Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
Оценка 4.9

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Оценка 4.9
docx
29.05.2020
Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
Технологическая карта урока русского 9.docx

Технологическая карта урока.

 

Предмет

Русский язык

Класс – 9

Тема

Сложноподчиненное предложение

с придаточным определительным

 

 

 

 

Цель

Познакомить учащихся с придаточными определительными

 

 

Задачи

Образовательные: повторить теоретический материал, посвященный сложноподчиненным предложениям и придаточным предложениям, формирование умения определять, характеризовать сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; развивать умение грамотно использовать в устной и письменной речи сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

 

Воспитательные: воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка, способствовать формированию коммуникативных

навыков.

 Развивающие:  развивать умения самостоятельно находить нужную информацию, анализировать лингвистический материал, делать выводы; развивать логическое мышление и «языковое чутье»; развивать критическое мышление через чтение информационного текста

 

 

 

 

 

 

 

Планируемые образовательные результаты

 

Предметные

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

Уметь на практике применять теоретические знания о структуре СПП

Уметь определять вид придаточного предложения

Уметь расставлять знаки препинания в СПП

Уметь находить определяемое слово в СПП с придаточным определительным

Уметь выделять средства связи главной части и придаточной

Уметь узнавать СПП с придаточным определительным в тексте

Метапредметные

 

Уметь слушать и понимать других

 

Уметь формулировать собственное мнение и позицию

 

Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

 

Уметь прогнозировать предстоящую работу

 

Уметь определять цель учебной деятельности

 

Уметь принимать и сохранять учебную задачу

 

Уметь работать с информационным материалом

 

Уметь выполнять действия по заданному алгоритму

 

Уметь грамотно строить устное монологическое высказывание

 

Личностные

 

Осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала

Иметь положительное отношение к уроку, понимать необходимость учения.

 

Методы обучения

Словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый, репродуктивный

Формы обучения

Фронтальная и индивидуальная работа. Беседа. Работа с учебником.

Межпредметные связи

Русский язык и культура речи

Средства обучения

учебник, модель сложноподчиненного предложения,

индивидуальные карточки

 

 

 

 

 

 

Организационная структура урока

 

 

 

Этапы

Деятельность

учителя

 

Деятельность

учеников

Методы обучения/

технологии обучения/формы организации деятельности учащихся

Предметные результаты

УУД

Организационный

 

Приветствие.

Объявление темы урока и помощь учащимся в постановке цели.

Слушают учителя, перерабатывают информацию, определяют цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно

Словесный метод, проблемный

 

Уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию

Иметь положительное отношение к уроку, понимать необходимость учения.

 

Речевая разминка

Один из важнейших показателей культурного грамотного человека — правильная речь, поэтому мы сегодня исправим некоторые часто встречающиеся речевые недочеты, чтобы не допускать употребления данных выражений в своей речи.

Задание: найдите и исправьте речевую ошибку (предложения написаны на карточках, которые раздаются учащимся).

 

Сегодня холодно, и поэтому я одела шубу.

Войдя в лес, стало темно.

 

 

 

 

 

 

Мы звонили в дверь Елены.

 

 

Врач сказал, чтобы больной сдал его анализы.

Исправляют недочеты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Надела

 

Войдя в лес, мы заметили, что стало темно.

или

Когда мы вошли в лес, стало темно

 

в дверь квартиры Елены.

 

 

 

Местоимение является лишним словом.

Проблемный метод, частично-поисковый.

Индивидуальная работа

 

Умение соблюдать грамматические нормы

Уметь слушать и понимать других.

Уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

Уметь выполнять учебные действия в умственной форме.

 

Проверка усвоения материала предыдущих уроков

- Что такое сложноподчиненное предложение?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Что такое придаточное предложение?

 

 

 

 

 

 

 

- С помощью каких синтаксических средств образуются сложноподчиненные предложения?

- Сложное предложение, в составе которого простые предложения находятся в неравных условиях относительно друг друга. Одно из простых предложений обязательно будет главным, т.е. от него можно задать вопрос; оно будет управлять зависимым предложением.

 

- Простое предложение в составе сложного, находящееся в зависимой позиции по отношению к главному предложению.

 

- С помощью подчинительных союзов что, чтобы, как, словно, если, так как и др., союзных слов который, кто, где, куда и др. и указательных слов, присутствующих в главном предложении, тот, там, туда, оттуда, тогда, столько и др.

Словесный метод, репродуктивный

Организация фронтальной работы.

Беседа

Уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

 

Уметь слушать собеседника

Уметь с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли

Изучение нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

Погружение в проблему

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение теоретического материала по статье учебника

- В зависимости от использованных при создании сложноподчиненного предложения союзов, а также от смысловой нагрузки предложения сложноподчиненные подразделяются на три типа: определительные, изъяснительные и обстоятельственные. Данное занятие будет посвящено изучению первого типа сложноподчиненных предложений.

 

- Что можно сказать о сложноподчиненном предложении с придаточным определительным, не заглядывая в учебник?

(В качестве подсказки можно использовать модель сложноподчиненного предложения, показывая необходимое, но не называя, предоставив это сделать учащимся)

 

- Открываем учебник на стр. 70. Добавьте к данной вами характеристике сведения из учебника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ещё один момент не указан в учебнике: для выделения определяемого слова к существительному в главном предложении может присоединяться указательное слово тот, этот.

Не могли бы вы мне передать ту книгу, которая стоит справа.

Схематически сложноподчиненное предложение будет выглядеть следующим образом

(учитель вывешивает на доску схему)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- От главной части к придаточной задается вопрос «какой»

- Придаточная часть присоединяется  к главному предложению с помощью союзных слов который, что, куда, где.

 

 

 

 

Учащиеся читают материал учебника и добавляют :

- Придаточная часть относится не ко всему главному предложению, а к слову.

- Придаточные определительные имеют строго определенное место: стоят после определяемого слова.

Словесный метод, наглядный, частично-поисковый.

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Беседа. Работа с учебником

 

Уметь определять вид придаточного предложения

Уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

Развитие языкового чутья

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

Тренировочная работа на усвоение материала

- Работаем все вместе.

Задание: спишите, вставляя недостающие буквы и знаки препинания. Найдите определяемые слова, задайте вопрос к придаточной части, выделите средства, с помощью которых присоединяются придаточные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Далее мы поучимся на основе сказанного вами и прочитанного в учебнике узнавать в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Используем для этого текст 13 из сборника изложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Асейчас  выполняем упражнение

№ 98 по заданию учебника (на основе двух самостоятельных простых составить одно сложносочиненное, используя союзные слова чей, который)

 

Ученики поочередно  выполняют у доски по одному предложению с карточки, остальные в тетрадях. Работающий у доски комментирует)

1. Ноздрев зах(о)хотал тем звонким смехом (,) каким зал(и)вается только свежий (,) здоровый человек. 2. Вот (,) наконец (,) человек (,) каких нужно побольше. 3. В сложной биографии Андерсена трудно установить то время (,) когда он начал писать свои преле(ст)ные сказки.

4. Невозможно перечислить все бе(д)ствия (,) какие несет истребление лесов. 5. Пора домой в деревню (,) в избу (,) где вы ночуете. 6. Владимир Андреевич пр(и)ближаелся к той станции (,) с которой должен он был своротить на Кистеневку.

 

 

 

Работа ведется по абзацам, вслух читается то предложение, которое нашел ученик. Он доказывает свою правоту, опираясь на схему-модель. Хотя бы одно предложение записать в качестве примера для домашней работы.Схему первого предложения учитель запишет на доске как образец. Далее фиксировать в тетрадях. Только схемы предложений

 

 

 

 

Предложения записываются в тетрадях, после чего зачитываются вслух.

Словесный метод, проблемный.

Организация фронтальной работы.

Работа с текстом

Уметь расставлять знаки препинания в СПП, находить определяемое слово и выделять средства связи главной части и придаточной

Уметь выполнять действия по заданному алгоритму.

Уметь аргументировать свое мнение и позицию в коммуникации.

 

Закрепление материала

Однако при использовании в речи придаточных определительных предложений могут возникнуть определенные трудности. Возьмем, например, предложение: Мчались лошади казаков, которые  были покрыты пеной. Получается, что пеной покрыты были казаки. Исправление этого предложения не вызывает затруднения: достаточно заменить придаточное определительное причастным оборотом (лошади казаков, покрытые пеной)

Давайте посмотрим, какие ошибки встречаются и как их можно исправить.

(Учащимся раздаются карточки с предложениями, в которых нужно назвать речевой недочет и исправить его. Работа ведется устно)

Неизменным успехом пользуются книги писателей, которые отражают нашу современность.

 

 

 

 

 

 

 

Школа, в которой я учусь, славится традициями, которые мы бережём.

 

 

 

 

Оратор своей речью захватил слушателей, которая всех взволновала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- А теперь самостоятельно найдите и  исправьте речевые ошибки в сложноподчиненных предложениях с придаточными определительными в упражнении 107.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(двузначность:книги или писатели отражают современность)

1)...отражающие

    нашу современность;

2)...отражающих

    нашу современность;

(повтор союзного слова)

Школа, где я учусь, славится традициями, которые мы бережём.

(нарушен порядок слов)

 

Оратор захватил слушателей своей речью, которая всех взволновала.

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение в тетрадях.

Словесный метод

Организация активной мыслительной деятельности учащихся.

Индивидуальная работа по устранению недочетов

Уметь строить СПП

Умение соблюдать грамматические нормы

Уметь выполнять действия по заданному алгоритму.

 

Рефлексия и подведение итогов

В заключении урока давайте подведем итог:

 Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

Выставление и комментирование оценок за работу на уроке.

 

 

Словесный метод.

Организация фронтальной работы.

 

Уметь обобщать и систематизировать знания по теме, полученные на уроке

 Уметь слушать

Самооценка на основе критерия успешности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Технологическая карта урока.

Технологическая карта урока.

Планируемые образовательные результаты

Планируемые образовательные результаты

Межпредметные связи Русский язык и культура речи

Межпредметные связи Русский язык и культура речи

Речевая разминка Один из важнейших показателей культурного грамотного человека — правильная речь, поэтому мы сегодня исправим некоторые часто встречающиеся речевые недочеты, чтобы не допускать употребления…

Речевая разминка Один из важнейших показателей культурного грамотного человека — правильная речь, поэтому мы сегодня исправим некоторые часто встречающиеся речевые недочеты, чтобы не допускать употребления…

Мы звонили в дверь Елены.

Мы звонили в дверь Елены.

С помощью каких синтаксических средств образуются сложноподчиненные предложения? -

С помощью каких синтаксических средств образуются сложноподчиненные предложения? -

Погружение в проблему

Погружение в проблему

Ещё один момент не указан в учебнике: для выделения определяемого слова к существительному в главном предложении может присоединяться указательное слово тот, этот

Ещё один момент не указан в учебнике: для выделения определяемого слова к существительному в главном предложении может присоединяться указательное слово тот, этот

От главной части к придаточной задается вопрос «какой» -

От главной части к придаточной задается вопрос «какой» -

Далее мы поучимся на основе сказанного вами и прочитанного в учебнике узнавать в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Далее мы поучимся на основе сказанного вами и прочитанного в учебнике узнавать в тексте сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Асейчас выполняем упражнение № 98 по заданию учебника (на основе двух самостоятельных простых составить одно сложносочиненное, используя союзные слова чей, который )

Асейчас выполняем упражнение № 98 по заданию учебника (на основе двух самостоятельных простых составить одно сложносочиненное, используя союзные слова чей, который )

Получается, что пеной покрыты были казаки

Получается, что пеной покрыты были казаки

Школа, в которой я учусь, славится традициями, которые мы бережём

Школа, в которой я учусь, славится традициями, которые мы бережём

Закрепление материала

Закрепление материала

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.05.2020