя неполные предложения по просмотренному фильму «Путешествие к священному озеру Манас» (фильм был приготовлен на республиканский конкурс видеороликов).
Физминутка. Задание (1) Сегодня на чемпионате мира по хоккею состоится матч между командами «Метеор» и «Вымпел», который многими воспринимается как реванш команды «Метеор» за олимпийское поражение. (2) Матч начнётся в 12 часов! (3) На стадионе «Динамо»! (4) Будет транслироваться в прямом эфире! (5) Цель «Вымпела» – отстоять звание сильнейшей команды мира, (6)«Метеора» – доказать случайность своего предыдущего поражения.
1. Назовите тему и стилевую принадлежность данного текста. 2. Выпишите существительные, в которых не пишется мягкий знак после шипящего на конце, объясните его отсутствие. 3. Выпишите грамматическую основу 5 предложения. 4. Выпишите номера неполных предложений. 5. Объясните постановку знаков препинания в 5 и 6 предложениях.
|
Отвечают на вопросы. При необходимости обращаются к материалам параграфа 37.
|
Фронтальная
|
Личностные: осваивают новые виды деятельности, участвуют в творческом созидательном процессе. Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Вопросы для уточнения информации.
|
|
8. Включение в систему знаний и построение.
|
Письменная работа, взаимопроверка. |
Работа на компьютере. Диск «Повторение и контроль знаний» 8 класс. Издательство «Планета». «Односоставные и неполные предложения».
|
Работа на компьютере. |
Индивидуальная.
|
Личностные: оценивают содержание с нравственно этической позиции. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти). Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. Коммуникативные: формулируют собственные масли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. |
Письменные работы. |
|
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
|
Заключительная беседа по вопросам. |
-Что нового вы узнали на уроке? -Какие предложения называются неполными? -Чем неполные предложения отличаются от односоставных? - Где мы часто встречаем такие предложения? Запишите, что нового узнали вы на уроке. Домашнее задание. Упр.213, с.99, параграф 37. |
Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. |
Индивидуальна, групповая.
|
Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений, навыков и опреционных, исследовательских, аналитических умений мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. |
|
|
Фамилия, имя_________________ 8 класс.
Хочу узнать: __________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
№ П\П |
Этапы урока |
Отметка |
1 |
Домашнее задание. Рассказ об односоставных предложениях. |
|
2 |
Конструирование неполных предложений. |
|
3 |
Творческая работа. Диалог-рецензия. |
|
4 |
Задание на карточке. |
|
5 |
Работа на компьютере. «Повторение и контроль знаний 8 класс». |
|
|
Я узнал на уроке: 1._______________________________________ ________________________________________ 2. ______________________________________ ________________________________________ 3._______________________________________
|
|
Итоговая |
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.