Технологическая
карта урока 2
Наш друг – карандаш
Педагогическая цель |
Создать условия для выявления уровня развития ручной моторики (навыка работы с карандашом) |
Тип урока |
Постановочный, диагностика |
Планируемые |
Самостоятельно выполняют диагностические задания на ручную моторику (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом) |
Личностные |
Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат |
Универсальные |
Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку. Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом); контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; строят рассуждения. Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения |
Основное содержание темы, понятия |
Письмо – средство письменной передачи устной речи, берестяная грамота, заостренная палочка для письма, гусиные перья, перьевая ручка, баночка с чернилами (чернильница), печатная машинка, шариковые и автоматические ручки, компьютер, правила посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом), задания: рисование простых узоров, графический диктант, ручная моторика, умение работать с карандашом |
Окончание табл.
Образовательные ресурсы |
1. Краснянская, А. С. Физкультминутка с «волшебным» карандашом / А. С. Краснянская, В. Н. Антюшина // Физкультурное воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и школе. – 2004. – № 5. – С. 32–39. 2. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3–7 лет : диагностический журнал / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград : Учитель, 2012. 3. Иллюстрация Карандашика. 4. Предметы и инструменты для письма. 5. Листы нелинованной бумаги с образцами узоров, в клетку – с обозначенными опорными точками, мягкие карандаши по количеству учащихся. 6. Сигнальные карточки (красного и синего цветов) |
Сценарий урока
Этапы |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Вид и форма |
|
осуществляемые |
формируемые |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I.
Организация начала |
Фронтальная, индивидуальная |
Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок |
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок |
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Контрольно-диагностический. 1. История ста- |
Фронтальная,
индивидуальная; |
Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением героя, который будет сопровождать детей на протяжении всего урока – веселого Карандашика.
|
Рассматривают иллюстрации |
Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают предметную |
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
новления и развития письменности. Первые учебные
принадлежности для письма. Правила обращения с ручкой (карандашом) при |
демонстрационный, практический |
– Кто это? – Почему Карандашик улыбается?
– Можно назвать Карандашика нашим другом? – Карандашик знакомит нас с интересными Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите – Какие из инструментов и предметов письма вам известны? – Почему люди обратились к письму?
– Раньше писали (выцарапывали буквы) на берестяных грамотах остро заточенной палочкой. Учитель обращает внимание учащихся на ил-люстрацию в нижней части «Прописи 1» на с. 4 |
отвечают – Карандашик. – Потому что – Да.
Ответы детей. – Тетрадь, ручка, карандаш. – Чтобы не забывать важную информацию |
картинку с изображением Карандашика, иллюстрации на
с. 4–5 |
|
Правила посадки при |
|
– Это был очень трудоемкий и долгий процесс, |
|
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
значения. Перьевое письмо требовало определенного прилежания. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части прописи на с. 4. – Более ста лет назад была изобретена печатная машинка. Девушки-машинистки быстро набирали необходимый информационный текст. Учитель обращает внимание учащихся – На смену перьевым ручкам пришли шариковые и автоматические ручки. Учитель обращает внимание учащихся – Стало писать удобнее и быстрее. Сейчас практически у каждого из вас на столах компьютеры, ноутбуки, которые имеют широкие функциональные возможности. Учитель обращает внимание учащихся – Для того, чтобы красиво писать и сохранить – Как лежит тетрадь? |
– Тетрадь |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– Тетрадь должна располагаться под углом 45°, правый угол направлен вверх. Как располагаются руки?
– Как следует держать спину, ноги, голову при письме?
– Обратите внимание на то, что между корпусом тела и краем стола должен свободно проходить кулак. Поэтому стул надо придвигать к столу на соответствующее расстояние. Источник света должен падать с той стороны, где находится пишущая рука. Сядьте правильно. Учащиеся демонстрируют правильную посадку за столом.
– Расскажите, как правильно держать ручку При необходимости учитель акцентирует |
– Руки полностью лежат на столе. Нерабочая рука придерживает тетрадь. – Спину следует держать
ровно, немного накло-
Принимают правильную позу при письме.
|
|
Индивидуальный. Демонстрация правильной позы при письме.
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
даш) кладут на средний палец рабочей руки, придерживая большим пальцем, указательный кладут сверху на ручку (карандаш). – Покажите, как будете держать ручку (карандаш) во время письма. Учащиеся демонстрируют правильное положение ручки (карандаша).
– Наш друг Карандашик предлагает выполнить задания и упражнения, которые помогут определить, как вы владеете карандашом, действуете по инструкции. Как вы думаете, важны ли выносливость, сила пальцев рук, терпение, внимательность, старательность для выполнения упражнений с карандашом? |
Показывают
– Да |
|
Индивидуальный. Демонстрация |
2. Рисование простых узоров |
Фронтальная, индивидуальная; наглядно-демонстрационный, практический |
У каждого на столе лист нелинованной бумаги – Карандашик предлагает рисование простых Учитель ведет показ порядка рисования узоров на доске, учащиеся внимательно смотрят, затем самостоятельно продолжают узоры. Образцы узоров:
|
Выполняют |
Рассматривают и слушают объяснение рисования простых узоров, самостоятельно выполняют задание, строго следуя инструкции учителя, адекватно воспринимают замечания учителя о проделанной работе |
Индивидуальный. Выполнение диагностического |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Физкультминутка с «волшебным» карандашом |
Коллективная. Практический |
1) Прокатывание карандаша в ладонях. Зажать карандаш между ладонями. Выполнить поступательные движения кистями рук с постепенным наращиванием темпа, не допуская падения карандаша, в течение 3–5 с. 2) Вращение карандаша подушечками пальцев. 3) «Мост». Взять карандаш. Положить его на кончики пальцев правой руки, затем левой руки и удерживать в таком положении несколько секунд. Пальцы рук при этом сомкнуты и напряжены. Повторить 2–3 раза |
Выполняют движения физкультминутки |
|
ные узоры не соот-ветствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам, то ученик плохо управляет движениями руки, пальцев, недостаточны коррекция глаза, руки, зрительный контроль (см. Приложение 1) |
3. Графический |
Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, наглядно-демонстрационный, практический |
У каждого на столе лист бумаги в клетку, Учитель дает предварительные объяснения: – Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо
постараться, чтобы они получились красивыми Проводить следует только те линии, о которых Следующую линию надо проводить там, где |
|
Внимательно |
Индивидуальный. Выполнение диагностических упражнений. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (см. Приложение 1) |
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
линию направо на одну клетку, вы ее проведете вот так – от левой руки к правой (на своем листе бумаги учитель проводит линию слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх. А теперь – на одну клетку направо. А теперь – на две клетки вниз. На одну клетку направо. (Слова сопровождаются рисованием линий на листе бумаге.) И получаем вот такой рисунок:
Учащиеся самостоятельно выполняют диагностическое задание, предварительно проверив посадку и положение карандаша при письме. – Начинаем рисовать первый узор. Поставь Следует дать три элемента узора:
|
Выполняют
Выполняют |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
Учитель следит за тем, чтобы ребенок не
поворачивал лист и начинал новый узор с нужной |
|
|
|
Физкультминутка |
Коллективная. Практический |
Учитель произносит слова, сопровождая текст ритмичными сжиманиями и разжиманиями пальцев рук. Учащиеся повторяют. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем. Упражнение повторить 3–4 раза, после каждого раза встряхивая кисти рук |
Выполняют |
|
|
4. Продолжение графического диктанта |
Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, наглядно-демонстрационный, практический |
– Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Продиктовать три элемента узора:
– Дальше продолжай узор сам точно так же, как рисовал со мной. Учащиеся самостоятельно выполняют |
Выполняют
Выполняют |
|
|
Продолжение табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– А теперь будем рисовать следующий узор. Должен получиться следующий рисунок:
– Дальше продолжи узор сам до конца строки. Учащиеся самостоятельно выполняют задание |
Выполняют |
|
|
III. Рефлексивно-оценочный |
Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный |
– Что выполняли на уроке?
– На что были направлены задания и упраж-
|
Отвечают – На уроке выполняли задания и упражнения. – Задания и упражнения |
Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
|
Окончание табл.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
– Где могут пригодиться выносливость, сила,
– Какие качества помогли вам в выполнении
– Какое задание вызвало у вас затруднение? – Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета. Дома рассказать о том, что выполняли на уроке; принести на следующий урок любимую игрушку |
– При выполнении различной – Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.