Технологическая карта урока «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста».
Оценка 5

Технологическая карта урока «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста».

Оценка 5
Разработки уроков
doc
другое
6 кл
21.02.2021
Технологическая карта урока «Сказки  А.С.Пушкина глазами экономиста».
Технологическая карта урока «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста».
ТК урока+++++.doc

 

Паспорт урока

Тема урока:

«Сказки  А.С.Пушкина глазами экономиста»

Учитель

Лукина Светлана Владимировна

Класс:

6

Образовательная цель

Формирование познавательной культуры личности, развитие теоретического мышления шести на основе осмысления понятий «производство», «факторы производства», «товары», «услуги», «проблема ограниченности».

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: Объясняет понятия «производство», «факторы производства», «товары», «услуги», «проблема ограниченности».,.

ЛР-2: Проявляет устойчивый интерес к выполнению заданий на уроке.

ПУД-1: Анализирует полученную информацию, сравнивает и делает обоснованные выводы.

ПУД-2: Воспроизводит новое понятие по памяти.

ПУД-3: Выполняет задания с применением предъявляемых требований.

КУД-1: Выполняет задание в сотрудничестве с одноклассниками.

КУД-2: Проявляет ответственность и инициативность в достижении результата работы в паре.

РУД-1: Участвует в постановке учебной задачи урока.

РУД-2: Дает обоснованную оценку результатов своей деятельности в соответствии с поставленной учебной задачей.

ПР-1: Объясняет понятия «производство», «факторы производства», «товары», «услуги», «проблема ограниченности».

Основные понятия:

Производство, факторы производства, товары, услуги, проблема ограниченности.

Тип урока:

Изучение нового материала

Форма урока

Бинарный урок (экономика-литература)

Образовательная технология

Технология проблемного обучения.

Оборудование:

·        Сборники сказок А.С.Пушкина,

·        Тексты отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы «Руслан и Людмила»,

·        Иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина

Домашнее задание

Составить кроссворд или викторину на тему

 «Сказки Пушкина глазами экономиста».

 

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Результат

 I.     Организационный момент

Формирование самооценки готовности  к уроку

Девочки и мальчики вы здесь?

У вас настроение есть?

К уроку готовы?

Тогда крикните ура!

Итак, мы начинаем урок.

Чтение стихотворение «Няня». Саша Черный.

 

Самооценка готовности к уроку.

 

 II. Постановка проблемы. Определение темы урока.

 

 

Формирование умений целеполагания, представления о результате деятельности.

«Что за прелесть эти сказки!»

Их читаем вновь и вновь.

В них и шутки, и печали,

И коварство, и любовь.

В них былого тень сокрыта

И заботы наших дней…

Сомневаетесь? Спешите

К нам вы на урок скорей!

 

    На этом уроке мы по-новому посмотрим на сказки Пушкина, а именно с экономической точки зрения.

 

ТЕМА УРОКА: «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста».

 

ЗАДАЧИ УРОКА:

·        повторить изученные понятия;

·        узнать новые

 

    Многие герои любимых с детства сказок Пушкина – обыкновенные люди. Они имеют различные потребности, которые пытаются удовлетворить с помощью товаров и услуг.

 

·        Где люди могут взять товары?

 

    Иногда удовлетворить потребности им помогают волшебники.

 

·        Кому из героев сказок помогли волшебники?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Купить или изготовить самостоятельно.

 

 

 

Старику -  золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»),

князю Гвидону – царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане»).

 

Познавательные УУД:

делать выводы на основе обобщения умозаключений.

преобразовывать информацию из одной формы в другую:

Регулятивные УУД:

Развиваем умения:           самостоятельно формулировать тему урока;

обнаруживать и формулировать учебную проблему;

находить выход их проблемной ситуации,

Личностные УУД:

способность принимать и исправлять свои ошибки, умение принимать лучшие результаты одноклассников, верить в личный будущий успех.

Коммуникативне УУД

Развиваем умения:          

доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

III. «Открытие» нового знания

 

Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

·        Послушайте отрывок и ответьте на вопрос:

 

СЛАЙД 

«ЦАРЕВНА-ЛЕБЕДЬ» М.А. ВРУБЕЛЯ

 

Снова князь у моря ходит

С синя моря глаз не сводит;

Глядь – поверх текучих вод

Лебедь белая плывет.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!..

Полно, князь, душа моя,

Не печалься; рада службу

Оказать тебе я в дружбу.

 

·         КАКАЯ ПРОБЛЕМА, СТОЯЩАЯ ПЕРЕД ВСЕМИ ЛЮДЬМИ,

НЕ СУЩЕСТВУЕТ ДЛЯ ЦАРЕВНЫ-ЛЕБЕДЬ?

 

 

·         КАКУЮ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПРОБЛЕМУ ИЛЛЮСТРИРУЕТ ЭПИЗОД?

 

Вот неделя, другая проходит,

Еще пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает:

«Воротись, поклонись рыбке:

Не хочу быть столбовою дворянкой,

А хочу быть вольною царицей…

Смилуйся, государыня-рыбка!

Опять моя старуха бунтует:

Уж не хочет быть она дворянкой,

Хочет быть вольною царицей.

 

 

 

·         КАК РОСЛИ ПОТРЕБНОСТИ СТАРУХИ?

 

·         ПОЧЕМУ У СКАЗКИ ТАКОЙ КОНЕЦ?

 

·         ВСЕГДА ЛИ ХОРОШО, КОГДА ЕСТЬ ВОЛШЕБНОЕ СРЕДСТВО?

 

·        Вспомните пословицы на данную тему.

 

СЛАЙД  «КОПИЛКА МУДРОСТИ»

 

«БОГАТСТВО – ВОДА: ПРИШЛА И УШЛА».

«ЛЕГКИЕ ДЕНЬГИ НЕ ЖИВУТ».

«НАДО ЖИТЬ, КАК НАБЕЖИТ».

«ЖАДНОСТЬ ФРАЕРА СГУБИЛА».

«ЗА ЧУЖИМ ПОГОНИШЬСЯ – СВОЕ ПОТЕРЯЕШЬ».

·        Выберите и запишите одну пословицу в  свою тетрадь.

 

 

·         ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТОТ ОТРЫВОК?

 

Жил-был  поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?..

Ладно. Не будет нам обоим накладно.

Поживи-ка на моем подворье,

окажи свое усердие и проворье.»

 

 

Слайд. ОТКРЫТКА № 5.

 

·         КАКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕРМИН УМЕСТЕН

ДЛЯ ОПИСАНИЯ ДАННОЙ СДЕЛКИ?

 

 

·         ИЗ КАКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЭТИ СТРОЧКИ?

 

«Чем вы, гости, торг ведете

И куда теперь плывете?»

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,

Торговали соболями,

Черно-бурыми лисами,

А теперь нам вышел срок.

Едем прямо на восток,

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана…»

 

 

·         О КОМ ГОВОРИТСЯ В ОТРЫВКЕ?

 

 

·         ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ «КУПЕЦ».

 

 

 

    Потребности можно удовлетворить с помощью товаров и услуг.

 

·         ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ТОВАР ОТ УСЛУГИ?

 

 

 

 

 

 

 

РАБОТА В ГРУППАХ (по 4-5 человек).

 

Текст отрывка из поэмы «Руслан и Людмила»

«У ЛУКОМОРЬЯ…» (распечатка – 5 штук).

 

СЛАЙД ОТКРЫТКА №1.

 

·         ВЫПИШИТЕ ИЗ ОТРЫВКА ВСЕ ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ТАБЛИЦУ

 

ТОВАР

УСЛУГА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «РУСЛАН И ЛЮДМИЛА»

(отрывок из поэмы)

 

У лукоморья дуб зеленый;

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет на право – песнь заводит.

Налево сказку говорит.

 

Там чудеса: там леший бродит;

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны 

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

 

И там я был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый;

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

 

Изготовление товаров происходит в процессе производства.

Для того, чтобы организовать данный процесс, необходимо собрать воедино три фактора производства:

 

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

 

o                           ЗЕМЛЯ – фактор производства, включающий в себя природные ресурсы, сырье, используемые в процессе производства.

o                           ТРУД – люди, способные участвовать в процессе производства.

o                           КАПИТАЛ – все то, что создано в процессе производства и необходимо для изготовления товаров: здания, сооружения, станки и оборудование.

 

·     Назовите предметы из сказок, которые можно отнести к этим факторам производства:

 

ЗЕМЛЯ                         ТРУД                                    КАПИТАЛ

 

Приложение 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проблема ограниченности ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Неограниченность человеческих потребностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбирают и записывают  пословицу в   тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

 

 

 

 

 

Бартер – обмен без денег по соглашению сторон.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о царе Салтане…».

 

 

О купцах.

 

 

 

Коммерсант, торговец, продавец, работник торговли.

 

 

 

 

 

Товар – предмет, с помощью которого можно удовлетворить свои потребности.

 

Услуга – деятельность, результаты которой удовлетворяют потребности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТОВАР

УСЛУГА

Золотая цепь

Песнь заводит

избушка

Сказку говорит

Мед

Колдун несет

пиво

Бурый волк служит

Умение использовать научный метод познания – наблюдение.

Коммуникативные умения: умение выражать свои мысли, вступать в диалог, слушать, понимать других .

Подтверждение своего открытия, положительная мотивация

5. Первичное закрепление

Формирование прочных навыков деления с остатком при решении практических задач

Много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях.

         Волшебными их делают не только чудеса кудесников и чародеев, но и певучий неповторимый язык дивных пушкинских сказок. Он уносит нас от повседневности в светлый и радостный мир чудес.

 

·         ПОСЛУШАЙТЕ ГАЗЕТНЫЕ ЗАМЕТКИ.

ПОДУМАЙТЕ, ЧТО НАПОМИНАЮТ ВАМ ЭТИ «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НОВОСТИ».

 

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

 

         Делегация работников торговли, возвращаясь с международной ярмарки, нанесла визит правительству небольшого островного государства. Встреча прошла в теплой, дружеской обстановке.

 

НА СТРАЖЕ ОТЕЧЕСТВА

 

Правительство намерено сократить расходы военно-промышленного комплекса, купив биологический наблюдательный прибор, реагирующий на приближение неприятеля.

 

ВЕСТИ ИЗ РОССИЙСКОЙ ГЛУБИНКИ

 

         В российской провинции пенсионер С. нашел оригинальный способ улучшения материального положения своей супруги.

 

О НАЛОГАХ

         Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения.

 

ВНИМАНИЕ

         В продаже появились фальсифицированные фрукты, употребление которых приводит к негативным последствиям, таким, как продолжительный летаргический сон. Прежде, чем приобрести фрукты, потребуйте сертификат соответствия и лицензию на право торговли.

 

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ

         Социальный опрос молодых девушек показал, что одна треть опрошенных решила сделать карьеру в области общественного питания, одна треть – посвятила себя ткацкому делу, остальные же надеются на удачное замужество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о царе Салтане…».

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о золотом петушке».

 

 

 

 

 

«Сказка о рыбаке и рыбке».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

 

 

 

 

 

 

 

 

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

 

 

 

 

«Сказка о царе Салтане…».

Успешное применение новых понятий

6. Итог урока

и оценка деятельности

Формирование самоконтроля и самооценки собственной деятельности. 

 

 

 

 

Мы еще раз убедились, что экономические отношения, т.е. отношения между людьми, возникающие в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, существовали с давних пор.

Даже сказочные герои постоянно вступают между собой в экономические отношения.

 

Всем присутствующим в зале

Наша встреча показала:

В этих толстых томиках

Есть и ЭКОНОМИКА.

·       Оцените самого себя.

Рубрики самооценки.

1.     Урок полезен, все понятно.

2.     Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

3.    Еще придется потрудиться.

 

Осознание ценности изученных понятий

7. Рефлексия

 Формирование ценностного отношения к совместной деятельности

Развитие рефлексивных умений

·       Где можно использовать полученные знания?

 

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов урока.

8. Домашнее задание

 

Составить кроссворд или викторину на тему

 «СКАЗКИ ПУШКИНА ГЛАЗАМИ ЭКОНОМИСТА».

 

 

 

 


Приложение 1

ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

             ЗЕМЛЯ

*                                                                              Из чего лили монеты в княжестве Гвидона?

(Из скорлупок.)

*                                                                              Любимый предмет злой мачехи.

(Зеркальце.)

*                                                                              Любимое кушанье Балды.

(Вареная полба.)

*                                                                              Мерзкое стекло, которое говорило только правду.

(Зеркало.)

 

             ТРУД

*                                                                              Исполнительница желаний в сказках.

(Царевна-лебедь. Золотая рыбка.)

*                                                                              Работник: повар, конюх и плотник.

(Балда.)

*                                                                              Служитель не слишком дорогой.

(Балда.)

*                                                                              На кораблике толпятся.

(Корабельщики.)

*                                                                              «Буду служить тебе славно,

*                                                                              Усердно и очень исправно…»

(Балда.)

*  Он жил со старухой тридцать лет и три года.

(Старик.)

* Чем занимались тетушки князя Гвидона?

(Ткачиха и повариха.)

*                     Остров охраняют и дозором обходят.

(33 богатыря.)

 

             КАПИТАЛ

*                                                                              Что старик закидывал в море?

(Невод.)

*                                                                              Средство передвижения Гвидона и его матери по морю.

(Бочка.)

 

Приложение 2

 

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В СКАЗКАХ ПУШКИНА

 

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

 

НЕ ГОНЯЛСЯ БЫ ТЫ, ПОП, ЗА ДЕШЕВИЗНОЙ.

 

«Сказка о рыбаке и рыбке».

 

НЕ САДИСЬ НЕ В СВОИ САНИ!

 

«Сказка о золотом петушке».

 

ДАЛ ОТПОР СО ВСЕХ СТОРОН.

 

СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК!

ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК.

 


Паспорт урока Тема урока: «Сказки

Паспорт урока Тема урока: «Сказки

Тексты отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы «Руслан и

Тексты отрывка «У лукоморья дуб зеленый…» из поэмы «Руслан и

ТЕМА УРОКА: «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста»

ТЕМА УРОКА: «Сказки А.С.Пушкина глазами экономиста»

Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком

Формирование умения выбирать способ действия для выполнения деления с остатком

КАК РОСЛИ ПОТРЕБНОСТИ СТАРУХИ? ·

КАК РОСЛИ ПОТРЕБНОСТИ СТАРУХИ? ·

Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся?

Идет, сам не зная куда. «Что, батька, так рано поднялся?

ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ «КУПЕЦ»

ПОДБЕРИТЕ СИНОНИМЫ К СЛОВУ «КУПЕЦ»

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (отрывок из поэмы)

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА» (отрывок из поэмы)

Под ним сидел, и кот ученый

Под ним сидел, и кот ученый

Много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях

Много жизненных, экономически обоснованных событий происходит в знакомых с детства произведениях

Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения

Местный священник организовал отдел налоговой полиции, единственный работник которой проследил за своевременной сдачей налога у самой неорганизованной части населения

Итог урока и оценка деятельности

Итог урока и оценка деятельности

Приложение 1 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

Приложение 1 ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА

КАПИТАЛ Что старик закидывал в море? (Невод

КАПИТАЛ Что старик закидывал в море? (Невод
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2021