Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Антонимы"
·
Урок |
Русский язык |
Тема |
"Антонимы" |
Цель Задачи
УУД
|
формирование понятия «антонимы» -положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи; - в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи - способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; - развивать устную речь; - обогащать словарный запас; - воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе Личностные УУД: - проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: - использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; - строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; -совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
|
Планируемый результат |
Знать:- названия слов с противоположным значением - антонимов; Уметь:- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; - различать группы слов: синонимов и антонимов;
|
Ресурсы: - основные - |
Учебник часть 2 Русский язык . Введенская., Словарь антонимов, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003, интерактивная доска |
Этапы урока |
Ход урока |
|
Формирование УУД |
I. Организационный момент
II . Актуализация знаний
Проверка домашнего задания
|
Прозвенел для
нас звонок, Вы за парты тихо
сели, Ваши ушки на
макушке, Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе: Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места. 1. - В стране родного языка Не все известно нам пока. Работать мы сейчас начнем И сами до всего дойдем. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно. - Для чего нужны слова?
- Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке? -Какие слова называются синонимами? |
Дети: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
- С помощью слов мы общаемся.
Синонимы. Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.
|
Регулятивные УУД: -определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
|
Подготовка к формулированию темы урока
|
Учитель: -Ребята, посмотрите на картинки, давайте их сравним. - Какое время суток изображено на первой картинке? .. на второй? - Глядя на выражение лица, скажите какой первый клоун, второй клоун? Что делает первый клоун? Второй? Выберите синонимы. Почему вы не можете это сделать? Что объединяет эти пары слов? |
Ночь- день
Грустный – весёлый Выходит – заходит Их там нет Эти слова противоположные по значению. |
|
II. Постановка темы и целей урока |
Какова же тема нашего урока?
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Какие знания и умения нам пригодятся? |
Слова с противоположным значением. Узнавать, как называются эти слова. Где встречаются слова? Зачем они нужны? На какие вопросы отвечают? Какой частью речи являются? Нам понадобятся умения писать, умение работать в группе. |
|
III. Открытие детьми нового знания |
Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести проект в роли исследователей. -Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Работа со словарём. Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. -Итак, приступим.
|
Слова с противоположными значениями
|
|
Сообщение темы |
1. Исследование«Как называются слова с противоположными значениями?» - Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением. Пассивный - активный Высокий – низкий Мягкий – твёрдый Подниматься –опускаться Направо - налево Неинтересный – интересный Большой – маленький Молодцы! Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением? Так какая же тема нашего урока?
Вывод: АНТОНИМЫ Слова с противоположным значением Минус-плюс,
огонь-вода, Из истории: Слово антоним состоит из двух частей: «анти» - приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название. |
Антонимы Антонимы
|
|
IV. Изучение нового |
2. Исследование - На какой вопрос отвечают в паре? Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определим какой частью речи являются в парах. 1, 2 группа Шум-тишина Здоровье-болезнь 3, 4 группа Длинный-короткий Редкий-частый Холодный-тёплый
5, 6 группа Строить-ломать Вносить-выносить Поджигать-тушить (Слова записывают в тетрадь) - Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр., 3гр.) - какую букву вставили, почему? - На какие вопросы отвечают слова? - Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)? Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи. |
|
|
V. Физминутка |
|
|
|
Наблюдение над ролью антонимов в тексте. VI. |
3. Исследование «Для чего в речи нужны антонимы?» Чтобы
ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения: 2.Зимой погода холодная, а летом тёплая. 3.Работать трудно, а отдыхать легко. - Представьте
нашу речь без антонимов. Какая бы она была? - Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Вывод:делают нашу речь более яркой и выразительной. |
Скудная,
неинтересная. Они делают нашу речь богаче, красивее. |
|
VII. Наблюдение за тем, где встречаются антонимы |
4. Исследование «Где встречаются антонимы?» - Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? Тайм Раунд Робин 1-2 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики. 3-4 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира. 5-6 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры. - Назовите антонимы. - А на уроках литературы мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете? 1-2 гр. Найдите антонимы в пословицах. Знай больше, а говори меньше. Ученье – свет, а неученье – тьма. 3-4 гр. Найдите антонимы в отрывках из басен и стихов. 1. М. Дудин Тары-бары Тары-бары
2. И Крылов Лебедь, Щука и Рак. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам; 5-6 гр. Найдите антонимы в загадках. В полотняной
стране
Днём спит, (Выписать в тетрадь) |
Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание.
Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.
Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.
|
|
Работа со словарем антонимов. |
- Всегда ли вам было просто подбирать антонимы? - Что же делать в случае затруднения? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре) - Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками? |
Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов.
|
|
6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Рефлексия
|
- Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать.
Рефлексия Проверка. Что будем проверять? Как будем проверять?
11. Итог урока. - С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? На какой вопрос отвечают антонимы? Где встречаемся с антонимами? -Зачем нужны антонимы? А вот прощальная игра… Нам книгу закрывать пора; Мы всё надеемся, что с ней Ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин. И, если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь («низко»). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь («близко»). Скажу я слово «потолок», А ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», И скажешь ты («нашёл»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты («храбрец»). Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! 12. Рефлексия. (Слайд 18) - Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков. - Какой первый котик по выражению лица ? а второй? -Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке. ü Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы научились находить антонимы и можете помочь другим. Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.
13. Домашнее задание:
Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы.
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.