Паспорт урока |
|||||||||||||||||||||||||
Тема урока: |
«Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста» |
||||||||||||||||||||||||
Учитель |
Лукина Светлана Владимировна |
||||||||||||||||||||||||
Класс: |
6 |
||||||||||||||||||||||||
Образовательная цель |
Формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления шести на основе осмысления понятий «производство», «факторы производства», «товары», «услуги», «проблема ограниченности». |
||||||||||||||||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
По окончании изучения темы ученик: ЛР-1: Объясняет понятия «производство», «факторы производства», «товары», «услуги», «проблема ограниченности».,. ЛР-2: Проявляет устойчивый интерес к выполнению заданий на уроке. ПУД-1: Анализирует полученную информацию, сравнивает и делает обоснованные выводы. ПУД-2: Воспроизводит новое понятие по памяти. ПУД-3: Выполняет задания с применением предъявляемых требований. КУД-1: Выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками. КУД-2: Проявляет ответственность и инициативность в достижении результата работы в паре. РУД-1: Участвует в постановке учебной задачи урока. РУД-2: Дает обоснованную оценку результатов своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей. ПР-1: Объясняет понятия «производство», «факторы производства», «товары», «услуги», «проблема ограниченности». |
||||||||||||||||||||||||
Основные понятия: |
Производство, факторы производства, товары, услуги, проблема ограниченности. |
||||||||||||||||||||||||
Тип урока: |
Изучение нового материала |
||||||||||||||||||||||||
Форма урока |
Бинарный урок (экономика-литература) |
||||||||||||||||||||||||
Образовательная технология |
Технология проблемного обучения. |
||||||||||||||||||||||||
Оборудование: |
· Сборники сказок А.С.Пушкина, · Тексты отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы «Руслан и Людмила», · Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина |
||||||||||||||||||||||||
Домашнее задание |
Составить кроссворд или викторину на тему «Сказки Пушкина глазами экономиста». |
||||||||||||||||||||||||
Технологическая карта урока
|
|||||||||||||||||||||||||
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
|||||||||||||||||||||
I. Организационный момент |
Формирование самооценки готовности к уроку |
Девочки и мальчики вы здесь? У вас настроение есть? К уроку готовы? Тогда крикните ура! Итак, мы начинаем урок. Чтение стихотворение «Няня». Саша Черный. |
|
Самооценка готовности к уроку.
|
|||||||||||||||||||||
II. Постановка проблемы. Определение темы урока.
|
Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности. |
«Что за прелесть эти сказки!» Их читаем вновь и вновь. В них и шутки, и печали, И коварство, и любовь. В них былого тень сокрыта И заботы наших дней… Сомневаетесь? Спешите К нам вы на урок скорей!
На этом уроке мы по-новому посмотрим на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения.
ТЕМА УРОКА: «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста».
ЗАДАЧИ УРОКА: · повторить изученные понятия; · узнать новые
Многие герои любимых с детства сказок Пушкина – обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг.
· Где люди могут взять товары?
Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники.
· Кому из героев сказок помогли волшебники?
|
Купить или изготовить самостоятельно.
Старику - золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»), князю Гвидону – царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане»).
|
Познавательные УУД: делать выводы на основе обобщения умозаключений. преобразовывать информацию из одной формы в другую: Регулятивные УУД: Развиваем умения: самостоятельно формулировать тему урока; обнаруживать и формулировать учебную проблему; находить выход их проблемной ситуации, Личностные УУД: способность принимать и исправлять свои ошибки, умение принимать лучшие результаты одноклассников, верить в личный будущий успех. Коммуникативне УУД Развиваем умения: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
|||||||||||||||||||||
III. «Открытие» нового знания
|
Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком.
|
· Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:
СЛАЙД «ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ» М.А. ВРУБЕЛЯ
Снова князь у моря ходит С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. «Здравствуй, князь ты мой прекрасный!.. Полно, князь, душа моя, Не печалься; рада службу Оказать тебе я в дружбу.
· КАКАЯ ПРОБЛЕМА, СТОЯЩАЯ ПЕРЕД ВСЕМИ ЛЮДЬМИ, НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ ЦАРЕВНЫ-ЛЕБЕДЬ?
· КАКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛЛЮСТРИРУЕТ ЭПИЗОД?
Вот неделя, другая проходит, Еще пуще старуха вздурилась; Опять к рыбке старика посылает: «Воротись, поклонись рыбке: Не хочу быть столбовою дворянкой, А хочу быть вольною царицей… Смилуйся, государыня-рыбка! Опять моя старуха бунтует: Уж не хочет быть она дворянкой, Хочет быть вольною царицей.
· КАК РОСЛИ ПОТРЕБНОСТИ СТАРУХИ?
· ПОЧЕМУ У СКАЗКИ ТАКОЙ КОНЕЦ?
· ВСЕГДА ЛИ ХОРОШО, КОГДА ЕСТЬ ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО?
· Вспомните пословицы на данную тему.
СЛАЙД «КОПИЛКА МУДРОСТИ»
«БОГАТСТВО – ВОДА: ПРИШЛА И УШЛА». «ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ НЕ ЖИВУТ». «НАДО ЖИТЬ, КАК НАБЕЖИТ». «ЖАДНОСТЬ ФРАЕРА СГУБИЛА». «ЗА ЧУЖИМ ПОГОНИШЬСЯ – СВОЕ ПОТЕРЯЕШЬ». · Выберите и запишите одну пословицу в свою тетрадь.
· ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОТ ОТРЫВОК?
Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся?.. Ладно. Не будет нам обоим накладно. Поживи-ка на моем подворье, окажи свое усердие и проворье.»
Слайд. ОТКРЫТКА № 5.
· КАКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕРМИН УМЕСТЕН ДЛЯ ОПИСАНИЯ ДАННОЙ СДЕЛКИ?
· ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТИ СТРОЧКИ?
«Чем вы, гости, торг ведете И куда теперь плывете?» Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет, Торговали соболями, Черно-бурыми лисами, А теперь нам вышел срок. Едем прямо на восток, Мимо острова Буяна, В царство славного Салтана…»
· О КОМ ГОВОРИТСЯ В ОТРЫВКЕ?
· ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ «КУПЕЦ».
Потребности можно удовлетворить с помощью товаров и услуг.
· ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТОВАР ОТ УСЛУГИ?
РАБОТА В ГРУППАХ (по 4-5 человек).
Текст отрывка из поэмы «Руслан и Людмила» «У ЛУКОМОРЬЯ…» (распечатка – 5 штук).
СЛАЙД ОТКРЫТКА №1.
· ВЫПИШИТЕ ИЗ ОТРЫВКА ВСЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ТАБЛИЦУ
«РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (отрывок из поэмы)
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет на право – песнь заводит. Налево сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит; Русалка на ветвях сидит; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря; В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит; Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой; Там царь Кащей над златом чахнет; Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мед я пил; У моря видел дуб зеленый; Под ним сидел, и кот ученый Свои мне сказки говорил.
Изготовление товаров происходит в процессе производства. Для того, чтобы организовать данный процесс, необходимо собрать воедино три фактора производства:
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
o ЗЕМЛЯ – фактор производства, включающий в себя природные ресурсы, сырье, используемые в процессе производства. o ТРУД – люди, способные участвовать в процессе производства. o КАПИТАЛ – все то, что создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров: здания, сооружения, станки и оборудование.
· Назовите предметы из сказок, которые можно отнести к этим факторам производства:
ЗЕМЛЯ ТРУД КАПИТАЛ
Приложение 1
|
Проблема ограниченности ресурсов.
Неограниченность человеческих потребностей.
Выбирают и записывают пословицу в тетрадь.
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
Бартер – обмен без денег по соглашению сторон.
«Сказка о царе Салтане…».
О купцах.
Коммерсант, торговец, продавец, работник торговли.
Товар – предмет, с помощью которого можно удовлетворить свои потребности.
Услуга – деятельность, результаты которой удовлетворяют потребности людей.
|
Умение использовать научный метод познания – наблюдение. Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других . Подтверждение своего открытия, положительная мотивация |
|||||||||||||||||||||
5. Первичное закрепление |
Формирование прочных навыков деления с остатком при решении практических задач |
Много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях. Волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, но и певучий неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес.
· ПОСЛУШАЙТЕ ГАЗЕТНЫЕ ЗАМЕТКИ. ПОДУМАЙТЕ, ЧТО НАПОМИНАЮТ ВАМ ЭТИ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ».
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.
НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА
Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближение неприятеля.
ВЕСТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ
В российской провинции пенсионер С. нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги.
О НАЛОГАХ Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.
ВНИМАНИЕ В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобрести фрукты, потребуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли.
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ Социальный опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятила себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество. |
«Сказка о царе Салтане…».
«Сказка о золотом петушке».
«Сказка о рыбаке и рыбке».
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
«Сказка о царе Салтане…». |
Успешное применение новых понятий |
|||||||||||||||||||||
6. Итог урока и оценка деятельности |
Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности.
|
Мы еще раз убедились, что экономические отношения, т.е. отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали с давних пор. Даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения.
Всем присутствующим в зале Наша встреча показала: В этих толстых томиках Есть и ЭКОНОМИКА. · Оцените самого себя. Рубрики самооценки. 1. Урок полезен, все понятно. 2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. 3. Еще придется потрудиться. |
|
Осознание ценности изученных понятий |
|||||||||||||||||||||
7. Рефлексия |
Формирование ценностного отношения к совместной деятельности Развитие рефлексивных умений |
· Где можно использовать полученные знания? |
|
Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов урока. |
|||||||||||||||||||||
8. Домашнее задание |
|
Составить кроссворд или викторину на тему «СКАЗКИ ПУШКИНА ГЛАЗАМИ ЭКОНОМИСТА». |
|
|
|||||||||||||||||||||
Приложение 1
ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
ЗЕМЛЯ
Из чего лили монеты в княжестве Гвидона?
(Из скорлупок.)
Любимый предмет злой мачехи.
(Зеркальце.)
Любимое кушанье Балды.
(Вареная полба.)
Мерзкое стекло, которое говорило только правду.
(Зеркало.)
ТРУД
Исполнительница желаний в сказках.
(Царевна-лебедь. Золотая рыбка.)
Работник: повар, конюх и плотник.
(Балда.)
Служитель не слишком дорогой.
(Балда.)
На кораблике толпятся.
(Корабельщики.)
«Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно…»
(Балда.)
Он жил со старухой тридцать лет и три года.
(Старик.)
Чем занимались тетушки князя Гвидона?
(Ткачиха и повариха.)
Остров охраняют и дозором обходят.
(33 богатыря.)
КАПИТАЛ
Что старик закидывал в море?
(Невод.)
Средство передвижения Гвидона и его матери по морю.
(Бочка.)
Приложение 2
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В СКАЗКАХ ПУШКИНА
«Сказка о попе и о работнике его Балде».
НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ.
«Сказка о рыбаке и рыбке».
НЕ САДИСЬ НЕ В СВОИ САНИ!
«Сказка о золотом петушке».
ДАЛ ОТПОР СО ВСЕХ СТОРОН.
СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!
ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.