Технологическая карта урока "Составное именное сказуемое"
Оценка 4.8

Технологическая карта урока "Составное именное сказуемое"

Оценка 4.8
docx
30.07.2020
Технологическая карта урока "Составное именное сказуемое"
Урок Петренко А.А..docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №8"

 

 

 

 

 

Методическая разработка урока русского языка

«Составное именное сказуемое»

для учащихся 8 класса

 

 

 

 

Работу выполнила

Петренко Анастасия Алексеевна

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №8

356326 Ставропольский край,

Александровский район,

с. Грушевское,

ул. Ленина, 66/1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2018

 

ТЕМА УРОКА: Составное именное сказуемое

КЛАСС: 8

УЧЕБНИК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, в  двух частях. Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова М: Просвещение, 2018.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Форма урока

Комбинированный

Методы урока

С применением ИКТ, словесный, наглядный, практическое выполнение упражнений.

Технология

Личностно - ориентированный

Цель урока

Познакомить детей с составным именным сказуемым;

Задачи урока

1. Развивающие:

  • уметь различать составное именное сказуемое и форму сложного будущего времени простого глагольного сказуемого;
  • развивать речь учащихся (работа с паронимами и фразеологизмами, поэтическими текстами);
  • расширять культурный кругозор, обращаясь к лирике русских поэтов

2. Образовательные:

  • универсальные: формировать умение анализировать, сравнивать похожие языковые явления;
  • специальные: формировать лингвистическую компетентность (умение оперировать терминами, строить суждения в научном стиле)

3. Воспитательные:

  • воспитание патриотизма, любви к родному слову.

Планируемые результаты

Предметные

Расширить понятие о сказуемом;

закрепить умение различать составное глагольное и составное именное сказуемое;

применять знания на практике:

продолжить работу по восполнению пробелов в орфографии.

 

Метапредметные

- регулятивные: самостоятельно формулировать проблему и цель урока;

- познавательные: проводить анализ; извлекать информацию, представленную на схеме; перерабатывать информацию из одной формы в другую: составлять таблицу;

- коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

 

Личностные

формирование положительного отношения к изучению языка, ответственность за написанное;

 Формы контроля

 1) Устный и письменный.

 2)Фронтальный, групповой, индивидуальный.

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.Организационный.

Минута приятных воспоминаний.

Приветствие.

1 слайд

Ребята, закройте глаза, вспомните о чем-нибудь хорошем, улыбнитесь. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее, а в любом деле главное – доброе начало.

 

 

Обучающиеся слушают учителя.

 

 

 

 

Коммуникативные

II.Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А теперь откройте тетради, запишите число, классную работу и обратите внимание на доску. 2 слайд

 «Каждый день жизни прибавляет частичку мудрости».

- Ребята, как вы понимаете эту пословицу? (Каждый день мы узнаём что-то новое.)

- Знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно – достаём и используем. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о главных членах предложения, в течение урока повторим сведения по данной теме, а потом пополним наш сундучок новыми терминами и понятиями.

- Давайте найдем грамматическую основу предложения и определим тип сказуемого (простое глагольное). Что вы знаете о нем?

- А какие еще типы сказуемого нам уже известны (составное глагольное сказуемое). Из чего состоит составное глагольное сказуемое?

- Скажите, ребята, а можем мы перестроить пословицу так, чтобы в ее состав входило составное глагольное сказуемое? («Каждый день жизни мог бы прибавлять частичку мудрости»)

Обучающиеся слушают учителя. Отвечают на вопросы. Высказывают своё мнение.

Воспринимают ответы одноклассников.

Осуществляют самоконтроль.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Общеучебные

Логические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Формулирование темы, постановка цели.

Хорошо, ребята. Молодцы! А сейчас послушайте отрывок из стихотворения С.Есенина  и ответьте на вопросы:

3 слайд

Но люблю тебя, Родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

Весела твоя радость короткая

С громкой песней весной на лугу.

- О чем это стихотворение? (о любви к Родине)

 -Каждый человек обязан любить и охранять свою Родину, свою родную землю.

-  Ребята, а какие-нибудь слова вам не показались похожими? Да, слова “кроткая” (кротость – мягкость характера) и “короткая” (небольшой в длину, меньше по длине, чем нужно). Объясните их значение. Можно воспользоваться словарем, кстати, каким?

- Итак, перед нами – паронимы.

-Что же это за явление в языке? Обратите внимание, не однокоренные, а одкорневые, т.е. слова с одним корнем, но с разным лексическим значением.

- Найдите грамматические основы в предложениях, подчеркните их. Определите знакомые вам виды сказуемых. Какое незнакомое сказуемое вам встретилось?

1 предл. – люблю / ПГС

2 предл. – разгадать не могу / СГС

3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое? Как вы думаете, как оно называется?

Какова тема нашего урока?

4 слайд

Составное именное сказуемое. Сегодня у нас урок открытия новых знаний.

5 слайд

Давайте вместе сформулируем цель нашего урока, опираясь на его тему и используя опорные  слова на доске.

Получить представление о

Научиться определять

Уметь отличать

  6 слайд

(Цель нашего урока: получить представление о составном именном сказуемом; научиться определять способы выражения именной части составного именного сказуемого; уметь отличать составное именное сказуемое  от  других видов сказуемых.)

А также, ребята,  вы проконтролируете и оцените свои знания сами. У каждого из вас на столе оценочный лист, где вы будете фиксировать свои достижения, и в конце урока оцените свою работу. (Приложение 1)

7 слайд

А эпиграфом к уроку я взяла слова А.И.Куприна: «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Но эти слова будут не только эпиграфом, но и проблемой. Мы должны будем доказать, что составные именные сказуемые, действительно, делают нашу речь точной, образной, выразительной.

8 слайд

- Ребята, вы уже догадались, из каких частей состоит составное именное сказуемое? (вспомогательный глагол и именная часть)

Вспомогательный глагол может выражаться следующими словами:

1.         Глагол быть (есть, был, будет, был бы, будь)

2.         глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться. 

3.         глагол со значением движения, положения в пространстве приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть.

Знакомство с теоретическими сведениями учебника Параграф 21, стр. 64

9слайд

- Обратите внимание на эпиграф, давайте попробуем найти главные члены предложения и определить, чем выражено сказуемое (составным именным сказуемым - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен)

- Какая связка называется нулевой? (В форме настоящего времени связка быть обычно не употребляется. Такая связка называется  нулевой связкой).

Какое это предложение по количеству грамматических основ? (простое, но оно осложнено однородными сказуемыми). В этом высказывании писатель употребил 7 составных именных сказуемых. И это неслучайно. Как вы думаете, для чего? Писателю важно было показать все свойства, всю прелесть русского языка, и с помощью составных именных сказуемых он смог охарактеризовать его более точно и выразительно.

Вывод: действительно, составные именные сказуемые делают нашу речь точной, образной, выразительной.

Обучающиеся слушают учителя, формируют тему урока, ставят цели. (Отвечают на вопросы с места).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Строят рассуждения, понятные для собеседника.

Слушают, анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Высказывают предположения.

Учатся формулировать собственную точку зрения и позицию.

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

IV.Практическая часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)          Хорошо, ребята. А теперь мы поработаем с упражнением 107 в учебнике на стр 65 (отрывок из произведения А.С.Пушкина)

Здесь вам предлагается 2 уровня заданий. Тем, кто выберет задание первого уровня, предстоит списать, подчеркнуть грамматическую основу и составные именные сказуемые обозначить буквами с.и.с. А кто хочет заработать еще баллы, выполняйте задания 2 уровня: кроме того, что вы спишите, подчеркнете грамматическую основу и обозначите составные именные сказуемые обозначить буквами с.и.с., вы должны определить какими частями речи выражена именная часть составных сказуемых.

(Если все выполнено правильно, поставьте себе 3 балла, если допущена 1 ошибка – 2 балла, если 2 ошибки и более – 0 баллов. Те, кто выполнял задание 2 уровня, поставьте себе еще один балл)

Вывод: В художественных произведениях писатели используют составные именные сказуемые, что делает речь точной, образной, выразительной.

2)          Перестроим предложения, заменяя простое глагольное сказуемое составным именным. Как изменился смысл предложения?

Здесь также вам предлагается 2 уровня заданий. Тем, кто выберет задание первого уровня, предстоит заменить простое глагольное сказуемое составным именным. А кто хочет заработать еще баллы, выполняйте задания 2 уровня: кроме того, что вы замените простое глагольное сказуемое составным именным, вы должны определить какими частями речи выражена именная часть составных сказуемых.

10 слайд

а) Деревья пожелтели. (Деревья начали желтеть.)

б) Собрание начнется в назначенный срок. (должно начаться)

в) Учитель поможет ребятам в решении трудных задач. (должен помочь)

г) Сыновья помогают матери в домашних делах. (рады помочь)

д) Она водит машину. (умеет водить)

е) Сыновья навестили своих родителей. (смогут навестить.)

(Если все выполнено правильно, поставьте себе 3 балла, если допущена 1 ошибка – 2 балла, если 2 ошибки и более – 0 баллов. Те, кто выполнял задание 2 уровня, поставьте себе еще один балл)

3)          Работа по подготовке к ОГЭ. 

11 слайд

Задание № 8 в ОГЭ требует от вас знания как раз на эту тему. Формулировка задания такова: Найдите грамматическую основу предложения. 

(55) Тебя можно слушать вечно, Пушкин! СГС

(27) Взрослых нигде не было видно. СИС

(40) До сих по помнят в деревне Белогрудку. ПГС

(41) Толику стало страшно. СИС

(49) Тебя никогда нельзя понять… СГС

(10) Только её слёзы были лёгкие. СИС

(23) И вот что из этого получилось. ПГС

(20) Галочка, пойдемте в восьмой «Б», а то и в самом деле уйдут. ПГС

Если вы допустили 0-1 ошибку, поставьте себе 3 балла; 2-3 – 2 балла; 4-5  – 1 балл,  6 -0 баллов 

Кто выполнял задания 2 уровня? Поставьте себе еще 1 балл.

Выполняют упражнение в тетради, обосновывая свой выбор.

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий.

Воспринимают ответы обучающихся.

 

 

 

 

 

 

Осуществляют самоконтроль, самопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение в тетрадях.

 

 

Осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

Выполняют упражнение в тетрадях самостоятельно.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Личностные

 

 

V.Рефлексия.

А теперь давайте подведем итог, о чем мы сегодня говорили? Какую мы ставили в начале урока перед собой проблему? Давайте вернемся к эпиграфу. Доказали мы, что составные именные сказуемые делают нашу речь точной, образной и выразительной?

Давайте попробуем оценить результат своей работы, используя составные именные сказуемые. (было интересно…, стало понятно… и т.д.)

Выставляем оценки в оценочный лист. Все оценки суммируете. Если вы набрали 10-13 баллов  – оценка «5», 7-9  – оценка «4»,

6 баллов и менее  – оценка «3»
Каждый из вас сегодня принимал участие в уроке. Сегодня, выполняя разнообразные задания, вы иногда допускали ошибки. И это неудивительно, любой человек не застрахован от ошибок, особенно, когда он только учится овладевать какой-либо наукой. Важно вовремя найти и исправить эти ошибки, понять, почему они появились, и стараться впредь не допускать их.

12 слайд

Я благодарю вас за поддержку, помощь, активное участие на уроке и желаю дальнейших успехов. Спасибо за урок.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции материала на уроке и как они его усвоили (что получилось, что не получилось и почему).

Личностные

Регулятивные

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема урока: «Составное именное сказуемое» 

Оценочный лист

Списать текст, подчеркнуть грамматическую основу и составные именные сказуемые обозначить буквами с.и.с.

Замена простого глагольного сказуемого составным именным

Работа по подготовке к ОГЭ

Активность
на уроке

Всего баллов

Оценка

 

 

 

 

 

 

    Если все выполнено правильно, поставьте себе 3 балла, если допущена 1 ошибка – 2 балла, если 2 ошибки и более – 0 баллов. Те, кто выполнял задание 2 уровня, поставьте себе еще 1 балл.

     Если вы набрали: 10-13 баллов  – оценка «5»,

                                     7-9 баллов  – оценка «4», 

                             6 баллов и менее  – оценка «3»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованные источники информации:

 

 

1.     Тростенцова Л.А.Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват.организаций/ Л.А.Тростенцова, А.И.Запорожец. – 4-е изд, перераб. – М.: Просвещение, 2014. – 207с.

2.     Боганова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 кл: книга для учителя.- М.: Просвещение, 2007г

3.     Тесты по русскому языку: 8класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой,Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 8класс» ФГОС (к новому учебнику)/ Е.В. Селезнева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

4.     http://www.gramma.ru Культура письменной речи  

5.     http://infourok.ru Конспект урока русского языка в 8 классе. МБОУ «Аллабердинская СОШ» учитель Хисамова Фания Фаузятовна


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8"

Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №8"

ТЕМА УРОКА: Составное именное сказуемое

ТЕМА УРОКА: Составное именное сказуемое

А теперь откройте тетради, запишите число, классную работу и обратите внимание на доску

А теперь откройте тетради, запишите число, классную работу и обратите внимание на доску

Хорошо, ребята. Молодцы! А сейчас послушайте отрывок из стихотворения

Хорошо, ребята. Молодцы! А сейчас послушайте отрывок из стихотворения

СГС 3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое?

СГС 3 предл. – весела/ ? А чем выражено сказуемое?

Приложение 1) 7 слайд А эпиграфом к уроку я взяла слова

Приложение 1) 7 слайд А эпиграфом к уроку я взяла слова

IV .Практическая часть. 1)

IV .Практическая часть. 1)

Как изменился смысл предложения?

Как изменился смысл предложения?

Те, кто выполнял задание 2 уровня, поставьте себе еще один балл) 1)

Те, кто выполнял задание 2 уровня, поставьте себе еще один балл) 1)

V .Рефлексия. А теперь давайте подведем итог, о чем мы сегодня говорили?

V .Рефлексия. А теперь давайте подведем итог, о чем мы сегодня говорили?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема урока: «Составное именное сказуемое»

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Тема урока: «Составное именное сказуемое»

Использованные источники информации: 1

Использованные источники информации: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.07.2020