Составное глагольное сказуемое
Цели урока:
1) дать понятие о составном глагольном сказуемом; познакомить с основными элементами составного глагольного сказуемого (вспомогательный глагол и примыкающая к нему неопределённая форма), способами выражения вспомогательного глагола;
2) формировать умения определять форму составного глагольного сказуемого и использовать ее в различных типах речи;
3) воспитывать бережное отношение к языку.
Задачи урока:
1) формировать умение различать простое глагольное и составное глагольное сказуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамматического значений;
2) учить стилистически различать простое глагольное и составное глагольное сказуемые;
3) способствовать развитию познавательных процессов.
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: способы выражения сказуемого.
Уметь: находить составное глагольное сказуемое, определять значение вспомогательного глагола, способы его выражения.
Метапредметные:
Личностные УУД. Проявляют уважительное отношение к родному языку; стремятся к речевому самосовершенствованию;. Познавательные УУД. Синтез знаний. Извлечение информации из учебного пособия и сообщений учителя. Коммуникативные УУД. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Ход урока
Этапы урока |
Д – ть учителя |
Д –ть ученика |
Организационный этап. |
Приветствует учеников. |
Приветствуют учителя |
Синтаксическая пятиминутка. |
Синтаксическая пятиминутка. Над землей3, погруженной в ночную мглу, раскинулся2 небесный свод1 с миллионами звезд4. (Повест., невоскл., простое, полное, двусост., распр., осл. обособл. опред., выраж. прич. об.) |
Записывают под диктовку предложение, делают полный синтаксический разбор. |
Актуализация знаний. |
1. Объяснительный диктант. Исподтишка, расписаться, возглавить, исчезнуть, восстание, израсходовать, издалека, бесцельный, рассчитать, безжалостный, здешний, сгущать, здание, бесполезный, бесспорный, роспись, расцветать, вскрыть, расчет, чересчур. 2. Проверка д/з. 3. Фронтальный опрос. - каковы признаки простого глагольного сказуемого? - чем может быть выражено простое глагольное сказуемое? (Формами любого из наклонений, фразеологическими оборотами книжной и разговорной речи, глагольными междометиями) 4. Постановка темы урока, целей и задач. |
Записывают слова под диктовку, проверяют.
Отвечают д/з. Отвечают на вопросы.
Ставят цели на урок. |
Изучение нового материала. |
1. Развитие умений анализировать языковой материал, делать выводы на основе сделанных наблюдений. Материал для наблюдений – упражнение 80, теоретический материал изучаемого параграфа. - Сколько частей в составном глагольном сказуемом? - В какой части составного глагольного сказуемого выражается его грамматическое значение (наклонение, время)? - В какой части заключается основное лексическое значение сказуемого? |
Изучают теорет. материал. |
Первичное закрепление. |
Развитие умений определять виды сказуемого и способы его выражения. |
Работают с упр. |
Проблемное задание. |
Тестирование |
Работают самостоятельно. |
Рефлексия. |
Продолжите предложение: Сегодня на уроке я узнал… - Что на уроке показалось сложным? |
Продолжают предложения.
Отвечают на вопрос. |
Д/з |
П. 12, упр. 81 или 86 (А). |
Записывают д/з. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.